ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.08.2024
Просмотров: 288
Скачиваний: 8
Можете ли вы самостоятельно принимать решение?
Припомните, какие решения вам приходилось принимать самостоятельно в последнее время. Какие из них принимались на свой страх и риск, какие были согласованы со старшими, с учителями? Часто ли вы берете на себя ответственность за те или иные действия учеников класса, не согласовав их предварительно с кем-либо? Сколько самостоятельных предложений вы внесли на комсомольских собраниях, заседаниях бюро, во время подготовки дела?
Знайте, что излишняя самоуверенность в организаторской работе граничит с авантюризмом, а нерешительность — с трусостью. Держитесь золотой середины, стремитесь к разумной самостоятельности, но не избегайте оправданного риска.
Всегда ли вы готовы действовать?
Как быстро вы находите выход из сложной ситуации? Вспомните такие ситуации за последние полгода. Как вы их разрешали?
Быть готовым к действию — значит быстро, без раскачки искать решение, наметить пути и выбрать лучший, проявить находчивость. Готовность выражается также в знании собственных прав и обязанностей.
Хорошо ли вы знаете ребят класса?
Готовы ли дать краткую характеристику каждому в классе, выделив деловые и личные качества, отличающие одного вашего товарища от другого? Достаточно ли вы объективны?
Объективная оценка — это умение отметить недостатки тех людей, которым вы симпатизируете, и достоинства тех, к кому относитесь с предубеждением. Придумайте какую-нибудь сложную ситуацию. Попытайтесь представить, как поведет себя в ней каждый из учащихся класса.
Приходилось ли вам изменять мнение о людях? Часто ли их поведение бывает для вас неожиданным? Если часто, то, по всей вероятности, ваше знакомство с коллективом нельзя считать основательным.
Знаете ли вы в классе таких людей, которые смогли бы выполнить вашу работу так же или еще лучше?
Как вы оцениваете положение дел в классе?
Объективно смотреть на положение дел — значит видеть все достоинства и недостатки. Действительно ли активны в классе все, или создается видимость бурной деятельности за счет того, что дело делают лишь единицы? Как вы судите о людях — по их словам или по их делам? Самокритичны ли вы сами? Что вам мешает в работе?
Как близко к сердцу вы принимаете успехи и неудачи товарищей?
Искреннее сопереживание радости и горю, успехам и неудачам одноклассников — показатель внутреннего единения организатора с классным коллективом.
Волнуют ли вас достижения ребят или неприятности у них? Возникает ли чувство гордости за класс даже в том случае, если успехи достигнуты без вашего участия? Не появлялось ли в душе злорадство, если неудачи постигали коллектив в моменты, когда он принимал решения •; самостоятельно, без вашего участия и вопреки вашему мнению?
Пользуетесь ли вы авторитетом?
«Откуда я знаю,— можете ответить вы.— Пусть судят об этом другие». Верно. Но все же.
Показатель авторитета вожака — уважительное отношение к нему всех или подавляющего большинства коллектива, когда одноклассники обращаются к нему не ; только «по службе», а приходят посоветоваться, дружески поговорить, поведать о чем-то своем, сокровенном, с готовностью берутся выполнить то или иное поручение своего руководителя.
Легко ли вы включаетесь в организаторскую работу?
Для хорошего организатора включение в работу проходит как бы само собой, без нажима извне. Если вы видите, что необходима ваша помощь, берете ли вы на себя инициативу помочь людям даже без специальной просьбы? Или ждете, когда вас попросят об этом?
Слаженная работа коллектива зависит от личной организованности и дисциплины организатора. Необязательный, недисциплинированный человек вряд ли может находиться в центре организаторской работы.
Организовать самого себя — это значит привести в систему свою ежедневную деятельность, выработать определенный порядок выполнения обязанностей, четко планировать свой рабочий день.
Вот некоторые советы.
Надо точно знать, что вы собираетесь делать.
Множество людей попусту теряют свое время и энергию только потому, что отчетливо не представляют себе, что же они собираются сделать. Определить с самого начала ожидаемый результат — решающее условие успеха.
В цепочке дел найдите главное звено.
