ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.08.2024
Просмотров: 290
Скачиваний: 8
У настоящего вожака всегда есть потребность в организаторской работе. Он проявляет к ней устойчивый интерес. Причем бескорыстно, не ожидая похвал и наград.
Как порой бывают несправедливы одноклассники к тем, кто по собственной инициативе начинает действовать, организовывать ребят на полезное дело, не может остаться в стороне, когда видит, что нужна его помощь. А за спиной в это время слышится шепот: «Выскочка!», «Ему больше всех надо». Но это же хорошо, когда такому человеку действительно больше всех надо, хорошо, что среди нас живут такие неуспокоенные. Они неутомимы, они испытывают неудовлетворенность, когда общественной работы нет.
Разговор об особенностях способных организаторов был бы неполон, если бы мы специально не остановились еще на одной важной стороне личности организатора. Я имею в виду направленность личности организатора.
В Костромском областном лагере школьного комсомольского актива «Комсорг» проходил диспут «Кому трубить тревогу?». Он начался необычно. Вышли два старшеклассника с гитарами. И каждый спел песню о трубаче. Вот строчки из этих двух песен.
Он с нами шел и пел про то, Мы шли под пули ставить лбы,
Как кровь горит в росе… мы шли сквозь дым и зной,
И не любил его никто, как только медь его трубы
И все ж любили все. Звенела за спиной
Он не был честен, не был смел А после боя, у костра,
И лгал друзьям не раз, где раны, кровь и стон,
Но на трубе играть умел, он говорил: ”Ну как игра? ”
Как ни один из нас. И улыбался он.
Он у друзей горбушки крал, Он не был честен, не был смел
И хлеб он прятал свой, и лгал друзьям не раз,
Но на трубе он так играл, но на трубе играть умел,
Что мы бросались в бой. Как ни один из нас.
( “Трубач”. Муз. Б. Вахнюка, сл. Г. Остера.)
Тоже о юном трубаче поется в другой песне.
Кругом война, а этот маленький,
Над ним смеялись все врачи:
«Куда такой годится маленький?
Ну, разве только в трубачи».
А что ему? Все нипочем!
Ну, трубачом, так трубачом.
Как хорошо, не надо кланяться.
Свистят все пули над тобой,
Везде пройдет — но не расстанется
С своей начищенной трубой,
А почему? Да потому,
Что так положено ему.
Но как-то раз в дожди осенние
В чужой степи, в чужом краю
Полк оказался в окружении,
И командир погиб в бою.
Ну, как же быть, ах, как же быть,
Ну, что, трубач, тебе трубить?
И встал трубач в дыму и пламени,
К губам трубу свою прижал,
И за трубой весь полк израненный
Запел «Интернационал».
И полк пошел за трубачом,
Обыкновенным трубачом...
Солдат, солдат, нам не положено,
И верно, что там, плачь не плачь,—
В чужой степи, в траве некошеной
Остался маленький трубач...
А он, ведь он, все дело в чем,—
Был настоящим трубачом!
(«Маленький трубач». Муз. С. Никитина, ел. С. Крылова.)
Спор возник сразу же после того, как в зале прозвучали эти две популярные песни. О чем спор?
Трубач в наше время стал символом устремленного вперед вожака, увлекающего людей за собой не только тревожным звуком трубы, но и своей преданностью делу, жаром своего сердца. Два трубача из песни объективно делают одно и то же важное дело — увлекают бойцов в бой, заставляют поверить в победу, способствуют разгрому врага. Но какие же это разные люди!
Столкновения в диспуте:
- Какая разница, что ты за человек, что у тебя за душой. Главное, что ты в чем-то большом, важном делаешь полезное для людей дело.
- Нельзя делать чистое дело грязными руками. Это страшно, когда природа наделила человека в общем-то подлого хорошими организаторскими способностями, а он извлекает из этого корысть...
Ну уж, прямо, корысть. Ведь от его способностей людям польза.
