Файл: А.Н. Лутошкин - Как вести за собой.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.08.2024

Просмотров: 289

Скачиваний: 8

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Если же вам приходится встре­чаться с собеседником часто, до­статочно дружеского приветствия. Но все равно, не сбрасывайте со счета его состояние в данный мо­мент.

Верный сигнал вашей добро­желательности и призыв к откро­вению — добрая улыбка. Она ни­чего не стоит, но может сделать многое. Не ожидайте, что участ­ники вашего разговора первыми проявят к вам дружелюбие и при­ветливость, начинайте с этого са­ми. Может случиться, что они не будут реагировать на ваше внимание. Имейте терпение! В конце концов, вежливость одержит верх.

Проявление уважения и внимания к человеку — это обращение к нему по имени. Каждый человек вправе счи­тать свое имя лучшим словом из всего лексического за­паса. Если вы запомнили имя человека, с которым вам придется впервые работать, это будет для него компли­ментом и одновременно знаком того, что вы вниматель­ный человек.

К откровенной беседе располагает, если вы

  • не подчеркиваете без надобности разницы между собой и собеседником в должностном положении;

  • критически относитесь к собственным недостатка и неполадкам в работе организации;

  • высказываете свои соображения доброжелательно, в форме совета;

  • проявляете искренний интерес к личности собе­седника;

  • умеете внимательно слушать собеседника.

Умение выслушать человека не менее важно, чем уме­ние убедительно говорить. Очень часто человеку надо дать именно «выговориться». Это естественная потреб­ность, возникшая в минуты напряженного, нервозного со­стояния в результате каких-либо неприятностей, недора­зумений или, наоборот, в моменты, когда человеку хочет­ся поделиться радостью, своими приятными пережива­ниями.

Хороший, сердечный разговор может помочь человеку обрести душевное равновесие, создать нормальный рабо­чий настрой. Если собеседник увидит, что вы искренне заинтересованы, что вас волнует разговор, что вы пере­живаете вместе с ним, это принесет делу только пользу. Не следует в этот момент без необходимости перебивать человека, отвлекаться, смотреть куда-то в сторону. Что касается сочувственной мимики, то она придет к вам са­ма, если вы действительно искренни.

Дав собеседнику «выговориться», можно постепенно направлять разговор в нужное вам русло. Стоит выяснить факты, уточнить детали, предложить еще раз в спокой­ной обстановке изложить существо дела.

Организатору нужно уметь «разговорить человека». Ведь не всегда мы встречаем готовность собеседника от­крыться нам, вести откровенный разговор. Тут могут быть разные причины: и замкнутость человека, и его подавлен­ное состояние, и недоверие к организатору. Доверитель­ная беседа предполагает особую осторожность, деликат­ность, умение увидеть застенчивость и стыдливость, не­желание сразу же обнажать перед другим свой собствен­ный мир. Человек ждет взамен на свое откровение со­хранения, как раньше говорили, «тайны исповеди», га­рантию того, что его «секреты» не станут назавтра темой пересудов одноклассников.


Самая злая кража —

Кража

доверья.

Вот где нужна бы стража,

Крепкий замок на двери!

Тайно открыл ты другу

То, чем душа согрета,

Он же в часы досуга

Выдал твои секреты!

Тут не корысть, не злоба,—

Просто болтать охота.

Он тебя предал,

чтобы

Поразвлек'ать кого-то.

Он дорогую тайну

Отдал в чужие руки —

Отдал ее случайно,

От пустоты, от скуки.

Вот где нужна бы стража,

Крепкий замок на двери!

Самая злая кража —

Кража

доверья!

(О. Высотская. «Кража»)

Взаимопонимание легче достигается, когда организа­тор не пытается с ходу докопаться до истины, а выстраивает цепочку вопросов, когда он дает понять, что их раз­говор носит доверительный характер.


