Файл: Андреева Социальная психология.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.08.2024

Просмотров: 818

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

воздействие. Это воздействие осу-

ществляется или непосредственно, или через группу, но

сам набор средств, при помощи которых воздействие

оказий.: "тся, можно свести вслед за Ж- Пиаже к сле-

дующему: о нормы, ценности и знаки. Можно оспари-

вать правомочность этого ряда, поскольку знаки не

представляются здесь рядоположенными, ибо и нормы

и ценности могут быть сообщены, а значит, и усвоены

лишь при помощи знаков, или знаковых систем. Поэто-

му, скорее, можно сказать, что общество и группа пере-

дают становящейся личности некоторую систему норм

и ценностей посредством знаков. Те конкретные груп-

пы, в которых личность приобщается к системам норм

и ценностей и которые выступают своеобразными транс-

ляторами социального опыта, получили название

институтов социализации. Термин <институт> использу-

ется здесь не в смысле обозначения специальной орга-

низации, а в более широком социологическом смысле-

как лпкивширя R УДР ряявитця общества естествен-

ные формы отношений между людьми. "

-На дотрудовой стадии социализации такими инсти-

тутами выступают: в период раннего детства -м

и играющие все большую роль в современных, особенно

социалистических, обществах дошкольные детские уч-

реждения. Семья рассматривалась традиционно как важ-

нейший институт социализации, в системе психоанали-

тических теорий, где раннее детство признавалось един-

ственной стадией социализации. Семья также исследо-

валась здесь в качестве единственного института социа-

лизации. Что касается дошкольных детских учрежде-

ний, то они до сих пор не получили прав гражданства

в социальной психологии. <Оправданием> этому служит

утверждение о том, что социальная психология имеет

дело с группами, где функционирует развитая личность,

и поэтому вся область групп, связанных именно со ста-

новлением личности, просто выпадает из анализа. Пра-

вомерность такого решения вопроса является предме-

том дискуссий, но надо отметить, что предложения либо

о включении в социальную психологию раздела возраст-

ной социальной психологии, либо о создании такой са-

мостоятельной области исследований можно встретить

все чаще. Я. Л. Коломинский, например, употребляет

понятие <возрастная социальная психология> и активно

отстаивает право на существование такой области пси-

хологической науки Так или иначе, но до сих пор дет-


ские дошкольные учреждения оказываются объектом

исследования лишь возрастной психологии, в то время

как специфические социально-психологические аспекты

при этом не получают полного освещения. Практичес-

кая же необходимость в социально-психологическом

анализе тех систем отношений, которые складываются

в дошкольных учреждениях, абсолютно очевидна.

К сожалению, нет таких лонгитюдинальных исследова-

ний, которые показали бы зависимость формирования

личности от того, какой тип социальных институтов был

вклюнен в процесс социализации в раннем детстве.

Во втором периоде ранней стадии социализации ос-

новным институтом является _WWM. Наряду с возраст-

ной и педагогической психологией, социальная психоло-

гия имеет, естественно, большой интерес к этому объек-

ту исследования. Но в то время, как в двух названных

смежных областях, не говоря уж о педагогике, исследо-

вания, связанные со школой, давно дифференцирован-

ны, т. е. отдельно есть работы по младшим школьникам,

по подросткам, по старшеклассникам, в социальной пси-

" К о ло м и н с к и и Я. Л. Исследование межличиостных отно-

шений в коллективе школьников. Минск, 1972.

хологии подобной дифференциации нет. Поэтому в луч-

шем случае в исследованиях присутствует <случайная

выборка> возрастов. Вместе с тем для социального пси-

холога был бы особенно важен акцент именно на стар-

шие возрасты, на тот период жизни школьника, который

связан с юностью. С точки зрения социализации, это

чрезвычайно важный период в становлении личности.

И. С. Кон назвал этот период периодом <ролевого мо-

ратория> личности, потому что он связан с постоянным

осуществлением выбора - в самом широком смысле это-

го слова: профессии, партнера по браку, системы цен-

ностей и т. дЛ Если в теоретическом плане активность

личности может быть определена самым различным об-

разом, то в экспериментальном исследовании она изу-

чается весьма часто через анализ способов принятия ре-

шение Юность, с этой точки зрения, хорошая естествен-

ная латория для социального психолога: это период

наиболее интенсивного принятия жизненно важных ре-

шений. При этом для социальной психологии принци-

пиальное значение имеет исследование того, насколько

такой институт социализации, как школа, обеспечивает,

облегчает или обучает принятию таких решений. Весь


комплекс проблем школы, традиционно изучаемый педа-

гогикой, все чаще сталкивается с дефицитом социально-

психологических знаний. И если вопрос о <социальной

психологии детского сада> пока в состоянии вызвать

улыбку, вопрос о <социальной психологии школы> ка-

жется вполне назревшим.

