ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.08.2024
Просмотров: 826
Скачиваний: 0
больших исторических сдвигов, в частности, тому, как
взаимодействуют в этих ситуациях идеология и обыден-
ное сознание масс. Как видно, из этого краткого переч-
ня преимущественное развитие в марксизме той эпохи
получили проблемы, непосредственно включенные в
разработку теории революционного процесса, что и по-
нятно, если учесть основную историческую задачу, ко-
торую решала теория революционного пролетариата.
Естественно, что постановка всех этих проблем
была вплетена в общую ткань социальной теории марк-
сизма и не выступала в виде готовых положений соци-
альной психологии как особой научной дисциплины. Но
именно включение анализа психологической стороны
социальных процессов в контекст общесоциологической
теории задало социальной психологии определенный
методологический норматив. Задолго до современных
усилий западной социальной психологии отыскать,
включить <социальный контекст> в систему социально-
психологического знания в классических марксистских
работах была дана совершенно четкая программа рас-
смотрения всех социально-психологических явлений в
таком <контексте>.
Такие же принципиальные решения были найдены и
для других разделов социальной психологии, связанных
с изучением личности, микросреды ее формирования
(того, что впоследствии стало именоваться проблемой
малой группы), способов общения, механизмов социаль-
1990
Фото
Республиканский цент
ЦК ЛК
ЯТ 10084. 17.02.8
МПО .1-
но-психологического воздействия. И в этих случаях
речь, разумеется, шла не о конструировании специаль-
ных социально-психологических теорий или разработке
конкретных методов исследования, а о создании фило-
софских оснований социально-психологического знания,
а тем самым и о создании общей методологии социаль-
но-психологического исследования. На том историчес-
ком рубеже, о котором сейчас идет речь, другая часть
задачи - освоение конкретной наукой способов анали-
за, заданных философской программой, - очевидно, не
могла быть решена. Марксистская традиция в этом пла-
сте науки могла начать формироваться только при ус-
ловии соединения заданных марксизмом философских
оснований знания с исследовательской практикой, до
сих пор развивавшейся в рамках совсем иных тради-
ций. Для этого нужно было усвоение профессиональны-
ми учеными - социальными психологами марксистской
идеологии, марксистского мировоззрения. Такая ситуа-
ция стала реальностью лишь после социалистической
революции в нашей стране, но и тогда, как мы видели,
решение задачи потребовало определенного промежут-
ка времени.
Экспериментальный
период развития
социальной психоло-
гии
Сегодня уже можно говорить о становлении марк-
систской традиции социальной психологии как системы
научного знания. Марксистская традиция в известном
смысле <уравнена в правах> с немарксистской традици-
ей: и та и другая обладают не только своей собствен-
ной философской базой, но и определенной исследова-
тельской практикой, а также характеризуются опреде-
ленным уровнем институционализации. Тот факт, что
развитие каждой из этих традиций в целом связано с
различным типом общества (хотя отдельные проявле-
ния марксистской традиции имеют проявление и в капи-
талистических странах) .четко <разводит> и социальные
функции и задачи науки, подчиняя их целям и задачам
соответствующего общества.
Пока же эта экспериментальная
практика складывалась в рамках
традиционной социальной психоло-
гии, развивавшейся вне марксист
ской традиции. Начало XX в. и,
особенно, время, наступившее после первой мировой
войны, считается началом превращения социальной пси"
46
хологии в экспериментальную науку. Официальной ве-
хй послужила программа, предложенная в Европе
В. Мёде и в США Ф. Олпортом, в которой были сфор-
мулированы требования превращения социальной пси-
хйлогии в экспериментальную дисциплину. Основное
развитие в этом ее варианте социальная психология по-
лучает в США, где бурное становление капиталистичес-
ких форм в экономике стимулировало практику при-
кладных исследований и заставило социальных психо-
логов повернуться лицом к актуальной социально-поли-
тической тематике. Особое значение такая практика при-
обретала в условиях развернувшегося экономического
кризиса. Беспомощность старой социальной психологии
перед лицом новых задач стала очевидной,
В теоретическом плане преодоление старой тради-
ции приняло форму критики концепции Мак-Дауголла,
которая в наибольшей степени отражала все слабости
дисциплины предшествующего периода. В развитии пси-
хологии к этому времени четко обозначились три ос-
новных подхода: психоанализ, бихевиоризм и гештальт-
теория, и социальная психология стала опираться на
идеи, сформулированные в этих подходах. Особый упор
был сделан на бихевиористский подход, что соответст-
вовало идеалу построения строго экспериментальной ди-
сциплины.
С точки зрения объектов исследования главное
внимание начинает уделяться малой группе. В оп-
ределенной степени этому способствует само увлечение
экспериментальными методиками: применение их пре-
жде всего возможно лишь при исследованиях процес-
сов, протекающих в малых группах. Сам по себе акцент
на развитие экспериментальных методик означал не-
сомненный прогресс в развитии социально-психологиче-
ского знания. Однако в тех конкретных условиях, в ко-
торых эта тенденция развивалась в США, такое увле-
чение легко привело к одностороннему развитию соци-
альной психологии: она не только утратила всякий ин-
терес к теории, но вообще сама идея теоретической со-
циальной психологии оказалась скомпрометированной.
