Файл: А.Н. Лутошкин - Как вести за собой.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.08.2024

Просмотров: 288

Скачиваний: 8

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Можете ли вы самостоятельно принимать решение?

Припомните, какие решения вам приходилось прини­мать самостоятельно в последнее время. Какие из них принимались на свой страх и риск, какие были согласо­ваны со старшими, с учителями? Часто ли вы берете на себя ответственность за те или иные действия учеников класса, не согласовав их предварительно с кем-либо? Сколько самостоятельных предложений вы внесли на комсомольских собраниях, заседаниях бюро, во время подготовки дела?

Знайте, что излишняя самоуверенность в организатор­ской работе граничит с авантюризмом, а нерешитель­ность — с трусостью. Держитесь золотой середины, стре­митесь к разумной самостоятельности, но не избегайте оправданного риска.

Всегда ли вы готовы действовать?

Как быстро вы находите выход из сложной ситуации? Вспомните такие ситуации за последние полгода. Как вы их разрешали?

Быть готовым к действию — значит быстро, без рас­качки искать решение, наметить пути и выбрать лучший, проявить находчивость. Готовность выражается также в знании собственных прав и обязанностей.

Хорошо ли вы знаете ребят класса?

Готовы ли дать краткую характеристику каждому в классе, выделив деловые и личные качества, отличающие одного вашего товарища от другого? Достаточно ли вы объективны?

Объективная оценка — это умение отметить недостат­ки тех людей, которым вы симпатизируете, и достоинства тех, к кому относитесь с предубеждением. Придумайте какую-нибудь сложную ситуацию. Попытайтесь пред­ставить, как поведет себя в ней каждый из учащихся класса.

Приходилось ли вам изменять мнение о людях? Часто ли их поведение бывает для вас неожиданным? Если ча­сто, то, по всей вероятности, ваше знакомство с коллек­тивом нельзя считать основательным.

Знаете ли вы в классе таких людей, которые смогли бы выполнить вашу работу так же или еще лучше?

Как вы оцениваете положение дел в классе?

Объективно смотреть на положение дел — значит ви­деть все достоинства и недостатки. Действительно ли ак­тивны в классе все, или создается видимость бурной дея­тельности за счет того, что дело делают лишь единицы? Как вы судите о людях — по их словам или по их делам? Самокритичны ли вы сами? Что вам мешает в работе?

Как близко к сердцу вы принимаете успехи и неудачи товарищей?

Искреннее сопереживание радости и горю, успехам и неудачам одноклассников — показатель внутреннего еди­нения организатора с классным коллективом.


Волнуют ли вас достижения ребят или неприятности у них? Возникает ли чувство гордости за класс даже в том случае, если успехи достигнуты без вашего участия? Не появлялось ли в душе злорадство, если неудачи пости­гали коллектив в моменты, когда он принимал решения •; самостоятельно, без вашего участия и вопреки вашему мнению?

Пользуетесь ли вы авторитетом?

«Откуда я знаю,— можете ответить вы.— Пусть судят об этом другие». Верно. Но все же.

Показатель авторитета вожака — уважительное отношение к нему всех или подавляющего большинства кол­лектива, когда одноклассники обращаются к нему не ; только «по службе», а приходят посоветоваться, друже­ски поговорить, поведать о чем-то своем, сокровенном, с готовностью берутся выполнить то или иное поручение своего руководителя.

Легко ли вы включаетесь в организаторскую работу?

Для хорошего организатора включение в работу про­ходит как бы само собой, без нажима извне. Если вы ви­дите, что необходима ваша помощь, берете ли вы на себя инициативу помочь людям даже без специальной прось­бы? Или ждете, когда вас попросят об этом?

Слаженная работа коллектива зависит от личной ор­ганизованности и дисциплины организатора. Необяза­тельный, недисциплинированный человек вряд ли может находиться в центре организаторской работы.

Организовать самого себя — это значит привести в си­стему свою ежедневную деятельность, выработать определенный порядок выполнения обязанностей, четко пла­нировать свой рабочий день.

Вот некоторые советы.

Надо точно знать, что вы собираетесь делать.

Множество людей попусту теряют свое время и энер­гию только потому, что отчетливо не представляют себе, что же они собираются сделать. Определить с само­го начала ожидаемый результат — решающее условие успеха.

В цепочке дел найдите главное звено.

