Файл: А.Н. Лутошкин - Как вести за собой.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.08.2024

Просмотров: 283

Скачиваний: 8

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Группа заметно отличается среди других групп своей индивидуальностью. Однако ей бывает трудно до конца собрать свою волю, найти во всем общий язык, проявить настойчивость в преодолении трудностей, не всегда хва­тает сил подчиниться коллективным требованиям у неко­торых членов группы. Недостаточно проявляется инициа­тива, не столь часто вносятся предложения по улучше­нию дел не только в своем классе, но и в целом в школе. Мы видим проявление активности всплесками, да и то не у всех.

«Алый парус»

Алый парус — символ устремленности вперед, неуспо­коенности, дружеской верности, преданности своему дол­гу. Здесь действуют по принципу «один — за всех, все — за одного».

Дружеское участие и заинтересованность делами друг друга сочетаются с принципиальностью и взаимной тре­бовательностью. Командный состав парусника — знающие и надежные организаторы, авторитетные товарищи. К ним идут за советом, обращаются за помощью, и они беско­рыстно оказывают ее.

У большинства членов «экипажа» проявляется чувст­во гордости за свой коллектив; все переживают горечь, когда их постигают неудачи. Группа живо интересуется, как обстоят дела в других группах, соседних классах, от­рядах. Бывает, что приходят на помощь, когда их об этом попросят.

Хотя группа и сплочена, но бывают такие моменты, когда она не готова идти наперекор бурям и ненастьям. Не всегда хватает мужества признать свои ошибки сразу, но постепенно положение может быть исправлено.

«Горящий факел»

Горящий факел — это живое пламя, горючим мате­риалом которого являются тесная дружба, единая воля, отличное взаимопонимание, деловое сотрудничество, от­ветственность каждого не только за себя, но и за весь коллектив. Да, здесь хорошо проявляются все качества коллектива, которые мы видели на ступени «Алый па­рус». Но это еще не все.

Светить можно и для себя, пробираясь сквозь заросли, подымаясь на скалы, спускаясь в ущелья, проторяя пер­вые тропы. Но разве можно чувствовать себя счастли­вым, если рядом кому-то трудно, если позади тебя груп­пы, которым нужна помощь и твоя крепкая рука. Настоя­щий коллектив тот, где бескорыстно приходят на помощь, делают все, чтобы принести пользу людям, освещая, по­добно легендарному Данко, жаром своего сердца дорогу другим.

Если представить себе, что на пути к «Горящему фа­келу» находятся все классные группы вашей школы, то можно быть уверенным — цепочка растянулась по всей горе. Кто-то вырвался вперед и приближается к верши­не, кто-то топчется у «Песчаной россыпи», кто-то нахо­дится на переходе от одной станции к другой.


Интересным бывает это движение. Вот какой-то класс решил в два прыжка достигнуть вершины. Ничего не вышло, порастеряли дорогой свой состав: дружные груп­пировки, прибывшие на высотные станции, обнаружили, что некоторые одноклассники так и остались внизу. На­до спускаться и помогать остальным. Забыли, что к вер­шине группировками не добраться, можно прийти только всем составом.

Не всегда зависит скорость продвижения к коллекти­ву от того, в каком классе вы учитесь. Нередко восьми­классники достигают высотных станций, в то время как усталые десятиклассники надолго решили остановиться у «Мерцающего маяка».

У каждого класса может быть свой путь к коллективу. Как это выглядит на практике?

Недавно мы обратились с необычной просьбой ко мно­гим старшеклассникам-организаторам школ Костром­ской области: рассказать о своем классе так, будто они рассказывают об отдельном человеке с его характером, способностями, сильными и слабыми сторонами, его радо­стями и огорчениями. Кроме того, мы попросили юно­шей и девушек попытаться определить, на какой ступени развития находятся их классы. О наших станциях все они знали.

Были написаны сотни сочинений на тему «Я и мой класс». Среди портретных характеристик классов не ока­залось двух одинаковых. Да и не могло быть. Для одних ребят класс выступал добрым, симпатичным и целе­устремленным, для других он открывался малопривлека­тельным, трудным, рассерженным... В сочинениях старше­классники пытались разобраться во взаимоотношениях, выяснить причины успехов и неудач.

Вчитайтесь внимательно в эти строчки:

«Мой класс не блещет ничем среди других в школе. Класс не дружный, дружат только два-три человека, а остальные не находят себе друзей не только в своем клас­се, но даже в школе. Некоторые даже враждуют.

