Файл: А.Н. Лутошкин - Как вести за собой.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.08.2024

Просмотров: 281

Скачиваний: 8

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

На деле полное совпадение структур происходит не всегда. Можно, конечно, избрать комсоргом класса сим­патичного и компанейского парня. Но что делать, если он совсем никуда как организатор? Можно призвать к ру­ководству комсомольской организацией крепкого орга­низатора. Ну а если к нему у всех, как говорят, душа не лежит, отталкивает он от себя людей высокомерием, за­знайством?

А если и организатор хороший, и пользуется личными симпатиями — достаточно ли это для того, чтобы повести за собой комсомольцев? Не всегда. Ведь специфика дея­тельности комсомольской организации заключается также и в том, что здесь не последнее место должны занимать определенные нравственные позиции ребят, их убежден­ность, отношение к учению и др.

Как-то в школе мне пришлось услышать жалобы по поводу «анархических настроений» в одном из старших классов. В классе, как удалось узнать, делается немало интересного, но все это как-то неорганизованно, стихийно. «Не знаешь,— говорили учителя,— что они могут выки­нуть завтра». И это несмотря на то, что «комсорг — серь­езный парень, пример для всех в учебе».

Действительно, в чем же дело? Пришлось идти в класс для «выяснения отношений». В самом прямом смысле. После откровенного разговора я раздал ребятам этого класса небольшие листочки и попросил их ответить на два вопроса:

  1. Если бы классу вдруг приказали отправиться в раз­ведку в тыл врага, кого бы ты хотел иметь своим коман­диром?

  2. Кому из одноклассников ты мог бы доверить очень личную тайну или в трудную минуту прийти за советом?

Отвечая, каждый из учащихся мог записать на листке три фамилии по степени предпочтительности. Имейте в виду, что, ставя так вопросы, я хотел в первом случае вы­яснить организаторские возможности одноклассников, во втором — личные симпатии.

Результаты оказались несколько неожиданными. Из 36 человек 32 назвали своим вожаком Виктора М., при­чем 26 учащихся выразили ему и свои личные симпатии. Вторым по организаторским возможностям и личной по­пулярности шел Сергей М. Но ни тот, ни другой офици­ально в классном активе не значились, никуда не избирались. Самым поразительным оказалось то, что ни один из учащихся, судя по ответам, не выбрал бы командиром

своего комсорга.

Виктор М. и Сергей М.— два друга. Интересные и спо­собные ребята: один хорошо рисует, другой увлекается литературой и математикой. Всегда готовы бескорыстно помочь другим, горазды на всякие оригинальные, неожи­данные выдумки. В актив же, по мнению классного ру­ководителя, их избирать нельзя: учатся неровно, иногда получают «двойки», один к тому же второгодник, и оба «анархисты» — напридумывают что ни попало и других


с толку сбивают.

А комсорга в классе избрали, потому что хорошо учит­ся и «серьезный». Вот и получилось, что есть официальный руководитель, а фактически класс подчинили своему вли­янию другие ребята — лидеры-организаторы, лидеры меж­личностных отношений. В данном случае я не утверждаю, что этих двух парней необходимо избирать в комсомоль­ское бюро. Но комсомольское бюро могло бы использовать сильное влияние Виктора и Сергея на ребят, сделать так, чтобы они действовали по поручению и плану комсомоль­ской организации. А в том, что у руководства оказался неавторитетный человек, виноваты сами комсомольцы. Они выбирают себе вожака, они и должны предъявлять к нему необходимые требования. А формальный вожак — зачем он?

Мы уже говорили о том, что в классах образуются различные группировки ребят, связанные общими инте­ресами, симпатиями. Бытует ошибочное мнение, что от­дельные группировки наносят вред сплочению класса, не способствуют объединению учащихся в единый коллектив.

Человеческие привязанности очень избирательны: к одному я отношусь как к другу, к другому — как к свое­му товарищу, третий для меня просто одноклассник — я не питаю к нему антипатий, но и не дружу с ним. Человек человеку может также просто не нравиться. Тут бывают разные причины. Поэтому создание дружеских или при­ятельских компаний, группировок — явление естественное.

Другое дело, как эти группировки в классе (да и не только в классе) взаимодействуют друг с другом. Если их взаимоотношения строятся на стремлении к сотрудниче­ству, взаимопомощи, то это говорит о том, что коллектив формируется правильно. Но если группировки враждуют между собой, соперни­чают из-за раздела «зон влияния» в классе, от­казываются найти об­щий язык, то тут есть над чем поработать ор-ганизатору.

