ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.08.2024

Просмотров: 535

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

конце VIII - начале IX века, за его основу, как принято считать, были взяты

молитвенные позы и движения самого Мухаммеда. Кораном предписывается

обязательный ежедневный цикл из пяти молитв; перед молитвой верующий обязан

очиститься - омыть ноги, руки, лицо, и сделать это он должен сам, не прибегая к

чужой помощи. В соответствующих (в частности, походных) условиях допускается

молиться без омовения, без соблюдения предписанных поз и временной сетки. Во

время молитвы нельзя разговаривать, смеяться, плакать, отвлекаться каким-либо иным

образом, следует снимать украшения, дорогие одежды. Нельзя молиться в опьянении

или дурмане. Кроме пяти молитв допускаются и рекомендуются дополнительные

добровольные молитвы. Молитву можно осуществлять индивидуально или

коллективно, в любом месте. Полуденную молитву в пятницу рекомендуется проводить

в мечети. Никакого инстуционального контроля за осуществлением молитвы нет, это

- дело совести каждого человека. Ежедневная многократная молитва - поступок,

дисциплинирующий верующего, поддерживающий его религиозное сознание в

состоянии бодрствования. Она задает жизни мусульманина внешний ритм и, что еще

важнее, внутреннюю духовную размеренность. Она является признаком, по которому

верующий может судить, действительно ли он верит в бога или нет. Этот признак

необходим, но еще недостаточен.

Обязательный пост. Он устанавливается на один месяц (девятый по счету месяц

мусульманского года - рамадан, в который Мухаммеду было ниспослано первое

откровение). Решение об этом было принято Мухаммедом в 624 году. Пост не был

изобретением мусульман, он продолжил доисламскую практику благочестивого уеди-

нения, которое также сопровождалось воздержанием. Выражается мусульманский пост

в полном воздержании в светлое время суток (когда можно отличить белую нитку от

черной) от пищи, воды, табака, половых отношений, всего, что способно отвлечь от

благочестивых мыслей. С наступлением темноты эти запреты снимаются. Завершение

поста является для мусульман большим событием, сопровождаемым роскошным

пиршеством. Пост является основным поступком, призванным пока-

150

зать, что человек умерен, воздержан, что он правильно понимает соотношение

материальных и душевных благ. Пост - время тщательного выполнения всех других

обязанностей, кротости и милосердия.

Обязательная милостыня. Она именуется "закат" (буквально "очищение", по другой


версии происходит от древнееврейского слова "закут" и означает "добродетель"). Закат

представляет собой регулярный, обязательный, строго нормированный и

пропорциональный доходу взнос, который вносит в общину каждый взрослый

дееспособный мусульманин, если он обладает достаточным для этого доходом. Он

предназначен для поддержания бедных, нищих, путников, людей, попавших в беду:

"Милостыни - только для бедных, нищих, работающих над этим, - тем, у кого

сердца привлечены, на выкуп рабов, должникам, на пути Аллаха, путникам, - по

постановлению Аллаха. Аллах - знающий, мудрый!" (9:60). Закат не исключает

других, добровольных или закрепленных обычаем, пожертвований в пользу

нуждающихся и даже не нуждающихся. Щедрость в пожертвованиях - важная черта

мусульманина. Важно, однако, подчеркнуть, что благотворительность в форме заката

является не добровольным, а обязательным актом со стороны мусульманина. Это

поступок, который удостоверяет правильное, выдержанное в духе истинной веры

отношение человека к другим людям.

Таковы три основных устоя, материализующих истинную веру. Говоря словами В. С.

