ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.08.2024
Просмотров: 849
Скачиваний: 0
ниса и Г. Шепарда, В. Шутца. В отличие от бихевио-
ризма здесь предпринимается попытка уйти от только
диадического взаимодействия двух индивидов и рас-
смотреть ряд процессов в более многочисленной группе.
Именно в рамках этого течения зародилась практика
создания так называемых тш (т. е. групп тренин-
га) , где используются социиь-психологические меха-
низмы воздействия людей друг на друга. Свойственные
психоанализу вообще ограничения не позволяют и в со-
циальной психологии дать подлинно научное решение
проблем группы.
Когнитивизм ведет свое начало от гештальтпсихоло-
гии и теории поля К. Левина. Исходным принципом
здесь является рассмотрение социального поведения с
точки зрения познавательных, когнитивных процессов
индивида. Особое место в когнитивистской социальной
психологии имеют так называемые теории когнитивного
соответствия, исходящие из положения, что главным
мотивирующим фактором поведения индивида являет-
ся потребность в установлении соответствия, сбаланси-
рованности его когнитивной структуры. К этим теориям
относятся: теория сбалансированных структур Ф. Хай-
дера, теория коммуникативных актов Т. Ньюкома, тео-
рия когнитивного диссонанса Л. Фестингера и теория
конгруэнтности Ч. Осгуда и П. Танненбаума. Кроме то-
го, в общем ключе когнитивизма работают такие извест-
ные американские исследователи, как Д. Креч, Р. Крач-
филд и С. Аш.
Во всех этих теориях сделана попытка объяснить
социальное поведение личности. Однако специфика ос-
новной объяснительной модели - идея о том, что все
поступки и действия совершаются ради построения свя-
занной, непротиворечивой картины мира в сознании че-
ловека - делает эту модель крайне уязвимой методоло-
гически. Абстрактное <соответствие>, достичь которого
стремится индивид, никак не связано с реальным ми-
ром.
Вместе с тем когнитивистская ориентация в настоя-
щее время получает все более широкое распростране-
ние. Это объясняется тем, что в отличие от бихевиори-
стски ориентированной социальной психологии она дела-
ет особый акцент на <гуманизацию> социальной психо-
логии, подчеркивает с особой силой роль и значение
<менталистских> образований в объяснении социально-
го поведения человека. Эта позиция не проводится дос-
таточно последовательно, поэтому сам когнитивистский
подход попадает в сложный круг противоречий, <гумани-
зация> оказывается лишь декорацией, поскольку под-
линно человеческие проблемы как проблемы обществен-
ного человека, активно действующего, здесь не постав-
лены.
Интеракционизм как единственная социологическая
теоретическая ориентация имеет своим источником тео-
рию символического интеракционизма Г. Мида. Однако
в современной социальной психологии интеракционизм
включает не только развитие идей Мида (что осуществ-
ляется в двух школах: Чикагской-Куном и Айовской-
Блумером), но и ряд других теорий, объединенных под
этим же именем, а именно теорию ролей (Т. Сарбин), и
теорию референтных групп (Г. Хаймен, Р. Мертон).
В последние годы в русле интеракционизма развивают-
ся и идеи так называемой социальной драматургии
Э. Гофмана. В интеракционизме в большей мере, чем
в других теоретических ориентациях, сделана попытка
установить именно социальные детерминанты человечес-
кого поведения. Для этого вводится в качестве ключево-
го понятия понятие <взаимодействие> (откуда и назва-
ние ориентации: взаимодействие - перевод слова <ин-
теракция>), в ходе которого и осуществляется формиро-
вание личности. Однако констатацией <взаимодейст-
вия> и ограничивается анализ социальных детерминант
поведения. Широкий спектр подлинно социальных при-
чин оказывается исключенным из анализа: индивид и
здесь по существу не включен в систему -общественных
отношений, в социальную структуру общества. ПОЭТО-
МУ большая <соцнологичность> интеракционистской
ориентации оказывается в значительной степени внеш-
ней, коренные методологические проблемы социально-
психологического знания остаются нерешенными и
здесь.
Хотя выделенные здесь четыре основные теоретичес-
кие ориентации и имеют различные источники, границы
между ними не являются слишком жесткими. Сегодня
особенно характерным для американской социальной
психологии является теоретический эклектизм, который
особенно очевиден в практике экспериментальных ис-
следований, когда зачастую в одном и том же исследо-
вании переплетаются различные теоретические ориента-
ции. И это обстоятельство, а также и тот факт, что мно-
гие экспериментальные работы по-прежнему полностью
игнорируют теорию, свидетельствуют лишний раз о яв-
.лениях глубокого кризиса, который переживает запад-
ная социальная психология.