Это значит цель оправдывает средства? Неправильно. Истинным трубачом был тот, кто не пожалел жизни в трудную минуту. А вы обратили внимание, что первый трубач играл за спинами других, что он каждый раз самодовольно ждал похвал. Да вообще был бесчестным человеком....
Бесчестный человек в бой мог и не идти. А этот пошел, да еще и пользу приносил.
— Видимо, о человеке, даже очень способном, надо судить не только по тому, что он делает, но и ради чего он так поступает. Ведь карьерист и человек бескорыстный могут одинаково хорошо работать. Иногда карьерист из себя весь выйдет, чтобы внимание на свою персону обратить. А мы порой не замечаем этого, ставим его в пример другим, тем самым поощряя хитрость, изворотливость, нечестность.
А может, бывает в жизни такое, когда человек в одних условиях совершает поступки подловатые, бесчестные, а в других вполне искренне делает то, что нужно для всех. Ведь нельзя одного человека все время черной краской...
Тогда надо помогать такому человеку стать человеком, настоящим человеком.
Комсомольские вожаки всегда на виду. То, что не заметно у рядового комсомольца, я имею в виду его недостатки, так и выпячивается у руководителя. Вожак должен быть вдвойне требовательнее к себе.
Мы должны быть требовательнее к нему, тогда он и подумает о себе...
Вы видите, как остро может стоять вопрос о нравственном облике организатора, его гражданской зрелости, идейной позиции — направленности его личности. Нам должно быть небезразлично, в чьих руках зовущая труба. Нельзя увлечь только умением организовать. Увлекают за собой и своей преданностью делу, убежденностью, бескорыстным стремлением быть полезным обществу.
Еще никому в мире не удалось обнаружить двух совершенно одинаковых людей. Каждый человек неповторим своей индивидуальностью. Как бы мы ни готовили организаторов, как бы хорошо ни формировали у них организаторские знания и умения, все равно у каждого будет свой «почерк» в работе, будут отличаться они и своеобразием подхода к человеку, и темпом деятельности, и умением привлекать людей.
Не каждый организатор может быть мастером на все руки, организатором «широкого профиля». У одного хорошо получается работа в качестве старосты технического кружка, другой удачно действует как капитан спортивной команды, третий — прекрасный комсорг. А попробуй поменять их местами, и могут поблекнуть организаторские способности, «завянет» и сам организатор. Поэтому немаловажно знать о широте организаторских возможностей человека, его «привязанности» к определенному виду деятельности. Итак, пусть дело найдет своего организатора, а организатор свое дело.
Организатору не все возрасты покорны. Есть такие вожаки, которые одинаково хорошо действуют как со сверстниками, так и с теми, кто младше их. Однако случается, что пошлют в пионерский отряд хорошего организатора комсомольской работы, а вожатым он неожиданно для всех оказывается посредственным: никак не может найти подход к ребятишкам, выбрать верный тон, понять их. Случается и наоборот: отлично показал себя пионерский вожатый в отряде, завоевал авторитет, а выдвинули в комсорги — сник и не может проявить себя.
Оказывается, что для некоторых организаторов существует так называемая возрастная ограниченность: наиболее успешно действуют только с каким-нибудь одним возрастом.
Следует иметь в виду, что такая ограниченность не есть что-то раз и навсегда данное. Человек может расширить свой диапазон влияния. Один добивается этого быстро, другой — постепенно, некоторым, случается, так и не удается одинаково успешно работать как с младшими ребятами, так и со сверстниками.
А теперь об индивидуальности организатора. Существуют организаторы-«художники», организаторы-«мыслители», организаторы-«практики», Названия, разумеется, условные.
Организаторы - «художники» воздействуют на других эмоциональностью речи и мимикой, «жаром души», образными картинами будущих достижений. В них много фантазии, воображения, эмоциональной приподнятости.
Организаторы-«мыслители» предпочитают действовать, опираясь на логику доказательств, стройность в рассуждении, стремятся найти закономерности в работе. Внешняя сторона явления отодвигается ими на второй план. Главное — найти смысл, целесообразность, увидеть разумное значение дела.
