ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.08.2024

Просмотров: 795

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

выполнения, а не только в виде числовых показателей. Это особенно

справедливо для тестов интеллекта, которые по сравнению с тестами до-

стижений чаще интерпретируются неверно.

Сообщая результаты учителям, школьному руководству, работода-

телям и другим лицам, следует принимать те же меры. Сведения об об-

щем уровне выполнения и качественные описания, приводимые на до-

ступном языке, предпочтительней специфических числовых данных, за

исключением тех случаев, когда результаты сообщаются психологу-про-

фессионалу. Даже хорошо подготовленный неспециалист может спутать

процентили с процентными показателями или с IQ, нормы со стандарта-

ми и оценки по интересам с показателями способностей. Серьезные

ошибки в интерпретации делаются при выводах из тестовых результатов

даже в случае, если их техническая сторона правильно понята. Ярким

примером этому служит распространенное убеждение, что IQ выявляет

61

СОЦИАЛЬНЫЕ И ЭТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ТЕСТИРОВАНИЯ

формации о любых тестах желательно учитывать особенности того чело-

века, которому она передается. Эмоциональная причастность родителей

или учителей к жизни ребенка может препятствовать разумному по-

ниманию фактической информации.

Последней, но никак не самой незначительной является проблема

сообщения тестовых результатов самому индивиду, ребенку или взросло-

му. В этом случае применяются те же меры предосторожности против

неправильной интерпретации, что и при сообщении данных третьему ли-

цу. Конечно, в этом случае индивидуальная эмоциональная реакция на

информацию особенно важна, если индивида интересуют собственные

достоинства и недостатки. Когда индивиду сообщают его тестовые ре-

зультаты, их должны интерпретировать достаточно подготовленные лю-

ди, при этом важно обеспечить индивидуальную консультацию каждого,

кого такая информация эмоционально обеспокоит. Например, студент

колледжа может быть серьезно озадачен, узнав о том, что он плохо вы-

полнил тест способности к обучению. Одаренный школьник может при-

учиться к лености и безынициативности или может стать упрямым

и плохим товарищем, если обнаружит, что он гораздо способнее своих

сверстников. Серьезные нарушения в развитии личности могут быть усу-

гублены, если больному сообщить результаты его личностного теста.

Столь нежелательные воздействия не зависят, конечно, от правильности


или неправильности самого показателя. Даже если тест тщательно про-

веден и верно интерпретирован, знание тестовых результатов без воз-

можности обсудить его более подробно может повредить индивиду.

Консультирующие психологи особенно заинтересованы в поиске эф-

фективных способов передачи тестовых данных своим клиентам (L. Gold-

man, 1971, гл. 14-16). Хотя детальное рассмотрение этого процесса не

входит в круг обсуждаемых здесь вопросов, два ведущих подхода заслу-

живают особого упоминания. При первом сообщение результатов тести-

рования рассматривается как неотъемлемая часть сложного процесса

консультирования и соответственно включается в общие отношения кон-

сультанта и клиента. При втором результаты геста предлагается, на-

сколько это возможно, сообщить в виде OIDCIOB на специфические во-

просы консультирующегося. Важным моментом консультирования

является восприятие клиентом предоставляемой ему информации, если

он по какой-либо причине отвергает сообщаемую ему информацию, она,

по-видимому, была получена впустую.

ТЕСТИРОВАНИЕ И ГРАЖДАНСКИЕ ПРАВА МЕНЬШИНСТВ

Положение. После 50-х гг. возрос интерес общественности к правам

меньшинств, что нашло отражение в принятии закона о гражданских

правах федеральными и общегосударственными законодательствами.

