Файл: Андреева Социальная психология.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.08.2024

Просмотров: 786

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

процесс социализации личности именно в советской со-

циальной психологии.

/ Социализация - это двусторонний процесс, вклю-

чающий в себя, с одной стороны, усвоение индивидом

социального опыта путем вхождения в социальную сре-

ду, систему социальных связей; с другой стороны (час-

то недостаточно подчеркиваемой в исследованиях),

процесс активного воспроизводства системы социальных

связей индивидом за счет его активной деятельности,

активного включения в социальную среду." Именно на

эти две стороны процесса социализации обращают вни-

мание многие авторы, принимающие идею социализации

в русло социальной психологии, разрабатывающие эту

проблему как полноправную проблему социально-пси-

хологического знания.. Вопрос ставится именно так, что

человек не просто усваивает социальный опыт, но и

преобразовывает его в собственные ценности, установки,

ориентации. Этот момент преобразования социального

опыта как раз фиксирует не просто пассивное его при-

нятие, но предполагает активность индивида в приме-

нении такого преобразованного опыта, т. е. в известной

<отдаче>, когда результатом ее является не просто <при-

бавка> к уже существующему социальному опыту, но

его воспроизводство, т. е. продвижение его на новую

ступень. Понимание взаимодействия человека с общест-

вом при этом включает в себя понимание в качестве

субъекта развития не только человека, но и общество,

объясняет существующую преемственность в таком раз-

витии. При такой интерпретации понятия социализации

достигается воплощение одного из важнейших методо-

логических принципов марксистского понимания челове-

ка -- одновременно как и объекта и субъекта общест-

венных отношений.

Первая сторона процесса социализации-усвоение

социального опыта - это характеристика того, как сре-

да воздействует на человека; вторая его сторона харак-

теризует момент воздействия человека на среду через

его деятельность. Активность позиции личности предпо-

лагается здесь потому, что всякое воздействие на систе-

му социальных связей и отношений требует принятия

определенного решения, и, следовательно, включает в

себя и процесс целеобразования, и процесс мобилиза-

ции субъекта, и процесс построения определенной стра-

тегии деятельности. Таким образом, процесс социализа-

ции в этом его понимании ни в коей мере не противо-


стоит процессу развития личности, но просто позволяет

развести различные углы зрения на проблему. Если для

возрастной психологии наиболее интересен взгляд на

эту проблему <со стороны личности>, то для социальной

психологии - <со стороны> взаимодействия личности и

среды.

Если исходить из тезиса, принимае-

Содержание процес- дрд g общей ПСИХОЛОГИИ, что лич-

социализации ностью не родятся, личностью ста-

новятся, то ясно, что процесс социализации по своему

содержанию есть процссГаловления личности, ито-

ь~начнатся_1д1хинуткизниеловека_В со -

ЩГальной психологии выделяются обычно три~сферы, в

которых осуществляется прежде всего это становление

личности: деятельность, общение, самосознниеУ Каж

дая и5 эйх сфер должна ыгь риссмогрена ишби: Об-

щей характеристикой всех этих трех сфер является "про-

цесс расширения, умножения социальных связей лич-

Тнёшним_м_ио:1;.ТТтгажД1)йг из вгазваннытГтё

ef) мжйо показать, как в ней осуществляется расши-

рение и усложнение этих социальных связей.

