Файл: Андреева Социальная психология.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.08.2024

Просмотров: 804

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Острота проблем социальной психологии диктуется,

однако, не только некоторой неопределенностью ее по-

ложения в системе наук и даже не преимущественно

этой ее особенностью. Весьма важной и существенной

чертой социально-психологического знания является

его включенность (в большей мере, чем других облас-

тей психологии) в социальную и политическую пробле-

В 1954 г. в США, по предложению известного социального

психолога Т. Ньюкома, в одном из университетов был поставлен

любопытный эксперимент: курс социальной психологии читался по-

ловине студентов одного курса в первом семестре лектором-социо-

логом, второй половине во втором семестре - лектором-психологом,

После окончания курсов студентам было предложено провести дис-

куссию по проблемам социальной психологии, но она не получи-

лась, так как студенты были в полной уверенности, что прослуша-

ли совершенно различные курсы по совершенно различным дис-

циплинам. (Б еккер Г. и Восков А. Современная социологичес-

кая теория в ее преемственность и развитии. М., 1961, пер. с анг-

лийского.)

матику общества. Конечно, это касается в особой сте-

пени таких проблем социальной психологии, как пси-

хологические характеристики больших социальных

групп, массовых движений и т. д. Но и традиционные

для социальной психологии малые группы, исследова-

ния в области условий социализации или социальных

установок личности связаны с теми конкретными зада-

чами, которые решаются обществом определенного ти-

па. В теоретической части социально-психологического

знания непосредственно влияние определенной идеоло-

гической позиции. Все это делает социальную психоло-

гию весьма острым орудием в современной идеологичес-

кой борьбе. Отсюда возникают по крайней мере две за-

дачи для исследователей.

Во-первых, это задача критического анализа зару-

бежной социальной психологии, прежде всего содержа-

ния ее теоретических концепций, но также методов и

результатов исследований. Как об этом свидетельству-

ют многочисленные западные работы, большинство

практически ориентированных исследований в социаль-

ной психологии были вызваны к жизни совершенно

конкретными потребностями практики. Следовательно,

сама ориентация этих исследований должна быть вни-

мательно изучена под углом зрения задач, в свое время


поставленных практикой. Современные научные иссле-

дования не могут осуществляться без определенной си-

стемы их финансирования, а система эта сама по себе

диктует и цель, и идеологическую окраску основного

направления работы. Таким образом, вопрос о классо-

вом содержании науки является весьма актуальным для

социальной психологии.

Во-вторых, это задача тщательной отработки проб-

лемы прикладного исследования в социальной психоло-

гии. Исследования, проводимые непосредственно в раз-

личных звеньях общественного организма, требуют не

только высокого профессионального мастерства, но и

гражданской ответственности исследователя. Направ-

ленность практических рекомендаций и есть та сфера,

где социальная психология непосредственно <вторгает-

ся> в общественную жизнь. Следовательно, для социаль-

ного психолога весьма остро стоит не только вопрос о

профессиональной этике, но и о формулировании своей

социальной позиции. Французский социальный психолог

С. Московичн справедливо заметил, что задачи для со-

циальной психологии задает именно общество, оно дик-

тует ей проблемы. Но это означает, что социальный пси-

холог должен понимать эти проблемы общества, уметь

чутко улавливать их, осознавать, в какой мере и в ка-

ком направлении он может способствовать решению

этих проблем. <Академизм> и <профессионализм> в со-

циальной психологии должны органически включать в

себя и известную <социальную чуткость>, понимание

сущности идеологической функции этой научной дисци-

плины.

В современном советском обществе раскрываются

многочисленные сферы приложения социально-психоло-

гических знаний.

Специфика социальной психологии, развивающейся

в русле марксистской традиции, состоит не только в ее

идеологической направленности, в теории и методоло-

гии. Дело еще и в том, что, когда эта традиция склады-

вается в новом типе общества, она порождает и новую

проблематику. Конечно, многие из открытых в традици-

онной социальной психологии явлений имеют место и в

социалистическом обществе: межличностные отношения,

коммуникативные процессы, лидерство, сплоченность -

все это явления, присущие любому типу общественной

организации. Однако, констатируя этот факт, нужно

иметь в виду два обстоятельства. Во-первых, даже и


эти, описанные в традиционной социальной психологии,

явления приобретают здесь порой совершенно иное со-

держание. Формально процессы остаются теми же: лю-

ди общаются друг с другом, у них формируются опреде-

ленные социальные установки и т. д., но каково содер-

жание различных форм их взаимодействия, какого ро-

да установки возникают по отношению к определенным

общественным явлениям - все это определяется содер-

жанием конкретных общественных отношений. Значит,

анализ всех традиционных проблем приобретает новые

грани. Методологический принцип включения именно

содержательного рассмотрения социально-психологичес-

ких проблем продиктован в том числе и общественны-

ми потребностями.

