Файл: Андреева Социальная психология.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.08.2024

Просмотров: 829

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

вид, как <взаимодействие>, представлен наиболее пол-

но. Выстраивание в ряд ступеней, предшествующих вза-

имодействию, не является слишком строгим: простран-

ственный и психический контакт в этой схеме выступа-

ют в качестве предпосылок индивидуального акта взаи-

модействия, и потому схема не снимает погрешностей

предшествующей попытки. Но включение в число пред-

посылок взаимодействия <социального контакта>, по-

нятого как совместная деятельность, во многом меняет

картину: если взаимодействие возникает как реализация

совместной деятельности, то дорога к изучению его со-

держательной стороны остается открытой. Однако не-

строгость схемы снижает ее возможности для познания

структуры взаимодействия. Практически в эксперимен-

тах пока исследователи имеют дело с феноменом взаи-

модействия как таковым, без удовлетворительных попы-

ток отыскания его анатомии.

Типы взаимо-

действий

Существует еще один описательный

подход в анализе проблемы взаи-

модействия - построение класси-

фикаций различных его видов. Интуитивно ясно, что

практически люди вступают в бесконечное количество

различных видов взаимодействия. Для эксперименталь

ных исследований крайне важно как минимум обозна-

чить некоторые основные типы этих взаимодействий.

В социальной психологии предпринимались многочис-

ленные попытки построения их классификации. Наибо-

лее распространенной является дихотомическое деление

всех возможных видов взаимодействий на два противо-

положных вида: кооперация и конкуренция. Различные

авторы обозначают эти два основных вида различными

терминами. Кроме кооперации и конкуренции, говорят

о согласии и конфликте, приспособлении и оппозиции,

ассоциации и диссоциации и т.д. За всеми этими поня-

тиями ясно виден принцип выделения различных видов

взаимодействия. В первом случае анализируются такие

его проявления, которые способствуют организации сов-

местной деятельности, являются <позитивными>, с этой

точки зрения. (В последние годы в западной социальной

психологии возрос интерес к так называемому <помога-

ющему поведению>, когда исследуется психологический

механизм поведения, рассчитанного преимущественно на

помощь другому человеку. Это новый аспект исследова-

ний по сравнению с традиционным изучением коопера-


ции как формы сотрудничества. Однако исследования

такого типа могут быть также отнесены к анализу пер-

вой формы взаимодействия.) Во вторую группу попада-

ют взаимодействия, так или иначе <расшатывающие>

совместную деятельность, представляющие собой опре-

деленного рода препятствия для нее.

Специфическую точку зрения высказывают в этом

вопросе социальные психологи из ГДР Г. Гибш и

М. Форверг. Они считают, что наиболее значимым ти-

пом взаимодействия является кооперация, она выступа-

ет основным предметом социальной психологии. Целью

этой дисциплины должен быть <поиск коллективной си-

ловой потенции>, возникающей при кооперации Авто-

ры ссылаются на идею Маркса о значении кооперации,

как исходном пункте понимания сущности обществен-

ного труда, где важно не только возникновение новой

силы, получившейся от слияния многих сил в одну об-

щую, но и сам <общественный контакт>, который <вы-

зывает соревнование и своеобразное возбуждение жиз-

ненной энергии (animal spirits), увеличивающее инди-

" Щепаньскнй Я. Элементарные

1969, с. 84.

понятия социологии. М"

" Гибш Г. и Форверг М. Введение

цнальную психологию. М" 1972, с. 196.

в марксистскую со-

121

видуальную производительность отдельных лиц>. Для

социальной психологии, по мнению Гибша и Форверга,

этим открывается задача поиска общих характеристик

кооперации, поскольку они-то и приводят к суммирова-

нию, выравниванию и упорядочению многих сил, вклю-

ченных в единую деятельность. В этом подходе, несом-

ненно, схвачена одна из важнейших задач социальной

психологии, особенно в условиях социалистического об-

щества. Однако нельзя допустить и некоторую абсолю-

тизацию задачи изучения только кооперации. Другой

вид взаимодействий, связанный с конфликтными видами

отношений, а также с отношениями соревнования, вряд

ли можно вообще считать незначимым, тем более что и

у Маркса вопрос стоит о роли соревнования, возникаю-

щего неизбежно внутри кооперации.

Если обратиться к задачам социальной психологии

в социалистическом обществе, то и здесь весьма важна

вторая сторона проблемы. Традиционно в ней рассмат-

ривались отношения конкуренции или конфликта. Уже

давно и традиционная социальная психология отошла

от такого понимания конфликта, когда он трактуется


только как негативное явление. В настоящее время на

Западе появилось много работ, где анализируются и по-

зитивные и негативные стороны конфликта. Но в конеч-

ном счете за этими исследованиями стоят совершенно

определенные идеологические требования, связанные с

необходимостью объяснения конфликтов, как <закон-

ной> формы отношений в условиях капиталистического

общества. С этой точки зрения, интересна попытка аме-

риканского лсследователя М. Дойча апеллировать к

марксистскому понятию классового конфликта и интер-

претировать его как <обычную> форму, обычный тип

взаимодействия. Для марксистской социальной психо-

логии чрезвычайно важно точно обозначить именно со-

циально-психологический аспект изучения конфликтов,

для того чтобы мерки психологического анализа кон-

фликтов не прилагались к изучению социальных кон-

фликтов на макроуровне.

Вторым обстоятельством, которое требует изуче-

ния н другого типа взаимодействий (а не только ко-

операции), является совершенно новое явление, возник-

" Маркс К. и Энгельс Ф. Соч., т. 23, с. 337.