Запишите на листочке в порядке важности самые срочные дела. Подчеркните наиболее важные. Назначьте сроки их выполнения. Принимайтесь за дело № 1 и не отступайте от него, пока не закончите. Не следует особо тревожиться, если к концу дня разделаетесь только с одним или двумя пунктами. Назавтра снова сосредоточьтесь на главном. Вначале это покажется трудным, но потом все войдет в свою колею, и вы приучите себя правильно оценивать свои силы и ценить время.
Научитесь говорить себе «нет».
У вас всегда будет много соблазнов, как только вы составите жесткий план своих действий: появятся сомнения, желание «передохнуть», от чего-то отказаться, провести время более приятно и т. д. Проявите упорство в выполнении намеченных дел.
Приступайте к делу сразу же.
Ничто так не развращает человека, как привычка оттягивать или переносить дело, которое можно сделать сразу же. Никто, кроме тебя самого, не сможет помочь избавиться от привычки мешкать с делами.
Учитесь приказывать самому себе.
Постарайтесь превратить свои дела из «надо» в «хочется», и результативность повысится почти автоматически. Введите для себя систему внутренних приказов: приказываю себе на этот день сделать то-то и то-то. Будьте в таком случае дисциплинированны и подчиняйтесь своим приказам. Будьте непреклонны к себе, как бы вы были непреклонны к человеку, который пообещал что-то сделать важное к определенному сроку. Ставьте задачи реальные, не «зарывайтесь».
Используйте свое время полностью.
Всегда есть возможность использовать свое время более продуктивно. Это значит, что во время поездок, ожидания можно заняться такими делами, как планирование своего дня, обдумывание предстоящих дел, анализ прошедшего дня и т. д. Приобретите привычку мысленно оценивать свое время, заниматься лишь теми делами, которые на данный момент являются нужными и полезными.
Следите за тем, на что вы тратите свободное время.
Не предавайтесь некоторым занятиям только потому, что это делают другие. Можно сберечь многие часы, если быть разборчивее в выборе кинофильмов, телеперадач, которые смотрите, книг и журналов, которые читаете.
Вспомните стихи С. Я. Маршака:
Мы знаем: время растяжимо.
Оно зависит от того,
Какого рода содержимым
Вы наполняете его.
Бывают у него застои,
А иногда оно течет
Ненагруженное, пустое,
Часов и дней напрасных счет.
Пусть равномерны промежутки,
Что разделяют наши сутки,
Но, положив их на весы,
Находим долгие минутки
И очень краткие часы.
Старайтесь разнообразить занятия.
Меняя занятия, вы сможете побороть усталость и сделать больше, чем предполагалось. Вы увидите, что ваш организм способен к большим нагрузкам, и такая смена занятий сделает вас не усталым, а энергичным и бодрым.
Учитесь слушать внимательно.
Вы сэкономите много времени и избежите серьезных ошибок, если будете внимательны во время объяснений учителя на уроке, разговаривая с товарищами, выслушивая указания старшего организатора.
Пользуйтесь записной книжкой.
Память наша несовершенна и может подвести в самый ответственный момент. Записи в книжке помогут вам в организаторской работе и в распределении свободного времени ведите записи аккуратно: куда, когда и во сколько вам надо прийти, кого и когда вам ждать самому, что надо сделать в ближайшее время. Книжку держите всегда при себе. Не загружайте память тем, что можно записать.
И последний совет пусть прозвучит стихами Заболоцкого.
Не позволяй душе лениться!
Чтоб в ступе воду не толочь,
Душа обязана трудиться
И день и ночь, и день и ночь!
Гони ее от дома к дому,
Тащи с этапа на этап,
По пустырю, по бурелому,
Через сугроб, через ухаб!
Не разрешай ей спать в постели
При свете утренней звезды.
Держи лентяйку в черном теле
И не снимай с нее узды!
Коль дать ей вздумаешь поблажку,
Освобождая от работ,
Она последнюю рубашку
С тебя без жалости сорвет.
А ты хватай ее за плечи,
Учи и мучай дотемна,
Чтоб жить с тобой по-человечьи
Училась заново она.
