ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.08.2024
Просмотров: 814
Скачиваний: 0
дов, все остальные назвали англичан... Хотя этот оп-
рос не претендовал на глубокие выводы и не носил ха-
рактера научного исследования, результаты его весьма
показательны, ибо свидетельствуют о весьма высокой
степени относительности представлений о содержании
титйътгаактеристик"-р-аэлийых национальных
групп_. этнические стереотипы всегда мощно втор-
гаются различного рода внеэтнические влияния - преж-
де всего социально-исторические, политические, а также
о?ловлецные содержанием культуры и. т..д.
Cлoжнocть явлений национальной психологии за-
ставляет с особой тщательностью поставить основной
методологический вопрос о том, где коренятся причины
национальных особенностей людей. В традициях за-
падной социальной психологии и этнологии удовлетво-
рительного ответа на этот вопрос не было дано. На
протяжении истории общественной мысли на Западе
были перебраны многочисленные причины этих разли-
чий: в теориях <народного духа> они были объяснены
изначальной заданностью; в различных биологических
интерпретациях общественного процесса они часто рас-
сматривались как генетически обусловленные, как при-
надлежащие расе; корни этих различий отыскивались
также в антропологических, физических особенностях
людей, в географических условиях их существования
и т. д. Несостоятельность этих концепций, поддержи-
ваемых зачастую различными политическими соображе-
ниями, повернула исследователей лицом к анализу ис-
торически сложившихся экономических, социальных и
культурных условий жизни. Однако и на этом пути по-
иски не всегда оказываются слишком продуктивными.
Это можно показать на двух примерах.
Оформившаяся в самостоятельную отрасль научного
знания этнопсихология накопила на Западе достаточно
большой и интересный материал относительно особен-
ностей психического склада и поведения людей, обус-
ловленных их этнической принадлежностью. Однако на
довольно ранних этапах исследований было установле-
но, что круг признаков, позволяющий одной этнической
группе отличить себя от других, тем определеннее, чем
меньшая этническая общность берется в качестве пред-
мета исследования. Особенно хорошо этот материал
<поддавался> исследованию в том случае, когда бра-
лись наименее развитые, наиболее изолированно жи-
вущие племена. Поэтому огромное большинство иссле-
дований в рамках традиционной этнопсихологии осу-
ществлено на материале племен, населяющих острова
Тихого океана, таких, как Таити, Гаити и пр. Хотя в
этих исследованиях и фиксировалась зависимость этни-
ческой психологии от условий жизни группы, сами усло-
вия в данной конкретной ситуации были весьма специ-
фическими (в частности, отсутствовало классовое рас-
слоение группы). Перенос результатов подобных иссле-
дований на большие современные нации невозможен,
так как при переходе к этим новым объектам исследо-
вания необходимо включение социально-классового
подхода, что в принципе может изменить сложившуюся
картину. Поэтому, несмотря на ценность отдельных ра-
бот, выполненных на специфических объектах, и их
очень высокое качество, они остаются на весьма <ло-
кальном> уровне, и решение принципиальных проблем
при помощи таких исследований не продвигается
вперед.
Другой пример связан с рядом теоретических работ
в рамках западной культурантропологии. Исторически
дело сложилось таким образом, что культурантрополо-
гия разрабатывалась исследователями, ориентирован-
ными на одну определенную психологическую школу, а
именно на школу неофрейдизма (Рут Бенедикт, Абра-
хам Кардинер, Ральф Линтон, Маргарет Мид). В рам-
ках этого течения было введено понятие, которое стало
основополагающим в большинстве исследований куль-
турантропологов - понятие <базовая личность>, фикси-
рующее в каждом индивиде именно те черты, которые
роднят его с другими индивидами этой же этнической
группы. Анализ этой <базовой личности> предполагал
анализ способов ее социализации, т. е. изучение семьи,
норм, принимаемых группой, символов, принятых в дан-
ной культуре и т. д., т. е. исследование было нацелено
на выяснение условий формирования базовой личности,
иными словами-условий, порождающих этнические
особенностей людей. Несомненно, это было перспектив-
ным направлением анализа, однако он оказался не до-
веденным до конца именно в силу ложных исходных
методологических и теоретических посылок исследова-
телей: <условия> оказались сведенными только к куль-
турным символам, в то время как социально-экономиче-
ские отношения оказались вне поля рассмотрения. Выя-
вилось противоречие в понимании <базовой структуры>
личности: каким образом соотносятся в ней строго лич-
ностные образования и характер общественных учреж-
дений. Наконец, в соответствии с основными положени-
ями фрейдизма, было переоценено значение первых
лет жизни в социализации личности. Поэтому и в рам-
ках этой концепции нельзя считать найденным ответ на
вопрос о причинах этнических различий между людьми
и в частности психологических различий представите-
лей разных этнических групп.