Соловьева, "главное дело веры относительно бога есть молитва, относительно

ближнего - милостыня, относительно собственной своей природы - воздержание,

или пост... Из этих трех основных религиозно-нравственных заповедей важнее всех для

человека средняя: милосердное отношение к ближним. Возношение души к

невидимому богу трудно для людей материальных; так же тяжело им сопротивляться

влечениям низшей природы и соблюдать воздержание; но быть милосердным

одинаково способно всякое нравственное существо; быть добрым или злым зависит от

внутренней сущности самого человека. Поэтому читаем в Коране: "Знаешь ли, что есть

вершина (добродетели)? Выкупить пленного, накормить в дни голода сироту ближнего

и нищего безвестного" (сура ХС, 12-15)"1.

1 Соловьев В. С. Магомет. Его жизнь и религиозное учение. С. 42.

151

Но есть еще один устой мусульманской веры - паломничество (хадж). Речь идет о

паломничестве к основному святилищу мусульман - Каабе в Мекке, соверша-

емому в определенное время и по строгому обряду, который был установлен

Мухаммедом во время его прощального хаджа в 632 году. Кааба была, по преда-

нию, построена Авраамом, считается его домом. Паломничество туда (хотя бы раз в

жизни) является обязанностью мусульман - тех, кто в состоянии совершить этот


путь (см. 3:91). Мусульманин может поручить совершение хаджа другому - как

правило, тому, кто уже однажды совершил его.

После того как мусульманство распространилось по всему миру, многие верующие

уже практически не могут совершать хадж, и он потерял обязательный характер.

Тем не менее хадж остается важным и действенным элементом мусульманской

веры. Он оказывает определенное дисциплинирующее воздействие и на тех мусуль-

ман, которые не принимают непосредственного участия в паломничествах. Каждый

из устоев мусульманской веры наряду со своими специфическими функциями спо-

собствует также поддержанию других устоев. В особенности это относится к

хаджу, который вбирает в себя всю совокупность основных обязанностей

мусульманина. Он концентрирует мысль и душевную энергию мусульманина на

авраамовых истоках религии, па единобожии как ее истинной сущности, на

пророческой роли Мухаммеда.

Своеобразие этики Корана

Человека, который захотел бы познакомиться с этикой Корана в компактном

изложении, ждет разочарование. Мухаммед не оставил ни своего Декалога, ни

своей Нагорной проповеди. Он не создал моральной доктрины. Этика как бы

растворилась в его мировоззрении: в теоретической части она совпадает с верой, в

нормативной - с правом. Однако отсутствие этики в привычно европейском

смысле данного понятия (как особой сферы знания и культуры) не означает

отсутствия в Коране этики вообще.

Все те нормы, которые входят в Декалог и Нагорную проповедь и составляют

содержание того, что именуется

152

естественной нравственностью, представлены также и в Коране. Коран в этом

смысле продолжает традиции иудаизма и христианства. Рассмотрим для примера

отношение к насилию.

Коран признает справедливость норм равного воздаяния, прямо ссылаясь на

Моисеев закон. В данном случае Мухаммед не столько предписывает возмездие за

убийство, сколько принимает его как правовую реальность. Не Мухаммед вводит

талион, он существовал раньше. Мухаммед санкционирует талион, но не потому,

что в нем речь идет о насилии, а потому, что он сужает насилие, вводит в

контролируемые рамки. С его точки зрения, талион оправдан как ограничение

насилия между людьми: "Кто убил душу не за душу или не за порчу на земле, тот

как будто бы убил людей всех. А кто оживил ее, тот как будто бы оживил людей

всех" (5:35). Далее, Мухаммед решительно осуждает практику насилия, выходящую


за рамки закона равного возмездия, в частности, бытовавший среди арабов обычай

убийства детей из-за недостатка еды: "И не убивайте ваших детей из боязни

обеднения: Мы пропитаем их и вас; поистине, убивать их - великий грех!" (17:33).

Духовные усилия Мухаммеда направлены на то, чтобы вырваться за узкий горизонт

законного насилия, очерченный рамками талиона. Он поощряет замену

справедливого возмездия материальным вознаграждением, считая, что такая замена

угодна богу (2:173-174). Но самое главное заключается в том, что новая

человеческая общность, общность в единой и истинной вере, предполагает также

новую нравственную основу, делающую ненужным всякое насилие: "О вы, которые

уверовали!.. Не убивайте самих себя. Поистине, Аллах к вам милосерд!" (4:33).

