Файл: А.Н. Лутошкин - Как вести за собой.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.08.2024

Просмотров: 285

Скачиваний: 8

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Преимущества организаторской задачи в том, что она четко предъявляет требования, побуждает к деятельно­сти, создает чувство ответственности. Следует заметить, что организаторская задача может формулироваться бо­лее или менее подробно в зависимости от опыта участ­ников.

Правило 8. Объединяя людей, сплачивайте кол­лектив.

Внимательно осмотритесь вокруг себя, все ли присту­пили к работе. Наладьте контакты между всеми участни­ками работы. Вызывайте на соревнование, поддерживайте товарищескую взаимопомощь.

Информируйте всех о ходе общей работы и успехах каждого в ней. Присмотритесь, кому тяжело, у кого не получается, кому надо помочь, кого срочно перевести на другой участок.

Если вы не заняты, не сидите сложа руки, включай­тесь в дело, идите туда, где требуется ваша помощь, где трудно. Если видите, что кто-то из участников дела не справляется, лучше его научить, чем заменять. Замена возможна лишь в крайнем случае.

Используйте общую работу для сплачивания коллек­тива. Побеспокойтесь о мажорном тоне коллективной ра­боты. Здесь может помочь песня, веселая шутка, задор, бодрое настроение самого организатора.

Расходуйте свое время экономно, отдавайте его об­щему руководству, согласованию усилий между участ­никами работы. Не отвлекайтесь на мелочи, частные де­ла, это могут сделать ваши помощники, уделяйте внима­ние главным вопросам.

Очень многие важные дела решаются на переменах, в школьных коридорах. Здесь бурлит организаторская работа, внешне незаметная для глаза: встречаются орга­низаторы и участники, даются поручения, звучат жало­бы, наставления и др. Именно эти короткие перемены тре­буют четкости, оперативности, собранности организато­ров. Не все дела, конечно, можно решить на переменах. Некоторые требуют обстоятельного разговора и обсуж­дения после уроков.

Элементарная культура организаторской работы тре­бует того, чтобы организаторы четко планировали не только организуемое ими дело, но и свой собственный день: что надо сделать, с кем поговорить, где надо и во сколько быть.

Правило 9. Координируйте свою работу.

Необходимо постоянно согласовывать, координировать свои действия с другими организаторами, с вышестоящи­ми органами.

Если комсорг класса, к примеру, предварительно не согласует решение провести классный «огонек» с коми­тетом комсомола или руководством школы, то может произойти накладка: никто не гарантирован, что в этот день не назначено какое-то другое дело в рамках всей школы, где следует быть всем старшеклассникам.


Очень часто организатор выполняет лишь одну часть большой организаторской работы, проводимой одновре­менно несколькими группами, организаторами. Поэтому необходима постоянная связь по вертикали (сверху вниз — дирекция школы, комитет ВЛКСМ, комсомоль­ское бюро) и по горизонтали (параллельные классы, группы, организаторы).

Следует иметь в виду, что в условиях школы большую организаторскую работу с учащимися проводят учителя. Как правило, такая работа проводится совместно педа­гогами и школьниками-организаторами. Поэтому по­стоянная координация усилий ученических организато­ров с педагогическим коллективом является непременным условием успешного проведения дела.

Правило 10.. Доверяй, но проверяй.

Когда работа строится на доверии, она идет лучше. Но контроль и учет должны быть на каждом этапе орга­низаторской работы.

Следите за ходом выполнения задания на каждом участке, каждым исполнителем. Ведите строгий учет вре­мени, как соблюдаются сроки исполнения. Не взваливай­те все на себя, активнее привлекайте к проверке испол­нения и контролю младших организаторов и самих участников. Оперативно анализируйте эффективность вы­полнения задачи, определяйте сильные и слабые стороны работы. Получение объективной информации о ходе дела помогает вовремя определить отстающие участки, выяс­нить отношение к работе участников, скоординировать деятельность. Если есть необходимость, проведите пере­группировку сил, обратив особое внимание на отстающие участки. Помните, в отсутствии контроля — опасность срыва дела.

Применяйте различные формы морального воздей­ствия (одобрение, порицание) только на основе анали­за и в зависимости от отношения к работе. Ваше одобре­ние может быть выражено в различных формах: улыбка при встрече, доброе рукопожатие, одобрительная репли­ка, похвала работы. Сдержанность в обращении, недо­вольный вид, устное замечание, упрек могут сигнализи­ровать участнику дела о его промахах.