Она рабыня и царица,
Она работница и дочь,
Она обязана трудиться
И день и ночь, и день и ночь
Как организовать работу
Пять этапов от старта к финишу.— Правила хорошей работы.— Разбирайтесь в задании.— Изучайте опыт.— Кто на что способен.— Что вам пригодится.— Не стройте воздушных замков.— Когда всем все понятно.— Персональная ответственность.— Сплачивайте коллектив.— Договаривайтесь с теми, кто рядом.— Доверяй, но проверяй.— Будьте внимательны на финише.— Итоговый анализ.— Справедливость прежде всего.— Советы организатору.
Организаторская работа имеет свою «дистанцию». Она может быть спринтерской, короткой, рассчитанной на решение небольших по объему и относительно простых задач. Она марафонская, когда ее выполнение растягивается на длительный срок и сама она бывает сложной и по содержанию, и по условиям деятельности.
На дистанции между стартом и финишем расположены этапы. Их пять.
Старт — получение задания.
1-й этап — определение цели и усвоение задач.
2-й этап — обеспечение работы (условия, средства, исполнители).
3-й этап — планирование работы и распределение обязанностей.
4-й этап — оперативное руководство (согласование, учет, контроль).
5-й этап — анализ эффективности и подведение итогов работы.
Финиш — отчет о выполнении задания.
На каждом из этапов организатором выполняются определенные действия. Если спортсмену-легкоатлету, преодолевающему этапы, приходится рассчитывать на свои силы, то организатору, который вывел свою команду на дистанцию, необходимо думать о возможностях всех ее членов, с тем чтобы не только привести их всех к финишу, но и при этом показать хороший результат. Организатору важно знать не только, что за чем следует, но и что нужно делать на каждом этапе.
Прохождение каждого этапа будет успешнее, если придерживаться некоторых важных правил организаторской работы.
Правило 1. Получив задание, разберитесь в нем.
Это значит, что необходимо:
- хорошо представить себе, какова конечная цель задания, что должно быть на выходе, чего следует добиваться. Это не так просто сделать, как кажется на первый взгляд. Например, конечной целью школьного военно-спортивного праздника «Класс — спортивная команда» может быть выявление лучшего спортивного классного коллектива, сдача нормативов комплекса ГТО, привлече ние всех старшеклассников к занятиям спортом;
- усвоить содержание организаторской задачи: из каких частей она состоит, является простой или сложной, требует ли привлечения помощников. Так, по отношению к спортивному празднику организатор может провести разделение всего объема работы на подготовительную часть, основную, то есть сам праздник, и заключительную — подведение итогов, анализ, поощрение отличившихся и т. д. Поскольку эта задача является сложной и требует привлечения большого количества помощников и исполнителей, надо определить примерный круг этих людей;
- выделить главное, основное, увидеть вспомогательное. Бывает, что организатор сосредоточивает свои усилия на второстепенном и упускает самое важное только потому, что он в самом начале не смог разобраться в задании. Это не значит, что без вспомогательного можно обойтись — одно без другого в организаторской работе не существует. Но если, к примеру, в спортивном празднике все силы брошены на оповещение участников, изобретение девизов команд, шуточных поздравлений и т. д., а о разметке дистанций, судьях на этапах, спортивном инвентаре позабыли, то можно себе представить, какая путаница произойдет на самом празднике. Да и будет ли праздник? В то же время в организаторской работе нельзя забывать о «пустяках», которые вдруг оказываются самой важной деталью. Позабыли организаторы школьного вечера побеспокоиться об... иголке к проигрывателю, и вся танцевальная программа вечера, к которой так тщательно готовились многие старшеклассники, сорвалась. Без «работы» в этот вечер остались дежурные, распорядители, осветители, радисты;
- определить последовательные этапы выполнения задачи, выяснить основные условия: сроки, место, материальные средства, предполагаемый состав участниковобщей работы;
- уточнить свое место, положение: кто подчиняется вам, кому подотчетны вы, каковы ваши права и обязанности. Если вы выполняете только одну часть общей работы (скажем, на спортивном празднике отвечаете за организацию судейства), то следует точно определить, кто будет в вашем распоряжении, имеете ли вы право сами подбирать себе участников работы, или их состав уже определен вышестоящими органами, перед кем вы должныотчитываться и в какие сроки;