Файл: Андреева Социальная психология.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.08.2024

Просмотров: 800

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

лиза социализация рассматривается как процесс, совпа-

дающий хронологически с периодом раннего детства.

Ортодоксальная психоаналитическая традиция в со-

циальной психологии до сих пор полагает целесообраз-

ным экспериментально исследовать социализацию толь-

ко на этом этапе. С другой стороны, уже довольно дав-

но в не столь ортодоксальных психоаналитических рабо-

тах временные рамки процесса социализации несколько

расширяются: появились выполненные в том же теоре-

тическом ключе экспериментальные работы, исследую-

щие социализацию в период отрочества и даже юности.

Другие, не ориентированные на фрейдизм, школы со-

циальной психологии на Западе делают сегодня особый

акцент на изучение социализации именно в период

юности. Таким образом, <распространение> социализа-

ции на периоды детства, отрочества и юности можно

считать общепринятым.

Однако относительно дальнейших этапов идет ожив-

ленная дискуссия. Она касается принципиального во-

проса о том, происходит ли в зрелом возрасте то самое

усвоение социального опыта, которое составляет значи-

тельную часть содержания социализации. В советской

социальной психологии сформулирована достаточно оп-

ределенная позиция по этому вопросу, хотя и нельзя

сказать, что она разделяется всеми исследователями.

Она опирается как на общий принцип деятельности, так

и на реализацию его в социально-психологическом зна-

нии. Поскольку само понятие социализации предусмат-

ривает интерпретацию усвоения социального опыта

прежде всего в ходе трудовой деятельности, постольку

Кон И. С. Социология личности. М., 1967, с. 78.

См.: А и д реенков а Н. В. Проблема социализации лич-

ности.-В кн.: Социальные исследования, вып. 3. М., 1970.

основание для классификации стадий процесса социа-

лизации отыскивается в их отношении к трудовой дея

тельности. Если принять этот принцип, то можно выде-

лить три основные стадии: дотрудовая, трудовая и пос-

летрудовая.

Дотрудовая стадия социализации охватывдрт весь

ПРЖИНИ чвкй до нячля руД"""Й ЛЯТ"-

ттт7~1Т"своюочередь, эта стадия разделяется на два бо-

"лили менее самостоятельных периода: а) ранняя, г.о-

иалиация охватывающая время от рождения ребенка

до поступления его в школу, т. е. тот период, который

в возрастной психологии именуется периодом детства,


б) стадия обуалия, включающая весь период юности_ в

широком понимании этого термина. К этому этапу от-

носится, безусловно, все время обучения в школе. Что

же касается периода обучения в вузе или техникуме, по

этому поводу существуют разные точки зрения. Если в

качестве критерия для выделения стадий принято от-

ношение к трудовой деятельности, вуз, техникум и про-

чие формы образования не могут быть отнесены к сле-

дующей стадии. С другой стороны, специфика обучения

в учебных заведениях подобного рода довольно значи-

тельна по сравнению со средней школой, в частности, в

свете все более последовательного проведения принципа

соединения обучения с трудом, и поэтому эти периоды

в жизни человека трудно рассмотреть по той же самой

схеме, что и время обучения в школе. Так или иначе,

в литературе вопрос получает двоякое освещение, хотя

при любом решении сама проблема является весьма

трудной как в теоретическом, так и в практическом пла-

не: студенчество-одна из важных социальных групп

-вашего общества, и проблемы социализации этой груп-

пы крайне актуальны.

Трудовая сгадия_ социализации охватывает_пе)дод_

зелоги__человека. хотя демографически границы <зре-

лого> возраста условны; фиксация такой стадии не пред-

ставляет затруднений - это весь период трудовой дея-

тельности человека. В полемике с теми учеными, кото-

рые полагают, что социализация заканчивается вместе

с завершением образования, вместе с окончанием юное-

Г и л и н с к и и Я. И. Стадии социализации индивида.- <Че-

ловек и общество>, вып. 9. Л., 1971.

ти, советские исследователи выдвигают идею продолже-

ния социализации личности в период трудовой деятель-

ности. Более того, акцент на второй стороне процесса

социализации, а именно на том, что в ее ходе личность

не только усваивает социальный опыт, но и воспроиз-

водит его, придает особое значение этому периоду.

Предложенная в свое время в системе психоанализа

граница процесса социализации служит, по-видимому,

известным препятствием для пересмотра рамок этого

процесса и в других системах психологии. В теоретичес-

ком плане признание трудовой стадии социализации ло-

гически следует из признания ведущего значения трудо-

вой деятельности для развития личности. Трудно со-

гласиться с тем, что труд, как условие развертывания


сущностных сил человека прекращает процесс усвоения

социального опыта; еще труднее принять тезис о том,

что на стадии трудовой деятельности прекращается

воспроизводство социального опыта. Если подойти к

проблеме с точки зрения становления личности, то и

этот поворот не прибавит аргументов в пользу ограни-

чения хронологических рубежей социализации периодом

юности. Конечно, юность - важнейшая веха в станов-

лении личности, но труд в зрелом возрасте не может

быть сброшен со счета при выявлении факторов ста-

новления личности. Таким образом, в теоретическом

плане не могут быть найдены основания для <исключе-

ния> периода трудовой деятельности из сферы социали-

зации личности.