Правило 11. Будьте внимательны при заверше­нии работы.

К этому времени участники дела могут и устать, мо­жет появиться торопливость, стремление завершить дело кое-как. Не ослабляйте напряжения в работе, учтите все возникающие затруднения и постарайтесь сообща ликви­дировать их. К концу работы у ребят часто появляется желание перенести остаток работы «на завтра», доделать «потом». В этот момент кто-то закончил свою часть ра­боты и ждет окончания ее другими. Такие учащиеся могут расхолаживающе действовать на остальных. Поста­райтесь создать такую обстановку, чтобы закончившие де­ло раньше помогли остальным. Это будет отличным при­мером настоящего коллективизма и товарищества.


Требуйте отчета о выполнении задания от всех, кому давались поручения. Убедитесь, что дело выполнено пол­ностью.

Правило 12. Итоговый анализ залог успешной работы в дальнейшем.

Проведите учет работы, проделанной на всех участках, во всех подразделениях, каждым членом группы. Обсу­дите итоги со всеми, кто принимал участие в работе, от­метьте лучших, укажите на недостатки. Установите, пол­ностью ли достигнута цель и какими средствами она до­стигалась. Будьте здесь особенно объективны.

Анализ проделанной работы может проводиться в раз­личной форме в зависимости от конкретного дела. Вот пример.

Только что в классе закончилось заседание комсомоль­ского бюро. Девятиклассники рассматривали заявления о приеме в комсомол, заслушали информацию о подго­товке к проведению классного комсомольского собрания, а также обсудили недобросовестное отношение к учебе и факты нарушения дисциплины комсомольцем Виктором Ч. Готовила и вела заседание бюро комсорг Светлана К. Члены бюро задержались в классе и вместе с классным руководителем обсудили итоги проведенного заседания. Перед ребятами были поставлены следующие вопросы:

Какая цель стояла сегодня перед бюро как руководя­щим органом классной комсомольской организации?

Удалось ли добиться цели и решить все задачи?

Какие положительные моменты и какие недостатки можно отметить в подготовке и проведении заседания бюро?

Какие выводы можно сделать из сегодняшней работы бюро для деятельности комсомольской организации?

Что нам самим дало и чему научило это заседание?

Анализируя проведенное дело, ребята отметили, что работало бюро сегодня по-деловому, все были вниматель­ны, собранны. Все намеченные вопросы обсуждены, и при­нято решение по каждому из них. Вместе с тем члены бю­ро обратили внимание на то, что тон заседания был излишне официален, что разговор на бюро должен идти откровенный, товарищеский. Члены бюро пришли к мне­нию, что следующие заседания не стоит .проводить, сидя за партами и слушая других, стоящих у доски («как на уроке»), а лучше располагаться по кругу: один видит всех, все видят одного и друг друга.

Говоря о содержании работы, комсомольцы согласи­лись с тем, что от вступающих в комсомол необходимо требовать не механического заучивания положений Уста­ва ВЛКСМ, что было продемонстрировано сегодня, а по­нимания их. Здесь же обнаружили, что не выяснили у вступающих в комсомол, как они выполняют поручения и работают в пионерских отрядах. Решили об этом спро­сить на комсомольском собрании. Когда члены бюро вни­мательно проанализировали ход обсуждения проступка Виктора Ч., то признали, что решение приняли не совсем правильное: «поставить в известность родителей Викто­ра о его поступках». Нужно было дать настоящую оценку действиям этого комсомольца и применить меры комсо­мольского порицания, а не жаловаться родителям.


Такой анализ помогает организаторам лучше готовить и проводить следующие дела.

Должен заметить, что даже очень хорошее усвоение перечисленных правил еще не гарантирует вожаку успе­ха в его усилиях вести за собой. Нужно, работая в соот­ветствии с правилами, быть всегда справедливым ко всем участникам дела на всех этапах работы

В связи с этим можно посоветовать следующее.

Не оценивайте работу человека с позиций личных сим­патий или антипатий. Предубежденность порой сильно мешает нам правильно понять действия другого челове­ка. Будьте объективны в своих оценках действий как ва­ших друзей, так и тех, к кому вы не питаете почему-либо личной симпатии.

Никогда не упускайте момента сказать о человеке до­брое слово, если он того заслуживает. Доказано, что по­хвала, одобрение действуют во много крат сильнее, чем порицание. Форма похвалы должна соответствовать до­стижению.

