Файл: А.Н. Лутошкин - Как вести за собой.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.08.2024

Просмотров: 284

Скачиваний: 8

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Случается, что учащийся не согласен с позицией боль­шинства класса, внутренне не принимает ее, но внешне проявляет свою солидарность, соглашается с «большин­ством», как это было в приведенном примере. Здесь тор­жествует позиция: «лучше не связываться» или «мне что, больше всех надо?» В подобном случае мы говорим о со­глашательстве, граничащем с беспринципностью.

Но если личность сознательно присоединяется к оцен­кам и задачам коллектива, в основе которого лежит нрав­ственно ценная для общества деятельность, в этом случае «ы имеем дело с проявлением коллективизма. Именно здесь подчинение большинству является необходимым ус­ловием сохранения единства в организации, и мы за та­кое подчинение тем, кто отстаивает общественно ценные цели.

К сожалению, еще встречаются такие молодые лю­ди, которые пытаются жить по мещанскому обычаю «моя хата с краю», считают удобным не иметь собст­венного мнения, собственной позиции, трусливо выжи­дая, что скажут другие, чтобы слепо к ним присоединить­ся. Задача организатора — всеми путями воспитывать творческую активность и самостоятельность, социальную смелость и ответственность всех юношей и девушек. Если классный коллектив един, то это должно быть единство творческих и самостоятельных личностей.

Личность в коллек­тиве должна быть не пассажиром, ожидающим, когда корабль до­ставит его к месту на­значения, а членом эки­пажа, обеспокоенным вместе со всеми тем, чтобы корабль шел вер­ным курсом.

Советы организатору:

Постарайтесь «отгадать» дружеские или приятельские группировки в своем классе. Выясните, что объединяет ребят, кто их возглавляет, как относятся друг к другу ли­деры этих группировок. Учтите, что такие сведения легче получить, если будете внимательнее к ребятам во время проведения общих дел, на переменах, на комсомольских собраниях.

Учтите, что отдельные задания можно поручать одно­классникам, входящим в состав одной группировки, при­влекать к руководству этими объединениями вниматель­ных ребят — лидеров. Использовать эти «узелки» связей можно и при передаче просьб, объявлений и других све­дений.

Возьмите список класса и перепишите его таким обра­зом, чтобы первым по списку шел учащийся, наиболее активно участвующий в общественной жизни класса, за ним учащийся, принимающий участие в работе в несколь­ко меньшей степени, и т. д. Список будут замыкать те, кто не проявляет рвения в общих делах класса (если такие есть). Учитывайте при этом наличие общественного пору­чения, отношение к его выполнению, участие в делах клас­са. Чтобы быть объективным в расстановке учащихся по степени общественной активности, посоветуйтесь с товари­щами, классным руководителем.


Список вам понадобится для того, чтобы иметь для себя ясную картину вклада каждого одноклассника в об­щие дела, чтобы активнее привлекать к работе тех, кто стоит последними в вашем списке.

Попытайтесь для себя определить учащихся, пользу­ющихся влиянием в классе: лидеров-умельцев (в разных видах деятельности), лидеров-организаторов, лидеров-инициаторов, классных «юмористов» (с кем «не соску­чишься»), лидеров — «совесть класса», лидеров симпатий. Смело привлекайте их к организаторской работе, опирай­тесь на них -при подготовке и проведении коллектив­ных дел.

В своей записной книжке против фамилий одноклас­сников можете сделать пометки условными значками, обо­значающими ориентацию ребят «на дело», «на людей», «на себя». Ваши заключения должны быть основаны на длительном наблюдении, на беседах с активом, учите­лями.

В качестве условных значков можете использовать не­большие геометрические фигуры: кружок — «на дело», квадрат — «на людей», треугольник — «на себя». Если, по вашему мнению, в ребятах проявляются все типы, знач­ки ставьте в той последовательности, в какой преобла­дают ориентации.

Эти данные вы сможете использовать при комплекто­вании организаторских групп, советов дела, а также для того, чтобы влиять на переориентацию тех, кто излишне обеспокоен только собственным престижем.