Обычно более или менее сложное дело вы­полняют несколько че­ловек. Одни группы соз­даются на длительный срок (комитет комсомола, комсо­мольское бюро и т.д.), другие существуют короткое вре­мя и расформировываются после выполнения задания (комиссия по проведению вечера, совет дела, оргкомитет спартакиады и др.). Классный же коллектив существует длительный срок — до десяти лет.

В одном случае организатору приходится работать с уже подобранным составом и сложившейся структурой группы или коллектива, в другом — он комплектует их сам.

В организаторской работе очень важно суметь подо­брать группу участников дела так, чтобы они решали свою задачу слаженно, быстро, эффективно. Вот почему знание основ психологической совместимости людей так важно для организатора.


Известно, что людей в группы подбирают прежде все­го для выполнения какого-то дела. Именно деловые, про­фессиональные свойства учитываются в первую очередь. А затем уже ставится вопрос об оптимальном, наиболее удобном варианте подбора и расстановки людей по уча­сткам. Согласитесь, что организация школьного оркест­ра или баскетбольной команды начинается с подбора му­зыкантов или спортсменов, а не с поиска душевных при­ятелей, понимающих друг друга с полуслова.

Людей может объединять общность характеров, инте­ресов, способностей — эти люди находят быстрее общий язык, взаимопонимание. Но люди могут объединяться и по принципу дополнительности (взаимодополняемости) — каждый ищет в другом человеке то, чего ему самому не хватает. В этом случае отсутствие каких-либо качеств у одного человека компенсируется их наличием у другого. Например, импульсивность, порывистость и горячность холерика могут уравновешиваться в работающей группе самообладанием, рассудительностью флегматика.

Совместимость или несовместимость обнаруживается в практической деятельности. Но опытный организатор, зная ребят, может уже заранее сделать прикидку на их совместимость. Каждое дело требует от участников опре­деленных свойств, и поэтому о совместимости надо ду­мать в связи с конкретным делом.

При подборе групп для выполнения организаторских задач полезно иметь в виду, что участники дела могут по-разному относиться к общей работе. Психологи в связи с этим обращают внимание на существование трех край­них типов людей.

Первый тип — люди, ориентированные на дело: они добираются до сути вопроса, ищут наиболее подходящие средства, чтобы быстро и эффективно решить задачу. Как правило, они трудолюбивы, инициативны, самостоятель­ны. Такие люди больше заботятся о деле, чем о собствен­ной выгоде, требуют того же от других. Их мало беспокоят взаимоотношения между людьми, разве только те, что непосредственно сказываются на результате работы.

Второй тип — люди, ориентированные на взаимодей­ствие с другими людьми, на общение с ними. С такими легко работать: они проявляют заботу о товарищах, ока­зывают бескорыстную помощь, уважительно относятся к мнениям окружающих. Выполнение задачи их интересу­ет постольку, поскольку ее можно выполнять сообща. За­бота о результате работы отходит для них как бы на вто­рой план.

Третий тип — люди, ориентированные на себя. У них проявляется стремление работать в одиночку, они агрес­сивны, подозрительны, болезненно реагируют на успехи других, предъявляют повышенные претензии, боязливы, не всегда уверены в себе, завистливы. Хотя в желании выделиться, обратить на себя внимание они могут созда­вать большое напряжение и достигать неплохих резуль­татов.


Подобные крайние типы в жизни встречаются редко. Часто в людях представлено сочетание этих ориентации с преобладанием какой-либо из них. Когда социальные психологи в порядке эксперимента стали создавать группы из людей только одной ориентации, выяснилось, что они несовместимы: ориентированные на задачу ссорились между собой столько же, сколько ориентированные на себя. В группах людей, ориентированных на взаимодей­ствие, обстановка была настолько «миролюбивая», что люди, занятые заботами друг о друге, забывали о том, что им надо еще и хорошо работать. Лучший вариант со­здания группы, когда в ней представлены в неодинаковом соотношении все типы ориентации.

Определенной степенью совместимости учащихся мо­гут отличаться друг от друга и школьные классы. Вы мо­жете спросить: а как же тут быть, ведь состав класса сформирован давно, он стабилен, что делать, если ребята несовместимы между собой?

