Файл: Андреева Социальная психология.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.08.2024

Просмотров: 826

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

больших исторических сдвигов, в частности, тому, как

взаимодействуют в этих ситуациях идеология и обыден-

ное сознание масс. Как видно, из этого краткого переч-

ня преимущественное развитие в марксизме той эпохи

получили проблемы, непосредственно включенные в

разработку теории революционного процесса, что и по-

нятно, если учесть основную историческую задачу, ко-

торую решала теория революционного пролетариата.

Естественно, что постановка всех этих проблем

была вплетена в общую ткань социальной теории марк-

сизма и не выступала в виде готовых положений соци-

альной психологии как особой научной дисциплины. Но

именно включение анализа психологической стороны

социальных процессов в контекст общесоциологической

теории задало социальной психологии определенный

методологический норматив. Задолго до современных

усилий западной социальной психологии отыскать,

включить <социальный контекст> в систему социально-

психологического знания в классических марксистских

работах была дана совершенно четкая программа рас-

смотрения всех социально-психологических явлений в

таком <контексте>.

Такие же принципиальные решения были найдены и

для других разделов социальной психологии, связанных

с изучением личности, микросреды ее формирования

(того, что впоследствии стало именоваться проблемой

малой группы), способов общения, механизмов социаль-

1990

Фото

Республиканский цент

ЦК ЛК

ЯТ 10084. 17.02.8

МПО .1-

но-психологического воздействия. И в этих случаях

речь, разумеется, шла не о конструировании специаль-

ных социально-психологических теорий или разработке

конкретных методов исследования, а о создании фило-

софских оснований социально-психологического знания,

а тем самым и о создании общей методологии социаль-

но-психологического исследования. На том историчес-

ком рубеже, о котором сейчас идет речь, другая часть

задачи - освоение конкретной наукой способов анали-

за, заданных философской программой, - очевидно, не

могла быть решена. Марксистская традиция в этом пла-

сте науки могла начать формироваться только при ус-

ловии соединения заданных марксизмом философских

оснований знания с исследовательской практикой, до

сих пор развивавшейся в рамках совсем иных тради-

ций. Для этого нужно было усвоение профессиональны-


ми учеными - социальными психологами марксистской

идеологии, марксистского мировоззрения. Такая ситуа-

ция стала реальностью лишь после социалистической

революции в нашей стране, но и тогда, как мы видели,

решение задачи потребовало определенного промежут-

ка времени.

Экспериментальный

период развития

социальной психоло-

гии

Сегодня уже можно говорить о становлении марк-

систской традиции социальной психологии как системы

научного знания. Марксистская традиция в известном

смысле <уравнена в правах> с немарксистской традици-

ей: и та и другая обладают не только своей собствен-

ной философской базой, но и определенной исследова-

тельской практикой, а также характеризуются опреде-

ленным уровнем институционализации. Тот факт, что

развитие каждой из этих традиций в целом связано с

различным типом общества (хотя отдельные проявле-

ния марксистской традиции имеют проявление и в капи-

талистических странах) .четко <разводит> и социальные

функции и задачи науки, подчиняя их целям и задачам

соответствующего общества.

Пока же эта экспериментальная

практика складывалась в рамках

традиционной социальной психоло-

гии, развивавшейся вне марксист

ской традиции. Начало XX в. и,

особенно, время, наступившее после первой мировой

войны, считается началом превращения социальной пси"

46

хологии в экспериментальную науку. Официальной ве-

хй послужила программа, предложенная в Европе

В. Мёде и в США Ф. Олпортом, в которой были сфор-

мулированы требования превращения социальной пси-

хйлогии в экспериментальную дисциплину. Основное

развитие в этом ее варианте социальная психология по-

лучает в США, где бурное становление капиталистичес-

ких форм в экономике стимулировало практику при-

кладных исследований и заставило социальных психо-

логов повернуться лицом к актуальной социально-поли-

тической тематике. Особое значение такая практика при-

обретала в условиях развернувшегося экономического

кризиса. Беспомощность старой социальной психологии

перед лицом новых задач стала очевидной,

В теоретическом плане преодоление старой тради-

ции приняло форму критики концепции Мак-Дауголла,

которая в наибольшей степени отражала все слабости

дисциплины предшествующего периода. В развитии пси-


хологии к этому времени четко обозначились три ос-

новных подхода: психоанализ, бихевиоризм и гештальт-

теория, и социальная психология стала опираться на

идеи, сформулированные в этих подходах. Особый упор

был сделан на бихевиористский подход, что соответст-

вовало идеалу построения строго экспериментальной ди-

сциплины.

С точки зрения объектов исследования главное

внимание начинает уделяться малой группе. В оп-

ределенной степени этому способствует само увлечение

экспериментальными методиками: применение их пре-

жде всего возможно лишь при исследованиях процес-

сов, протекающих в малых группах. Сам по себе акцент

на развитие экспериментальных методик означал не-

сомненный прогресс в развитии социально-психологиче-

ского знания. Однако в тех конкретных условиях, в ко-

торых эта тенденция развивалась в США, такое увле-

чение легко привело к одностороннему развитию соци-

альной психологии: она не только утратила всякий ин-

терес к теории, но вообще сама идея теоретической со-

циальной психологии оказалась скомпрометированной.