Во-вторых, новая социальная реальность рождает и

новые вопросы. В советской социальной психологии

обозначается круг проблем, которых нет в западных ру-

ководствах, потому что явления, анализируемые в рам-

ках этих проблем, отсутствуют в капиталистическом об-

ществе. Так обстоит дело, например, с проблематикой

коллектива. Коллектив есть особое явление, свойствен-

ное лишь социалистическому обществу, а задача разра-

ботки этой проблемы есть специфическая задача со-

циальной психологии в социалистических странах. То

же можно сказать и относительно социально-психологи-

ческих проблем социалистического соревнования. Идея

о том, что общество диктует проблемы социальной пси-

хологии, должна быть дополнена идеей о том, что долг

социального психолога - уметь выявить эти проблемы.

В построении целостного здания советской социально-

психологической науки эта часть работы и наиболее

важна и пока наименее представлена.

Кроме задач общетеоретического плана перед соци-

альной психологией общество ставит и конкретные при-

кладные задачи. Прикладные исследования не могут

ожидать решения теоретических вопросов, они выдвига-

ются буквально из всех сфер общественной жизни. Ряд

важнейших направлений прикладных исследований оп-

ределяется решением задач, поставленных перед всем

обществом XXV съездом КПСС. Это, в частности, зада-

чи, связанные с совершенатвованием процессов управ-

ления во всех звеньях народного хозяйства, и прежде

всего промышленного производства; задачи совершенст-

вования трудовых коллективов, обеспечение в каждом


из них благоприятного психологического климата; зада-

ча воспитания коммунистического отношения к труду,

борьбы с противоправным поведением, совершенствова-

ния социалистического образа жизни и многие другие.

Логика предлагаемого курса должна охватить и эти

проблемы прикладного знания. В целом же она пресле-

дует цель - дать систематическое изложение всех ос-

новных проблем социальной психологии, причем в стро-

гой последовательности, так, чтобы порядок следования

тем отражал некоторые фундаментальные методологи-

ческие принципы анализа. Весь курс включает пять

больших разделов: 1) введение, где дается характерис-

тика предмета социальной психологии, история разви-

тия основных идей, методологические принципы; 2) за-

кономерности общения и взаимодействия людей, где

раскрывается связь между межличностными отноше-

1990

исдиЕЗЕ

ИИ2]ЕЕИ1

йдйЕЗ

Республиканский 1

ЯТ 10064. 17.1

МПО

ниями и общественными отношениями, а общение рас-

сматривается как их реальное проявление, где иссле-

дуются структура и функции общения, а также его ме-

ханизмы; 3) проблема группы в социальной психологии,

где дается классификация групп (больших и малых) и

выявляются особенности общения в реальных социаль-

ных группах, а также вопросы о внутренней динамике

групп, их развитии и, в частности, особенности коллек-

тивов; 4) проблема личности в социальной психологии,

где рассматривается, каким образом общие механизмы

общения и взаимодействия, специфически проявляю-

щиеся в различных социальных группах, <задают> лич-

ность в определенном социальном контексте и, с другой

стороны, каковы формы активности личности в даль-

нейшем развитии общественных отношений; 5) основ-

ные направления прикладных исследований, где анали-

зируется специфика прикладного исследования, реаль-

ные возможности социальной психологии в формулиро-

вании практических рекомендаций, а также кратко ха-

рактеризуются те сферы, где прикладные исследования

наиболее развиты.


Глава 2

ИСТОРИЯ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-

ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ИДЕЙ

Предпосылки возник- Изучение истории социально-психо-

"Ї""" сочишь- логической мысли имеет большое

нии психологии

значение не только с точки зрения

повышения эрудиции психолога, но

и для более углубленного и четкого представления о

существе науки, ее проблематике и, наконец, о ее пред-

мете. История социальной психологии как науки значи-

тельно <моложе> истории того, что исследователи из

ГДР Г. Гибш и М. Форверг назвали <социально-психо-

логическим мышлением>. Потребность осознать харак-

тер совместной деятельности, форм общения, складыва-

ющихся в ней, по-видимому, так же стара, как и сама

Гибш Г. и Форверг М. Введение в марксистскую социаль-

ную психологию. М., 1972, с. 31.

эта совместная деятельность людей. История первобыт-

ного общества свидетельствует, что люди уже на заре

человечества сталкивались с социально-психологически-

ми явлениями и каким-то образом пытались использо-

вать их. Так, например, в различных системах древних

религий использовались такие формы массовых настро-

ений, как подверженность психологическому зараже-

нию, приводящему к воздействию толпы на индивида.

Из поколения в поколение передавались обряды, табу,

и это выступало своего рода нравственным регулятором

человеческого общения. Определенные секреты воздей-

ствия на публику были известны и древним ораторам.

В таких своеобразных формах <социально-психологиче-

ское мышление> насчитывает тысячелетия, в то время

как история социальной психологии как научной дис-

циплины - относительно молодая отрасль знания.

Трудность создания научной истории социальной

психологии заключается в том, что дисциплина эта

формировалась из многих источников, и сложно опреде-

лить, на каких рубежах внутри той или другой науки

обособились элементы социально-психологического зна-

ния. Но еще большую трудность представляет тот

факт, что в период, когда социальная психология наи-

более определенно заявила о себе, как о самостоятель-

ной дисциплине, сложились сразу же две противополож-

ные традиции в ее развитии - марксистская и немарк-

систская. Следовательно, история социальной психоло-

гии должна включать в себя рассмотрение этих обеих