От «Песчаной

россыпи»

к «Горящему факелу»

Дирижер коллектива.Путь к вершине.Станции: «Песчаная рос­сыпь», «Мягкая глина», «Мерцающий маяк», «Алый парус», «Горя­щий факел».— Как формировать коллектив.Самоаттестация.Программа роста.В ногу с коллективом.Советы организатору,

Очень часто мы слышим, что коллектив является луч­шим воспитателем человека. И это правильно, но при условии, если коллектив является по-настоящему друж­ным и сплоченным. Ведь далеко не о каждой классной группе или другом объединении (бюро ВЛКСМ, комитет комсомола, совет дружины, штаб или совет дела и др.) можно сказать, что здесь живут и действуют по правилу «один — за всех и все — за одного». Когда в таких груп­пах каждый сам по себе, когда люди беспокоятся лишь о собственном благополучии, выгоде, разве по плечу им такая сложная задача — воспитывать своих членов? Если организатор постоянно взывает к совести учащихся, «тя­нет» всю работу один или с несколькими активистами, о каком дружном коллективе может идти речь?

Даже очень хороший организатор не сможет длитель­ное время один нести это тяжкое бремя руководителя, ес­ли у него не будет твердой и надежной опоры под назва­нием коллектив. Вот почему сверхзадачей организатора является формирование и сплочение коллектива.

Что значит «формировать»? Это значит создавать, ле­пить, придавать чему-либо новую форму. Но люди не ку­сок глины, поддающийся любому воздействию. Этот че­ловеческий материал может сопротивляться, неожиданно принимать непредусмотренные мастером-организатором формы, «уплывать» из рук мастера.

Слово «сплотить» означает плотно соединить, добить­ся единства. Сплочение людей не механическая подгонка одного к другому. В открытом музее русского зодчества в Костроме стоят прекрасно сработанные русскими умель­цами избы, терема, в которых вы не найдете ни единого гвоздя. Мастера так умели «слышать» каждую балку, каждую перекладину, что ловко могли соединить их, за­ставить опираться одна на другую и одновременно под­держивать все без исключения элементы строения. Мож­но, разумеется, сколотить все это огромными гвоздями, но насколько долговечно будет такое сооружение? Можно и ребят посадить за одну парту, записать помимо их ин­тересов в какой-нибудь кружок, но это соединение будет механическим, искусственным.


Ничего не получится у того организатора, который, придя в класс, заявит: ты дружи с этим, а ты с тем; тебе лучше проявлять симпатии к тому, а тебе знаки внима­ния к этому. Смешно. В жизни так никогда не получится. Но почему?

Одно из удивительных свойств коллектива — его спо­собность к саморазвитию. Без всяких команд извне люди начинают знакомиться, радость одного может переда­ваться другим, неудача товарища может повлиять на са­мочувствие остальных, энтузиазм руководителя может охватить всех учащихся. В трудные моменты люди стре­мятся быть ближе друг к другу — опасность легче пре­одолеть сообща. Люди сами выбирают себе друзей, то­варищей, объясняются в любви, клянутся в верности, ссо­рятся.

Организатор должен в этих условиях быть дирижером, руководить, управлять процессом становления коллектива, его формированием. Он не волен заставить дружить ре­бят, но помочь каждому раскрыться, показать свои луч­шие стороны, которые могут привлечь к нему сверстни­ков,— это ему под силу. Организатор может создать та­кие условия, в которых взаимопомощь, сотрудничество, взаимопонимание всех ребят станут обязательными для всех.

Обратите внимание, как точно и образно говорит о задачах организаторов В. И. Ленин. «Чтобы центр мог не только советовать, убеждать, спорить (как делалось до сих пор), а действительно дирижировать оркестром,— писал он,— для этого необходимо, чтобы было в точно­сти известно, кто, где и какую скрипку ведет, где и как какому инструменту обучался и обучается, кто, где и по­чему фальшивит (когда музыка начинает ухо драть), и кого, как и куда надо для исправления диссонанса пере­вести и т. п.».

