ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.08.2024
Просмотров: 843
Скачиваний: 0
Глава 16
СОЦИАЛЬНАЯ УСТАНОВКА
При исследовании личности в со-
циальной психологии важнейшее
Проблема установки
и традиции ее
НУЧРНИЯ R COBfiT ________ ________
ской психологии место занимает проблема социаль-
ной установки. Если процесс со-
циализации личности объясняет, каким образом лич-
ность усваивает социальный опыт и вместе с тем актив-
но воспроизводит его, то формирование социальных
установок личности отвечает на вопрос: как усвоенный
социальный опыт преломлен личностью и конкретно
проявляет себя в действиях и поступках личности?
Только при условии изучения этого механизма можно
решить вопрос о том, чем же конкретно регулируется
поведение и деятельность человека. Для того чтобы по-
нять, что предшествует развертыванию реального дей-
ствия, необходимо прежде всего проанализировать по-
требности и мотивы, побуждающие личность к деятель-
ности. В общей теории личности и рассматривается как
раз соотношение потребностей и мотивов для уяснения
внутреннего механизма, побуждающего действие. Од-
нако при этом, как справедливо отмечает польский ис-
следователь К. Обуховский, остается еще не ясным, чем
определен сам выбор мотива. Этот вопрос имеет две
стороны: почему люди в определенных ситуациях посту- \
пают тем или иным образом? и чем они руководствуют-
ся, когда выбирают именно данный мотив? Понятие, ко-
торое в определенной степени объясняет выбор мотива,
есть понятие социальной установки Оно широко ис-
пользуется в житейской практике при составлении
<прогнозов> поведения личности: <Н., очевидно, не пой-
дет на этот концерт, поскольку у него предубеждение
против эстрадной музыки>; <вряд ли мне понравится К.:
я вообще не люблю математиков> и т. д. На этом жи-
тейском уровне понятие социальной установки употреб-
ляется в значении, близком к понятию <отношение>. Од-
нако в психологии термин <установка> имеет свое соб-
ственное значение, свою собственную традицию иссле-
дования, и необходимо соотнести понятие <срциальная
установка> с. этой традицией.
Как известно, проблема установки была специаль-
ным предметом исследования в школе Д. Н. Узнадзе.
Внешнее созвучие терминов <установка> и <социальная
установка>, приводит к тому, что иногда содержание
этих понятий рассматривается как идентичное. Тем
более, что набор определений, раскрывающих содержа-
ние этих двух понятий, действительно схож: <склон-
ность>, <направленность>, <готовность> и т. д. Вместе
человека. (Пер.
Обуховский К. Психология
польского). М" 1972, с. 47.
12 - - Андреева
влечений
с тем необходимо точно развести сферу действия уста-
новок, как их понимал Д. Н. Узнадзе, и сферу действия
<социальных установок>. Уместно напомнить определе-
ние установки, данное Д. Н. Узнадзе: ан.пнка-.яв-
ляетцлос тны?,1 ин а мическим_со(гоя нием субъекта,
состоянием готовности к определенной акт1[1нос1исо-
cтoяниeF,"кoтooёo]5ё"JГOЗfЙTaeтcя двумя ""факторами:
1Готр1Йшью11ссеТ?вующейобъектаТ1ой
ситуацией>. Настроенность на поведения для удовлет-
ворения данной потребности и в данной ситуации мо-
жет закрепляться в случае повторения ситуации, тогда
возникает фиксированная установка в отличие от си-
туативной. На первый взгляд, как будто бы речь идет
именно о том, чтобы объяснить направление действий
личности в определенных условиях. Однако при более
подробном рассмотрении проблемы выясняется, что та-
кая постановка вопроса сама по себе не может быть
применима в социальной психологии. Предложенное
понимание установки не связано с анализом социаль-
ных факторов, детерминирующих поведение личности, с
усвоением индивидом социального опыта, со сложной
иерархией детерминант, определяющих саму природу
социальной ситуации, в которой личность действует.
