Файл: Андреева Социальная психология.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.08.2024

Просмотров: 816

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ко привязана только к данной нации; каждая из них,

строго говоря, является общечеловеческой: нельзя ска-

зать, что какому-то народу присуще трудолюбие, а дру-

гому - общительность. Поэтому речь идет не столько о

каких-то различных <наборах> черт, сколько о степени

выраженности той или другой черты, о специфике их

проявления. Недаром литература фиксирует, например,

специфику английского юмора (хотя чувство юмора

свойственно, естественно, не только англичанам), италь-

янской экспансивности (хотя, в неменьшей степени экс-

пансивными являются и испанцы) и т. д.

Основной сферой проявления национального харак-

тера является разного рода деятельность, поэтому ис-

следование национального характера возможно при по-

мощи изучения продуктов деятельности: наряду с ис-

следованием обычаев и традиций особую роль играет

здесь анализ народного искусства и языка. Язык ва-

жен еще и потому, что передача черт национального

характера осуществляется в процессе социализации

прежде всего при посредстве языка. Относительная ус-

тойчивость черт национального характера, несмотря на

изменчивость социальной среды, объясняется тем, что

возникает определенная инерция, обеспечиваемая пу-

тем межтюколенной передачи опыта.

В отличие от элементов общественной психологии

классов, в этнических группах иногда фиксируются и

такие элементы психического склада, как темперамент

и способности. Однако этот вопрос до сих пор не решен

в социальной психологии однозначно: некоторые иссле-

дователи вообще отрицают правомерность постановки

проблемы специфики темперамента и способностей для

различных этнических групп. Причиной этого, в опреде-

ленном смысле, являются те многочисленные наслое-

ния, которые имеются в исследованиях проблем наций.

В условиях господства реакционных идеологий вопрос

о способностях различных наций обрастает целым ря-

дом политических спекуляций, порожденных различны

ми формами шовинизма и расизма. Исследование

проблемы на уровне социальной психологии требует

поэтому [крайней щепетильности, гарантии того, что бу-

дет дано именно научное решение вопроса.

Что касается проблемы темперамента, то ее изуче-

ние на уровне различных этнических групп также во

многом зависит от разработанности этой проблемы в

общей психологии. Среди тех, кто полагает, что специ-


фику темперамента можно рассматривать как проявле-

ние специфики психического склада наций, высказы-

вается мнение, что речь должна идти лишь о выявле-

нии специфических сочетаний преобладающих типов

темперамента, а, естественно, не о жестком <привязы-

вании> определенного типа темперамента к определен-

ной этнической группе. Еще сложнее вопрос о способ-

ностях, коль скоро при их исследовании употребляется

такой инструментарий, как тесты, разработанный в тра-

дициях европейской психологии. Как справедливо от-

мечают многие авторы, всякий тест не может по своей

сущности учитывать специфику различных культур, в

условиях которых он применяется. Отсюда возможность

занижения результатов тестовых испытаний, которая

оказывается лишь результатом неадаптированности

теста к специфическим условиям данной культуры. Все

это также может дать основание для националистичес-

ких спекуляций. В специальном документе ЮНЕСКО

по этому поводу записано следующее: <Как бы антро-

полог ни классифицировал людей, он никогда не вклю-

чает в классификацию умственных качеств. Сейчас об-

щепризнано, что тесты умственных способностей сами

по себе не позволяют нам надежно разграничивать то,

что обусловлено природными способностями, и то, что

является результатом влияния среды, обучения и воспи-

тания. Везде, где удавалось выровнять различия, обус-

ловленные влиянием среды, тесты показывали сущест-

венное сходство умственных черт всех человеческих

групп. Короче: при равных культурных возможностях

для реализации своих потенций средние достижения

членов каждой этнической группы приблизительно оди-

наковы> . Это констатация того, что вопрос о способ-

ностях как элементе психического склада этнических

групп вряд ли правомерен.