Важной чертой современного развития социальной
психологии на Западе является развитие критических
тенденций по отношению к тому <образу> социальной
психологии, который сложился на американской почве
со свойственной американской общественной мысли ори-
ентацией на философию позитивизма. Эти критические
тенденции развиваются как среди ряда американских
и- канадских исследователей, так и среди их коллег в
капиталистических странах Западной Европы. В этой
ситуации особое значение для развития социальной пси-
хологии на мировой арене приобретает принципиальная
полемика между всеми ориентациями западной социаль-
ной психологии и марксистской традицией в социально-
психологическом знании. Развитие методологических и
теоретических принципов марксизма применительно к
системе социальной психологии, а также воплощение
этих принципов в ткань конкретных исследований-
важная задача советских социальных психологов.
Глава 3
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО
ИССЛЕДОВАНИЯ
Рост значения ме- Проблемы методологии исследова-
Тн" являются актуальными для лю-
науке бои науки, особенно в современную
эпоху, когда в связи с научно-тех-
нической революцией крайне усложняются задачи, ко-
торые приходится решать науке, и резко возрастает
значение тех средств, которыми она пользуется. Кроме
того, в обществе возникают новые формы организации
науки, создаются большие исследовательские коллекти-
вы, внутри которых ученым необходимо разработать еди-
ную стратегию исследований, единую систему прини-
маемых методов. В связи с развитием математики и ки-
бернетики рождается особый класс так называемых
междисциплинарных методов, применяемых в качестве
<сквозных> в различных дисциплинах. Все это требует
от исследователей все в большей и большей степени
контролировать свои познавательные действия, анализи-
ровать сами средства, которыми пользуются в исследо-
вательской практике. Доказательством того, что инте-
рес современной науки к проблемам методологии осо-
бенно велик, является факт возникновения особой отра-
сли знания внутри философии, а именно логики и мето-
дологии научного исследования. Характерным, однако,
нужно признать и то, что анализом методологических
проблем все чаще начинают заниматься не только фило<
софы, специалисты в области этой новой дисциплины,
но и сами представители конкретных наук. Возникает
особый вид методологической рефлексии - внутринауч-
ная методологическая рефлексия.
Все сказанное относится и к социальной психологии,
причем здесь вступают в действие еще и свои особые
психологии. Отв. ред.
Методология и методы социальной
Е. А. Шорохова. М" 1977, с. 3.
причины, первой из которых является относительная мо-
лодость социальной психологии как науки, сложность
ее происхождения и статуса, порождающие необходи-
мость руководствоваться в исследовательской практике
одновременно методологическими принципами двух раз-
личных научных дисциплин: психологии и социологии.
Это рождает специфическую задачу для социаль-
ного психолога - своеобразного соотнесения, <наложе-
ния> друг на друга двух рядов закономерностей: об-
щественного развития и развития психики человека. По-
ложение усугубляется еще и отсутствием своего собст-
венного понятийного аппарата, что порождает необходи-
мость использования и двух родов различных термино-
логических словарей. <Молодость> социальной психоло-
гии приводит к тому, что сама база исследований в ней
еще не велика, и поэтому не накоплен достаточный ис-
следовательГкий опыт, на основе которого стали бы оче-
видны многочисленные методологические проблемы, они
просто еще не проявились в полной мере.
Прежде чем более конкретно гово-
Понятие методоло- рд д методологических проблемах
T"сл"ев"аЇнТя" в социальной психологии, необходи-
мо уточнить, что же вообще пони-
мается под методологией (ибо даже этот вопрос здесь
оказывается не таким простым). В современном науч-
ном знании в марксистской традиции термином <методо-
логия> обозначаются три различных уровня научного
подхода.
1. Общая методология - некоторый общий философ-
ский подход, общий способ познания, принимаемый ис-
следователем. Для социальной психологии, развиваю-
щейся в рамках марксистской традиции - это диалекти-
ческий и исторический материализм. Общая методоло-
гия формулирует некоторые наиболее общие принципы,
которые - осознанно или неосознанно - применяются
в исследованиях. Так, для социальной психологии необ-
ходимо определенное понимание вопроса о соотношении-
общественного бытия и общественного сознания, взаи-
моотношения общества и личности и т. д.
2. Частная (или специальная) методология - сово-
купность методологических принципов, применяемых в
данной области знания. Частная методология есть реа-
лизация философских принципов применительно к спе-
цифическому объекту исследования. Это тоже опреде-
ленный способ познания, но способ, адаптированный для
более узкой сферы знания. В социальной психологии в
связи с ее двойственным происхождением специальная
методология формируется при условии адаптации мето-
дологических принципов как психологии, так и социоло-
гии. В качестве примера можно рассмотреть принцип
деятельности, как он применяется в социальной психо-
логии. В самом широком смысле слова философский
принцип деятельности означает признание деятельности
сущностью способа бытия человека, он есть реализация