Запишите на листочке в порядке важности самые срочные дела. Подчеркните наиболее важные. Назначьте сроки их выполнения. Принимайтесь за дело № 1 и не от­ступайте от него, пока не закончите. Не следует особо тре­вожиться, если к концу дня разделаетесь только с одним или двумя пунктами. Назавтра снова сосредоточьтесь на главном. Вначале это покажется трудным, но потом все войдет в свою колею, и вы приучите себя правильно оце­нивать свои силы и ценить время.

Научитесь говорить себе «нет».

У вас всегда будет много соблазнов, как только вы составите жесткий план своих действий: появятся сомне­ния, желание «передохнуть», от чего-то отказаться, про­вести время более приятно и т. д. Проявите упорство в выполнении намеченных дел.


Приступайте к делу сразу же.

Ничто так не развращает человека, как привычка от­тягивать или переносить дело, которое можно сделать сразу же. Никто, кроме тебя самого, не сможет помочь избавиться от привычки мешкать с делами.

Учитесь приказывать самому себе.

Постарайтесь превратить свои дела из «надо» в «хо­чется», и результативность повысится почти автомати­чески. Введите для себя систему внутренних приказов: приказываю себе на этот день сделать то-то и то-то. Будь­те в таком случае дисциплинированны и подчиняйтесь своим приказам. Будьте непре­клонны к себе, как бы вы были непреклонны к человеку, который пообещал что-то сделать важное к определенному сроку. Ставьте задачи реальные, не «зарывай­тесь».

Используйте свое время пол­ностью.

Всегда есть возможность ис­пользовать свое время более про­дуктивно. Это значит, что во время поездок, ожидания можно заняться такими делами, как планирование своего дня, обдумывание предстоящих дел, анализ прошедшего дня и т. д. Приобретите при­вычку мысленно оценивать свое время, заниматься лишь теми делами, которые на данный момент являются нуж­ными и полезными.

Следите за тем, на что вы тратите свободное время.

Не предавайтесь некоторым занятиям только потому, что это делают другие. Можно сберечь многие часы, если быть разборчивее в выборе кинофильмов, телеперадач, которые смотрите, книг и журналов, которые читаете.

Вспомните стихи С. Я. Маршака:

Мы знаем: время растяжимо.

Оно зависит от того,

Какого рода содержимым

Вы наполняете его.

Бывают у него застои,

А иногда оно течет

Ненагруженное, пустое,

Часов и дней напрасных счет.

Пусть равномерны промежутки,

Что разделяют наши сутки,

Но, положив их на весы,

Находим долгие минутки

И очень краткие часы.

Старайтесь разнообразить занятия.

Меняя занятия, вы сможете побороть усталость и сде­лать больше, чем предполагалось. Вы увидите, что ваш организм способен к большим нагрузкам, и такая смена занятий сделает вас не усталым, а энергичным и бодрым.

Учитесь слушать внимательно.

Вы сэкономите много времени и избежите серьезных ошибок, если будете внимательны во время объяснений учителя на уроке, разговаривая с товарищами, выслу­шивая указания старшего организатора.

Пользуйтесь записной книжкой.

Память наша несовершенна и может подвести в са­мый ответственный момент. Записи в книжке помогут вам в организаторской работе и в распределении свободного времени ведите записи аккуратно: куда, когда и во сколько вам надо прийти, кого и когда вам ждать самому, что надо сделать в ближайшее время. Книжку держите всегда при себе. Не загружайте память тем, что можно записать.


И последний совет пусть прозвучит стихами Заболоцкого.

Не позволяй душе лениться!

Чтоб в ступе воду не толочь,

Душа обязана трудиться

И день и ночь, и день и ночь!

Гони ее от дома к дому,

Тащи с этапа на этап,

По пустырю, по бурелому,

Через сугроб, через ухаб!

Не разрешай ей спать в постели

При свете утренней звезды.

Держи лентяйку в черном теле

И не снимай с нее узды!

Коль дать ей вздумаешь поблажку,

Освобождая от работ,

Она последнюю рубашку

С тебя без жалости сорвет.

А ты хватай ее за плечи,

Учи и мучай дотемна,

Чтоб жить с тобой по-человечьи

Училась заново она.