Вне зависимости, какими словами вы похвалите участ­ника работы, целенаправленная похвала всегда означа­ет «я горжусь тобой» или «мы все гордимся тобой». Если это не что иное, как дежурная фраза, то похвала может обидеть или оскорбить человека.

Не надо каждый раз хвалить за выполненную про­стую работу. Похвала должна зависеть от степени вкла­да участника в общее дело. Неоправданная похвала мо­жет убаюкать человека, обидеть окружающих, если они сделали такую же работу, но остались незамеченными. Учтите, что захваливание одних и тех же учащихся, де­монстративное противопоставление их успехов недостат­кам других учеников способствует формированию у пер­вых зазнайства, кичливости и появлению отрицательных чувств по отношению к ним у остальных.

За небольшие успехи можно похвалить наедине. Если хвалить всенародно человека за то, что делают все осталь­ные, то это вызовет у них недоумение и сомнение в том, что вы способны быть внимательным и справедливым по отношению к другим. Тут необходим индивидуальный подход. Особые заслуги следует отмечать в коллективе — на собрании, в газете, по школьному радио.

Подвергая критике различные стороны поведения и действий сверстников, твердо убедитесь в достоверности тех фактов, сведений, которыми вы располагаете.

Люди бывают болезненно чувствительны не столько к самой критике, сколько к той форме, в которой она вы­сказывается.

Критика по форме и содержанию должна исходить из уважительного отношения к людям. Имейте в виду, что человек, плохо работающий, имеет право: быть первоначально отчитанным наедине; в самом начале раз­говора представить смягчающие обстоятельства; на предъявление к нему конкретных обвинений по поводу случаев плохой работы; не быть особо выделенным сре ди других нарушителей; на не­умышленную ошибку без последу­ющего разноса.


Адрес критики должен быть персонален. Огульность критики нетерпима. Ведь даже в неудавше­еся дело одни люди могут вклады­вать всю душу, другие нет; вот они-то чаще всего и бывают ис­тинными виновниками срыва за­дания.

За свои ошибки отвечайте сами, не ищите «козлов от­пущения». Наберитесь мужества и без оговорок («ко­нечно, тут есть и моя вина, но...») признавайте соб­ственные ошибки. Делайте это без побуждений со сто­роны.

Не принимайте спасательного оправдания «не оши­бается тот, кто ничего не делает». Тот, кто ничего не де­лает, должен подвергаться критике в первую очередь; кто пытается спрятаться за спины других, должен всегда чув­ствовать себя неуютно.

Провинившийся человек боится не столько строгости, сколько несправедливости, унижения человеческого до­стоинства. Поэтому

  • не давайте волю чувствам, будьте сдержанны, не переходите на крик, злость чаще всего проявление бес­силия;

  • в то же время не скрывайте своего отношения к проступку: ваши чувства могут выражаться в форме удив­ления («как же ты мог?!»), недоумения, возмущения;

  • выслушайте провинившегося и дайте ему возмож­ность объяснить свои действия. Уважайте право каждого иметь собственное мнение;

  • будьте осторожны с угрозами применить самые строгие меры (если пообещал, то надо выполнять). По­мните, человек не исправляется сразу; не старайтесь ис­пользовать весь арсенал выражения неудовольствия, воз­мущения, оставьте что-нибудь «на потом». В то же вре­мя провинившийся не должен сделать вывод, что вы не верите в него: это может отбить всякую охоту исправиться;

  • отрицательная реакция не должна быть всеобъемлющей, ко­гда в черном цвете оценивается вся личность. Такая оценка может озлобить, подорвать веру в себя; критическая оценка лишь отдель­ных поступков или отдельных черт характера с непременным напо­минанием об общей положитель-ной направленности личности при­носит большую пользу;

  • необходимо моральное право упрекать и наказы­вать. Такое право — дисциплинированность самого ор­ганизатора. Нельзя ругать за проступки, которые сам совершаешь; у провинившегося не должно быть повода для ответного упрека «сам такой»;

  • знайте, что, если собеседник сочтет себя неспра­ведливо обиженным, он будет искать сочувствующих, «союзников», содержание вашей беседы может дойти до других в искаженной форме. Чтобы избежать такого по­ ворота дела, вы можете в этом случае перенести разговор на комсомольское бюро или собрание;

  • наказание должно быть индивидуальным. А. С. Ма­каренко советовал: «В некоторых случаях наиболее пра­вильным является устное замечание даже за очень серь­езный проступок, в других случаях — за незначительный проступок нужно наложить строгое наказание».