Внимательно присмотритесь, есть ли в вашем классе «робинзоны», учащиеся, которые находятся в одиночест­ве, почему-то отвергаются одноклассниками, с которы­ми никто не дружит. Поставьте целью — через привлече­ние этих ребят к общим делам, проявление внимания к ним ввести их в активную жизнь класса, помочь им за­нять более высокое место в системе личных взаимоотно­шений.

Не торопитесь набрасываться с упреками на ребят, ко­торые, по вашему мнению, не интересуются делами клас­са, не принимают участия в обсуждении вопросов жизни коллектива на комсомольских собраниях, диспутах. Выяс­ните причины этого поведения. Если предлагаемые вами дела действительно не вызывают интереса, что тут обсуж­дать? В то же время имейте в виду, что очень многие ре­бята не решаются или стесняются выражать при всех свое мнение из-за боязни «коряво» сказать, выглядеть смешными и т. д. Поэтому привлекайте ребят к обсужде­нию общих вопросов постепенно и не обязательно вначале на собраниях. Интересуйтесь мнениями в личных беседах, проводите «малые советы» с ребятами на переменах, ис­пользуйте непринужденную атмосферу «огоньков».


Твердо держитесь выбранного вами курса — сплоче­ние коллектива. Но учтите, не любая сплоченность — ценное приобретение. Бойтесь единства поддакивающих вам людей, опасайтесь единения ради сомнительного де­ла. Это — подводные рифы на вашем пути. Самое бес­славное для капитана — дать увести свой корабль по ложному курсу.

За кем в огонь и в воду

Что такое организаторские способности.«Аккомпанемент» и «мело­дия» организаторских качеств.Нравственный облик организато­ра.Диапазон и индивидуальность организатора.Есть ли у вас организаторские способности.Советы организатору.

Точно так же как разные талантливые актеры или му­зыканты могут совершенно по-разному прочитать пьесу, сценарий кинофильма, партитуру симфонического произ­ведения и затем заставить зрителя, слушателя радовать­ся, страдать и восхищаться, жить одной жизнью с героя­ми, образами, так и организатор может своим мастер­ством, своей личностью, как факелом, зажечь в людях и интерес к делу, и стремление «выложиться», отдавая все свои силы общему делу. Именно за такими людьми ребя­та готовы идти, как говорят, в огонь и в воду.

Как-то меня спросили, каким я себе представляю хо­рошего организатора. Я стал перечислять: умным, чест­ным, волевым, принципиальным, трудолюбивым, тактич­ным, внимательным... По мере перечисления качеств мой собеседник как-то заскучал, поник. Я пожалел его и на третьем десятке названий остановился. Дело в том, что в словаре русского языка насчитывается несколько сот терминов, раскрывающих те или иные свойства личности, и большинство из них вполне могло быть у моего вообра­жаемого героя-организатора. Они могли присутствовать и у любого другого человека, не проявляющего чудес в организаторской работе.

Чем же тогда отличаются способные организаторы от неспособных? Какие качества нужно в себе развивать, чтобы стать настоящим вожаком?

Организаторские способности — это такое сочетание индивидуальных свойств личности, которое позволяет че­ловеку быстро, надежно, уверенно организовывать людей на выполнение какого-либо дела.

Когда звучит музыкальный аккорд, то бывает очень трудно определить на слух, из каких отдельных звуков он состоит. Когда работает организатор, заметить, обнару­жить каждое «звучащее» качество еще трудней.

Советский ученый, профессор Л. И. Уманский много лет посвятил расшифровке этих организаторских «аккор­дов». Он выделил главные свойства, те, что ведут «мело­дию» организаторской работы, и «аккомпанирующие» качества.


Начнем с «аккомпанемента» — общих качеств лично­сти организатора. Общими эти качества личности мы на­зываем потому, что их можно обнаружить не только у хороших организаторов, но и у тех, кому пока еще хочет­ся таковыми стать.