Другой вопрос заключается в том, что традиция

теоретического исследования социализации в этот пе-

риод практически отсутствует, так же как и эксперимен-

тальные подходы. Но с такой ситуацией социальная пси-

хология сталкивается не впервые, коль скоро она пере-

страивает всю систему своего знания на новых методо-

логических принципах. Практическую же сторону об-

суждаемого вопроса трудно переоценить: если изучение

процесса социализации личности призвано внести свой

вклад в проблемы коммунистического воспитания, то

включение трудовой стадии развития личности в <ор-

биту> проблем социализации приобретает особое значе-

ние. При таком решении вопроса возникают новые воз-

можности для построения междисциплинарных исследо-

ваний. например, в сотрудничестве с педагогикой, с тем

ее разделом, который занимается проблемами трудового

воспитания.

Дослетрудовая стадия социализации представляет

собой еще более спорный вопрос. Если относительно тру-

довой стадии полемика советских социальных психоло-

гов преимущественно обращена вовне, то относительно

послетрудовой стадии социализации нет единства и

внутри советской социальной психологии. Определен-

ным оправданием, конечно, может явиться то обстоя-

тельство, что проблема эта еще более нова, чем пробле-

ма социализации на трудовой стадии. Постановка этой

проблемы вызвана теми объективными требованиями

общества к социальной психологии, которые порождены

самим ходом общественного развития. Проблемы пожи-

лого возраста становятся актуальными для ряда наук в

современных обществах. Особенное значение эти проб-


лемы имеют для социалистического общества. Увеличе-

ние продолжительности жизни, с одной стороны, опре-

деленная социальная политика государства, с другой

стороны (имеется в виду система пенсионного обеспе-

чения), приводят к тому, что в структуре народонаселе-

ния пожилой возраст начинает занимать значительное

место. Прежде всего увеличивается его удельный вес. Но

это не самая главная проблема.Значительно более со-

хранным становится трудовой потенциал тех лиц, ко-

торые составляют такую социальную группу, как пен-

-sgepbi Не случайно, сейчас переживают период бур-

ного развития такие дисциплины, как геронтология и

гериатрия, не случайно все чаще, хотя и осторожно, воз-

растная психология приобщается к этой проблематике.

В социальной психологии проблема присутствует как

проблема послетрудовой стадии социализации личнос-

ти. Основные позиции в дискуссии полярно противопо-

ложны: одна из них полагает, что само понятие социа-

лизации личности бессмысленно в применении к тому

периоду жизни человека, когда все его социальные

функции свертываются. С этой точки зрения, относитель-

но указанного периода вообще нельзя говорить в тер-

минах <усвоения социального опыта> или даже в терми-

нах его воспроизводства. Точно так же непреодолимые

затруднения возникают при попытках интерпретации

послетрудового периода в жизни человека, как периода

развития личности. Крайним выражением этой точки

346

зрения является идея <десоциализации>, которая насту-

пает вслед за завершением процесса социализации.

Другая позиция, напротив, активно настаивает на со-

вершенно новом подходе к пониманию психологической

сущности пожилого возраста. В защиту этой позиции

работают уже достаточно многочисленные эксперимен-

тальные исследования сохраняющейся социальной ак-

тивности лиц пожилого возраста. С точки зрения той

схемы, которая описывает процесс социализации в со-

циальной психологии, покилои_во.зраст рассматривает-

-кяк_возраст, вносящий существенный вклада воспро-

идодство социального опыта. Ставится вопрос лишь

об изменении типа активности личности в этот период.

Хотя вопрос не получил однозначного разрешения, в

практике отыскиваются различные формы использова-

ния активности лиц пожилого возраста. Это также го-

ворит в пользу того, что проблема имеет по крайней ме-


ре право на обсуждение. Выдвинутая в последние годы

в педагогике идея непрерывного образования, вклю-

чающая в себя образование взрослых, косвенным обра-

зом также смыкается с дискуссией о том, целесообразно

или нет включение послетрудовой стадии в периодиза-

цию процесса социализации.

Для социальной психологии выделение стадий с точ-

ки зрения отношения к трудовой деятельности имеет

большой смысл. Для становления личности небезраз-

лично, через какие социальные группы она входит в со-

циальную среду-как с точки зрения содержания их

деятельности, так и с точки зрения уровня их развития.

Как мы видели, высший уровень развития группы-кол-

лектив - по-новому задает содержание тех процессов,

которые в совокупности составляют жизнедеятельность

группы. Остается невыясненным вопрос, имеет ли су-

щественное значение для типа социализации, для ее ре-

зультата тот факт, что личность преимущественно была

включена в группы высокого уровня развития или нет.

Если обратиться к такой проблеме, как конфликт, то

имеет ли значение для личности тип конфликтов, с кото-

рыми она сталкивалась. Какое воздействие на личность

может оказать, например, ее функционирование в незре-

лых группах, с высоким уровнем сугубо межличностных

конфликтов? Какие формы ее социальной активности

стимулируются длительным пребыванием в группах с

сильно выраженным деятельностным Опосредованием

межличностных отношений, с богатым опытом построе-

ния кооперативного типа взаимодействия в условиях

совместной деятельности и, наоборот, с низкими показа-

телями по этим параметрам?

Пока этот комплекс проблем не имеет эксперимен-

тальных исследований, как, впрочем, и теоретической

разработки. Введение идей коллектива в социальную

психологию не коснулось еще такой традиционной об-

ласти, как проблема социализации. Тем более перспек-

тивными являются исследования в этой области при ус-

ловии включения в них тех новых теоретических и экспе-

риментальных поворотов, которые возникли в связи с

разработкой проблемы коллектива.

Эта. связь особенно ярко обнаруживается при рас-

смотрении следующего раздела проблемы социализа-

ции - институтов социализации.

На всех стадиях социализации лич-

"""У"" ности общество оказывает на нее

социализации и <,