Впрочем, такая же осторожность должна быть при-

суща и исследованиям некоторых других особенностей

этнических групп, связанных более непосредственно с

социально-психологическими феноменами. Так, по пово-

ду исследований явления когнитивного диссонанса в

" Цит. по: Социальная психология. Под ред. Г. П. Предвеч-

ного и Ю. А. Шерковина. М.> 1975, с. 146-147.

m

современной социально-психологической литературе

имеется солидная критика за игнорирование культурно-

го (т. е. и этнического) контекста: понятие <устойчи-


вость к диссонансу> и <чувствительность к диссонансу>

должны быть интерпретированы по-разному, например,

хотя бы в таких широких рамках, ка:к западная и вос-

точная культура. Обычно такие различия не учитывают-

ся и тем самым социально-психологические исследова-

ния, вольно или невольно, могут давать тенденциозный

материал, который может быть использован в различ-

ных реакционных идеологических доктринах. Этот при-

мер еще раз показывает, насколько ответственным дол-

жен быть социальный психолог, работающий в области

изучения психологии наций. Эта область настолько

тесно связана с политической проблемой равенства на-

ций, настолько прочно включена в идеологический кон-

текст, что игнорировать эти аспекты и в сугубо профес-

сиональном социально-психологическом анализе никак

нельзя.

К тому же, целый ряд явлений, усложняющих ис-

-"следования специфики национального характера, возни-

кает и на уровне обыденного сознания. Эти явления по-

. рождены процессом , стереотипизации, свойственным,

как это было показано, всякому восприятию социаль-

ных объектов, и особенно проявляющимся при вос-

приятии представителей другой этнической группы.

/(никновение_ .этнических стереотипов связано с раз-

витием этнического самосознания, осознания собствен-

йШТфИТДлгежностй к определенной этнической группе

1 Присущая всякой""группе психическая общность выра-

жается, как известно, формулированием определенного

<мы--чувства>.Для этнических групп это <мы-чув-

ство> фиксирует осознание особенностей своей собст-

венной группы, отличие от нее другие групп. .Образ

другой при этом часто упрощается, складывается под

йлияййем некоторых межэтнических отношений, фор-

мируКПШ?ХОС(Збую социальную (в данном случае-эт-

ническую) установку на представителя другой группы.

При этом играет роль прошлый опыт общения с другой

Этнической группой. Если эти отношения в прошлом

носили враждебный характер, такая же окраска пере-

носится и на каждого вновь встреченного представите-

ля этой группы, чем и задается негативная установка.

Образ, построенный в .соответствии с этой установкой,

тгжает этнический стереотип. Важно "подчеркнуть, что

"СТГ-тГ-ЯЗатёльно рисует другую этническую группу

внегаТйном свете, но всегда дает субъективное вос-

приятие"прёдставитёля другой группы. Чаще всего эт-


нотескии__сгееотип возникает из-за (одшиченности

.черты, присущие ддиничным

извсшГ представителям другой этнической группы,

РШЕЁя

ким образом стереотипы вальнеишем влияют на. воз-

никновёнй?Гйческих.?гжТИ]иэтническихсим-

~Ї.

патии.

-Даже при, <лейтральн9жлфф.е.дсякийэтничес-

..ки11ё]зшгилаЁач ает п ри п исывашиаческихпр из -

наков представителям иных этнических групп (это мо-

кё?"каСатьсяй"айтропологических свойств и культур-

ных норм), т. е. спос"обс1Веи)апрстранейИ,."<при-

близительйыхнеточных характеристик, что в условия

реакционной" идеологии/или реакционной политической

Линии открьгваетдорогразличным проявлениям нацио-

нализма и шовинизма. Поэтому необходимо очень точ-

но развести социально-психологический механизм

возникновения этнических стереотипов и возможные

политические спекуляции, построенные на этой ос-

нове.