В зависимости от того, будем ли мы включать во вто-

рую стадию социализации период обучения в вузе, дол-

жен решаться вопрос и о таком социальном институте,

как вуз. Пока исследований высших учебных заведений

в таком контексте нет, хотя сама проблематика студен-

чества занимает все более значительное место в систе-

ме различных общественных наук.

Что касается институтов социа.лизации на трудовой

стадии, то важнейшим из них является тцдоаой. кпл-

лектив. В социальной психологии огромное большинст-

вОйГедований выполнено именно на материале тру-

довых коллективов, хотя надо признать, что выявление

их роли именно как институтов социализации еще не-

Кон И. С. Социология личности, с. 166.

достаточно. Конечно, можно интерпретировать любое

исследование трудового коллектива в этом плане: в

определенном смысле, действительно всякий анализ, на-

пример, стиля лидерства или группового принятия реше-

ний характеризует какие-то стороны трудового коллек-

тива, как института социализации. Однако не все ас-

пекты проблемы при этом освещаются. Забегая вперед,

можно сказать, к примеру, о таком прикладном значе-

нии этой проблемы, как причины отрыва личности от

трудового коллектива, <уход> ее в группы антисоциаль-

ного характера, когда на смену институту социализации

приходит своеобразный институт <десоциализации> в

виде преступной группы, группы пьяниц и т. д. Теорети-

ческая постановка вопроса социальной психологией от-

носительно референтной группы наполняется новым со-

держанием, если ее рассмотреть в контексте институтов

социализации, их силы и слабости, их возможности вы-

полнить роль передачи социально позитивного опыта.

Таким же спорным, как сам вопрос о существовании

послетрудовой стадии социализации, является вопрос о

ее институтах. Можно, конечно, назвать на основе жи-

тейских наблюдений в качестве таких институтов раз-

личные общественные организации, членами котбрйх~

по преимуществу являются пенсионеры, но это не есть


разработка проблемы. Если для пожилых возрастов за-

кономерно признание понятия социализации, то пред-

стоит исследовать вопрос и об институтах этой стадии.

Естественно, что каждый из названных здесь инсти-

тутов социализации обладает целым рядом других

функций, его деятельность не может быть сведена толь-

ко к функции передачи социального опыта. Рассмотре-

ние названных учреждений в контексте социализации

означает лишь своеобразное <извлечение> из всей сово-

купности выполняемых ими общественных задач.

При исследовании процесса социализации в со-

циальной психологии иногда говорят еще и о таком про-

дукте этого процесса, как <эффекты социализации>.

Под психологическими эффектами социализации по-

нимаются психологические явления, свидетельствующие

о мере и глубине социализации. Перечень этих эффектов

достаточно многообразен. Б. Г. Ананьев называл в ка-

Ананьев Б. Г. О психологических эффектах социализа-

ции.-В кн.: Человек и общество, вып. IX. Л., 1971.

351

честве эффектов социализации образование социальных

установок, сложных явлений мотивации деятельности,

формирование определенных черт характера, в том чис-

ле социально-типичных и национально-типичных. Хотя

характеристика каждого такого перечня вновь упирает-

ся в понимание личности, ее признаков, существенных

черт, в самой постановке проблемы выделен очень важ-

ный для социальной психологии аспект, а именно -

включенность в процесс социализации не только микро-

среды формирования личности, но и больших социаль-

ных групп, в которых протекает жизнедеятельность лич-

ности.

При анализе больших групп был выяснен тот факт,

что психология такой группы фиксирует социально-ти-

пическое и что оно в разной степени представлено в пси-

хологии отдельных личностей, составляющих группу. Ме-

ра представленности в индивидуальной психологии со-

циально-типического должна быть объяснена. Процесс

социализации позволяет подойти к поискам такого объ-

яснения. Для личности небезразлично, в условиях какой

большой группы осуществляется процесс социализации.

Сам институт социализации, осуществляя свое воздей-

ствие на личность, как бы сталкивается с системой воз-

действий, которая задается большой социальной груп-

пой, в частности через традиции, обычаи, привычки, об-


раз жизни. От того, какой будет та равнодействующая,

которая сложится из систем таких воздействий, зависит

конкретный результат социализации. Таким образом

проблема социализации при дальнейшем развитии ис-

следований должна предстать как своеобразное свя-

зующее звено в изучении соотносительной роли малых

и больших групп в развитии личности.