Файл: Андреева Социальная психология.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.08.2024

Просмотров: 813

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

лось смешать психологическое направление в социоло-

гии и социальную психологию. Поэтому наряду с от-

дельными интересными находками, касающимися от-

дельных характеристик психологической стороны соци-

альных явлений, психологическое направление принес-

ло много вреда становлению социальной психологии как

науки. Однако на поверхности явлений дело выглядело

таким образом, что внутри социологии был зафиксиро-

ван большой интерес к развитию социально-психологи-

ческого знания. (Тот факт, что интерес этот оформил-

ся на ложных исходных посылках, должен быть рас-

смотрен особо.)

Таким образом, в развитии двух наук - психологии

и социологии - обозначилось как бы встречное движе-

ние, которое должно было закончиться формулировани-

ем поистине пограничных проблем, которые и должны

были стать предметом новой науки.

Эти взаимные устремления реали-

Первые историчес- зевались в середине XIX в. и дали

кие формы социаль- жизнь первым формам собственно

но-психологическо-

го знания социально-психологического знания.

Прежде чем приступить к их ха-

рактеристике, необходимо сказать о той общей атмосфе-

ре, в которой эти первые теории родились. Они еще не

могли базироваться на какой бы то ни было исследова-

тельской практике, но, напротив, весьма походили на

конструкции универсальных энциклопедических схем,

свойственных социальной философии той эпохи. Кон-

цепции эти неизбежно создавались в канонах философ-

ского знания, были спекулятивны, умозрительны, и со-

циальная психология приобретала в этом виде характер

крайне описательной дисциплины. Из всего многообра-

зия первых социально-психологических теорий обычно

выделяют три, наиболее значительные: психологию на-

родов, психологию масс и теорию инстинктов социаль-

ного поведения. Немецкие исследователи Г. Гибш и

М. Форверг предложили принцип, по которому можно

классифицировать эти первые социально-психологичес-

кие системы. Таким принципом (или критерием их раз-

личения) является способ анализа взаимоотношения

личности и общества. При выяснении этой проблемы

принципиально возможны два решения: признание при-

мата личности или примата общества. Тогда примером

второго решения явится психология народов, а приме-

ром первого решения - психология масс и теория ин-


стинктов социального поведения. Оба этих решения най-

2 35

дут свое продолжение в истории социальной психологии

в последующие этапы ее развития, и потому нужно осо-

бенно внимательно рассмотреть, как обе эти тенденции

задавались.

Психология народов, как одна из первых форм соци-

ально-психологических теорий, сложилась в середине

XIX в. в Германии. С точки зрения выделенного нами

критерия психология народов предлагала <коллективи-

стическое> решение вопроса о соотношении личности и

общества: в ней допускалось субстанциональное суще-

ствование <сверхиндивидуальной души>, подчиненной

<сверхиндивидуальной целостности>, каковой является

народ (нация). Процесс образования наций, который

осуществлялся в это время в Европе, приобретал в Гер-

мании специфическую форму в связи с необходимостью

объединения раздробленных феодальных земель. Эта

специфика получила отражение в ряде теоретических

концепций немецкого обществоведения той эпохи. Опре-

деленное влияние она оказала и на психологию наро-

дов. Теоретическими источниками ее послужили: фило-

софское учение Гегеля о <народном духе> и идеалисти-

ческая психология Гербарта, которая, по выражению

М. Г. Ярошевского, явилась <гибридом лейбницевской

монадологии и английского ассоцианизма> Психология

народов попыталась соединить эти два подхода.

Непосредственными создателями психологии народов

выступили философ Морис Лацарус (1824-1903) и

языковед Генрих Штейнталь (1823-1893). В 1959 г.

был основан журнал <Психология народов и языкозна-

ние>, где была опубликована их статья <Вводные рас-

суждения о психологии народов>. В ней была сформу-

лирована мысль о том, что главная сила истории - на-

род, или <дух целого> (АИе), который выражает се-

бя в искусстве, религии, языке, мифах, обычаях и т. д.

Индивидуальное же сознание есть лишь его продукт,

звено некоторой психической связи. Задача социальной

психологии - <познать психологически сущность духа

народа, открыть законы, по которым протекает духов-

ная деятельность народа>.

В дальнейшем идеи психологии народов получили

развитие во взглядах В. Вундта (1832-1920). Впервые

Ярошевск II и М. Г. История психологии, с. 235.

свои идеи по этому поводу Вундт сформулировал в

1863 г. в <Лекциях о душе человека и животных>. Ос-


новное же развитие идея получила в 1900 г. в первом

томе десятитомной <Психологии народов>. Уже в <Лек-

циях> на основании курса, прочитанного в Гейдельбер-

ге, Вундт изложил мысль о том, что психология долж-

на состоять из двух частей: физиологической психологии

и психологии народов. Соответственно каждой части

Вундтом были написаны фундаментальные работы, и

вот именно вторая часть была изложена в <Психологии

народов>. С точки зрения Вундта, физиологическая пси-

хология является экспериментальной дисциплиной, но

эксперимент непригоден для исследования высших пси-

хических процессов-речи и мышления. Поэтому имен-

но с этого <пункта> и начинается психология народов.

В ней должны применяться иные методы, а именно ана-

лиз продуктов культуры: языка, мифов, обычаев, искус-

ства.