В связи с поиском способов улучшения образовательных и профессио-

нальных возможностей меньшинств специалисты по психологическому

тестированию уделяют этому вопросу особое внимание. В психологиче-

ской литературе 60-х-начала 70-х гг. обсуждение этой темы приняло

Хотя женщин, согласно статистике, никак нельзя отнести к национальным мень-

шинствам, но в правовом отношении, по роду своих занятий и т. п. они разделяют с мень-

тттинствями многие из их пооблем. Вот почему, когда в этой книге речь идет о меньшин-

62 СОДЕРЖАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ТЕСТИРОВАНИЯ

массовый характер. Среди работ позитивного плана можно упомянуть

доклады, подготовленные профессиональными ассоциациями (American

Psychological Association.., 1969; Т.А.С1еагу, L.G. Humphreys, S.A.Ke-

ndrick, A.Wesman, 1975; M.Deutsch, J.A.Fishman, L.Kogan, R. North,

M.Whiteman, 1964; The Responsible use of test.., 1972; R.L.FIaugher,

1974).

Много внимания в исследованиях уделяется снижению тестовых ре-

зультатов из-за возможного влияния культурных условий, отражающих-

ся на развитии способностей, интересов, мотивации, установках и других


психологических особенностях представителей меньшинств. На неко-

торых из предложенных решений этой проблемы сказывается неверное

понимание природы и функций психологических тестов. Различия прош-

лого опыта групп или отдельных индивидов неизбежно проявляются при

выполнении тестов. Каждый психологический тест измеряет выборку по-

ведения. Поскольку культура влияет на поведение людей, ее влияние бу-

дет и должно обнаруживаться тестами. Если Mbi исключим из теста все

культурные различия, мы тем самым можем уменьшить его валидность

в той области поведения, для оценки которой он предназначен. В этом

случае тест не сможет обеспечить нас информацией, необходимой для

исправления тех условий, которые ухудшили его выполнение.

Поскольку тестирование меньшинств есть частный случай более об-

щей проблемы тестирования межкультурных различий, основные теоре-

тические положения и методы тестирования меньшинств более полно об-

суждаются в гл. 12. Подробный анализ понятия систематическая ошибка

приводится в гл. 7 в связи с валидностью теста. В этой главе

преимущественно рассматриваются основные исследования по тестиро-

ванию меньшинств и их социальные последствия.

Факторы тестирования. При тестировании лиц с различной

культурой важно разделять межкультурные факторы, влияющие как на

сам тест, так и на критериальное поведение, и факторы, влияние которых

ограничивается лишь тестом. Последние снижают валидность теста.

В качестве примера таких факторов можно назвать опыт участия в те-

стах, стремление хорошо выполнить тест, отношения с экспериментато-

ром и другие влияющие на выполнение конкретного теста перемены, не

связанные с используемым критерием. Если тестируются лица с несхо-

жими культурами, то необходимо сделать все, чтобы уменьшить дей-

ствие относящихся к тесту факторов. Желательно создать сходные отно-

шение к тесту и степень знакомства с ним (см. об этом в гл. 2). Для

испытуемых с низкими тестовыми результатами, имевшими незначи-

тельный опыт в тестировании или не имевшими его вовсе, рекомендует-

ся повторное тестирование с помощью параллельной формы.

Содержание теста также может повлиять на тестовые показатели

способами, которые не связаны с критерием выполнения. Например,

в тесте на арифметическое рассуждение использование названий или изо-

бражений предметов, неизвестных в какой-либо культурной среде, разу-


меется, затруднит его выполнение представителем этой культуры. Спо-

собность выполнять счетные операции не зависит от знакомства с их

названиями. Вместе с тем, если само развитие арифметических способно-

стей больше поощряется в одной культуре, чем в другой, разницу в ре-

зультате по арифметическому тесту не следует преуменьшать или

скрывать.

Еще менее заметные способы, которыми содержание конкретного

63

СОЦИАЛЬНЫЕ И ЭТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ТЕСТИРОВАНИЯ

теста может повлиять на его выполнение, связаны с эмоциональными

и установочными реакциями испытуемого. Например, рассказы или кар-

тинки, изображающие типичные для людей среднего класса семейные

сцены, могут насторожить ребенка, живущего в необеспеченной семье.