Есть у нас хорошие организаторы, они ведут за собой ребят, но не на хорошие дела... Немало ребят думают только о себе, если что и делают, то лишь бы прославить­ся, утверждая, что если бы не они, то в классе ничего бы не было. Сколько раз я пытался собрать ребят вокруг се­бя, сдружить их — ничего не получалось. Мы на «Песча­ной россыпи», и не мешало бы нам добавить цементу и воды для скрепления» (Виктор Г., VIII класс).

«В этот класс я пришла четыре года назад из другой школы. Всех держал в руках главный заводила Сергей Р. Класс был страшно неорганизованным, я даже испуга­лась. Все изменилось в VII классе. Многие ребята и де­вочки вступили в комсомол. А Сергей Р. стал дружить с одной девочкой и изменил свое отношение к нам. Остальные мальчишки, может глядя на него, стали тоже относиться к нам по-хорошему.


Хотя класс сейчас у нас и дружный, но иногда еще вспыхивают небольшие ссоры. Но особенно нас сдружил лагерь труда и отдыха этим летом. Все мы лучше узнали друг друга, стали смотреть на всех другими глазами.

Я думаю, что наш класс находится на ступени «Мер­цающий маяк». Иногда все ребята делают что-то для класса, стараются как лучше, а то вдруг затихнут и си­дят, как кроты в норе. Конечно, так бывает не со всеми. Часть ребят постоянно активно работает.

Но все же я люблю свой класс. Когда я иду в школу, то думаю, что мы снова будем весь день вместе. Труднее сказать, как класс воспринимает меня. Если что-то не ла­дится, то просят помочь, что-то посоветовать. Но не надо думать, что все гладко и у меня неудач не бывает. Всякое встречается. Самое главное — когда мне плохо, все при­ходят на помощь» (Вера Т., X класс).

«Вместе с нашим классом мы прожили восемь лет. За эти годы много было радостей и огорчений. Сначала мы как-то не могли понять друг друга. Все началось, мне ка­жется, со школьного конкурса «Вот какие наши мальчиш­ки!», где наши ребята заняли первое место, а торт раз­делили на весь класс. Вот с тех пор мы все время вместе. Работа ведется интересная и большая. Очень удаются та­кие дела, как походы, встречи с интересными людьми, кон­курсы между девчонками и мальчишками, задушевные классные «огоньки». Мы любим обсуждать прочитанные книги, собираемся для этого просто так, без официаль­ных объявлений. Вместе ходим в кино. Всюду вместе с нами наш классный руководитель. Он наш старший това­рищ и приложил немало сил, чтобы сдружить нас, увлечь общим делом.

Все ребята у нас задорные, хорошие организаторы. Инициативу одного подхватывают все. В нашей комсо­мольской организации действует не ядро, а весь коллек­тив. Что касается меня, то я такая же, как и все. Только должность — комсорг. А класс наш «Горящий факел» (Наталья Г., IX класс).

«Такой сильной группы комсомольцев, в которой больше половины учатся на «4» и «5», нет ни в одном клас­се школы. Наш класс почти во всех делах впереди. Для других он внешне дружный, сильный. Но это внешне. А на деле? Собираем металлолом: девчонки таскают тяжести, а предприимчивые мальчишки на машине привезут и — домой! А девчонки все еще работают.

В классе есть кучка активистов, которые участвуют во всех делах. Другие остаются в тени. Отношения между мальчишками и девчонками плохие. Мальчишка может обидеть девчонку, девчонка в свою очередь наябедничает учителю. Да и между девчонками часто идут ссоры. Пы­тались провести собрание без учителя, поговорить начи­стоту обо всем — все впустую.


Кажется, и хотим стать дружными, но что-то еще ме­шает, чего-то не хватает. Из класса может получиться хороший коллектив, только нужен хороший организатор, нужно внимание друг к другу. Ведь некоторые дела мы можем делать!

Класс находится между «Мягкой глиной» и «Мерцаю­щим маяком», но ближе, кажется, к «Мягкой глине» (Анна Ю., IX класс).

«Для учителей наш класс — это самый бедовый, са­мый сумасшедший из всех трех параллельных классов. Может быть, мы, правда, бываем иногда такими. Но все же ни один из нас ни за что не согласился бы променять его на другой.

Нет, мы далеко не идеальные. С учебой у нас не со­всем. Хотелось бы лучше, но зато в труде все становятся неузнаваемыми, один к одному. У нас редко случает­ся, что кто-то отлынивает от работы, таких у нас пре­зирают.

