ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.08.2024
Просмотров: 812
Скачиваний: 0
Год этот, однако, лишь весьма условно может считать-
ся началом новой эры в социальной психологии, по-
скольку уже в 1897 г. Дж. Болдуин опубликовал <Ис-
следования по социальной психологии>, которые могли
бы претендовать тоже на первое систематическое руко-
водство. Болдуин, в частности (под влиянием Тарда),
развил идею о двух видах наследственности - естест-
венной и социальной. Эта последняя строится на подра-
жании. В обществе происходит <обмен внушениями>,
что и регулируют взаимоотношения людей.
Основной тезис теории Мак-Дауголла заключается в
том, что причиной социального поведения признаются
врожденные инстинкты. Эта идея есть реализация бо-
лее общего принципа, принимаемого Мак-Дауголлом,
а именно - стремления к цели, которое свойственно и
животным и человеку. Именно этот принцип особенно
значим в концепции Мак-Дауголла; в противовес би-
хевиоризму он называл созданную им психологию <це-
левой> или <гормической> (от греческого слова <гор-
мэ>-стремление, желание, порыв). Гормэ и выступает
как движущая сила интуитивного характера, объясня-
ющая социальное поведение. В терминологии Мак-Дау-
голла, гормэ <реализуется в качестве инстинктов> (или
позднее <склонностей>).
Репертуар инстинктов у каждого человека возника-
ет в результате определенного психофизического пред-
расположения - наличия наследственно закрепленных
каналов для разрядки нервной энергии. Инстинкты
включают аффективную (рецептивную), центральную
(эмоциональную) и афферентную (двигательную) час-
ти. Таким образом, все, что происходит в области соз-
нания, находится в прямой зависимости от этих бессоз-
нательных начал. Внутренним выражением инстинктов
являются главным образом эмоции. Связь между ин-
стинктами и эмоциями носит систематический и опреде-
ленный характер. Мак-Дауголл перечислил семь пар
связанных между собою инстинктов и эмоций: инстинкт
борьбы и соответствующие ему гнев, страх; инстинкт
бегства и чувство самосохранения; инстинкт воспроиз-
ведения рода и ревность, женская робость; инстинкт
приобретения и чувство собственности; инстинкт строи-
тельства и чувство созидания; стадный инстинкт и чув-
ство принадлежности. Из инстинктов выводятся и все
социальные учреждения: семья, торговля, различные
общественные процессы, в первую очередь война. От-
части именно из-за этого упоминания в теории Мак-
Дауголла склонны были видеть реализацию дарвинов-
ского подхода, хотя, как известно, будучи перенесен ме-
ханически на общественные явления, этот подход утра-
чивал какое бы то ни было научное значение.
Несмотря на огромную популярность идей Мак-
Дауголла, их роль в истории науки оказалась весьма от-
рицательной: интерпретация социального поведения с
точки зрения некоего спонтанного стремления к цели
узаконивала значение иррациональных, бессознатель-
ных влечений в качестве движущей силы не только ин-
дивида, но и человечества. Поэтому подобно тому, как
и в общей психологии, преодоление идей теории инстинк-
тов послужило в дальнейшем важной вехой становления
научной социальной психологии.
Таким образом, можно подытожить, с каким же тео-
ретическим багажом осталась социальная психология,
после того как были выстроены эти ее первые концеп-
ции. Прежде всего, очевидно, положительное значение
их заключается в том, что были выделены и четко по-
ставлены действительно важные вопросы, подлежащие
разрешению: о соотношении сознания индивида и соз-
нания группы, о движущих силах социального поведе-
ния и т. д. Интересно также и то, что в первых социаль-
но-психологических опытах с самого начала пытались
найти подходы к решению поставленных проблем как
бы с двух сторон: со стороны психологии и со стороны
социологии. В первом случае неизбежно получалось, что
все решения предлагаются с точки зрения индивида,
его психики, переход к психологии группы не прораба-
тывался сколь-нибудь точно. Во втором случае фор-
мально пытались идти <от общества>, но тогда само
<общество> растворялось в психологии и получалась
типичная психологизация общественных отношений.
Это означало, что сами по себе ни <психологический>,
ни <социологический> подход не дают правильных ре-
шений, если концепции психологии и социологии, на
которые эти подходы опираются, оказываются методо-
логически несостоятельными. Наконец, первые социаль-
но-психологические концепции оказались слабыми еще
и потому, что они не опирались ни на какую исследова-
тельскую практику, они вообще не базировались на ис-
следованиях, но в духе старых философских построений
были <рассуждениями> по поводу социально-психологи-
ческих проблем, но не исследованием их. Однако важ-
ное дело было сделано, и социальная психология была
<заявлена> как самостоятельная дисциплина, имеющая
право на существование. Теперь она нуждалась в под-
ведении под нее экспериментальной базы, поскольку
психология к этому времени вполне уже накопила дос-
таточный опыт в использовании экспериментального ме-
тода. Следующий этап становления дисциплины мог
стать только экспериментальным этапом в ее развитии.
Однако, прежде чем перейти к характеристике этого
следующего этапа, надо сказать и о зарождении совер-
шенно новой традиции в развитии теоретических основ
социальной психологии. Речь идет о создании предпо-
сылок социально-психологического знания внутри марк-
сизма.
