ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.08.2024
Просмотров: 804
Скачиваний: 0
Острота проблем социальной психологии диктуется,
однако, не только некоторой неопределенностью ее по-
ложения в системе наук и даже не преимущественно
этой ее особенностью. Весьма важной и существенной
чертой социально-психологического знания является
его включенность (в большей мере, чем других облас-
тей психологии) в социальную и политическую пробле-
В 1954 г. в США, по предложению известного социального
психолога Т. Ньюкома, в одном из университетов был поставлен
любопытный эксперимент: курс социальной психологии читался по-
ловине студентов одного курса в первом семестре лектором-социо-
логом, второй половине во втором семестре - лектором-психологом,
После окончания курсов студентам было предложено провести дис-
куссию по проблемам социальной психологии, но она не получи-
лась, так как студенты были в полной уверенности, что прослуша-
ли совершенно различные курсы по совершенно различным дис-
циплинам. (Б еккер Г. и Восков А. Современная социологичес-
кая теория в ее преемственность и развитии. М., 1961, пер. с анг-
лийского.)
матику общества. Конечно, это касается в особой сте-
пени таких проблем социальной психологии, как пси-
хологические характеристики больших социальных
групп, массовых движений и т. д. Но и традиционные
для социальной психологии малые группы, исследова-
ния в области условий социализации или социальных
установок личности связаны с теми конкретными зада-
чами, которые решаются обществом определенного ти-
па. В теоретической части социально-психологического
знания непосредственно влияние определенной идеоло-
гической позиции. Все это делает социальную психоло-
гию весьма острым орудием в современной идеологичес-
кой борьбе. Отсюда возникают по крайней мере две за-
дачи для исследователей.
Во-первых, это задача критического анализа зару-
бежной социальной психологии, прежде всего содержа-
ния ее теоретических концепций, но также методов и
результатов исследований. Как об этом свидетельству-
ют многочисленные западные работы, большинство
практически ориентированных исследований в социаль-
ной психологии были вызваны к жизни совершенно
конкретными потребностями практики. Следовательно,
сама ориентация этих исследований должна быть вни-
мательно изучена под углом зрения задач, в свое время
поставленных практикой. Современные научные иссле-
дования не могут осуществляться без определенной си-
стемы их финансирования, а система эта сама по себе
диктует и цель, и идеологическую окраску основного
направления работы. Таким образом, вопрос о классо-
вом содержании науки является весьма актуальным для
социальной психологии.
Во-вторых, это задача тщательной отработки проб-
лемы прикладного исследования в социальной психоло-
гии. Исследования, проводимые непосредственно в раз-
личных звеньях общественного организма, требуют не
только высокого профессионального мастерства, но и
гражданской ответственности исследователя. Направ-
ленность практических рекомендаций и есть та сфера,
где социальная психология непосредственно <вторгает-
ся> в общественную жизнь. Следовательно, для социаль-
ного психолога весьма остро стоит не только вопрос о
профессиональной этике, но и о формулировании своей
социальной позиции. Французский социальный психолог
С. Московичн справедливо заметил, что задачи для со-
циальной психологии задает именно общество, оно дик-
тует ей проблемы. Но это означает, что социальный пси-
холог должен понимать эти проблемы общества, уметь
чутко улавливать их, осознавать, в какой мере и в ка-
ком направлении он может способствовать решению
этих проблем. <Академизм> и <профессионализм> в со-
циальной психологии должны органически включать в
себя и известную <социальную чуткость>, понимание
сущности идеологической функции этой научной дисци-
плины.
В современном советском обществе раскрываются
многочисленные сферы приложения социально-психоло-
гических знаний.
Специфика социальной психологии, развивающейся
в русле марксистской традиции, состоит не только в ее
идеологической направленности, в теории и методоло-
гии. Дело еще и в том, что, когда эта традиция склады-
вается в новом типе общества, она порождает и новую
проблематику. Конечно, многие из открытых в традици-
онной социальной психологии явлений имеют место и в
социалистическом обществе: межличностные отношения,
коммуникативные процессы, лидерство, сплоченность -
все это явления, присущие любому типу общественной
организации. Однако, констатируя этот факт, нужно
иметь в виду два обстоятельства. Во-первых, даже и
эти, описанные в традиционной социальной психологии,
явления приобретают здесь порой совершенно иное со-
держание. Формально процессы остаются теми же: лю-
ди общаются друг с другом, у них формируются опреде-
ленные социальные установки и т. д., но каково содер-
жание различных форм их взаимодействия, какого ро-
да установки возникают по отношению к определенным
общественным явлениям - все это определяется содер-
жанием конкретных общественных отношений. Значит,
анализ всех традиционных проблем приобретает новые
грани. Методологический принцип включения именно
содержательного рассмотрения социально-психологичес-
ких проблем продиктован в том числе и общественны-
ми потребностями.