/ Сам фкт осознания особенностей своей этнической

дтуппы не содержит в, себе ..фор.м.удш)вки предубежде-

ния против других Группы/Но так дело обстоит до тех

пор, пока ocуЖ?Tвляётcяконстатация этих различий.

Однако очень легко от такой констатации перейти к

оценке другой группы, и тогда-то возможны искажения

ее образа. Психологически при этом возникаетявление

этноцентризма - склонности- водринймятве",йзнен-

ные явления с позиций <своей> этнической группы, рас-

ЙШТр"6Шбйкак эталон, т. е. при известном еепредпоч-

111 <Суть этноцентризма сводится к совокупности

мaccoвыxJнppaциoнaльныx представлений о собственной

этническр и о бТГтТпсту " "кяк о цейтре, вокруг которого

БтируютсТё ост

ЛШ01СЯ психологическИШ!-образованиями массового

сознания в виде конкретизированных упрощенных об-

Р25??.оо нароа щедро нацеленных положитель-

ными чертами, в количествах, которые намного превос-

8 Г. М. Андреева 238

ходят аналогичные черты в представлениях J) "Других

образом", этнОцентризм ес"ть сочувст-

6йaфикcaция черт своей группы. СТнанебязатёль-

но" подраТ{ёваётор..м,ирование враждебного отноше-

ния~к"другим группам, хотя этототтенок и может во"з-

ТПШГуть при определенных обстоятельствах/

-"--Хяктер оттенка, который приобретает этноцент-

ризм, зависит от типа общественных отношений, от со-

держания национальной политики, от характера идео-

логии. Этнические стереотипы складываются всегда в


некотором социальном контексте, и когда они приобре-

тают стойкую форму предубеждения, т. е. стандартно

негативно окрашенного эмоционального образования.

они легко могут быть использованы в качестве орудия

национальной розни. Социально-психологический ана-

лиз образования этнических стереотипов, объясняющий

механизм их возникновения в ситуациях межэтническо-

го общения, может внести определенный вклад в борь-

бу с такими негативными явлениями.

В частности, важной характеристикой психологии

этнических групп, устанавливаемой алайлоно-

логией, является относительность психологических раз-

личии между группами Особенно это касается"нацио-

нального характера. Существует целый ряд исследова-

ний, подтверждающих это положение. Несколько лет

назад группа исследователей американского института

имени Гэллапа провела межнациональное исследование

жителей городов ряда различных стран: Афин, Хель-

синки, Иоганнесбурга, Копенгагена, Амстердама, Дели,

Нью-Йорка, Осло, Стокгольма, Торонто, Западного

Берлина и Вены. Изучалась система предпочтений раз-

ных национальностей относительно ряда объектов: вы-

сота культурного уровня, лучшая кухня, самые краси-

вые женщины, уровень развития национальной гордости.

Фиксировался именно уровень обыденного сознания,

распространенность стереотипов относительно других

национальностей. Результаты исследования оказались

следующими. По вопросу о лучшей кухне представители

всех групп предпочли свою собственную. По вопросу о

Современное революционное движение и национализм. М"

1973, с. 115.

См.: Кон И. С. Национальный характер. Миф нлн реаль-

ность?-<Иностранная литература>, 1970, № 3.

высоте культурного уровня наблюдался разброс мне-

ний- у себя констатировали наличие самого высокого

уровня греки, голландцы, индусы, американцы, норвеж-

цы, шведы, жители Западного Берлина, австрийцы.

Финны, датчане, африканцы и канадцы дали разные от-

веты на этот вопрос. Относительно самых красивых

женщин, жители Западного Берлина назвали шведок,

австрийцы-итальянок, датчане-немок, а у осталь-

ных самыми красивыми женщинами были названы жен-

щины своей национальности. Очень любопытен разброс

мнений по вопросу о том, у кого более всего развито

чувство национальной гордости. У себя его обнаружи-

ли греки, американцы и индусы, финны назвали шве-