Что касается деятельности, то на протяжении всего

процесса социализации личность имеет дело с.расшире-

ЯйеьГ<каталога> деятельностеи, УёГосвоещсено-

выи новьнСвидбдеятельности. Однако этим не исчер-

"пывается расширение сферы деятельности. Происходят

еще два чрезвычайно важных процесса._Во-первых, это-

ориентировк__системе_связеи, присутствующих вкаж-

дом. пидр дрятрлт,ндти_и между ее различными видами

А. Н. Леонтьев отмечает, что эта ориентировка в систе-

ме связей деятельности осуществляется через посредст-

во личностных смыслов, т. е. означаетыявление для

каждой личности особо значимых аспектов деятельнос-

ти, причем не просто уяснение их, но иихГосво1ние_

-"Можно было бы назвать продукт такой ориентировки

личностным выбором деятельности. Как следствие это-

го, возникает и вюроидроцесс-определенное енти-

рование вокруг лавного, выбранного, осредо1од?ние

внимания на нем и, главное, соподчинение ему всех

-ос-тадьшдх-двщгельностей. Если кратко выразить сущ-

ность этих преобразований в системе деятельности раз-

" Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.,

1975, с. 188.

вивающегося индивида, то можно сказать, что перед

нами процесс расширешяозможцостей индивида имен-

но как субъекта деятельности. -~~--


Этаощая теоретическая канца позволяет подойти

к экспериментальному исследованию проблемы. - Эти

экспериментальные исследования носят, как правило,

пограничный характер между социальной и возрастной

психологией: в них для разных возрастных групп изу-

чается вопрос о том, каков механизм ориентации лич-

ности в системе деятельностей, чем мотивирован выбор,

который выступает основанием для центрирования дея-

тельности. С чисто психологической точки зрения осо-

бенно важным в таких исследованиях является рас-

смотрение процессов целеобразования. К сожалению,

эта проблематика, традиционно закрепленная за общей

психологией, не находит пока особой разработки в ее

социально-психологических аспектах, хотя ориентиров-

ка личности не только в системе данных ей непосредст-

венно связей, но и в системе личностных смыслов, по-

видимому, не может быть описана вне контекста тех

социальных <единиц>, в которых организована челове-

ческая деятельность, т. е. социальных групп. Об этом

вопросе здесь говорится пока лишь в порядке постанов-

ки проблемы, включения ее в общую логику социально-

психологического подхода к социализации.

Вторая сфера-общение рассматривается в контек-

сте социализации также со стороны его расширениями

углубления. С чисто теоретической точки зрения, такое

"расширение сферы общения само собой разумеется, коль

скоро общение неразрывно связано с деятельностью.

Однако, этой общей констатации недостаточно, и зада-

ча_экспериментальных_исследований заключается в"?5м,

тГобы~показать, во-первых, как и при каких оостоятель-

сттатгсуществляется умножение связей оощения и, во-

вторых, что получает личность от этого процесса.

Опи1ь-таки исдилания этого плана носят черты меж-

дисциплинарных исследований, поскольку в равной ме-

дпмы как для возрастной, так и для социальной

психологии. Особенно детально с этой точки зрения ис-

следованы некоторые этапы онтогенеза: дошкольный и

подростковый возраст. Что касается других этапов жиз-

ни человека, то почти полное отсутствие исследований в

этой области объясняется дискуссионным характером

другой проблемы социализации - проблемы ее стадий.

Ниже мы обратимся к этому вопросу.

Наконец, третья сфера развития личности-развитие

ее самосознания. В самом общем виде можно сказать,


что процесс социализатши гпттпчпт стпттпплрттир т\ чело-

веке Образа его Я.В многочисленных эксперименталь-

йых исследованиях, в том числе лонгитюдинальных, ус-

тановлено, что образ Я не возникает у человека_сразу

а, также вкладывается на протяжении его жизни под

впялейвием многомисленныу социальных влияний.

С точки зрения социальной психологии здесь особеннсТ

интересно выяснить, каким образом включение человека

в различные социальные группы задает этот процесс.

Играет ли роль тот факт, что количество групп может

варьировать весьма сильно, откуда варьирует и коли-

чество связей общения? Или такая переменная, как ко-

личество групп, вообще не имеет значения, а главным

фактором выступает качество групп (с точки зрения со-

держания их деятельности, уровня их развития). Как

сказывается на поведении человека и на его деятельнос-

ти (в том числе в группах) уровень развития его само-

сознания - вот вопросы, которые должны получить от-

вет при исследовании социализации личности.