Изображение в тестовых рисунках физических черт только одной расы

может также сказаться на их восприятии этническим меньшинством. По

этой же причине женские организации протестовали против ставшего

стереотипным изображения в тестах мужчин, например, врачами или

должностными лицами, а женщин-медицинскими сестрами или секре-

таршами. Также могут показаться обидными для представителей мень-

шинств значения некоторых слов. Как справедливо заметил один изда-

тель тестов, <до недавнего времени большинство стандартизованных

тестов создавалось представителями среднего класса белых, которые, са-

ми того не ведая, иногда грубо оскорбляли чувства тестируемых. Сле-

дует сказать, что мы никогда бы не стали столь тенденциозны в своей

культуре, если бы не были <культурно слепы> (T.J. Fitzgibbon, 1972.

р. 2-3).

Большинство издателей тестов теперь прилагают специальные уси-

лия, чтобы очистить тест от неподходящего содержания. Их собственный

персонал, занимающийся разработкой тестов, специально тренируется на

умении выявлять материал, задевающий нациинальные чувства, рассчи-

танный на определенную культуру или в чем-то стереотипный. Предста-

вители разных этнических групп принимают участие в создании тестов

либо как постоянные служащие, либо как консультанты. Проверка содер-

жания теста с точки зрения возможного участия меньшинств является

непременным этапом в процессе создания теста. Примером применения

этих методов при построении и проверке заданий теста служит издание

1970 г. <Национальных тестов готовности к обучению в школе> (T.J. Fi-

tzgibbon, 1972; Harcort Brace Jovanovich ..., 1972).


Интерпретация и использование тестовых результа-

тов. Одной из наиболее важных проблем в тестировании лиц с различ-

ной культурой, как и вообще в тестологии, является проблема интерпре-

тации тестовых результатов. Наиболее часто нарекания в применении

тестов к представителям меньшинств вызывает неправильная интерпре-

тация показателей. Если представитель национального меньшинства по-

лучает низкий показатель по тесту способностей или отклонение в пока-

зателе по личностному тесту, важно выяснить, как это получилось.

Например, низкий показатель в арифметическом тесте мог быть резуль-

татом нежелания выполнять тест, неумения хорошо читать или, среди

прочих причин, неадекватного знания арифметики. Следует также обра-

тить внимание и на тип нормы, используемый при оценке индиви-

дуальных результатов. В зависимости от цели тестирования за соответ-

ствующую норму могут быть приняты общие нормы, нормы для

подгруппы, состоящей из лиц с одинаковым опытом в тестировании, или

полученные ранее показатели данного индивида.

При предсказании, например, способности к выполнению какой-то

работы или успешности овладения учебной программой мы также дол-

жны учесть эффективность тех или иных методов обучения, компенсации.

Одним из вкладов теории решений в психометрию являются ее методы

объединения различных типов трактовок для предсказания конечного ре-

зультата, составляемого на основе тестовых показателей (гл. 7). Напри-

64 СОДЕРЖАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ТЕСТИРОВАНИЯ

дом со специфической культурой, то каковы будут его оценки в коллед-

же, если ввести корригирующие программы, предназначенные изменить

подготовленность к обучению и его мотивацию, или другие подходящие

способы компенсации.

Тесты предназначены показать, что может делать индивид в данный

момент времени. Они не могут сообщить нам, почему он выполняет тест

именно так. Чтобы ответить на этот вопрос, нам необходимо исследо-

вать условия его развития, мотивацию и другие существенные условия.

Тесты не могут также сообщить, на что мог быть способен культурно

неразвитый или необразованный ребенок, если бы он вырос в более бла-

гоприятной среде. Более того, тесты не могут компенсировать культур-

ную депривацию, исключив ее влияние из своих показателей. Напротив,

тесты призваны обнаруживать такие влияния, чтобы можно было пред-