Файл: Андреева Социальная психология.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.08.2024

Просмотров: 791

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

приятия, а также когда суждения касаются моральных

качеств. Эта тенденция затемнить определенные харак-

теристики и высветить другие и играет роль своеобраз-

ного ореола в восприятии человека человеком.

Тесно связаны с этим эффектом и эффекты <первич-

ности> и <новизны>. Оба они касаются значимости оп-

ределенного порядка предъявления информации о чело-

веке для составления представления о нем. В экспери-

менте Лачинса (1957), например, четырем различным

группам студентов был представлен некий незнакомец,

о котором было сказано: в 1-й группе, что он экстра-

верт; во 2-й группе, что он интраверт; в 3-й группе -

сначала, что он экстраверт, а потом, что он интраверт;

в 4-й группе - то же, но в обратном порядке. Всем че-

тырем группам было предложено описать незнакомца в

терминах предложенных качеств его личности. В двух

первых группах никаких проблем с таким описанием

1965.

150

м возникло. В третьей и четвертой группах впечатления

о незнакомце точно соответствовали порядку предъяв-

ления информации: предъявленная ранее возобладала.

Такой эффект получил название <эффекта первичности>

и был зарегистрирован в тех случаях, когда восприни-

мается незнакомый человек. Напротив, в ситуациях вос-

приятия знакомого человека действует <эффект новиз-

ны>, который заключается в том, что последняя, т. е.

более новая информация оказывается наиболее значи-

мой.

В более широком плане все эти эффекты можно рас-

смотреть как проявления особого процесса, сопровожда-

ющего восприятие человека человеком, а именно явле-

ния стереотипизации. Вообще говоря, стереотип - это

некоторый устойчивый образ какого-либо явления или

человека, которым пользуются как известным <сокра-

щением> при взаимодействии с этим явлением. Стерео-

типы в общении, возникающие, в частности, при позна-

нии людьми друг друга, имеют и специфическое проис-

хождение, и специфический смысл. Как правило, стерео-

тип возникает на основе достаточно ограниченного про-

шлого опыта, в результате стремления строить выводы

на базе ограниченной информации. Очень часто стерео-

тип возникает относительно групповой принадлежности

человека, например принадлежности его к какой-то про-

фессии. Тогда ярко выраженные профессиональные чер-

ты у встреченных в прошлом представителей этой про-


фессии рассматриваются как черты, присущие всякому

представителю этой профессии (<все учительницы нази-

дательны>, <все бухгалтеры-педанты> и т. д.). Здесь

проявляется тенденция <извлекать смысл> из предшест

вующего опыта, строить заключения по сходству с этим

предшествующим опытом, не смущаясь его ограничен-

ностью.

Стереотипизация в процессе познания людьми друг

друга может привести к двум различным следствиям.

С одной стороны, это приводит к определенному

упрощению процесса познания другого человека;

в этом случае стереотип не обязательно несет на себе

оценочную нагрузку: в восприятии другого человека не

происходит <сдвига> в сторону его эмоционального при-

нятия или непринятия. Остается просто упрощенный

подход, который, хотя и не способствует точности пв-

"Р-ия образа .

иТоЛо-ь процесс познания. Во вто-

ром случае стереотипна" "РИВОД к возникновению

еджденТя "Р "РЇ-

шлого ограниченного о" " TЇ-

ным всякое новое восприятие представителя, например,

той же самой группЫ опрашивается неприязнью. Воз-

никновение такипреДУД зафиксировано в мно-

<рнтальных исследованиях, но ес-

гочисленных экспериб"

тественно что ониоСО"T отрицательно проявляют

яТесГов лаборатории, а в условиях реальной

ссоя не в условиях л серьезный вред не только

" " Особой но и их взаимоотношени-

Ї раненными являются этнические

еоеотипь"когда о> ограниченной информации

"бьныхТредс--- каких-либо этнических

аятые выводы относительно всей

"" "Рсмотрим этот вопрос подробнее,

чТж"ваТноать вывод о том, что чрезвычайно

сейчас же важно Wfl межличностной перцепции

зТта:"яетТой"---- исследовать соци-

а.ьноТ психов проблему точности восприятия чело-

века человеком.

qi-от вопрос связан прежде всего с

Точность межлич- ещением более общей теоретико-

ностной перцепции ,етодологической проблемы: что

вообще означает <точНОь> восприятия социальных объ-

ектов. При восприятии физических объектов мы можем

проверить точность ВОСПРИЯТИЯ, сопоставив его резуль-

таты с объективной фиксацией, измерением некоторых

качеств и свойств об- В случае познания другого

человека впечатление, полученное о нем воспринимаю-

щим субъектом не с сопоставить, так как отсутст-

вуют методики прямой регистрации многочисленных ка-


честв личности другого человека. Конечно, определен-

ную помощь могут в " У оказать различные

личностные тесты но, во-первых, не существует тестов

для выявления и ИЗРT характеристик чело-

века (следовательно сопоставление, если и возможно,

то только для тех харРT которых сущест-

вуют тесты); во-втор о уже отмечалось, тест

нельзя рассматривать к единственный инструмент ис-

следования личности, поскольку всякому личностному

тесту присущи те или иные ограничения.