Установка в контексте концепции Д. Н. Узнадзе более
всего касается вопроса о реализации простейших физио-
логических потребностей человека. По справедливому
замечанию Ф. Н. Бассина, понимание Д. Н. Узнадзе
установки как бессознательного исключает применение
этого понятия к изучению наиболее сложных, высших
форм человеческой деятельности. Это ни в коей мере не
принижает значения разработки проблемы на этом об-
щепсихологическом уровне, так же, как и возможности
развития этих идей в направлении к применению их в
социальной психологии. Такие попытки и делаются в
настоящее время Однако нас интересует сейчас раз-
личие в самих основаниях подхода к проблеме в шко-
ле Д. Н. Узнадзе и в ряде других концепций, связан-
ных с разработкой аналогичной проблемы.
Узнадзе Д. Н. Экспериментальные основы психологии ус-
тановки. Тбилиси, 1901.
Н адирашвил и Ш. А. Понятие установки в общей и со-
циальной психологии. Тбилиси, 1974,
Сама идеявыявления осбых"состаядиищчности,
предшествующих ее"реальному "поведению, присутствует
я1oгoчйcлSняыxиCcлeдoвaтeлeй~~TJpeждe всего, этот
кугЧзопросовГобсуждается В.Н. Мясищевым в его кон-
цепции отношений человека. Отношение, понимаемое
здесь <как система временных зязей человека как лич-
ности-субъекта со всей действительностью или с ее от-
дельными сторонами>, объясняет как раз направлД
ность будущего поведения личности Отношение и есть
своеобразная предиспозиция, ледрасположенность _к_
каким-то ооъектам, которая позволяет ожидать_раскры-
Тия себя в реалЕНЕЛГкгах действии. Отличие от уста-
НОВКИ /lfif птпитр TQtД,ЧfQ ррРЛпп.пягЯЮТЯ раЗЛИЧ-
ыев~гом числе и социальные объекты, на КОТОР ые
это отношение распространяется, и самые разнооб-
разные, в том числ(Г7Глижные~с-соцйально-психологи-
дско1гочк1Гзрения ситуации, фера действий личности
на основе отношении практически безгранична.
В специфической теоретической схеме эти процессы
анализируются и в работах Л. И. Божович При иссле-
довании формирования личности в детском возрасте
здесь было установлено, что направленность склады-
вается как внутренняя позиция личности по отношению
к социальному окружению, к отдельным объектам со-
циальной среды. Хотя эти позиции могут быть раз-
личными по отношению к многообразию окружающих
человека ситуаций и объектов, в них возможно зафикси-
ровать некоторую общую тенденцию, которая домини-
рует, что и представляет возможность определенным
образом прогнозировать поведение в неизвестных-ранее
ситуациях по отношению к неизвестным ранее объек-
там. Напргвленностьличности сама по себе может
быть рассмотрена также в качестве особой предиспози-
ции - 11ред1)асположенностличности действовать опре-
деленным образомохватывающей всю сферу её жйне-
деятельности,_вплоть до самых сложных_ощгалъных
ТЯТБктов" и ситуации. Таская интерпретация направлен-
ности личности позволяет рассмотреть это понятие, как_
Ъдншюрндковое с понятием социальной установки-~"
Мясищев В. Н. Личность и неврозы. Л" 1960, с. 150.
Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском
возрасте. М" 1969.
Связь с этим понятием может быть установлена и со
стороны идеи А. Н. Леонтьева о личностном смысле.
Когда в теории личности подчеркивается личностная зна-
чимость объективных значений внешних обстоятельств
деятельности, то этим самым ставится вопрос так-
же о направлении ожидаемого поведения (или деятель-
ности личности) в соответствии с тем личностным смыс-
лом, который приобретает для данного человека пред-
мет его деятельности. Не вдаваясь сейчас в подробное
обсуждение вопроса о месте проблемы установки в тео-
рии деятельности, скажем лишь, что в настоящее время
предпринята попытка интерпретировать социальную
установку в этом контексте, как личностный смысл, <по-
рождаемый отношением мотива к цели> Такая поста-
новка проблемы не выводит понятие социальной уста-
новки из русла общей психологии, как, впрочем, и поня-
тия <отношение> и <направленность личности>. Напро-
тив, все рассмотренные здесь идеи утверждают право
на существование понятия <социальная установка> в
общей психологии, где оно теперь соседствует с поня-
тием <установка> в том его значении, в котором оно
разрабатывалось в школе Д. Н. Узнадзе.
