ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.08.2024
Просмотров: 831
Скачиваний: 0
лишь из <близлежащих> проявлений взаимодействия.
Является ли альтруистическим поведение человека,
<помогающего> бежать злостному преступнику? В кон-
тексте традиционных исследований <помогающего пове-
дения> - да, в реальной социальной ситуации - нет.
Рамки единичного акта взаимодействия, строго гово-
ря, недостаточны даже для определения того, какой тип
взаимодействия имеет место в рассматриваемом случае.
Только более широкий социальный контекст позволяет
ответить на этот вопрос.
Кроме этого, как справедливо отмечает А. У. Хараш,
важно еще выяснить, в каком отношении к общей дея-
тельности стоит иерархия индивидуальных деятельнос-
тей каждого из участников". Здесь имеет значение и
тот факт, как осознается каждым участником его вклад
в общую деятельность: именно это осознание помогает
ему корректировать свою стратегию во взаимодействии.
Таким образом проведение принципа деятельности при
изучении взаимодействия вовсе не означает известной
<депсихологизации> подхода: напротив, социальному
психологу важно узнать, каков психологический эквива-
лент <обмена действиями>, который совершают люди в
процессе взаимодействия. Только при этом условии мо-
жно говорить, что социальная психология действитель-
но вскрывает <механизм> взаимодействия.
Этот реальный механизм взаимодействия психологи-
чески может быть понят лишь на основе анализа того,
каким образом возникает взаимопонимание между его
участниками. Очевидно, что от меры понимания друг
друга партнерами по взаимодействию зависит то, на-
" Х а р а ш А. У. К определению задач и методов социальной
психологии в свете принципа деяге.чьности.-В кн.: Методологи-
ческие и теоретические пробуемы социальной психологии. М" 1977,
с. 29.
сколько успешно будут организованы совместные сла-
женные действия, чтобы был возможен их <обмен>.
В данном случае, как в любой ситуации общения, тре-
буется <одинаковое понимание ситуации>, в частности,
раскрывающееся как понимание стратегии и тактики
поведения партнера по <ситуации>. Стратегия и такти-
ка взаимодействия только и могут быть разработаны
на основе взаимопонимания. Причем, если стратегия
взаимодействия определена характером тех обществен-
ных отношений, которые представлены выполняемой со-
циальной деятельностью, то тактика взаимодействия оп-
ределяется непосредственным представлением о парт-
нере. В единстве этих двух моментов и создается реаль-
ная ситуация взаимодействия. Ее важнейшая характери-
стика - совместное принятие решения. Таким образом,
для познания механизма взаимодействия необходимо
выяснить, как намерения, мотивы, установки одного ин-
дивида <накладываются> на представление о партнере,
и как то и другое проявляется в принятии совместного
решения. Иными словами, дальнейший анализ пробле-
мы общения требует более детального рассмотрения
вопроса о том, как формируется образ партнера по об-
щению, от точности которого зависит успех совместной
деятельности.
Такая постановка вопроса требует перехода к рас-
смотрению третьей стороны общения, условно назван-
ной нами перцептивной, где и исследуется процесс фор-
мирования представления о другом человеке, в частно-
сти о партнере по взаимодействию.
Глава 7
ОБЩЕНИЕ КАК ВОСПРИЯТИЕ ЛЮДЬМИ ДРУГ
ДРУГА (перцептивная сторона общения)
Понятие социальной. Как уже было установлено, в про-
"Р""" цессе общения необходимо должно
присутствовать взаимопонимание
между участниками этого процесса. Само взаимопони-
мание может быть здесь истолковано по-разному: или
как понимание целей, мотивов, установок партнера по
взаимодействию, или как не только понимание, но и
принятие, разделение этих целей, мотивов, установок,
что позволяет не просто <согласовывать действия>, но
и устанавливать особого рода отношения: близости,
привязанности, выражающиеся в чувствах дружбы, сим-
патии, любви. Две эти стороны взаимопонимания дают
основу двум направлениям исследований: в первом слу-
чае - в плане анализа взаимодействия, во втором слу-
чае - в плане анализа так называемой <атракции>. Од-
нако и в том и в другом случае большое значение имеет
тот факт, как воспринимается партнер по общению,
иными словами, процесс восприятия одним человеком
другого. Этот процесс выступает как обязательная со-
ставная часть общения и условно может быть назван
перцептивной стороной общения.
Прежде чем раскрывать в содержательном плане ха-
рактеристики этой стороны общения, необходимо уточ-
нить употребляемые здесь термины. Весьма часто вос-
приятие человека человеком обозначают как <социаль-
ная перцепция>. Это слово употреблено не слишком точ-
но. Термин <социальная перцепция> впервые был введен
Дж. Брунером в 1947 г., в ходе разработки так назы-
ваемого <нового взгляда> (New Look) на восприятие.