К сожалению, именно в этой сфере анализа особен-

но много противоречивых позиций. Это связано с нали-

чием тех многочисленных и разнообразных пониманий

личности, о которых уже говорилось. Прежде всего са-

мо определение <образа Я> зависит от той концепции

личности, которая принимается автором. Весь вопрос,

по выражению А. Н. Леонтьева, упирается в то, что бу-

дет названо в качестве <составляющих> образ Я. В со-

ветской психологии есть несколько различных подходов

к структуре Я. Один из них принадлежит В. С. Мерли-

ну, который выделяет в структуре самосознания четыре

компонента: сознание тождественности (отличие себя

от остального мира), сознание Я как активного начала,

субъекта деятельности; осознание своих психических

свойств; социально-нравственная самооценка, послед-

няя формируется на основе накопленного опыта обще-

ния и деятельности. В зарубежной литературе также

Мерлин В. С. Проблемы экспериментальной психологии

личности.--<Уч. зап. Пермского пед. ин-та>, т. 77. Пермь, 1970.

много различных подходов к тому, какова структура са-

мосознания человека. Самый главный факт, который

подчеркивается npx-JilyeftHH самосоздания, состоит в

том, что оно не может быть представлено как простой

"л ер ёчень характеристик, нп УЯК поримянир себя R КЯЧР-

стве некоторой целостности, в опреттргтрнии ог-нрннпй


идтггйчности. Лишь внутри этой целостности можно го-

ворТБсг-няйчии каких-то ее структурных элементов.

К ним обычно относят представление о своих качествах

и сущности, эмоциональное оценивание себя, наконец,

самоуважение. Развитие самосознадия в.оде__социали-

зации личности -это_процесс, контролируемый, опреде-

ляемый постоянныгл~приоретением личностю_с)циаль-

НОТТГ"опыта В условиях_р-Я1"тпирения лияпяяпнлрятр.гтт.-

ностии общения.отсамосознание относится к самым

"глубоким,-интитгным характеристикам человеческой

личности, его развитие немыслимо вне деятельности:

лишь в ней постоянно осуществляется определенная

<коррекция> представления о себе с тем представле-

нием, как оно складывается в глазах других. <Самосоз-

нание, не основанное на реальной деятельности, исклю-

чающее ее как <внешнюю>, неизбежно заходит в ту-

пик, становится <пустым> понятием.

Именно поэтому процесс гпнияличпин мпрт бытт,

понят только как единство изменений всех трех обозна-

ченных сфер. ини. взятые в целом, создают для инди-

вида <расширяющуюсядействительность>, в которой он

действует, познает и общается, тем самым осваивая не

только ближайшую микросреду, но и всю систему со-

циальных итнишений. Luaav же. умеете с этим-освое-

нием индивид вносит в нее свой опыт, свой творческий

подход; поэтому нет другой формы освоения действи-

тельности, кроме как в форме ее активного преобразо-

вания. Это общее принципиальное положение советской

психологии означает для социальной психологии необ-

оримость выявления того конкретного <сплава>, кото-

рый возникает на каждом этапе социализации между

двумя сторонами этого процесса-усвоением социаль-

ного опыта и воспроизведением его. Решить эту задачу

можно, только определив стадии процесса социализа-

ции, а также институты, организующие эти процессы.

Стадии процесса Вопрос о стадиях процесса социа-

wa.M3awu лизации имеет свою историю в сис-

теме психологического знания. По-

скольку наиболее подробно вопроси социализации рас-

сматривались в системе фрейдизма, традиция в опреде-

лении стадий социализации складывалась именно в этой

схеме. Как известно, с точки зрения психоанализа, осо-

бое Значение для развития личности имеет период ран-

него детства. Это привело и к достаточно жесткому ус-

тановлению стадий социализации: в системе психоана-