Во-вторых, новая социальная реальность рождает и
новые вопросы. В советской социальной психологии
обозначается круг проблем, которых нет в западных ру-
2в
ководствах, потому что явления, анализируемые в рам-
ках этих проблем, отсутствуют в капиталистическом об-
ществе. Так обстоит дело, например, с проблематикой
коллектива. Коллектив есть особое явление, свойствен-
ное лишь социалистическому обществу, а задача разра-
ботки этой проблемы есть специфическая задача со-
циальной психологии в социалистических странах. То
же можно сказать и относительно социально-психологи-
ческих проблем социалистического соревнования. Идея
о том, что общество диктует проблемы социальной пси-
хологии, должна быть дополнена идеей о том, что долг
социального психолога - уметь выявить эти проблемы.
В построении целостного здания советской социально-
психологической науки эта часть работы и наиболее
важна и пока наименее представлена.
Кроме задач общетеоретического плана перед соци-
альной психологией общество ставит и конкретные при-
кладные задачи. Прикладные исследования не могут
ожидать решения теоретических вопросов, они выдвига-
ются буквально из всех сфер общественной жизни. Ряд
важнейших направлений прикладных исследований оп-
ределяется решением задач, поставленных перед всем
обществом XXV съездом КПСС. Это, в частности, зада-
чи, связанные с совершенатвованием процессов управ-
ления во всех звеньях народного хозяйства, и прежде
всего промышленного производства; задачи совершенст-
вования трудовых коллективов, обеспечение в каждом
из них благоприятного психологического климата; зада-
ча воспитания коммунистического отношения к труду,
борьбы с противоправным поведением, совершенствова-
ния социалистического образа жизни и многие другие.
Логика предлагаемого курса должна охватить и эти
проблемы прикладного знания. В целом же она пресле-
дует цель - дать систематическое изложение всех ос-
новных проблем социальной психологии, причем в стро-
гой последовательности, так, чтобы порядок следования
тем отражал некоторые фундаментальные методологи-
ческие принципы анализа. Весь курс включает пять
больших разделов: 1) введение, где дается характерис-
тика предмета социальной психологии, история разви-
тия основных идей, методологические принципы; 2) за-
кономерности общения и взаимодействия людей, где
раскрывается связь между межличностными отноше-
1990
исдиЕЗЕ
ИИ2]ЕЕИ1
йдйЕЗ
Республиканский 1
ЯТ 10064. 17.1
МПО
ниями и общественными отношениями, а общение рас-
сматривается как их реальное проявление, где иссле-
дуются структура и функции общения, а также его ме-
ханизмы; 3) проблема группы в социальной психологии,
где дается классификация групп (больших и малых) и
выявляются особенности общения в реальных социаль-
ных группах, а также вопросы о внутренней динамике
групп, их развитии и, в частности, особенности коллек-
тивов; 4) проблема личности в социальной психологии,
где рассматривается, каким образом общие механизмы
общения и взаимодействия, специфически проявляю-
щиеся в различных социальных группах, <задают> лич-
ность в определенном социальном контексте и, с другой
стороны, каковы формы активности личности в даль-
нейшем развитии общественных отношений; 5) основ-
ные направления прикладных исследований, где анали-
зируется специфика прикладного исследования, реаль-
ные возможности социальной психологии в формулиро-
вании практических рекомендаций, а также кратко ха-
рактеризуются те сферы, где прикладные исследования
наиболее развиты.
Глава 2
ИСТОРИЯ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-
ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ИДЕЙ
Предпосылки возник- Изучение истории социально-психо-
"Ї""" сочишь- логической мысли имеет большое
нии психологии
значение не только с точки зрения
повышения эрудиции психолога, но
и для более углубленного и четкого представления о
существе науки, ее проблематике и, наконец, о ее пред-
мете. История социальной психологии как науки значи-
тельно <моложе> истории того, что исследователи из
ГДР Г. Гибш и М. Форверг назвали <социально-психо-
логическим мышлением>. Потребность осознать харак-
тер совместной деятельности, форм общения, складыва-
ющихся в ней, по-видимому, так же стара, как и сама
Гибш Г. и Форверг М. Введение в марксистскую социаль-
ную психологию. М., 1972, с. 31.
эта совместная деятельность людей. История первобыт-
ного общества свидетельствует, что люди уже на заре
человечества сталкивались с социально-психологически-
ми явлениями и каким-то образом пытались использо-
вать их. Так, например, в различных системах древних
религий использовались такие формы массовых настро-
ений, как подверженность психологическому зараже-
нию, приводящему к воздействию толпы на индивида.
Из поколения в поколение передавались обряды, табу,
и это выступало своего рода нравственным регулятором
человеческого общения. Определенные секреты воздей-
ствия на публику были известны и древним ораторам.
В таких своеобразных формах <социально-психологиче-
ское мышление> насчитывает тысячелетия, в то время
как история социальной психологии как научной дис-
циплины - относительно молодая отрасль знания.
Трудность создания научной истории социальной
психологии заключается в том, что дисциплина эта
формировалась из многих источников, и сложно опреде-
лить, на каких рубежах внутри той или другой науки
обособились элементы социально-психологического зна-
ния. Но еще большую трудность представляет тот
факт, что в период, когда социальная психология наи-
более определенно заявила о себе, как о самостоятель-
ной дисциплине, сложились сразу же две противополож-
ные традиции в ее развитии - марксистская и немарк-
систская. Следовательно, история социальной психоло-
гии должна включать в себя рассмотрение этих обеих