Вначале под социальной перцепцией понималась соци-
альная детерминация перцептивных процессов. Позже
исследователи, в частности, в социальной психологии,
придали понятию несколько иной смысл: радиальной
перцепцией стали называть процесс восприятия так на-
зываемых <социальных объектов>, под которыми под-
разумевались другие люди, социальные группы, боль-
шие социальные общности. Именно в этом употребле-
нии термин закрепился в социально-психологической ли-
тературе. Поэтому восприятие человеком человека отно-
сится, конечно, к области социальной перцепции, но не
исчерпывает ее. Если бы представить себе процессы .со-
циальной перцепции в полном объеме, то получилась
бы весьма сложная и разветвленная схема. Она вклю-
чает в себя различные варианты не только объекта, но
и субъекта восприятия. Когда субъектом восприятия
выступает индивид, то он может воспринимать другого
См.: Андреева Г. М. К построению теоретической схемы
исследования социальной перцепции.- <Вопросы психологии>, 1977,
№ 2.
индивида, принадлежащего к <своей> группе; другого
индивида, принадлежащего к <чужой> группе; свою
собственную группу, <чужую> группу. Если даже не
включать в перечень большие социальные общности, ко-
торые в принципе так же могут восприниматься, то и в
этом случае получается четыре различных процесса,
каждый из которых обладает своими специфическими
особенностями. Еще сложнее обстоит дело в том слу-
чае, когда в_ качестве субъекта восприятия интерпрети-
руется не только отдельный индивид, но и группа. Тогда
к составленному перечню процессов социальной перцеп-
ции следует еще добавить: восприятие группой своего
собственного члена, восприятие группой представителя
другой группы, восприятие группой самой себя, нако-
нец, восприятие группой в целом другой группы. Хотя
этот второй ряд не является традиционным, однако в
другой терминологии почти каждый из обозначенных
здесь <случаев> исследуется в социальной психологии.
Не все из них имеют отношение к проблеме взаимопо-
нимания партнеров по общению.
Для того чтобы более точно обозначить, о чем идет
речь в интересующем нас плане, целесообразно гово-
рить не вообще о социальной перцепции, а о межлично-
стной перцепции, или межличностном восприятии
(или - как вариант - о восприятии человека челове-
ком). Именно эти процессы непосредственно включены
в общение в том его значении, в каком оно рассматри-
вается здесь. (Если бы процесс общения рассматри-
вался и в том, более широком, плане, который был
лишь обозначен нами, то логично было бы включить в
исследование и такие формы социальной перцепции,
как, например, восприятие одной группы другой груп-
пой.)
Но кроме этого, возникает необходимость и еще в
одном комментарии. Восприятие социальных объектов,
как это удалось выяснить в многочисленных экспери-
ментальных исследованиях, обладает такими многочис-
ленными специфическими чертами, что само употребле-
ние слова <восприятие> кажется здесь не совсем точ-
ным, Во всяком случае, ряд феноменов, имеющих место
при формировании представления о другом человеке,
не укладываются в традиционное описание перцептив-
ного процесса, как он дается в общей психологии. По-
этому в социально-психологической литературе до сих
пор продолжается поиск наиболее точного понятия для
характеристики описываемого процесса. Основная идея
этого поиска состоит в том, чтобы включить в процесс
восприятия другого человека в более полном объеме не-
которые другие когнитивные процессы, например, про-
цесс осознания другого человека, и т. д. Многие иссле-
дователи предпочитают в этом случае обратиться к
французскому выражению <connaissanse dautrui>, что
означает не столько <восприятие другого>, сколько
<познание другого>. В отечественной литературе, на-
пример, в исследованиях А, А. Бодалева, также весьма
часто в качестве синонима <восприятию другого челове-
ка> употребляется выражение <познание другого чело-
века>.
Это более широкое понимание термина обусловлено
исследованиями специфических черт восприятия соци-
альных объектов, к которым относятся: восприятие не
только физических характеристик объекта, но и <пове-
денческих> его характеристик, т. е. формирование пред-
ставления о его намерениях, мыслях, способностях, эмо-
циях, установках и т. д. Кроме того, в содержание это-
го же понятия включается формирование представления
о тех отношениях, которые связывают субъект и объект
восприятия. Именно это позволило в свое время Бруне-
ру сформулировать мысль о том, что при восприятии
социальных объектов особенно велико значение ряда
дополнительных факторов, которые не играют столь
существенной роли при перцептивных процессах вооб-
ще. Так, например, такая характерная черта, как селек-
тивность восприятия, здесь проявляется весьма своеоб-
разно, поскольку в процесс селекции включается зна-
чимость целей познающего субъекта, его прошлый опыт
и т. д. Тот факт, что новые впечатления об объекте вос-
приятия категоризируются на основе сходства с преж-
ними впечатлениями, дает основание для возникнове-
ния стереотипизации. Хотя все эти явления были экспе-
риментально зарегистрированы и при восприятии физи-
ческих объектов (например, в опытах по бинокулярно-
" Теоретические и прикладные проблемы познания людьми друг