Организаторы-«практики» стараются увлечь собственным примером, больше показывать, как надо делать, чем доказывать и рассказывать. Их характеризует практическая «цепкость», основательность.
Многие организаторы соединяют в себе сразу несколько форм такого воздействия в самых различных сочетаниях.
Индивидуальность организатора зависит и от его темперамента. История знает много фактов влияния темперамента организатора на своеобразие его деятельности.
Например, для организаторского «почерка» великого полководца А. В. Суворова характерна стремительность действий, высокая подвижность, вспыльчивость, прямолинейность в суждениях и отношениях с людьми, решительность. Он был человеком холерического темперамента с некоторыми чертами сангвиника. Молодой .офицер, служивший у А. В. Суворова, впоследствии выдающийся военачальник М. И. Кутузов обладал явно флегматическим темпераментом с его уравновешенностью, неторопливостью, выдержанностью в трудной обстановке. Очевидное несходство стилей организаторской деятельности не помешало каждому добиться выдающихся успехов в военном деле.
В жизни и работе необходима всегда поправка на индивидуальность организатора. Случается так, что организатор-холерик начинает требовать от исполнителей такой же стремительности, с какой привык действовать сам, и этим вызывает нервозную обстановку в коллективе. В другом случае, когда требуется оперативность, быстрота, организатор-флегматик может проявлять излишнюю осторожность, расчетливость, медлительность и этим помешать достижению результата. Там, где организатор-сангвиник передает свой опыт флегматику, а тот начинает его копировать буквально,— результативность деятельности может не возрасти, а, наоборот, снизиться. Каждый должен знать как преимущества, так и недостатки своего личного «почерка» работы, исходить из реальных возможностей.
Часто при выдвижении старшеклассников в органы самоуправления они выражают сомнение в своих возможностях. Некоторые делают это искренне, другие — скорее для формы, в душе веря, что справятся (в этом их часто убеждают товарищи, перечисляя на собрании достоинства), третьи исходят из того простого и древнего принципа, что «не боги горшки обжигают». Между тем человеку, избираемому на организаторскую работу, стоит иметь представление о своих возможностях, соотнести их с той работой, которой предстоит заниматься.
Люди, бывает, жалуются, что плохо знают самих себя, на что они способны. Если это так, то только потому, что они редко оценивают, разбирают свои действия, поведение, недостаточно внимательны к мнению других.
Мысленно отвечая на поставленные вопросы, попытайтесь сделать самоанализ своей подготовленности к организаторской работе со сверстниками. Проанализировав степень развития в себе указанных качеств, подумайте, как развить наиболее ценные, как избавиться от недостатков.
Можете ли вы сказать о себе, что вы человек общительный?
Общительный человек легко устанавливает контакты с людьми, без труда может поддержать беседу, ему нетрудно внести оживление в довольно скучную компанию, он всегда предпочитает общество, не любит оставаться один. Не обязательно быть «сверхоткрытым», но замкнутость для организатора противопоказана
Умеете ли вы владеть собой?
Можете ли вы в минуты сильного волнения, эмоционального «взрыва» (ссоры, злости, раздражения) взять себя в руки, оставаться объективным и рассудительным, удержать в себе желание сорвать зло на окружающих? Насколько вы сдержанны в выражении чувств?
Есть ли у вас терпимость к личным недостаткам некоторых одноклассников, их слабостям, которые не мешают работе, но раздражают вас? Непримиримы ли вы к тем слабостям, которые мешают делу?
Умеете ли вы подчиняться?
Требуя подчинения от других, организатору необходимо уметь подчиняться своим руководителям. Были ли у вас случаи, когда вы не выполнили поручения вышестоящих органов или их представителей? Как вы ведете себя, если вас обязывают делать то, с чем вы не согласны? Умеете ли вы убедить в своей правоте? Легко ли вам признаться в том, что вы были не правы?
Имейте в виду, что внутренняя дисциплинированность и собственная организованность всегда будут делать честь вам как организатору.