Развитие предпосы-
лок социально-пси-
хологического зна-
ния в системе мар-
ксизма
Середина XIX в. была ознаменова-
на созданием марксистского миро-
воззрения, и естественно, что вся
система обществоведения оказалась
включенной в полемику между ним
и буржуазными теориями общест-
венного развития. В социологии эта полемика с марксиз-
мом немедленно приняла открытый характер. Несколько
по-иному складывалась ситуация в социальной психоло-
гии. Поскольку в значительной степени она ориентиро-
валась и на психологию, непосредственная дискуссия с
марксизмом здесь проявилась в значительно меньшей
степени, хотя <встреча> социальной психологии с марк-
сизмом, конечно, была неизбежной. Она состоялась: в
1913 г. Дж. Болдуин назвал <Капитал> К. Маркса в
числе тех работ, под воздействием которых произошел
коренной переворот во взглядах на соотношение инди-
видуального и общественного сознания. Однако перево-
рот этот не привел к восприятию идей марксизма ста-
новящейся официальной социальной психологией. На-
против, она встретила марксистские идеи враждебно.
Неприятие методологических принципов марксизма
привело многих авторов социально-психологических тео-
рий к крайней вульгаризации, извращению идей марк-
сизма. Так, например, Лебон приписывал марксизму
мысль о том, что для него движущая сила обществен-
ного развития есть якобы потребность в пище и т. д.
Поскольку профессиональная психология также не вос-
принимала идей марксизма, сложились две самостоя-
тельные традиции в развитии социально-психологическо-
го знания. Одна, продолжающая линию выделения этой
науки из общей системы буржуазного мировоззрения,
и другая, формулирующая новые принципы социаль-
но-психологического знания внутри марксизма.
Развитие этой марксистской традиции в системе со-
циально-психологического знания обладает рядом спе-
цифических черт В определенных отношениях социаль-
ная психология выступает как общественная наука, что
означает непосредственное принятие ею фундаменталь-
ных теоретических положений марксизма относительно
сущности общественных явлений, относительно понима-
ния природы человека и общества. Марксистская тради-
ция в данном случае может быть прослежена на том,
как эти положения воплощаются в конкретное изучение
отдельных социально-психологических феноменов.
В других отношениях социальная психология, подобно
естественным наукам, принимает общефилософские
принципы марксизма и реализует их в специфическом
способе анализа своих собственных объектов. Просле-
дить развитие марксистской традиции здесь-значит
исследовать весь методологический арсенал социальной
психологии, выявить, насколько сами принципы органи-
зации научного знания, предлагаемые марксизмом, реа-
лизуются в исследовательской практике.
Особенностью исторического развития марксистской
социальной психологии стало то, что освоение марксист
ской теории и марксистского метода происходило на раз-
Ї См.: Андреева Г. М. Развитие марксистской традиции в.
системе социально-психологического знания.- <Вести. Моск. ун-та..
Серия <Психология>, 1967, № 3.
личщлх хронологических рубежах в различной степени.
Важнейшие теоретические основания социально-психо-
логического знания были, как известно, сформулированы
уже в работах К. Маркса, Ф. Энгельса и В. И. Ленина,
а также таких выдающихся марксистов, как
Г. В. Плеханов, А. В. Луначарский, А. Грамши, А. Бе-
бель, А. Лабриола и др. Речь идет здесь не только
о разработке и изложении общей концепции общест-
венного развития как исходного принципа для социаль-
ной психологии, но и о постановке более конкретных во-
просов этой области знания, хотя бы и в общем плане.
Естественно, что анализ социально-психологических
явлений в системе марксизма осуществлялся на основе
материалистического понимания истории. Это означало
прежде всего, что сама социальная жизнь рассматрива-
лась как обоснованная материальными условиями жизнь
общества. Такой подход коренным образом отличался
от тех интерпретаций влияния социальных факторов на
развитие психики, которые назывались в некоторых
версиях традиционного социально-психологического
подхода. Так, со стороны социологии предложения о
признании примата социального в отношении индивида
и общества, как уже отмечалось, исходили, например,
из концепции Э. Дюркгейма. Однако даже в этом, наи-
более <сильном>, варианте сама <социальность> пони-
малась крайне односторонне, она не была связана с
идеей первичности материальных условий жизни обще-
ства; по точному выражению М. Г. Ярошевского, это
была <социальность без материальности>. Поэтому
принципиально новым в марксизме явилось развитие
социально-психологических идей именно на базе мате-
риалистического понимания истории, что позволило
сразу же точно обозначить место психологической сто-
роны общественных явлений во всей системе отношений
общества. Акцент был поставлен так, что роль этой
психологической стороны ни в коем случае не отрица-
лась. Г. В. Плеханов отметил даже, что <для Маркса
проблема истории была также психологической пробле-
мой> Подчеркивался лишь факт детерминации этой
психологической стороны более глубокими процессами
материальной жизни людей.
Плеханов Г. 3. Избранные (Ьн.чософскпе произведения в
5-ти т. М., 1956, с. 170-171.
Именно на этих основах были раскрыты важнейшие
закономерности социально-психологических явлений.
Основной упор был сделан прежде всего на выявлении
места общественной психологии классов и других со-
циальных групп в системе общественного сознания. Она
была интерпретирована как определенный уровень (низ-
ший по сравнению с идеологией) общественного созна-
ния, который, однако, играет большую роль в общест-
венном развитии. На основании этого определения была
проанализирована общественная психология различных
классов капиталистического общества. Вместе с тем
изучалась структура массовых побуждений людей, та-
ких, как общественные настроения, иллюзии, заблужде-
ния. Это было важно в связи с анализом подлинных
движущих сил исторического процесса. Особое место
уделялось характеристике массового сознания в период