Поэтому задача, которая стоит перед марксистской
социальной психологией, перед этнопсихологией, весь-
ма сложна. Необходима разработка таких основ иссле-
дования, которые реализовали бы все основные методо-
логические принципы марксистского анализа общест-
венных явлений и вместе с тем переосмыслили бы боль-
шой материал, накопленный в рамках течений,
развивавшихся вне марксистской традиции. Политиче-
ская острота проблемы заставляет решать эти вопросы
с особой корректностью. Лринцип 1)авенства..нации,ха
ряктрр1ти11.и1адодитичес.кои, программы социалистиче-
ских государств, не означает признания <один а ковости>
аий Следовательно, выявление национальных осо-
оенностей, в том числе различий в психическом складе,
остается актуальной задачей. Эти особенности не мо-
гут быть абсолютизированы и должны рассматриваться
как производные от социально-экономических условий:
в частности, черты национального характера - как про-
дукт определенныхисто]рических условий,.....яакрепление
некоторых.~чёрт""на"протяженйи ряда поколений. Не-
смотря на относительную устойчивость этих черт, они
способны исторически изменяться. Поэтому националь-
ная психология выступает как историческое образова-
ние: этнический стереотип, как отмечает С. И. Королев,
<лишь возводит в абсолют фактическую односторон-
ность жизнедеятельности разных человеческих групп,
обусловленную разницей условий существования и на-
личным мировым разделением труда> ". Дальнейший
<механизм> превращения этнического стереотипа в
предубеждение, а затем закрепление этого предубеж-
дения в реакционных идеологических и политических
доктринах-проблема отнюдь не социально-психологи-
ческая. Поэтому сложность объекта исследования тре-
бует комплексного подхода, объединения усилий ряда
научных дисциплин: социальной психологии, социоло-
гии, этнографии и т. д.
Особая актуальность данной проблемы для социаль-
ной психологии в нашей стране состоит в том, что мы
живем в условиях многонационального государства,
где принципы национальной политики предусматривают
как расцвет национальных культур, так и воспитание
чувства подлинного интернационализма. Вскрыть со-
циально-психологический механизм формирования на-
ционального самосознания вместе с формированием ин-
тернационалистического мировоззрения - важная соци-
альная задача. Подобно тому, как невозможно иссле-
довать психический облик классов, абстрагируясь от
реальных социальных и политических проблем общест-
ва, невозможно вне их и изучение национальной пси-
хологии.
Анализ психологических характеристик больших со-
циальных групп приводит к постановке принципиально
важного для социальной психологии вопроса: каким
образом элементы общественной психологии <взаимо-
" Королев С. И. Вопросы этнопсихологии в трудах зару-
бежных авторов. М., 1970, с. 34.
действуют> с психикой каждого отдельного человека,
входящего в такую группу. Исследование того, как со-
циальный опыт группы, отраженный в элементах ее
психологии, <доводится> до индивида, не может быть
выполнено без учета такого звена в этой цепи, как ма-
лая группа. В рамках социального класса, нации, про-
фессиональной группы люди объединяются в самые
различные малые группы, созданные по самым разно-
образным поводам. Следующий логический шаг в проб-
леме взаимодействия личности и общества - это ана-
лиз психологической стороны малых групп.
Глава II
ОБЩИЕ ПРОБЛЕМЫ МАЛОЙ ГРУППЫ
В СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ
Постановка Проблема малой группы является
вопроса наиболее традиционной и хорошо
разработанной проблемой социаль-
ной психологии. Интерес к исследованию малых групп
возникает очень давно, по существу немедленно вслед
за тем, как начинает обсуждаться проблема взаимоот-
ношения общества и личности и, в частности, вопрос о
взаимоотношении личности и среды ее формирования.
Интуитивно любым исследователем, приступающим к
анализу этой проблемы, малая__п)1ппа <схватывается>
как та первичная среда, в котор_ой личность совершает
своипрвые. .шаги и продолжают далее .свой. .путь раз-
"ВЯТиГОчевидным является тот простой факт, что с пер-
вых дей своей, жизни человек связан с определенными
мЗЛыми группами, причем не просто испытывает насе-
беихвлйниёно только в них и через них получает
Первую информацию о внешнем мире и в дальнейшем
анйзует свою деятельность. В этом смысле феномен
малой группы лежит на поверхности, и непосредствен-
но дан социальному психологу как предмет анализа.
Однако из того обстоятельства, что феномен малой
группы очевиден, отнюдь не следует, что проблема ма-
лой группы относится к столь уже простым в социаль-
ной психологии. Прежде всего, подобно тому, как этот
вопрос обсуждался применительно к большим груп-
пам, здесь весьма остро стоит проблема, какие же
группы >.
Водном из американских исследований приведен такой
любопытный расчет. Если численность на-селения зем-
ного шара равна примерно 3,2 млрд. человек, а каждый
человек как минимум является членом 5-6 малых
групп, то общее число этих групп составляет 4-5 млрд.
При этом учтена только <статика>, хотя в действитель-
ности группы постоянно вновь образуются, распадают-
ся, и, если посмотреть на этот процесс в динамике,
станет ясно, что малая группа-весьма значимая для
психолога реальность, и необходимо каким-то образом
ориентироваться в этом множестве групповых образо-
ваний, определить более точно предмет исследования и
решить, какие же группы должны подлежать изучению.
Иными словами, необходимо ответить на вопрос о том,
что такое малая группа и какие ее параметры подлежат
исследованию в социальной психологии.