ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.08.2024
Просмотров: 803
Скачиваний: 0
лой личности, ибо именно она способствует адекватно-
му восприятию личностью себя самой и своих собствен-
ных действий. (Внешне эти идеи Мида имеют некото-
рое сходство со схемой Фрейда относительно взаимо-
отношений <ид> и <эго>. Но содержание, которое при-
давал Фрейд этому отношению, сводилось к сексуаль-
ному контролю, у Мида же при посредстве этого отно-
шения контролируется вся система взаимодействий лич-
ности с другими.)
Таким образом, центральная мысль интеракционист"
ской концепции состоит в том, что личность формирует-
ся во взаимодействии с другими личностями, и механиз-
мом этого процесса является установление контроля дей-
ствий личности тем представлением о ней, которое скла-
дывается у окружающих. Несмотря на важность поста-
новки такой проблемы, в теории Мида содержатся суще-
ственные методологические просчеты. Главными из них
являются два.
Во-первых, непропорционально большое значение, ко-
торое уделяется в этой концепции роли символов. Вся
обрисованная выше канва взаимодействия детермини-
руется системой символов, т. е. деятельность и поведе-
ние человека в ситуациях взаимодействия в конечном
счете обусловлены символической интерпретацией этих
ситуаций. Сама рефлексия личности подчиняется это-
му миру символов: и другие оценивают личность тоже
через призму принятых в данной группе символов. Че-
ловек предстает как существо, обитающее в мире сим-
волов, включенное в знаковые ситуации. И хотя в из-
вестной степени с этим утверждением можно согла-
ситься, поскольку в определенной мере общество, дей-
ствительно, регулирует действия личностей при помощи
символов, излишняя категоричность Мида приводит к
тому, что вся совокупность социальных отношений, куль-
туры - все сводится только к символам.
Отсюда вытекает и второй важный просчет концеп-
ции символического интеракционизма: коммуникатив-
ный аспект взаимодействия здесь вновь отрывается от
содержания предметной деятельности, вследствие чего
все богатство макросоциальных отношений личности по
существу игнорируется. Единственным <представите-
лем> социальных отношений остаются лишь отношения.
непосредственного взаимодействия. Поскольку символ
остается <последней> социальной детерминантой взаи-
5
модействия, для анализа оказывается достаточным лишь
описание данного поля взаимодействий, без привлече-
ния широких социальных связей, в рамках которых дан-
ный акт взаимодействия имеет место. Происходит изве-
стное <замыкание> взаимодействия на заданную груп-
пу, Конечно, и такой аспект анализа возможен, и для
социальной психологии даже заманчив, но он явно не-
достаточен.
Таковы ограниченности символического интеракцио-
низма, течения, которое тем не менее острее всех дру-
гих теоретических ориентаций западной социальной пси-
хологии поставило вопрос о социальных детерминантах
взаимодействия. Сам термин <интеракционизм> исполь-
зуется значительно шире, чем только в контексте этого
теоретического подхода. Поскольку сам по себе фено-
мен взаимодействия - необходимый компонент соци-
ально-психологического анализа, практически почти
каждый социальный психолог имеет дело с исследова-
нием интеракций. Зачислять его на этом основании в
школу <интеракционизма> было бы большим упрощени-
ем дела. Заслуга теории Мида состоит в том, что вопрос
о роли взаимодействия для формирования личности,
а также о социальной детерминации этого процесса был
поставлен. Ее слабость в том, что вопрос был решен
упрощенно. <Генерализованный другой>, который дол-
жен был нести в себе социальное влияние, не стал в пол-
ном смысле слова <генерализованным>: он оказался ис-
ключенным из какого бы то ни было аспекта содержа-
тельной деятельности, дан лишь в <чистых> коммуни-
кативных актах. Поэтому, хотя теория Мида и назы-
вается теорией символического интеращионизма, т. е.
как будто делает ударение на взаимодействие, она по
существу не различает в общении двух таких сторон,
как обмен информацией и организация совместной дея-
тельности. Не случайно многие приверженцы этой шко-
лы употребляют понятия <коммуникация> и <интерак-
цня> как синонимы.
Хотя подход к анализу взаимодействия дан в рамках
концепции Мпда в принципиально иной схеме по срав-
нению с тем, как это сделано у Бейлса или в теории
См., например: Шнбутани Т. Социальная психология. М..,
1961.
132
диадического взаимодействия, основной методологичес-
кий просчет остается тем же самым-социальная пси-
хология и здесь останавливается перед тем фактом, что
любые формы, стороны, функции общения могут быть
поняты лишь в контексте той реальной деятельности,
в ходе которой они возникают. А если так, если эта
связь общения (или любой его стороны) с деятельно-
стью разрывается, следствием этого является немедлен-
ный отрыв рассмотрения всех этих процессов от широ-
кого социального фона, на котором они происходят. На
примере исследования взаимодействия в традиционной
социальной психологии на Западе особенно отчетливо
видна та ограниченность, которая порождена отказом
от изучения содержательной стороны общения.