На это можно ответить так. В школе идет формиро­вание характера человека, его интересов, увлечений, раз­витие способностей, ценностных ориентации. Изменяются и взаимоотношения ребят в классе, появляются новые друзья, находят общие интересы вчерашние недруги. Жизнь не стоит на месте, и организатор своей работой должен помогать одноклассникам лучше понимать друг друга, помогать им «срабатываться». Это во-первых. А во-вторых, нельзя строить взаимоотношения в классе толь­ко на уровне «нравится» или «не нравится». Если бы это было только так, то одноклассники все свое свободное время проводили бы в выяснении отношений. В общении должна проявляться гибкость, взаимная уступчивость в сочетании с высокой требовательностью друг к другу. Ведь не секрет, что наряду со сплоченными, дружными коллективами мы встречаем классы, которые так и разди­рают противоречия, постоянные конфликты. Есть и такие, в которых отдельные группировки в течение многих лет учебы так и не могут пойти навстречу друг другу, потому что у их лидеров свои «принципы».

Коллективизм проявляется там, где каждый думает прежде всего об интересах общего дела, ради которого можно пожертвовать своими личными интересами, лич­ным благополучием. На этой основе и должен «конструи­ровать» организатор совмещение характеров, интересов, индивидуальных особенностей сверстников.

Каждая личность привносит в коллектив нечто свое, индивидуальное. Но и коллектив оказывает на личность свое влияние. Такое влияние может быть активизирую­щим, когда в присутствии других людей у человека прибавляются силы, энергия, он становится активным, про­являет инициативу, творчество; коллектив как бы зара­жает его своим состоянием. Но случается, что группа людей может сдерживать, а иногда и просто тормозить проявление активности человека.


Не надо думать, что, когда группа или коллектив активизирует человека, это хорошо, а если подавляет, то это никуда не годится. Каждый раз надо смотреть, что это за группа, что это за классный коллектив, какие нравст­венные ценности лежат в основе их поведения. Разве мож­но согласиться с тем, что в группе процветает круговая порука и члены группы в этом смысле пытаются активи­зировать каждого. Вместе с тем может быть, что боевой и сплоченный коллектив класса стремится подавить дея­тельность учащегося, который совершает антиобществен­ные поступки.

Каким образом происходит влияние классного коллек­тива на учащегося? Один путь — это официальные каналы воздействия. Одноклассники могут прямо и откровенно высказаться в адрес любого своего члена на комсомоль­ском собрании, заседании бюро, принять решение о поощ­рении или порицании этого человека.

Другой путь — это неофициальное, стихийное воздей­ствие. Представьте себе, заходите вы в класс и видите: один демонстративно отвернулся, другой не поддержал разговор, третий презрительно посмотрел на вас, четвер­тый, пятый, шестой нарочито громко обсуждают что-то и на вас «ноль внимания»... Как тут не забеспокоиться! Вы начинаете лихорадочно анализировать свое поведение, вспоминать, что вы такого сделали, чем вызвали к себе подобное отношение. И вспоминаете, вчера вы отказались помочь ребятам выполнить срочную работу. А поведение коллектива не что иное, как форма воспитательного воз­действия на вас. Класс таким образом, стихийно, требует от вас изменить свое поведение, подчиниться тем нормам взаимоотношений, которые негласно существуют в кол­лективе.

Однако и личность в свою очередь может по разному относиться к такому воздействию. «Попробуй не согла­сись с нашими ребятами в чем-либо,— пишет в редакцию молодежной газеты комсомолка-школьница.— Подымут шум, крик. Оскорбят, обвинят в чем угодно. Говорят: нас большинство, а потому сиди и не прыгай. Вот и сижу на радость «большинству».

В самом факте столкновения личности и коллектива, даже если дело доходит до конфликтов, нет ничего чрез­вычайного. Без столкновений, без конфликтов нет про­движения вперед. Другое дело — что это за конфликты и каковы способы их разрешения.

Академик А. В. Петровский, активно разрабатываю­щий проблемы коллектива, предупреждает об опасности отождествления явления коллективизма и других внешне похожих явлений.

Бывает, что человек проявляет легкую податливость влиянию сверстников, соглашаясь со всем, что они пред­лагают, не особо задумываясь, в чем суть их предложений, требований. Ему не хочется выглядеть «белой вороной», его принцип — «как все, так и я». Это явление называется внутригрупповой внушаемостью.