По свидетельству ряда американских авторов, вкус от-
дельных ученых к теоретическим работам грозил утра-
той веры в их научную компетенцию, вызывал сожале-
ние, а порой и презрение. Подобно тому, как это почти
1990
Фото
Республиканский цент
ЦК ЛК
ЯТ 10084. 17.02.8
МПО <1-
одновременно происходило и в американской социологии,
очень сильно стало звучать противопоставление иссле-
дования как оптимальной формы организации научного
процесса спекуляции, как простому рассуждению по по-
воду предмета. Но все дело в том, что само по себе ра-
циональное требование - рассматривать исследование
основной формой организации научного знания - обер-
нулось отлучением от ранга исследований теоретичес-
ких работ, они стали отождествляться со <спекуляци-
ей>. Поэтому экспериментальный период в развитии со-
циальной психологии, в частности в ее американском ва-
рианте (а именно этот вариант стал доминирующим на
Западе), очень быстро стал обрастать целым рядом до-
статочно острых противоречий.
С одной стороны, именно в рамках этого периода со-
циальная психология набрала силу как научная дисци-
плина, были проведены многочисленные исследования
в области малых групп, разработаны методики, кото-
рые позднее вошли во все учебники в качестве клас-
сических, был накоплен большой опыт в проведении
прикладных исследований и т. д. С .другой стороны,
чрезмерное увлечение малыми группами превратило их
в своеобразный <флюс> социальной психологии, так что
проблематика, связанная с особенностями массовых /
процессов, их психологической стороны оказалась прак-
тически исключенной из анализа. Вместе с критикой
примитивной формы анализа этих явлений в первых
социально-психологических концепциях были сняты и
сами проблемы. Социальная психология дорого заплати-
ла за эти противоречия. Весь пафос экспериментальной
ориентации заключался в том, чтобы дать достоверное
знание о реальных проблемах общества, а вместе с тем
конкретное воплощение этой ориентации окончательно
выхолостило какое бы то ни было социальное содержа-
ние из весьма искусно проводимых лабораторных ис-
следований. Все это привело к тому, что в современных
условиях резко стали возрастать критические тенденции
в западной социальной психологии. Одним из выраже-
ний кризисного состояния дисциплины (а констата-
ций именно такого ее состояния в современной со-
циально-психологической литературе более чем доста-
точно) явилось оживление интереса к теоретическому
знанию.
Нельзя сказать, что в период 30-х годов, т. е. во-
рремя наибольшего бума экспериментальных исследова-
ний, теоретические работы вообще исчезли. Они были
непопулярны, малочисленны, но продолжали существо-
вать. Сейчас интерес к ним явно возрастает. В основ-
ном они концентрируются вокруг четырех направлений:
бихевиоризма, психоанализа, так называемых когнитив-
ных теорий и интеракционизма Из четырех названных
направлений три представляют собой социально-психо-
логические варианты основных течений-психологической
мысли, а четвертое направление - интеракционизм -
представляет социологический источник.
Бихевиоризм в социальной психологии использует
сейчас те варианты этого общепсихологического тече-
ния, которые связаны с необихевиоризмом. Как извест-
но, в нем выделяются два направления, связанные с име-
нами Э. Халла (введение идеи промежуточных пере-
менных) и Б. Скиннера (сохранение наиболее ортодок-
сальных форм классического бихевиоризма). В рамках
подхода Халла в социальной психологии разработан
ряд теорий, прежде всего теория фрустрации-агрессии
Н. Миллера и Д. Долларда. Кроме того, в рамках это-
го же подхода разрабатываются многочисленные моде-
ли диадического взаимодействия, например в работах
Д. Тибо и Г. Келли. Характерным для работ этого
рода является использование, в частности, представле-
ний математической тео":;;-1гр. Особняком стоят в со-
циально-психологическо- ""бихевиоризме идеи так на-
зываемого социального обмена, развиваемые в работах
Д. Хоманса. Весь арсенал бихевиористских идей при
сутствует во всех названных теориях, причем централь-
ной идеей является идея подкрепления (в вариантах
классического или оперантного обусловливания). Нео-
бихевиоризм и в социальной психологии претендует на
создание стандарта подлинно научного исследования, с
хорошо развитым лабораторным экспериментом, техни-
кой измерения. Основной методологический упрек, ко-
торый обычно делается бихевиоризму и состоящий в
том, что большинство работ выполнено на животных,.
> См.: Андреева Г. М.. Богомолова Н. Н., Петров-
ская Л. А. Современная социальная психология на Западе (тео-
ретические направления). М., 1978.
1990
Фото
Республиканский цент)
ЦК ЛК(
ЯТ 10084. 17.02.8
МПО -1-1
социальные психологи этого направления пытаются
преодолеть. (А. Бандура, например, выполнил большин-
ство исследований, в которых испытуемыми были лю-
ди).
Однако сама стратегия исследования несет на себе
черты принципиальной позиции бихевиоризма (в част-
ности, почти исключается анализ групповых процессов,
а сами группы в лучшем случае рассмотрены как диа-
ды). Поэтому именно в рамках этого течения меньше
всего улавливается <социальный контекст>, и социаль-
ная психология имеет наименее <социальный> вид.
Психоанализ не получил столь широкого распростра-
нения в социальной психологии, как бихевиоризм. Од-
нако и здесь есть ряд попыток построения специальных
социально-психологических теорий. Обычно в этих слу-
чаях называют неофрейдизм, и, в частности, работы
Э. Фромма и Дж. Салливена. Вместе с тем существует
и другой ряд теорий, более непосредственно включаю-
щих в орбиту социальной психологии идеи классическо-
го фрейдизма. Примерами таких теорий являются все
теории групповых процессов: теории В. Байона, В. Бен-