Вундт отказался от неопределенного понятия <духа

целого> и придал психологии народов несколько более

реалистический вид, что позволило ему даже предло-

жить программу эмпирических исследований для изуче"

ния языка, мифов и обычаев. Психология народов в

его варианте закреплялась как описательная дисципли-

на, которая не претендует на открытие законов. В Рос-

сии идеи психологии народов развивались в учении из-

вестного лингвиста А. А. Потебни. Несмотря на различия

в подходах Лацаруса, Штейнталя, Вундта и Потебни,

основная идея концепции является общей: психология

сталкивается с такими феноменами, которые коренятся

не в индивидуальном сознании, а в сознании народа, и

поэтому должен быть как минимум специальный раздел

этой науки, который и будет заниматься названными

проблемами, применяя особые, отличные от обычной

психологии, методы. Конечно, все основания психологии

народов носили явно идеалистический характер, одна-

ко, несмотря на ложную философскую основу, эта кон-

цепция поставила принципиальный вопрос о том, что

существует нечто, кроме индивидуального сознания, ха-

рактеризующее психологию группы, и индивидуальное

сознание в определенной степени задается ею. Естест-

венно, что эта идея могла приобрести рациональный

вид лишь при условии материалистической трактовки

психики, в руках же авторов психологии народов полез-

ная сама по себе идея приобрела идеалистическую ок-

раску.

Психология масс представляет собой другую фор-


му первых социально-психологических теорий, ибо она,

по предложенному выше критерию, дает решение воп-

роса о взаимоотношении личности и общества с <инди-

видуалистических> позиций. Эта теория родилась во

Франции, во второй половине XIX в. Истоки ее были

заложены в концепции подражания Габриеля Тарда.

С точки зрения Тарда, социальное поведение не имеет

другого объяснения, кроме как при помощи идеи под-

ражания. Официальная же, интеллектуалистически

ориентированная академическая психология пытается

объяснить его, пренебрегая аффективными элементами,

и потому терпит неуспех. Идея же подражания учиты-

вает иррациональные моменты в социальном поведении,

поэтому и оказывается более продуктивной. Именно эти

две идеи Тарда - роль иррациональных моментов в

социальном поведении и роль подражания - были ус-

воены непосредственными создателями психологии масс.

Это были итальянский юрист С. Сигеле (1868-1913) и

французский социолог Г. Лебон (1841-1931). Сигеле в

основном опирался на изучение уголовных дел, в кото-

рых его привлекала роль аффективных моментов. Ле-

бон, будучи социологом, преимущественное влияние уде-

лял проблеме противопоставления масс и элит общест-

ва. В 1895 г. появилась его основная работа <Психоло-

гия народов и масс>, в которой и изложена суть кон-

цепции.

С точки зрения Лебона, всякое скопление людей

представляет собой <массу>, главной чертой которой

является утрата способности к наблюдению. Типичны-

ми чертами поведения человека в массе являются: обез-

личивание (что приводит к господству импульсивных,

инстинктивных реакций), резкое преобладание роли

чувств над интеллектом (что приводит к подверженно-

сти различным влияниям), вообще утрата интеллекта

(что приводит к отказу от логики), утрата чувства лич-

ной ответственности (что приводит к отсутствию конт-

роля над страстями). Вывод, который следует из опи-

сания этой непрезентабельной картины поведения че-

ловека в массе, состоит в том, что масса всегда по сво-

ей природе неупорядоченна, хаотична, поэтому ей нужен

<вождь>, роль которого может выполнять <элита>. Вы-

воды эти были сделаны на основании рассмотрения еди-

ничных случаев проявления массы, а именно проявле-

ния ее в ситуации паники. Никаких других эмпиричес-

ких подтверждений не приводилось, вследствие чего па-


ника оказалась единственной формой действий массы,

хотя в дальнейшем наблюдения над этой единственной

формой были экстраполированы на любые другие мас-

совые действия.

В психологии масс ярко проявляется определенная

классовая окраска. Конец XIX в" ознаменованный мно-

гочисленными массовыми выступлениями пролетариата,

заставлял буржуазную идеологию искать средства обос-

нования различных реакционных акций, направленных

против этих массовых выступлений. Большое распро-

странение получает идея о том, что конец XIX - нача-

ло XX в.-это <эра толпы>, когда человек теряет свою

индивидуальность, подчиняется импульсам, примитив-

ным инстинктам, поэтому легко поддается различным

иррациональным действиям. Психология масс оказалась

в русле этих настроений, сам Лебон с позиций своей

теории позднее выступил против Великой Октябрьской

социалистической революции, интерпретируя и ее как

иррациональное движениемасс.

Что же касается чисто теоретического значения пси-

хологии масс, то оно оказалось двойственным: с одной

стороны, здесь был поставлен вопрос о взаимоотноше-

нии личности и общества, но, с другой стороны, реше-

ние его было никак не обосновано. Формально в данном

случае признавался известный примат индивида над об-

ществом, но само общество совершенно произвольно

сводилось к <толпе>, и даже на этом <материале> вы-

глядело весьма односторонне, поскольку сама <толпа>

или <масса> была зафиксирована лишь в одной-единст-

венной ситуации ее поведения, ситуации паники. Поэтому

сколько-нибудь серьезного значения для дальнейших

судеб социальной психологии психология масс не имела.

Третьей концепцией, которая стоит в ряду первых

самостоятельных социально-психологических построе-

ний, является теория инстинктов социального поведе-

ния английского психолога Мак-Дауголла (1871-1938),

переехавшего в 1920 г. в США и в дальнейшем работав-

шего там. Работа Мак-Дауголла <Введение в социаль-

ную психологию> вышла в 1908 г., и этот год считается

годом окончательного утверждения социальной психоло-

гии в самостоятельном существовании (в этом же году

в США вышла книга социолога Э. Росса <Социальная

психология>, и таким образом достаточно символично и

психолог, и социолог в один и тот же год издали первый

систематический курс по одной и той же дисциплине).