Поэтому дальнейшее выяснение специфики социаль-
ной установки в системе социально-психологического
знания можно осуществить, лишь рассмотрев совсем
другую традицию, а именно традицию становления это-
го понятия не в системе общей психологии, а в системе
социальной психологии.
Наряду с разработкой проблемы
установки в отечественной общей
психологии, складывалась совер-
шение иная традиция изучения со-
циальных установок к западной со-
циальной психологии. Отличие этой
линии исследований заключается не только в том, что
они опираются на ины теоретические и методологичес-
кие принципы, но и в том, что с самого начала вопрос
был здесь обращен лицом к социальной психологии,
Становление проб-
лемы социальной
установки в запад-
ной социальной
психологии
в См.: А смолов А. Г., Ковальчук М. А. О соотношении
понятия установки в общей и социальной психологии.-В кн.: Тео-
ретические и методологические проблемы социальной психологиии.
М" 1977,
т. е. категориальный строй исследований, расставленные
в них акценты были ориентированы на проблемы со-
циально-психологического знания./ В западной социаль-
ной психологии для обозначения сбциальных установок
йсгголБзуетсятерМйН"<аттйтюд>;"которБ1г литературе
на русском языке либо Переводится как <социальная
устяндд либ употребляется как калька с англий-
ского (без перевода) <аттитюд>. Эту оговорку необхо-
димо сделать потому, чТО ЛЖ термина <установка> (в
том смысле, который ему придавался в школе Д. Н. Уз-
надзе, существует другое обозначение в английском
языке <set>). Очень важно сразу же отметить, что ис-
следования аттитюдов на Западе есть совершенно само-
стоятельная линия исследований, идущих не в русле
развития идей установки (<set>), а в совершенно ином
русле. Эти исследования аттитюдов превратились в са-
мостоятельную область социальной психологии, которая
является одной из самых разработанных областей в за-
падной социальной психологии.
П. Н. Шихирёв, анализируя историю исследований
аттитюдов в западной социальной психологии делит ее
на три периода: 1) от введения этого термина в 1918 г.
до второй мировой войны (характерная черта этого пе-
риода - бурный рост популярности проблемы и числа
исследований по ней); 2) 40-50-е годы (характерная
черта - упадок исследований по данной проблематике
в связи с рядом обнаружившихся затруднений и ту-
пиковых позиций); 3) с конца 50-х годов до настояще-
го времени (характерная черта - возрождение интере-
са к проблеме, возникновение ряда новых идей, но
вместе с тем признание кризисного состояния исследо-
ваний). Рассмотрим некоторые детали этой общей кар-
тины.
В 1918 г. американские исследователи У. Томас и
Ф. Знанецкий, изучая адаптацию польских крестьян,
эмигрировавших из Европы в Америку, пришли к уста-
новлению двух зависимостей, без которых нельзя было
описать этот процесс адаптации: зависимость индивида
от социальной организации и зависимость социальной
организации от индивида. Эти зависимости были лишь
" Ш ихире в П. Н. Исследования социальной установки в
США.- <Вопросы философии>, 1973, № 2.
модификацией старой постановки проблемы о взаимо-
действии личности и общества. Т\жас и Знанецкий пред-
ложилиарактеризовать две стороны описанного отно-
иШГйя i и помощи понятий <социальная ценность> (для
ргагйТистикйсоциальной организации) и <социальная
устаноа--аттитюд> (для характеристики индиви-
да). Тьким образом, впервые в социально-психологичес-
кую литературу было введено понятие аттитюд, которое