Мухаммед - не Христос, у него нет заповеди любви к врагам. Тем не менее и он,

как Христос, предлагает такую перспективу, перспективу братства в вере, которая

преодолевает вражду племен и народов.

Коран имеет, разумеется, свой колорит, обусловленный временем и обычаями

народа, среди которого он возник, что отразилось на конкретном материале и фор-

мулировках нравственных норм, но не изменило их общей, в целом

гуманистической, человекоутверждающей, направленности. Когда Мухаммед

наставляет: "Поистине, Аллах приказывает справедливость, благодеяние и дары

близким; и Он удерживает от мерзости, гнусного и преступления, Он увещает вас:

может быть, вы опом-

153

нитесь!" (16:92), то это такие сентенции, которые мы можем встретить у любого

моралиста.

Этическое своеобразие Корана заключается не в том, что там представлены

уникальные нравственные нормы, которых нет в других памятниках культуры

(если такие нормы и есть в Коране, то их очень мало и они имеют второстепенное

значение), а в том, что эти нормы даны в их нерасчлененной слитности с другими

формами регуляции межчеловеческих отношений, религиозным ритуалом,

обычным правом, юридическим законодательством. Нравственность в Коране не

систематизирована в виде определенного кодекса, не сведена к обозримой

совокупности общих принципов, Этическая абстракция в нем как бы застыла на

среднем уровне. Здесь есть единичные предписания (типа запрета на употребление

свинины или вина), есть нормы, регулирующие отношения в определенных сферах

(в браке, в вопросах наследования и т. д.), есть понятия, обобщающие конкретные


нравственные отношения и добродетели (справедливость, милосердие, совесть,

щедрость и др.), но нет понятия и термина, соответствующего понятию этики (или

морали). Если смотреть на это европейскими глазами, можно сделать вывод, что в

Коране отразилась та ранняя стадия общественного развития, когда мораль еще

вплетена в язык практической жизни, не эмансипировалась от действительности, не

возвысилась над ней в качестве ее масштаба и критерия. Такой взгляд исходит из

убеждения, что обособление и эмансипация морали от действительности является

шагом неизбежным и благотворным. Это убеждение, однако, само может быть

поставлено под сомнение. Нельзя считать доказанным, что европейская моральная

традиция обладает той универсальностью, на которую она претендует. Не менее

обоснованным является допущение, согласно которому этика Корана представляет

собой не особую стадию, а особую линию развития морали.

Рассмотрим своеобразие мусульманской этики путем ее сопоставления с

христианско-европейской. Христиан-ско-европейская этика есть этика абстрактных

принципов, основоположений; она не говорит, что и как делать, не предписывает

поступков, а ограничивается указанием пути. Она рефлексивна, в теоретической

области ее усилия сосредоточены на более адекватной формулировке моральных

законов, в практической - на чистоте мотивов. В качестве специфической области

знания этика пре-

154

жде всего и главным образом интересуется вопросом обоснования морали, о том, как

она вообще возможна. В отличие от нее мусульманская этика есть этика конкретных

норм. Она сугубо практична, интересуется не общими основаниями поведения, а его

предметным содержанием. Ее основная проблема - как и что надо делать, не вообще,

а вполне конкретно, в каждой сфере жизни, каждый день.

Христианско-европейская этика в целом ригористична, ее требования претендуют на

то, чтобы стать безусловными мотивами человеческой воли. Она не признает

извинительных обстоятельств, предполагая, что у человека всегда остается

возможность поставить на кон собственную жизнь. Этика Корана вполне считается с

человеческими возможностями и обстоятельствами. Мусульманину запрещается есть

свинину, но если случается так, что нечего есть, кроме свинины, то допускается

отступление от данного запрета. Существует обязанность поста, но она не