Формирование и сплочение коллектива — это как вос­хождение к вершине. Одному туда никак не добраться. Только сообща можно штурмовать пик, именуемый «кол­лектив».

Если считать, что у подножия этой вершины группу людей мы еще не можем назвать коллективом (хотя в жизни мы часто называем коллективом любую группу лю­дей), а оказавшейся на вершине «присваивается» это «звание», то весь путь будет состоять из переходов раз­ной сложности, каждый из которых заканчивается вообра жаемой станцией. Давайте условно обозначим эти стан­ции-ступени.

У самого подножия расположилась станция «Песча­ная россыпь». На расстоянии одного перехода — «Мяг­кая глина». Примерно на середине пути к коллективу — ступень «Мерцающий маяк». Дальше дорога круче, и при­водит она к «Алому парусу». Еще один рывок, правда са­мый сложный, и вершина — «Горящий факел».


Чтобы было понятно, что означает каждая ступень, дадим им более подробную характеристику. А вы попы­тайтесь одновременно сопоставить описание с уровнем развития вашего класса.

«Песчаная россыпь»

Присмотритесь к песчаной россыпи — сколько песчи­нок собрано вместе, и в то же время каждая из них сама по себе. Налетит слабый ветерок и отнесет часть песка в сторону, рассыплет его по площадке. Дунет ветер по­сильней, и не станет россыпи.

Бывает так и в группах людей. Там тоже каждый как песчинка: и вроде все вместе, и в то же время каждый от­дельно. Нет того, чтобы что-то «сцепляло», соединяло лю­дей. Здесь люди или еще мало знают друг друга, или про­сто не решаются, а может быть, и не желают пойти на­встречу друг другу. Нет общих интересов, общих дел. Отсутствие твердого, авторитетного центра приводит к рыхлости, «рассыпчатости» группы.

Группа эта существует формально, не принося радо­сти и удовлетворения всем, кто в нее входит.

«Мягкая глина»

Известно, что мягкая глина — материал, который срав­нительно легко поддается воздействию, и из него можно лепить различные изделия. В руках хорошего мастера, а таким в группе может быть бюро, комсорг, организатор дела, этот материал превращается в искусный сосуд, в прекрасное изделие, но он может остаться простым ку­ском глины, если к нему не приложить усилий. Больше того, когда мягкая глина окажется в руках неспособного человека, она может принять самые неопределенные формы.

В группе, находящейся на этой ступени, заметны пер­вые усилия по сплочению коллектива, хотя они и робкие. Не все получается у организаторов, нет достаточного опы­та совместной работы.

Скрепляющим звеном здесь еще являются формаль­ная дисциплина и требования старших. Отношения раз­ные — доброжелательные, конфликтные. Ребята по своей инициативе редко приходят на помощь друг другу. Су­ществуют замкнутые приятельские группировки, кото­рые мало общаются друг с другом, нередко ссорятся. Под­линного мастера — хорошего организатора пока нет, или ему трудно себя проявить, так как по-настоящему его некому поддержать.

«Мерцающий маяк»

В штормовом море маяк и опытному и начинаю­щему мореходу приносит уверенность: курс выбран пра­вильно, «так держать!». Заметьте, маяк горит не постоян­но, а периодически выбрасывает пучки света, как бы го­воря: «Я здесь. Я готов прийти на помощь».

Формирующийся коллектив озабочен, чтобы каждый шел верным путем. В такой группе преобладает желание трудиться сообща, помогать друг другу, бывать вместе. Но желание — это еще не все. Дружба, товарищеская взаимопомощь требуют постоянного горения, а не одиноч­ных, пусть даже частых вспышек. В группе есть на кого опереться. Авторитетны «смотрители» маяка, те, кто не дает погаснуть огню,— организаторы, актив.