В нашем «организаторском рояле» двенадцать «кла­вишей». Ударяя по каждой, мы будем получать следующие «звуки»:

Компетентность – знание того дела, которое требуется организовать.

Активность - умение действовать энергично, напористо при решении практических задач.

Инициативность - особое творческое проявление активности, выдвижение идей, предложений.

Общительность - открытость для других, готовность общать­ся, потребность иметь контакты с людьми.

Сообразительность - способность доходить до сущности явлений, видеть их причины и следствия, определять главное.

Настойчивость - проявление силы воли, упорства, умение до­ водить дело до конца.

Самообладание - способность контролировать свои чувства, свое поведение в сложных ситуациях.

Работоспособность - выносливость, способность вести напряжен­ную работу, длительное время не уставать.

Наблюдательность - умение видеть, мимоходом отметить при­мечательное, сохранить в памяти детали.

Самостоятельность - независимость в решениях, умение самому находить пути выполнения задачи, брать на себя ответственность.

Организованность - способность подчинить себя необходимому режиму работы, планировать свою деятель­ность, проявлять последовательность, собранность.

Эти перечисленные качества у способного организато­ра могут и не достигать высокого уровня развития, но и не должны переходить в свою противоположность (сла­боволие, безынициативность, замкнутость, неорганизо­ванность и др.).

Внимательно еще раз прочтите перечень этих ка­честв и попытайтесь «прикинуть», как они развиты у вас. Для удобства можете воспользоваться пятибалль­ной шкалой.

Теперь о главных, специфических свойствах, индика­торах организаторского таланта. Что составляет «мело­дию» организаторских способностей?

Первое — это организаторская проница­тельность. Для того чтобы понять другого человека, нужно как бы проникнуть в его внутренний мир, чутко уловить его настроение, самочувствие.


В повседневном общении можно и не обратить внима­ния на существование в человеке этого качества. Но «про­бьет час» организатора, возникнет организаторская си­туация, вот тогда и сверкнет эта редкостная грань личности — тонкая психологическая избирательность, чуткость, зеркальная способность отражать в себе неуло­вимые для глаза душевные волнения других людей.

За чашкой чая, за разговорами можно открыть душев­ного человека, чуткого товарища, но не организатора. Лишь в организаторской работе раскрываются сполна качества настоящего вожака.

Организаторская проницательность не только ключ к душе человека. Главное все же — умение найти для каждого его место з зависимости от индивидуальных осо­бенностей человека, быстро определить, кто на что спосо­бен, чего можно от кого ожидать. Когда хорошо чувству­ешь состояние другого человека, легче найти к нему свой подход.

Способный организатор моментально находит тропи­ночки понимания к своим товарищам, знает, как лучше на кого повлиять. Одного он может пожурить, другого от­ругать наедине, третьего похвалить принародно, а в ином случае, где, казалось, нужно реагировать очень бурно, он промолчит...

Еще одно специфическое свойство организатора — способность к активному психологиче­скому воздействию. Это значит, что организатор оказывает влияние на других людей, используя разнооб­разные средства — от иронической улыбки до строгого приказа. В одном случае организатор увлекает собствен­ным примером, заражает всех своей активностью, энер­гичностью. В другом — он предъявляет четкие требова­ния — убежденно, решительно, бескомпромиссно. Все за­висит от умения организатора правильно оценить сложившуюся ситуацию и воспользоваться ею. Правиль­но сделать это помогает критичность организатора — своеобразный контролер работы, страховка против само­успокоенности и самодовольства. Критика у толкового организатора аргументированна, самостоятельна и доб­рожелательна.

Напомним и о самокритичности, без которой все цен­ные свойства организатора могут быть сведены к нулю. Отсутствие самокритичности — тормоз развития личности организатора. Без критической оценки своих действий ор­ганизатор рано или поздно потерпит неудачу.

Третье важное свойство — склонность к орга­низаторской работе. Склонный к организатор­ской работе человек — тот, кто возлагает на себя органи­заторские обязанности добровольно, без каких-либо побуждений со стороны окружающих, самостоятельно включается в организаторскую работу.