Файл: Андреева Социальная психология.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.08.2024

Просмотров: 831

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

лишь из <близлежащих> проявлений взаимодействия.

Является ли альтруистическим поведение человека,

<помогающего> бежать злостному преступнику? В кон-

тексте традиционных исследований <помогающего пове-

дения> - да, в реальной социальной ситуации - нет.

Рамки единичного акта взаимодействия, строго гово-

ря, недостаточны даже для определения того, какой тип

взаимодействия имеет место в рассматриваемом случае.

Только более широкий социальный контекст позволяет

ответить на этот вопрос.

Кроме этого, как справедливо отмечает А. У. Хараш,

важно еще выяснить, в каком отношении к общей дея-

тельности стоит иерархия индивидуальных деятельнос-

тей каждого из участников". Здесь имеет значение и

тот факт, как осознается каждым участником его вклад

в общую деятельность: именно это осознание помогает

ему корректировать свою стратегию во взаимодействии.

Таким образом проведение принципа деятельности при

изучении взаимодействия вовсе не означает известной

<депсихологизации> подхода: напротив, социальному

психологу важно узнать, каков психологический эквива-

лент <обмена действиями>, который совершают люди в

процессе взаимодействия. Только при этом условии мо-

жно говорить, что социальная психология действитель-

но вскрывает <механизм> взаимодействия.

Этот реальный механизм взаимодействия психологи-

чески может быть понят лишь на основе анализа того,

каким образом возникает взаимопонимание между его

участниками. Очевидно, что от меры понимания друг

друга партнерами по взаимодействию зависит то, на-

" Х а р а ш А. У. К определению задач и методов социальной

психологии в свете принципа деяге.чьности.-В кн.: Методологи-

ческие и теоретические пробуемы социальной психологии. М" 1977,

с. 29.

сколько успешно будут организованы совместные сла-

женные действия, чтобы был возможен их <обмен>.

В данном случае, как в любой ситуации общения, тре-

буется <одинаковое понимание ситуации>, в частности,

раскрывающееся как понимание стратегии и тактики

поведения партнера по <ситуации>. Стратегия и такти-

ка взаимодействия только и могут быть разработаны

на основе взаимопонимания. Причем, если стратегия

взаимодействия определена характером тех обществен-

ных отношений, которые представлены выполняемой со-

циальной деятельностью, то тактика взаимодействия оп-


ределяется непосредственным представлением о парт-

нере. В единстве этих двух моментов и создается реаль-

ная ситуация взаимодействия. Ее важнейшая характери-

стика - совместное принятие решения. Таким образом,

для познания механизма взаимодействия необходимо

выяснить, как намерения, мотивы, установки одного ин-

дивида <накладываются> на представление о партнере,

и как то и другое проявляется в принятии совместного

решения. Иными словами, дальнейший анализ пробле-

мы общения требует более детального рассмотрения

вопроса о том, как формируется образ партнера по об-

щению, от точности которого зависит успех совместной

деятельности.

Такая постановка вопроса требует перехода к рас-

смотрению третьей стороны общения, условно назван-

ной нами перцептивной, где и исследуется процесс фор-

мирования представления о другом человеке, в частно-

сти о партнере по взаимодействию.


Глава 7

ОБЩЕНИЕ КАК ВОСПРИЯТИЕ ЛЮДЬМИ ДРУГ

ДРУГА (перцептивная сторона общения)

Понятие социальной. Как уже было установлено, в про-

"Р""" цессе общения необходимо должно

присутствовать взаимопонимание

между участниками этого процесса. Само взаимопони-

мание может быть здесь истолковано по-разному: или

как понимание целей, мотивов, установок партнера по

взаимодействию, или как не только понимание, но и

принятие, разделение этих целей, мотивов, установок,

что позволяет не просто <согласовывать действия>, но

и устанавливать особого рода отношения: близости,

привязанности, выражающиеся в чувствах дружбы, сим-

патии, любви. Две эти стороны взаимопонимания дают

основу двум направлениям исследований: в первом слу-

чае - в плане анализа взаимодействия, во втором слу-

чае - в плане анализа так называемой <атракции>. Од-

нако и в том и в другом случае большое значение имеет

тот факт, как воспринимается партнер по общению,

иными словами, процесс восприятия одним человеком

другого. Этот процесс выступает как обязательная со-

ставная часть общения и условно может быть назван

перцептивной стороной общения.

Прежде чем раскрывать в содержательном плане ха-

рактеристики этой стороны общения, необходимо уточ-

нить употребляемые здесь термины. Весьма часто вос-

приятие человека человеком обозначают как <социаль-

ная перцепция>. Это слово употреблено не слишком точ-

но. Термин <социальная перцепция> впервые был введен

Дж. Брунером в 1947 г., в ходе разработки так назы-

ваемого <нового взгляда> (New Look) на восприятие.

