ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.08.2024
Просмотров: 816
Скачиваний: 0
ко привязана только к данной нации; каждая из них,
строго говоря, является общечеловеческой: нельзя ска-
зать, что какому-то народу присуще трудолюбие, а дру-
гому - общительность. Поэтому речь идет не столько о
каких-то различных <наборах> черт, сколько о степени
выраженности той или другой черты, о специфике их
проявления. Недаром литература фиксирует, например,
специфику английского юмора (хотя чувство юмора
свойственно, естественно, не только англичанам), италь-
янской экспансивности (хотя, в неменьшей степени экс-
пансивными являются и испанцы) и т. д.
Основной сферой проявления национального харак-
тера является разного рода деятельность, поэтому ис-
следование национального характера возможно при по-
мощи изучения продуктов деятельности: наряду с ис-
следованием обычаев и традиций особую роль играет
здесь анализ народного искусства и языка. Язык ва-
жен еще и потому, что передача черт национального
характера осуществляется в процессе социализации
прежде всего при посредстве языка. Относительная ус-
тойчивость черт национального характера, несмотря на
изменчивость социальной среды, объясняется тем, что
возникает определенная инерция, обеспечиваемая пу-
тем межтюколенной передачи опыта.
В отличие от элементов общественной психологии
классов, в этнических группах иногда фиксируются и
такие элементы психического склада, как темперамент
и способности. Однако этот вопрос до сих пор не решен
в социальной психологии однозначно: некоторые иссле-
дователи вообще отрицают правомерность постановки
проблемы специфики темперамента и способностей для
различных этнических групп. Причиной этого, в опреде-
ленном смысле, являются те многочисленные наслое-
ния, которые имеются в исследованиях проблем наций.
В условиях господства реакционных идеологий вопрос
о способностях различных наций обрастает целым ря-
дом политических спекуляций, порожденных различны
ми формами шовинизма и расизма. Исследование
проблемы на уровне социальной психологии требует
поэтому [крайней щепетильности, гарантии того, что бу-
дет дано именно научное решение вопроса.
Что касается проблемы темперамента, то ее изуче-
ние на уровне различных этнических групп также во
многом зависит от разработанности этой проблемы в
общей психологии. Среди тех, кто полагает, что специ-
фику темперамента можно рассматривать как проявле-
ние специфики психического склада наций, высказы-
вается мнение, что речь должна идти лишь о выявле-
нии специфических сочетаний преобладающих типов
темперамента, а, естественно, не о жестком <привязы-
вании> определенного типа темперамента к определен-
ной этнической группе. Еще сложнее вопрос о способ-
ностях, коль скоро при их исследовании употребляется
такой инструментарий, как тесты, разработанный в тра-
дициях европейской психологии. Как справедливо от-
мечают многие авторы, всякий тест не может по своей
сущности учитывать специфику различных культур, в
условиях которых он применяется. Отсюда возможность
занижения результатов тестовых испытаний, которая
оказывается лишь результатом неадаптированности
теста к специфическим условиям данной культуры. Все
это также может дать основание для националистичес-
ких спекуляций. В специальном документе ЮНЕСКО
по этому поводу записано следующее: <Как бы антро-
полог ни классифицировал людей, он никогда не вклю-
чает в классификацию умственных качеств. Сейчас об-
щепризнано, что тесты умственных способностей сами
по себе не позволяют нам надежно разграничивать то,
что обусловлено природными способностями, и то, что
является результатом влияния среды, обучения и воспи-
тания. Везде, где удавалось выровнять различия, обус-
ловленные влиянием среды, тесты показывали сущест-
венное сходство умственных черт всех человеческих
групп. Короче: при равных культурных возможностях
для реализации своих потенций средние достижения
членов каждой этнической группы приблизительно оди-
наковы> . Это констатация того, что вопрос о способ-
ностях как элементе психического склада этнических
групп вряд ли правомерен.