У нас добрый и справедливый класс. Может, потому класс дружный, что у нас много общих дел. Всем клас­сом мы работали на стройке у наших шефов. Это было совершенно самостоятельное дело. Видел бы кто, как мы работаем. Ведь обычно в трудовых делах рядом стоит кто-нибудь из учителей и указывает: ты сделай то-то, ты — это... А здесь ребята такую деятельность развернули! И организаторскую, и трудовую. Жутко уставали, но вы­полняли задание и домой уходили счастливые. Выполнили партийное поручение, данное нам коммунистами шко­лы (в нашей школе существует традиция партийных по­ручений), заработали на этой стройке свыше пятидесяти рублей и передали в фонд школы.

К сожалению, у нас есть и пассивные ребята. Рабо­таем «взрывами»: придумаем какое-то дело или идею кто подбросит — и загораемся, буквально горы ворочаем. А дело закончится, и все остывают. Думаю, что наш класс на ступени «Алый парус».

О себе. Как организатор я не очень. Честно. Есть у нас более способные люди. Но с нашими ребятами мы пони­маем друг друга, мне доверяют самое сокровенное, тай­ное» (Ольга Ш., IX класс).

Нелегок путь к коллективу. Даже у тех, кто прибли­зился к вершине, не может быть самоуспокоения. Доста­точно небольшой остановки, как вас может отбросить на­зад. Опыт показывает, что первые ступени роста группа­ми преодолеваются быстрее, но, начиная с «Мерцающего маяка», движение затрудняется, путь к единству стано­вится сложнее. В чем дело? А дело в том, что взаимоот­ношения здесь начинают строиться не на уровне личных симпатий и привязанностей, а на чувстве долга, ответст­венности перед коллективом. Интересы личные не явля­ются главными, они на этих ступенях развития коллек­тива уступают дорогу отношениям ответственной зави­симости, отношениям сотрудничества. А наладить их бывает сложнее.


Может возникнуть вопрос: почему в одной и той же школе, в одних и тех же условиях классы-соседи находят­ся зачастую на разных ступенях развития? Почему одни упорно, постепенно продвигаются к цели, а других по­стоянно лихорадит? Почему ряд классных групп на про­тяжении нескольких лет так и не может «перевалить» че­рез «Мерцающий маяк»?

Причины тут разные. Замечено, например, что в клас­сах с меньшей численностью учащихся взаимопонимание достигается быстрее. Это и понятно, в большом коллек­тиве имеется опасность «потеряться» отдельной личности. Бывает, что ребята «устают» от однообразия отношений, если учатся вместе длительное время. Монотонность об­становки приводит к тому, что может потеряться интерес не только друг к другу, но и к делам. Точно так же как постоянная бурливость, «взрывы» могут изматывать ребят и в конечном счете приостанавливать продвижение коллектива вперед. Нужно разумное сочетание темпа коллективной деятельности.

Можно говорить о том, что у разных классов слишком разные перспективы — эти «звездочки», к которым стре­мится приблизиться каждый коллектив. Двигаться впе­ред можно значительно быстрее, если к себе манит об­щее интересное дело. Трудно создавать коллектив, если цель, да и вся деятельность неинтересна ребятам. Тут не помогут ни давление учителя, ни усилия организаторов. Увлекательная цель — это не значит, что она должна вы­глядеть веселой и занимательной. Дело, которое несет серьезный гражданский смысл, которое необходимо лю­дям, увлекает не менее глубоко, чем иное яркое, эмоцио­нально окрашенное дело.

Работа по достижению общей цели должна быть обя­зательно совместной. Хорошее, интересное дело в клас­се можно провести усилиями нескольких человек. Но кол­лектив от этого навряд ли станет сплоченнее. Нужна та­кая организация, при которой каждый человек станет активным участником дела. Как это легче сделать? Рас­пределять поручения, задания между небольшими груп­пами, как постоянными, так и специально создаваемыми. В таких группах можно лучше проявить инициативу, са­мостоятельность, творчество, здесь нет опасности зате­ряться в пассиве. Это не говорит о том, что старшеклас­сники не должны действовать и в одиночку. Однако такие действия нельзя возводить в правило.

Но главное в становлении и развитии коллектива — это умелое руководство им. Классный руководитель и ком­сомольские организаторы должны быть настоящими про­водниками вышедших натрудный маршрут ученических групп.