Вначале под социальной перцепцией понималась соци-

альная детерминация перцептивных процессов. Позже

исследователи, в частности, в социальной психологии,

придали понятию несколько иной смысл: радиальной

перцепцией стали называть процесс восприятия так на-

зываемых <социальных объектов>, под которыми под-

разумевались другие люди, социальные группы, боль-

шие социальные общности. Именно в этом употребле-

нии термин закрепился в социально-психологической ли-

тературе. Поэтому восприятие человеком человека отно-

сится, конечно, к области социальной перцепции, но не

исчерпывает ее. Если бы представить себе процессы .со-

циальной перцепции в полном объеме, то получилась


бы весьма сложная и разветвленная схема. Она вклю-

чает в себя различные варианты не только объекта, но

и субъекта восприятия. Когда субъектом восприятия

выступает индивид, то он может воспринимать другого

См.: Андреева Г. М. К построению теоретической схемы

исследования социальной перцепции.- <Вопросы психологии>, 1977,

№ 2.

индивида, принадлежащего к <своей> группе; другого

индивида, принадлежащего к <чужой> группе; свою

собственную группу, <чужую> группу. Если даже не

включать в перечень большие социальные общности, ко-

торые в принципе так же могут восприниматься, то и в

этом случае получается четыре различных процесса,

каждый из которых обладает своими специфическими

особенностями. Еще сложнее обстоит дело в том слу-

чае, когда в_ качестве субъекта восприятия интерпрети-

руется не только отдельный индивид, но и группа. Тогда

к составленному перечню процессов социальной перцеп-

ции следует еще добавить: восприятие группой своего

собственного члена, восприятие группой представителя

другой группы, восприятие группой самой себя, нако-

нец, восприятие группой в целом другой группы. Хотя

этот второй ряд не является традиционным, однако в

другой терминологии почти каждый из обозначенных

здесь <случаев> исследуется в социальной психологии.

Не все из них имеют отношение к проблеме взаимопо-

нимания партнеров по общению.

Для того чтобы более точно обозначить, о чем идет

речь в интересующем нас плане, целесообразно гово-

рить не вообще о социальной перцепции, а о межлично-

стной перцепции, или межличностном восприятии

(или - как вариант - о восприятии человека челове-

ком). Именно эти процессы непосредственно включены

в общение в том его значении, в каком оно рассматри-

вается здесь. (Если бы процесс общения рассматри-

вался и в том, более широком, плане, который был

лишь обозначен нами, то логично было бы включить в

исследование и такие формы социальной перцепции,

как, например, восприятие одной группы другой груп-

пой.)

Но кроме этого, возникает необходимость и еще в

одном комментарии. Восприятие социальных объектов,

как это удалось выяснить в многочисленных экспери-

ментальных исследованиях, обладает такими многочис-

ленными специфическими чертами, что само употребле-

ние слова <восприятие> кажется здесь не совсем точ-


ным, Во всяком случае, ряд феноменов, имеющих место

при формировании представления о другом человеке,

не укладываются в традиционное описание перцептив-

ного процесса, как он дается в общей психологии. По-

этому в социально-психологической литературе до сих

пор продолжается поиск наиболее точного понятия для

характеристики описываемого процесса. Основная идея

этого поиска состоит в том, чтобы включить в процесс

восприятия другого человека в более полном объеме не-

которые другие когнитивные процессы, например, про-

цесс осознания другого человека, и т. д. Многие иссле-

дователи предпочитают в этом случае обратиться к

французскому выражению <connaissanse dautrui>, что

означает не столько <восприятие другого>, сколько

<познание другого>. В отечественной литературе, на-

пример, в исследованиях А, А. Бодалева, также весьма

часто в качестве синонима <восприятию другого челове-

ка> употребляется выражение <познание другого чело-

века>.

Это более широкое понимание термина обусловлено

исследованиями специфических черт восприятия соци-

альных объектов, к которым относятся: восприятие не

только физических характеристик объекта, но и <пове-

денческих> его характеристик, т. е. формирование пред-

ставления о его намерениях, мыслях, способностях, эмо-

циях, установках и т. д. Кроме того, в содержание это-

го же понятия включается формирование представления

о тех отношениях, которые связывают субъект и объект

восприятия. Именно это позволило в свое время Бруне-

ру сформулировать мысль о том, что при восприятии

социальных объектов особенно велико значение ряда

дополнительных факторов, которые не играют столь

существенной роли при перцептивных процессах вооб-

ще. Так, например, такая характерная черта, как селек-

тивность восприятия, здесь проявляется весьма своеоб-

разно, поскольку в процесс селекции включается зна-

чимость целей познающего субъекта, его прошлый опыт

и т. д. Тот факт, что новые впечатления об объекте вос-

приятия категоризируются на основе сходства с преж-

ними впечатлениями, дает основание для возникнове-

ния стереотипизации. Хотя все эти явления были экспе-

риментально зарегистрированы и при восприятии физи-

ческих объектов (например, в опытах по бинокулярно-

" Теоретические и прикладные проблемы познания людьми друг