Впрочем, такая же осторожность должна быть при-
суща и исследованиям некоторых других особенностей
этнических групп, связанных более непосредственно с
социально-психологическими феноменами. Так, по пово-
ду исследований явления когнитивного диссонанса в
" Цит. по: Социальная психология. Под ред. Г. П. Предвеч-
ного и Ю. А. Шерковина. М.> 1975, с. 146-147.
m
современной социально-психологической литературе
имеется солидная критика за игнорирование культурно-
го (т. е. и этнического) контекста: понятие <устойчи-
вость к диссонансу> и <чувствительность к диссонансу>
должны быть интерпретированы по-разному, например,
хотя бы в таких широких рамках, ка:к западная и вос-
точная культура. Обычно такие различия не учитывают-
ся и тем самым социально-психологические исследова-
ния, вольно или невольно, могут давать тенденциозный
материал, который может быть использован в различ-
ных реакционных идеологических доктринах. Этот при-
мер еще раз показывает, насколько ответственным дол-
жен быть социальный психолог, работающий в области
изучения психологии наций. Эта область настолько
тесно связана с политической проблемой равенства на-
ций, настолько прочно включена в идеологический кон-
текст, что игнорировать эти аспекты и в сугубо профес-
сиональном социально-психологическом анализе никак
нельзя.
К тому же, целый ряд явлений, усложняющих ис-
-"следования специфики национального характера, возни-
кает и на уровне обыденного сознания. Эти явления по-
. рождены процессом , стереотипизации, свойственным,
как это было показано, всякому восприятию социаль-
ных объектов, и особенно проявляющимся при вос-
приятии представителей другой этнической группы.
/(никновение_ .этнических стереотипов связано с раз-
витием этнического самосознания, осознания собствен-
йШТфИТДлгежностй к определенной этнической группе
1 Присущая всякой""группе психическая общность выра-
жается, как известно, формулированием определенного
<мы--чувства>.Для этнических групп это <мы-чув-
ство> фиксирует осознание особенностей своей собст-
венной группы, отличие от нее другие групп. .Образ
другой при этом часто упрощается, складывается под
йлияййем некоторых межэтнических отношений, фор-
мируКПШ?ХОС(Збую социальную (в данном случае-эт-
ническую) установку на представителя другой группы.
При этом играет роль прошлый опыт общения с другой
Этнической группой. Если эти отношения в прошлом
носили враждебный характер, такая же окраска пере-
носится и на каждого вновь встреченного представите-
ля этой группы, чем и задается негативная установка.
Образ, построенный в .соответствии с этой установкой,
тгжает этнический стереотип. Важно "подчеркнуть, что
"СТГ-тГ-ЯЗатёльно рисует другую этническую группу
внегаТйном свете, но всегда дает субъективное вос-
приятие"прёдставитёля другой группы. Чаще всего эт-
нотескии__сгееотип возникает из-за (одшиченности
.черты, присущие ддиничным
извсшГ представителям другой этнической группы,
РШЕЁя
ким образом стереотипы вальнеишем влияют на. воз-
никновёнй?Гйческих.?гжТИ]иэтническихсим-
~Ї.
патии.
-Даже при, <лейтральн9жлфф.е.дсякийэтничес-
..ки11ё]зшгилаЁач ает п ри п исывашиаческихпр из -
наков представителям иных этнических групп (это мо-
кё?"каСатьсяй"айтропологических свойств и культур-
ных норм), т. е. спос"обс1Веи)апрстранейИ,."<при-
близительйыхнеточных характеристик, что в условия
реакционной" идеологии/или реакционной политической
Линии открьгваетдорогразличным проявлениям нацио-
нализма и шовинизма. Поэтому необходимо очень точ-
но развести социально-психологический механизм
возникновения этнических стереотипов и возможные
политические спекуляции, построенные на этой ос-
нове.
