ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.08.2024
Просмотров: 800
Скачиваний: 0
лиза социализация рассматривается как процесс, совпа-
дающий хронологически с периодом раннего детства.
Ортодоксальная психоаналитическая традиция в со-
циальной психологии до сих пор полагает целесообраз-
ным экспериментально исследовать социализацию толь-
ко на этом этапе. С другой стороны, уже довольно дав-
но в не столь ортодоксальных психоаналитических рабо-
тах временные рамки процесса социализации несколько
расширяются: появились выполненные в том же теоре-
тическом ключе экспериментальные работы, исследую-
щие социализацию в период отрочества и даже юности.
Другие, не ориентированные на фрейдизм, школы со-
циальной психологии на Западе делают сегодня особый
акцент на изучение социализации именно в период
юности. Таким образом, <распространение> социализа-
ции на периоды детства, отрочества и юности можно
считать общепринятым.
Однако относительно дальнейших этапов идет ожив-
ленная дискуссия. Она касается принципиального во-
проса о том, происходит ли в зрелом возрасте то самое
усвоение социального опыта, которое составляет значи-
тельную часть содержания социализации. В советской
социальной психологии сформулирована достаточно оп-
ределенная позиция по этому вопросу, хотя и нельзя
сказать, что она разделяется всеми исследователями.
Она опирается как на общий принцип деятельности, так
и на реализацию его в социально-психологическом зна-
нии. Поскольку само понятие социализации предусмат-
ривает интерпретацию усвоения социального опыта
прежде всего в ходе трудовой деятельности, постольку
Кон И. С. Социология личности. М., 1967, с. 78.
См.: А и д реенков а Н. В. Проблема социализации лич-
ности.-В кн.: Социальные исследования, вып. 3. М., 1970.
основание для классификации стадий процесса социа-
лизации отыскивается в их отношении к трудовой дея
тельности. Если принять этот принцип, то можно выде-
лить три основные стадии: дотрудовая, трудовая и пос-
летрудовая.
Дотрудовая стадия социализации охватывдрт весь
ПРЖИНИ чвкй до нячля руД"""Й ЛЯТ"-
ттт7~1Т"своюочередь, эта стадия разделяется на два бо-
"лили менее самостоятельных периода: а) ранняя, г.о-
иалиация охватывающая время от рождения ребенка
до поступления его в школу, т. е. тот период, который
в возрастной психологии именуется периодом детства,
б) стадия обуалия, включающая весь период юности_ в
широком понимании этого термина. К этому этапу от-
носится, безусловно, все время обучения в школе. Что
же касается периода обучения в вузе или техникуме, по
этому поводу существуют разные точки зрения. Если в
качестве критерия для выделения стадий принято от-
ношение к трудовой деятельности, вуз, техникум и про-
чие формы образования не могут быть отнесены к сле-
дующей стадии. С другой стороны, специфика обучения
в учебных заведениях подобного рода довольно значи-
тельна по сравнению со средней школой, в частности, в
свете все более последовательного проведения принципа
соединения обучения с трудом, и поэтому эти периоды
в жизни человека трудно рассмотреть по той же самой
схеме, что и время обучения в школе. Так или иначе,
в литературе вопрос получает двоякое освещение, хотя
при любом решении сама проблема является весьма
трудной как в теоретическом, так и в практическом пла-
не: студенчество-одна из важных социальных групп
-вашего общества, и проблемы социализации этой груп-
пы крайне актуальны.
Трудовая сгадия_ социализации охватывает_пе)дод_
зелоги__человека. хотя демографически границы <зре-
лого> возраста условны; фиксация такой стадии не пред-
ставляет затруднений - это весь период трудовой дея-
тельности человека. В полемике с теми учеными, кото-
рые полагают, что социализация заканчивается вместе
с завершением образования, вместе с окончанием юное-
Г и л и н с к и и Я. И. Стадии социализации индивида.- <Че-
ловек и общество>, вып. 9. Л., 1971.
ти, советские исследователи выдвигают идею продолже-
ния социализации личности в период трудовой деятель-
ности. Более того, акцент на второй стороне процесса
социализации, а именно на том, что в ее ходе личность
не только усваивает социальный опыт, но и воспроиз-
водит его, придает особое значение этому периоду.
Предложенная в свое время в системе психоанализа
граница процесса социализации служит, по-видимому,
известным препятствием для пересмотра рамок этого
процесса и в других системах психологии. В теоретичес-
ком плане признание трудовой стадии социализации ло-
гически следует из признания ведущего значения трудо-
вой деятельности для развития личности. Трудно со-
гласиться с тем, что труд, как условие развертывания
сущностных сил человека прекращает процесс усвоения
социального опыта; еще труднее принять тезис о том,
что на стадии трудовой деятельности прекращается
воспроизводство социального опыта. Если подойти к
проблеме с точки зрения становления личности, то и
этот поворот не прибавит аргументов в пользу ограни-
чения хронологических рубежей социализации периодом
юности. Конечно, юность - важнейшая веха в станов-
лении личности, но труд в зрелом возрасте не может
быть сброшен со счета при выявлении факторов ста-
новления личности. Таким образом, в теоретическом
плане не могут быть найдены основания для <исключе-
ния> периода трудовой деятельности из сферы социали-
зации личности.