Единственным условием, при кото-
Взаимодействие как рд дд содержательный момент
организация совме- е-
стаой деятельности может быть уловлен, является рас-
смотрение взаимодействия как фор-
мы организации какой-то конкретной деятельности лю-
дей. Общепсихологическая теория деятельности, приня-
тая в советской психологической науке, задает и в дан-
ном случае некоторые принципы для социально-психоло-
гического исследования. Подобно тому как в индивиду-
альной деятельности ее цель может существовать не на
уровне отдельных действий, а на уровне лишь деятель-
ности как таковой, в социальной психологии смысл рас-
смотрения взаимодействий раскрывается лишь при ус-
ловии включенности их в некоторую общую деятель-
ность. Конкретной формой такого <включения> взаимо-
действий в контекст деятельности и является рассмотре-
ние их как формы организации деятельности. Отсюда
естествен переход к анализу группы, в которой совер-
шается эта совместная деятельность. В дальнейшем,
при рассмотрении проблемы группы, мы вернемся к
этому вопросу. Сейчас же важно обозначить некоторые
общие принципы исследования взаимодействия, при по-
мощи которых обеспечивается интерпретация этой сто-
роны общения в контексте совместной деятельности как
формы ее организации.
Конкретным содержанием всех этих форм должно
быть определенное соотношение индивидуальных <вкла-
дов>, которые делаются участниками в единый процесс
деятельности. Определить эти вклады можно только при
том условии, что будут выявлены все многообразные
модели построения деятельности. Л. И. Уманский пред-
лагает, например, выделять три возможные формы ор-
ганизации совместной деятельности, или три модели ее:
1) когда каждый участник делает свою часть общей ра-
боты, независимо друг от друга - <совместно-индивиду-
альная деятельность> (пример: некоторые производст-
венные бригады, где у каждого свое задание); 2) когда
общая задача выполняется последовательно каждым
участником - <совместно-последовательная деятель-
ность> (пример-конвейер); 3) когда имеет место од-
новременное взаимодействие каждого участника со все-
ми остальными - <совместно-взаимодействующая дея-
тельность> (пример - спортивные команды, часто -
конструкторские бюро) Ї. Психологический <рисунок>
взаимодействия в этих моделях своеобразен, и дело
экспериментальных исследований установить его в ка-
ждом конкретном случае.
Однако задача исследования взаимодействия при
этом не исчерпывается. Подобно тому как в случае ана-
лиза коммуникативной стороны общения была установ-
лена зависимость между характером коммуникации и
отношениями, существующими между коммуникантами,
здесь необходимо проследить, как та или иная система
взаимодействий сопряжена со сложившимися между
участниками взаимодействия отношениями. Эта система
человеческого взаимодействия принципиально отличает-
ся от простого <распределения> обязанностей, функций,
которое может существовать и в автоматических сис-
темах.
Подобно тому как коммуникативная сторона обще-
ния дана при наличии определенных отношений между
участниками коммуникативного акта, взаимодействие
также реализуется в условиях определенных отношений
между его участниками. Если процесс общения в целом
выступает как некоторая реальность и общественных и
межличностных отношений, то каждая его сторона, в
том числе взаимодействие, осуществляется при наличии
определенных отношений и первого и второго плана. Об-
щественные отношения <даны> во взаимодействии через
"Уманский Л. И. Методы экспериментального нсследова
ния социально-психологических феноменов.-В кн.: Методология и
методы социальной психологии. М" 1977, с. 57-58.
ту реальную социальную деятельность, частью которой
(или формой организации которой) взаимодействие яв-
ляется. Межличностные отношения также <даны> во
взаимодействии: они определяют как тот тип взаимо-
действия, который возникает при данных конкретных ус-
ловиях (будет ли это сотрудничество или соперничест-
во), так и степень выраженности этого типа взаимодей-
ствия (будет ли это более успешное или менее успеш-
ное сотрудничество). Присущая системе межличностных
отношений эмоциональная основа, порождающая раз-
личные оценки, ориентации, установки партнеров по об-
щению, определенным образом <окрашивает> взаимо-
действие. Но вместе с тем такая эмоциональная (поло-
жительная или отрицательная) окраска взаимодействия
не может полностью определять факт его наличия или
отсутствия: даже в условиях <плохих> межличностных
отношений в группах, заданных определенной социаль-
ной деятельностью, взаимодействие обязательно суще-
ствует. В какой мере оно определяется межличностны-
ми отношениями и, наоборот, в какой мере оно <подчи-
нено> выполняемой группой социальной деятельности,
зависит как от уровня развития данной группы, так и
от той системы социальных отношений, в которой эта
группа существует. Поэтому абстрактное рассмотрение
произвольно выбранного, вырванного из контекста дея-
тельности взаимодействия лишено смысла. Именно эти
два ряда обстоятельств создают определенную мотива-
цию участников взаимодействия: в каждом конкретном
акте взаимодействия мотивы сторон выявлены быть не
могут именно потому, что порождаются они более широ-
кой системой деятельности.
Точно так же лишено смысла и описание различных
конкретных проявлений взаимодействия вне содержа-
ния социальной деятельности, в условиях которой оно
развертывается: в принципе взаимодействия <одинако-
вы> по форме своего проявления. В истории социаль-
ных наук уже существовала попытка построить всю си-
стему социального знания, опираясь только на анализ
формы взаимодействия (так называемая <формальная
социология> Г. Зиммеля). Но она не оказалась продук-
тивной. Сейчас существует сильная традиция подойти
таким же образом к анализу взаимодействия в соци-
альной психологии на Западе. Упомянутые выше иссле-
довання <помогающего поведения>, хотя п ставят са-
ми по себе весьма важных"! вопрос, значительно обесце-
ниваются тем, что всякое <помогающее поведение> рас-
сматривается здесь как выражение <альтруизма>.
В действительности, альтруизм относится к такой обла-
сти проявлений человеческой личности, которые приоб-
ретают смысл лишь в системе определенной социальной
деятельности. Вопрос здесь упирается в содержание
нравственных категорий, а оно не может быть понято