По свидетельству ряда американских авторов, вкус от-

дельных ученых к теоретическим работам грозил утра-

той веры в их научную компетенцию, вызывал сожале-

ние, а порой и презрение. Подобно тому, как это почти

1990

Фото

Республиканский цент

ЦК ЛК

ЯТ 10084. 17.02.8

МПО <1-

одновременно происходило и в американской социологии,

очень сильно стало звучать противопоставление иссле-

дования как оптимальной формы организации научного

процесса спекуляции, как простому рассуждению по по-

воду предмета. Но все дело в том, что само по себе ра-

циональное требование - рассматривать исследование

основной формой организации научного знания - обер-

нулось отлучением от ранга исследований теоретичес-

ких работ, они стали отождествляться со <спекуляци-

ей>. Поэтому экспериментальный период в развитии со-

циальной психологии, в частности в ее американском ва-

рианте (а именно этот вариант стал доминирующим на

Западе), очень быстро стал обрастать целым рядом до-

статочно острых противоречий.

С одной стороны, именно в рамках этого периода со-

циальная психология набрала силу как научная дисци-

плина, были проведены многочисленные исследования

в области малых групп, разработаны методики, кото-


рые позднее вошли во все учебники в качестве клас-

сических, был накоплен большой опыт в проведении

прикладных исследований и т. д. С .другой стороны,

чрезмерное увлечение малыми группами превратило их

в своеобразный <флюс> социальной психологии, так что

проблематика, связанная с особенностями массовых /

процессов, их психологической стороны оказалась прак-

тически исключенной из анализа. Вместе с критикой

примитивной формы анализа этих явлений в первых

социально-психологических концепциях были сняты и

сами проблемы. Социальная психология дорого заплати-

ла за эти противоречия. Весь пафос экспериментальной

ориентации заключался в том, чтобы дать достоверное

знание о реальных проблемах общества, а вместе с тем

конкретное воплощение этой ориентации окончательно

выхолостило какое бы то ни было социальное содержа-

ние из весьма искусно проводимых лабораторных ис-

следований. Все это привело к тому, что в современных

условиях резко стали возрастать критические тенденции

в западной социальной психологии. Одним из выраже-

ний кризисного состояния дисциплины (а констата-

ций именно такого ее состояния в современной со-

циально-психологической литературе более чем доста-

точно) явилось оживление интереса к теоретическому

знанию.

Нельзя сказать, что в период 30-х годов, т. е. во-

рремя наибольшего бума экспериментальных исследова-

ний, теоретические работы вообще исчезли. Они были

непопулярны, малочисленны, но продолжали существо-

вать. Сейчас интерес к ним явно возрастает. В основ-

ном они концентрируются вокруг четырех направлений:

бихевиоризма, психоанализа, так называемых когнитив-

ных теорий и интеракционизма Из четырех названных

направлений три представляют собой социально-психо-

логические варианты основных течений-психологической

мысли, а четвертое направление - интеракционизм -

представляет социологический источник.

Бихевиоризм в социальной психологии использует

сейчас те варианты этого общепсихологического тече-

ния, которые связаны с необихевиоризмом. Как извест-

но, в нем выделяются два направления, связанные с име-

нами Э. Халла (введение идеи промежуточных пере-

менных) и Б. Скиннера (сохранение наиболее ортодок-

сальных форм классического бихевиоризма). В рамках

подхода Халла в социальной психологии разработан


ряд теорий, прежде всего теория фрустрации-агрессии

Н. Миллера и Д. Долларда. Кроме того, в рамках это-

го же подхода разрабатываются многочисленные моде-

ли диадического взаимодействия, например в работах

Д. Тибо и Г. Келли. Характерным для работ этого

рода является использование, в частности, представле-

ний математической тео":;;-1гр. Особняком стоят в со-

циально-психологическо- ""бихевиоризме идеи так на-

зываемого социального обмена, развиваемые в работах

Д. Хоманса. Весь арсенал бихевиористских идей при

сутствует во всех названных теориях, причем централь-

ной идеей является идея подкрепления (в вариантах

классического или оперантного обусловливания). Нео-

бихевиоризм и в социальной психологии претендует на

создание стандарта подлинно научного исследования, с

хорошо развитым лабораторным экспериментом, техни-

кой измерения. Основной методологический упрек, ко-

торый обычно делается бихевиоризму и состоящий в

том, что большинство работ выполнено на животных,.

> См.: Андреева Г. М.. Богомолова Н. Н., Петров-

ская Л. А. Современная социальная психология на Западе (тео-

ретические направления). М., 1978.

1990

Фото

Республиканский цент)

ЦК ЛК(

ЯТ 10084. 17.02.8

МПО -1-1

социальные психологи этого направления пытаются

преодолеть. (А. Бандура, например, выполнил большин-

ство исследований, в которых испытуемыми были лю-

ди).

Однако сама стратегия исследования несет на себе

черты принципиальной позиции бихевиоризма (в част-

ности, почти исключается анализ групповых процессов,

а сами группы в лучшем случае рассмотрены как диа-

ды). Поэтому именно в рамках этого течения меньше

всего улавливается <социальный контекст>, и социаль-

ная психология имеет наименее <социальный> вид.

Психоанализ не получил столь широкого распростра-

нения в социальной психологии, как бихевиоризм. Од-

нако и здесь есть ряд попыток построения специальных

социально-психологических теорий. Обычно в этих слу-

чаях называют неофрейдизм, и, в частности, работы

Э. Фромма и Дж. Салливена. Вместе с тем существует

и другой ряд теорий, более непосредственно включаю-

щих в орбиту социальной психологии идеи классическо-

го фрейдизма. Примерами таких теорий являются все

теории групповых процессов: теории В. Байона, В. Бен-