шее в условиях социалистического общества, - явление

социалистического соревнования. Соревнование, тради-

ционно рассматриваемое как вид конкуренции, изменя-

ет здесь качественно свою природу, поэтому его изуче-

ние по нормативам изучения конкуренции оказывается

методологически не пригодным. Возникает потребность

прежде всего описать эту совершенно новую форму ак-

тивности, лишь внешне сходную с таким типом взаимо-

действия, как конкуренция. В частности, важной зада-

чей является анализ того, как соотносятся между собой

соревновательная активность и конфликт.

Поэтому не логично игнорировать этот вид взаи-

модействий. Напротив, самого пристального внимания

заслуживают попытки как теоретического, так и экспе-

риментального исследования конфликта, а также сорев-

новательной активности. Что касается изучения кон-

фликта, то здесь прежде всего необходимо построение

определенной теоретической схемы, в рамках которой

это явление может быть исследовано в социальной

психологии с целью определения ею собственного угла

зрения в этой проблеме. В соответствии с требованиями

марксистской методологии выявления в первую очередь

объективной природы конфликта, социальная психоло-

гия, по-видимому, должна сосредоточить свое внимание


на двух вопросах: с одной стороны, на анализе вторич-

ных социально-психологических аспектов в каждом кон-

фликте (например, осознание конфликта его участника-

ми), с другой стороны-на выделении частного класса

конфликтов, порождаемых специфическими социально-

психологическими факторами. Обе эти задачи могут

быть успешно решены лишь при наличии адекватной

понятийной схемы исследования. Она должна охватить

как минимум четыре основных характеристики конфлик-

та: структуру, динамику, функции и типологию кон-

фликта. Естественно, что формально анализ каждой из

этих четырех групп характеристик присутствует и в тра-

диционной социальной психологии. Но все дело в том,

что изучение каждой группы таких характеристик дол-

жно быть подчинено тем двум требованиям марксист-

ской методологии, которые были названы выше. Нель-

Петровская Л. А. О понятийной схеме социально-психо-

логического исследования конфликта.-В кн.: Теоретические и ме-

тодологические проблемы социальной психологии. М., 1977, с. 128.

зя сказать, что эта задача полностью решена в совет-

ской социальной психологии сегодня, хотя несколько

таких попыток имеет место. Между тем проблема ис-

следования конфликта имеет много практических прило-

жений, прежде всего в плане разработки различных

форм отношения к нему (разрешение конфликта, пред-

отвращение конфликта, профилактика его, ослабление

и т. д.).

Что касается социально-психологического анализа

социалистического соревнования, то здесь делаются пер-

вые шаги, как в нашей стране, так и в других социали-

стических странах. Специфика социалистического со-

ревнования как особого типа взаимодействия заключа-

ется прежде всего в том, что его трудно однозначно от-

нести лишь к одной стороне дихотомии: кооперация-

конкуренция. Это объясняется тем, что в социалистиче-

ском соревновании осуществляется весьма сложное сое-

динение как моментов кооперативной деятельности

(взаимопомощь, сотрудничество), так и моментов, ха-

рактеризующих конкуренцию (соперничество, состяза-

ние). Состязательность, как общее стремление личности

проявить себя, сочетается здесь со стремлением помочь

другому. Возникновение особого типа состязательной

направленности есть специфический признак социалис-

тического соревнования В социалистическом соревно-


вании формируется особый вид активности личности,

называемый в специальных работах <соревновательной

активностью>. Для того чтобы дать точное социально-

психологическое описание этого вида активности, необ-

ходимо более подробно проанализировать специфику

мотивации в социалистическом соревновании, а также

специфику тех особых отношений, которые складыва-

ются в ходе соревнования и которые также не уклады-

ваются в традиционную дихотомию отношений: дело-

Ї Ковал ев А. Г. Коллектив и социально-психологические

проблемы руководства. М., 1978; Ершов А. А, Социально-психоло-

гические аспекты конфликтов.- В кн.: Социальная психология и

социальное планирование. Л., 1973.

" Социально-психологические аспекты социалистического сорев-

нования. М., 1977.

" Ж у р авле в А. П" Зотова О. И., Новиков В. В. Со-

циально-психологические вопросы организации социалистического

соревнования в производственном коллективе.-<Вопросы психоло-

-ни.>, 1977, № 5.

вые - межличностные. Особый комплекс проблем вы-

деляется в социальной психологии в связи с анализом

установок личности именно на этот специфический тип

активности. Формирование такой установки имеет чрез-

вычайно важные последствия для способа преодоления

конфликтов, возникающих в ходе соревнования,

Существенной особенностью социалистического со-

ревнования является тот факт, что оно возникает не во

всяких группах, а лишь в группах на высшей стадии их

развития. Поэтому рассмотрение такой формы взаимо-

действия невозможно в абстрактном плане, а требует

изучения его в контексте реальных коллективов.

Таким образом, для социальной психологии весьма

значимым является исследование не только кооператив-

ной формы взаимодействия.

Кроме того, при абсолютном принятии лишь одного

типа взаимодействий снимается принципиально важная

проблема содержания деятельности, в рамках которой

даны те или иные виды взаимодействий, А это содержа-

ние деятельности может быть весьма различным. Мож-

но констатировать кооперативную форму взаимодейст-

вия не только в условиях производства, но, например, и

при осуществлении каких-либо асоциальных, противо-

правных поступков - совместного ограбления, кражи

и т. д. Поэтому кооперация в социально негативной дея-

тельности не обязательно та форма, которую необходи-