/ Сам фкт осознания особенностей своей этнической
дтуппы не содержит в, себе ..фор.м.удш)вки предубежде-
ния против других Группы/Но так дело обстоит до тех
пор, пока ocуЖ?Tвляётcяконстатация этих различий.
Однако очень легко от такой констатации перейти к
оценке другой группы, и тогда-то возможны искажения
ее образа. Психологически при этом возникаетявление
этноцентризма - склонности- водринймятве",йзнен-
ные явления с позиций <своей> этнической группы, рас-
ЙШТр"6Шбйкак эталон, т. е. при известном еепредпоч-
111 <Суть этноцентризма сводится к совокупности
мaccoвыxJнppaциoнaльныx представлений о собственной
этническр и о бТГтТпсту " "кяк о цейтре, вокруг которого
БтируютсТё ост
ЛШ01СЯ психологическИШ!-образованиями массового
сознания в виде конкретизированных упрощенных об-
Р25??.оо нароа щедро нацеленных положитель-
ными чертами, в количествах, которые намного превос-
8 Г. М. Андреева 238
ходят аналогичные черты в представлениях J) "Других
образом", этнОцентризм ес"ть сочувст-
6йaфикcaция черт своей группы. СТнанебязатёль-
но" подраТ{ёваётор..м,ирование враждебного отноше-
ния~к"другим группам, хотя этототтенок и может во"з-
ТПШГуть при определенных обстоятельствах/
-"--Хяктер оттенка, который приобретает этноцент-
ризм, зависит от типа общественных отношений, от со-
держания национальной политики, от характера идео-
логии. Этнические стереотипы складываются всегда в
некотором социальном контексте, и когда они приобре-
тают стойкую форму предубеждения, т. е. стандартно
негативно окрашенного эмоционального образования.
они легко могут быть использованы в качестве орудия
национальной розни. Социально-психологический ана-
лиз образования этнических стереотипов, объясняющий
механизм их возникновения в ситуациях межэтническо-
го общения, может внести определенный вклад в борь-
бу с такими негативными явлениями.
В частности, важной характеристикой психологии
этнических групп, устанавливаемой алайлоно-
логией, является относительность психологических раз-
личии между группами Особенно это касается"нацио-
нального характера. Существует целый ряд исследова-
ний, подтверждающих это положение. Несколько лет
назад группа исследователей американского института
имени Гэллапа провела межнациональное исследование
жителей городов ряда различных стран: Афин, Хель-
синки, Иоганнесбурга, Копенгагена, Амстердама, Дели,
Нью-Йорка, Осло, Стокгольма, Торонто, Западного
Берлина и Вены. Изучалась система предпочтений раз-
ных национальностей относительно ряда объектов: вы-
сота культурного уровня, лучшая кухня, самые краси-
вые женщины, уровень развития национальной гордости.
Фиксировался именно уровень обыденного сознания,
распространенность стереотипов относительно других
национальностей. Результаты исследования оказались
следующими. По вопросу о лучшей кухне представители
всех групп предпочли свою собственную. По вопросу о
Современное революционное движение и национализм. М"
1973, с. 115.
См.: Кон И. С. Национальный характер. Миф нлн реаль-
ность?-<Иностранная литература>, 1970, № 3.
высоте культурного уровня наблюдался разброс мне-
ний- у себя констатировали наличие самого высокого
уровня греки, голландцы, индусы, американцы, норвеж-
цы, шведы, жители Западного Берлина, австрийцы.
Финны, датчане, африканцы и канадцы дали разные от-
веты на этот вопрос. Относительно самых красивых
женщин, жители Западного Берлина назвали шведок,
австрийцы-итальянок, датчане-немок, а у осталь-
ных самыми красивыми женщинами были названы жен-
щины своей национальности. Очень любопытен разброс
мнений по вопросу о том, у кого более всего развито
чувство национальной гордости. У себя его обнаружи-
ли греки, американцы и индусы, финны назвали шве-