Ограниченность тестов, связанная как с ограничен-

ным репертуаром замеряемых характеристик, так и с

их общими познавательными возможностями, порожде-

на тем, что в них фиксируется и измеряется то, что за-

дано экспериментатором, а не то, что есть <на самом

деле>. Поэтому всякое сопоставление, которое можно

сделать подобным образом, есть всегда сопоставление

с данными некоторого третьего лица, которые, в свою

очередь, есть результат чьего-то познания другого чело-

века. Аналогичная проблема возникает и в том случае,

когда используется метод экспертных оценок. В качест-

ве экспертов выбираются люди, хорошо знающие того

человека, который выступает объектом восприятия. Их

суждения о нем (<экспертные оценки>) сопоставляют-

ся с данными субъекта восприятия. По сравнению с

тестами экспертные оценки обладают важным преиму-

ществом: здесь мы имеем дело с критерием, практиче-

ски не лимитирующим выбор параметров межличност-

ного восприятия", как это имеет место в случае приме-

нения тестов. Эти экспертные оценки играют здесь роль

того внешнего критерия, который представляет собой

<объективные данные>. Но и в данном случае мы по

существу имеем вновь два ряда субъективных сужде-

ний: субъекта восприятия и эксперта (который тоже

выступает субъектом восприятия, и, значит, его сужде-

ния отнюдь не исключают элемента оценки).

Тем не менее и тесты и экспертные оценки в опреде-

ленных случаях применяются в качестве внешнего кри-

терия, хотя их применение не снимает основной трудно-

сти. Эта трудность - отсутствие возможности прове-

рить точность восприятия другого человека путем пря-

мого сопоставления с данными объективных методик,

заставляет искать иные подходы к самому пониманию

проблемы и к путям ее решения.

Один из таких путей - осмысление всей совокупнос-


ти <помех>, стоящих на пути межличностной перцепции.

К таким <помехам> могут быть отнесены все рассмот-

ренные нами механизмы, эффекты, возникающие в этом

" Жуков Ю. М. Проблемы измерения точности межличност-

ного восприятия.-<Вести, Моск. ун-та. Сер. Психология>, 1978,

№ 1, с. 31.

процессе. Конечно, знание того факта, что впечатления

о человеке категоризируются в основном на основе про-

шлого опыта, или что при формировании их действует

эффект первичности, косвенным образом помогают в

установлении неточности межличностного восприятия.

Однако знание этих механизмов может лишь указать

на факт такой неточности, но нс помогает в определении

меры. ее. То же относится и к другому ряду средств,

а именно к более пристальному изучению перцептивных

способностей субъекта восприятия. В этом случае мож-

но установить (и сделать это достаточно точно), како-

во соотношение характеристик воспринимающего и объ-

екта восприятия. В экспериментах по межличностной

перцепции устанавливаются четыре группы факторов:

а) переменные, при помощи которых субъект восприя-

тия описывает самого себя; б) ранее знакомых личнос-

тей; в) отношения между собой и объектом восприятия,

наконец; г) ситуационный контекст, в котором осущест-

вляется процесс межличностной перцепции. Соотнеся

.между собой эти четыре группы факторов, можно по

крайней мере определить, в какую сторону свойственно

<сместиться восприятию в каждом конкретном случае.

Довольно давно в социальной психологии родилась

заманчивая идея отыскать средства развития перцеп-

тивных способностей различных людей. Целый ряд экс-

периментов был поставлен для того, чтобы выявить, об-

ладает ли определенной стабильностью способность

отдельных индивидов <читать> характеристики других

людей. Эти эксперименты не дали однозначного ответа

на вопрос: примерно в 50% случаев такая стабильность

была зафиксирована, а в других 50% случаев-нет.

Такие же противоречивые результаты были получены и

относительно того, можно ли обучить искусству более

точного восприятия другого человека. Несмотря на то

что вопрос этот остается дискуссионным, ряд усилий

тем не менее предпринимается. Они связаны с использо-

ванием для этих целей социально-психологического

тренинга. Наряду с тем, что тренинг применяется для

обучения искусству общения в целом, его специальные


приемы ориентированы на повышение перцептивной

<сензитивности>, т. е. точности восприятия.

Программы тренинга, применяемые в этом случае,

весьма разнообразны. Самой простой и неожиданной

из них является (фиксирование внимания лиц, для кото-

рых точность восприятия других людей особенно значи-

ма (учителя, врачи, руководители разных рангов), на

таком простом факте, как чрезвычайная распространен-

ность различных <ходячих представлений> относительно

связи физических характеристик человека и его психо-

логических особенностей. Эти своеобразные <стереоти-

пы> основываются не только на <жизненном опыте>, но

часто на обрывках знаний, сведений о различных пси-

хологических концепциях, имевших распространение в

прошлом (идей Кречмера о связи типов конституции с

чертами характера, идей физиогномики о соответствии

черт лица некоторым психологическим характеристикам

и т.д.). Само привлечение внимания к этим обстоятель-

ствам имеет очень большое значение, поскольку обычно

мало кто отдает себе отчет в том, насколько эти факто-

ры осложняют процесс межличностного восприятия.

А. А, Бодалев получил в этом отношении весьма инте-

ресные данные: из 72 опрошенных им людей относитель-

но того, как они воспринимают внешние черты других

людей, 9 ответили, что квадратный подборок - признак

сильной волн, большой лоб - ума, 3 отождествляют

жесткие волосы с непокорным характером, 14 - полно-

ту с добродушием, для 2 толстые губы - символ сексу-

альности, для 5 - малый рост - свидетельство властно-

сти, а для 5 других красота - признак глупости. Ни-

какой тренинг в полной мере не сможет снять эти жи-

тейские обобщения, однако он может хотя бы озада-

чить человека в вопросе о <безусловности> его сужде-

ний по поводу других людей.

Другой прием, применяемый в тренинге, состоит в

том, чтобы научить видеть себя со стороны, сопоставив

свои собственные представления о себе с тем, как тебя

воспринимают другие. Особое значение при этом имеет

даже набор понятий, категорий, при помощи которых

даются самим субъектом и другими людьми его описа-

ния. Это сближение собственных и чужих представле-

ний о себе также в определенной степени служит повы-

шению точности восприятия. Однако в этой связи вста-

" Бодалев А. А. Формирование представлений о другом че-