Она рабыня и царица,

Она работница и дочь,

Она обязана трудиться

И день и ночь, и день и ночь

Как организовать работу

Пять этапов от старта к финишу.Правила хорошей работы.Раз­бирайтесь в задании.— Изучайте опыт.Кто на что способен.Что вам пригодится.Не стройте воздушных замков.Когда всем все понятно.Персональная ответственность.Сплачивайте коллек­тив.— Договаривайтесь с теми, кто рядом.Доверяй, но прове­ряй.— Будьте внимательны на финише.Итоговый анализ.Спра­ведливость прежде всего.Советы организатору.

Организаторская работа имеет свою «дистанцию». Она может быть спринтерской, короткой, рассчитанной на решение небольших по объему и относительно про­стых задач. Она марафонская, когда ее выполнение рас­тягивается на длительный срок и сама она бывает слож­ной и по содержанию, и по условиям деятельности.

На дистанции между стартом и финишем расположе­ны этапы. Их пять.

Старт — получение задания.

1-й этап — определение цели и усвоение задач.

2-й этап — обеспечение работы (условия, средства, исполнители).

3-й этап — планирование работы и распределение обя­занностей.

4-й этап — оперативное руководство (согласование, учет, контроль).

5-й этап — анализ эффективности и подведение итогов работы.

Финиш — отчет о выполнении задания.

На каждом из этапов организатором выполняются определенные действия. Если спортсмену-легкоатлету, преодолевающему этапы, приходится рассчитывать на свои силы, то организатору, кото­рый вывел свою команду на ди­станцию, необходимо думать о возможностях всех ее членов, с тем чтобы не только привести их всех к финишу, но и при этом показать хороший результат. Ор­ганизатору важно знать не толь­ко, что за чем следует, но и что нужно делать на каждом этапе.


Прохождение каждого этапа будет успешнее, если придерживаться некоторых важных правил организатор­ской работы.

Правило 1. Получив задание, разберитесь в нем.

Это значит, что необходимо:

- хорошо представить себе, какова конечная цель за­дания, что должно быть на выходе, чего следует доби­ваться. Это не так просто сделать, как кажется на первый взгляд. Например, конечной целью школьного военно-спортивного праздника «Класс — спортивная команда» может быть выявление лучшего спортивного классного коллектива, сдача нормативов комплекса ГТО, привлече­ ние всех старшеклассников к занятиям спортом;

- усвоить содержание организаторской задачи: из каких частей она состоит, является простой или сложной, требует ли привлечения помощников. Так, по отношению к спортивному празднику организатор может провести разделение всего объема работы на подготовительную часть, основную, то есть сам праздник, и заключитель­ную — подведение итогов, анализ, поощрение отличив­шихся и т. д. Поскольку эта задача является сложной и требует привлечения большого количества помощников и исполнителей, надо определить примерный круг этих людей;

- выделить главное, основное, увидеть вспомогатель­ное. Бывает, что организатор сосредоточивает свои уси­лия на второстепенном и упускает самое важное только потому, что он в самом начале не смог разобраться в за­дании. Это не значит, что без вспомогательного мож­но обойтись — одно без другого в организаторской работе не существует. Но если, к примеру, в спортивном празднике все силы брошены на оповещение участников, изо­бретение девизов команд, шуточных поздравлений и т. д., а о разметке дистанций, судьях на этапах, спортивном ин­вентаре позабыли, то можно себе представить, какая пу­таница произойдет на самом празднике. Да и будет ли праздник? В то же время в организаторской работе нель­зя забывать о «пустяках», которые вдруг оказываются самой важной деталью. Позабыли организаторы школь­ного вечера побеспокоиться об... иголке к проигрывателю, и вся танцевальная программа вечера, к которой так тща­тельно готовились многие старшеклассники, сорвалась. Без «работы» в этот вечер остались дежурные, распоря­дители, осветители, радисты;

- определить последовательные этапы выполнения задачи, выяснить основные условия: сроки, место, мате­риальные средства, предполагаемый состав участниковобщей работы;

- уточнить свое место, положение: кто подчиняется вам, кому подотчетны вы, каковы ваши права и обязан­ности. Если вы выполняете только одну часть общей рабо­ты (скажем, на спортивном празднике отвечаете за орга­низацию судейства), то следует точно определить, кто бу­дет в вашем распоряжении, имеете ли вы право сами под­бирать себе участников работы, или их состав уже определен вышестоящими органами, перед кем вы должныотчитываться и в какие сроки;