Другой вопрос заключается в том, что традиция
теоретического исследования социализации в этот пе-
риод практически отсутствует, так же как и эксперимен-
тальные подходы. Но с такой ситуацией социальная пси-
хология сталкивается не впервые, коль скоро она пере-
страивает всю систему своего знания на новых методо-
логических принципах. Практическую же сторону об-
суждаемого вопроса трудно переоценить: если изучение
процесса социализации личности призвано внести свой
вклад в проблемы коммунистического воспитания, то
включение трудовой стадии развития личности в <ор-
биту> проблем социализации приобретает особое значе-
ние. При таком решении вопроса возникают новые воз-
можности для построения междисциплинарных исследо-
ваний. например, в сотрудничестве с педагогикой, с тем
ее разделом, который занимается проблемами трудового
воспитания.
Дослетрудовая стадия социализации представляет
собой еще более спорный вопрос. Если относительно тру-
довой стадии полемика советских социальных психоло-
гов преимущественно обращена вовне, то относительно
послетрудовой стадии социализации нет единства и
внутри советской социальной психологии. Определен-
ным оправданием, конечно, может явиться то обстоя-
тельство, что проблема эта еще более нова, чем пробле-
ма социализации на трудовой стадии. Постановка этой
проблемы вызвана теми объективными требованиями
общества к социальной психологии, которые порождены
самим ходом общественного развития. Проблемы пожи-
лого возраста становятся актуальными для ряда наук в
современных обществах. Особенное значение эти проб-
лемы имеют для социалистического общества. Увеличе-
ние продолжительности жизни, с одной стороны, опре-
деленная социальная политика государства, с другой
стороны (имеется в виду система пенсионного обеспе-
чения), приводят к тому, что в структуре народонаселе-
ния пожилой возраст начинает занимать значительное
место. Прежде всего увеличивается его удельный вес. Но
это не самая главная проблема.Значительно более со-
хранным становится трудовой потенциал тех лиц, ко-
торые составляют такую социальную группу, как пен-
-sgepbi Не случайно, сейчас переживают период бур-
ного развития такие дисциплины, как геронтология и
гериатрия, не случайно все чаще, хотя и осторожно, воз-
растная психология приобщается к этой проблематике.
В социальной психологии проблема присутствует как
проблема послетрудовой стадии социализации личнос-
ти. Основные позиции в дискуссии полярно противопо-
ложны: одна из них полагает, что само понятие социа-
лизации личности бессмысленно в применении к тому
периоду жизни человека, когда все его социальные
функции свертываются. С этой точки зрения, относитель-
но указанного периода вообще нельзя говорить в тер-
минах <усвоения социального опыта> или даже в терми-
нах его воспроизводства. Точно так же непреодолимые
затруднения возникают при попытках интерпретации
послетрудового периода в жизни человека, как периода
развития личности. Крайним выражением этой точки
346
зрения является идея <десоциализации>, которая насту-
пает вслед за завершением процесса социализации.
Другая позиция, напротив, активно настаивает на со-
вершенно новом подходе к пониманию психологической
сущности пожилого возраста. В защиту этой позиции
работают уже достаточно многочисленные эксперимен-
тальные исследования сохраняющейся социальной ак-
тивности лиц пожилого возраста. С точки зрения той
схемы, которая описывает процесс социализации в со-
циальной психологии, покилои_во.зраст рассматривает-
-кяк_возраст, вносящий существенный вклада воспро-
идодство социального опыта. Ставится вопрос лишь
об изменении типа активности личности в этот период.
Хотя вопрос не получил однозначного разрешения, в
практике отыскиваются различные формы использова-
ния активности лиц пожилого возраста. Это также го-
ворит в пользу того, что проблема имеет по крайней ме-
ре право на обсуждение. Выдвинутая в последние годы
в педагогике идея непрерывного образования, вклю-
чающая в себя образование взрослых, косвенным обра-
зом также смыкается с дискуссией о том, целесообразно
или нет включение послетрудовой стадии в периодиза-
цию процесса социализации.
Для социальной психологии выделение стадий с точ-
ки зрения отношения к трудовой деятельности имеет
большой смысл. Для становления личности небезраз-
лично, через какие социальные группы она входит в со-
циальную среду-как с точки зрения содержания их
деятельности, так и с точки зрения уровня их развития.
Как мы видели, высший уровень развития группы-кол-
лектив - по-новому задает содержание тех процессов,
которые в совокупности составляют жизнедеятельность
группы. Остается невыясненным вопрос, имеет ли су-
щественное значение для типа социализации, для ее ре-
зультата тот факт, что личность преимущественно была
включена в группы высокого уровня развития или нет.
Если обратиться к такой проблеме, как конфликт, то
имеет ли значение для личности тип конфликтов, с кото-
рыми она сталкивалась. Какое воздействие на личность
может оказать, например, ее функционирование в незре-
лых группах, с высоким уровнем сугубо межличностных
конфликтов? Какие формы ее социальной активности
стимулируются длительным пребыванием в группах с
сильно выраженным деятельностным Опосредованием
межличностных отношений, с богатым опытом построе-
ния кооперативного типа взаимодействия в условиях
совместной деятельности и, наоборот, с низкими показа-
телями по этим параметрам?
Пока этот комплекс проблем не имеет эксперимен-
тальных исследований, как, впрочем, и теоретической
разработки. Введение идей коллектива в социальную
психологию не коснулось еще такой традиционной об-
ласти, как проблема социализации. Тем более перспек-
тивными являются исследования в этой области при ус-
ловии включения в них тех новых теоретических и экспе-
риментальных поворотов, которые возникли в связи с
разработкой проблемы коллектива.
Эта. связь особенно ярко обнаруживается при рас-
смотрении следующего раздела проблемы социализа-
ции - институтов социализации.
На всех стадиях социализации лич-
"""У"" ности общество оказывает на нее
социализации и <,