ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.08.2024
Просмотров: 567
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 2. Конфуций: этика ритуала
Глава 3. Будда: победить самого себя
Глава 4. Моисей: десять заповедей
Глава 5. Иисус христос: любите врагов ваших
Глава 6. Мухаммед: нет бога кроме аллаха
Глава 7. Сократ: я знаю, что ничего не знаю
Глава 8. Эпикур: живи незаметно
Глава 9. Л. Н. Толстой: непротивление злу насилием
недоволен тем, что недоволен. Человек не просто стремится стать другим, выйти за
собственные границы, устранить все, что порождает страдания и чувство недовольства;
он стремится стать таким другим, который не стремился бы стать другим, которому
уже не нужно было бы выходить за собственные границы, который вообще был бы
свободен от страданий и сопряженных с ними неприятных ощущений. Человек не
просто живет, он хочет еще, чтобы его жизнь имела смысл.
Осуществление своих сверхчеловеческих притязаний люди связывают с цивилизацией,
изменением внешних
204
форм жизни, природной и социальной среды. Эта убежденность воплощается в идее
самосовершенствования, прогресса. Предполагается, что человек может освободиться
от страдательного положения с помощью науки, искусств, роста экономики, развития
техники, создания уютного быта и т. д. Такой ход мыслей, по преимуществу
свойственный привилегированным и образованным слоям общества, заимствовал Л. Н.
Толстой и руководствовался им в течение первой половины своей сознательной жизни.
Однако как раз личный опыт и наблюдения над людьми своего круга убедили его в
том, что этот путь является ложным. Опыт свидетельствует: чем выше поднимается
человек в своих мирских занятиях и увлечениях, чем изысканней его удовольствия,
несметней богатства, глубже познания, тем сильнее душевное беспокойство,
недовольство и страдания, от которых он в этих своих занятиях хотел освободиться.
Становясь на путь наращивания жизненной активности, человек словно попадает в
болотную тину: с каждым движением, направленным на то, чтобы вырваться из болота,
он глубже увязает в нем. Можно было бы подумать, что если активность и прогресс
умножают страдания, то бездеятельность и сопряженная с ней неизбежная деградация
будут способствовать их уменьшению. Такое предположение неверно. Причиной
страданий является не сам по себе прогресс, а ожидания, которые с ним связываются,
та совершенно неоправданная надежда, будто увеличением скорости поездов,
повышением урожайности полей можно добиться чего-то еще сверх того, что человек
будет быстрее передвигаться и лучше питаться. С этой точки зрения нет большой
разницы, делается ли акцент на активность и прогресс или бездеятельность и
деградацию. Ошибочной является сама установка придать человеческой жизни смысл
путем изменения ее внешних форм. Эта установка исходит из убеждения, что
внутренний человек зависит от внешнего, что состояние души и сознания человека
является следствием (слепком, отражением) его положения в мире и среди людей. Но
если бы это было так, то между ними с самого начала не возникло бы конфликта.
Словом, материальный и культурный прогресс означают то, что они означают:
материальный и культурный прогресс. Они не затрагивают страданий души. Безуслов-
ное доказательство этого Толстой усматривает в том, что прогресс обессмысливается,
если рассматривать его в перспективе смерти человека. К чему деньги, власть, дети.
205
симфонии и т. п., к чему вообще стараться, чего-то добиваться, если все неизбежно
оканчивается смертью и забвением. "Можно жить только, покуда пьян жизнью; а как
протрезвишься, то нельзя не видеть, что все это - только обман, и глупый обман!" (23,
13). Трагизм человеческого бытия, по мнению Толстого, хорошо передает восточная
(древнеиндийская) басня про путника, застигнутого в степи разъяренным зверем.
"Спасаясь от зверя, путник вскакивает в безводный колодезь, но на дне колодца видит
дракона, разинувшего пасть, чтобы пожрать его. И несчастный, не смея вылезть, чтобы
не погибнуть от разъяренного зверя, не смея и спрыгнуть на дно колодца, чтобы не
быть пожранным драконом, ухватывается за ветки растущего в расщелинах колодца
дикого куста и держится на нем. Руки его ослабевают, и он чувствует, что скоро
должен будет отдаться погибели, с обеих сторон ждущей его; но он все держится, и
пока он держится, он оглядывается и видит, что две мыши, одна черная, другая белая,
равномерно обходя стволину куста, на котором он висит, подтачивают ее. Вот-вот сам
собой обломится и оборвется куст, и он упадет в пасть дракону. Путник видит это и
знает, что он неминуемо погибнет; но пока он висит, он ищет вокруг себя и находит на
листьях куста капли меда, достает их языком и лижет их" (23, 13-14). Белая и черная
мышь, день и ночь, неминуемо ведут человека к смерти - и не вообще человека, а его,
тебя, меня, каждого из нас, и не где-то и когда-то, а здесь и теперь; "и это не басня, а
это истинная, неоспоримая и всякому понятная правда" (23, 14). И ничто от этого не
спасет - ни огромные богатства, ни изысканный вкус, ни обширные знания.
Вывод о бессмысленности жизни, к которому как будто бы подводит опыт и который
удостоверяется философской мудростью, является с точки зрения Толстого явно
противоречивым логически и слишком невероятным психологически, чтобы можно
было с ним согласиться. Как может разум обосновать бессмысленность жизни, если он
сам является порождением жизни? У него нет оснований для такого обоснования.
Поэтому в самом утверждении о бессмысленности жизни содержится его собственное
опровержение: человек, который пришел к такому выводу, должен был бы прежде
всего свести свои собственные счеты с жизнью, и тогда он не мог бы рассуждать о её
бессмысленности; если же он рассуждает о бессмысленности жизни и тем самым
продолжает жить
206
жизнью, которая хуже смерти, значит, в действительности она не такая
бессмысленная и плохая, как об этом говорится. Далее, вывод о бессмысленности
жизни означает, что человек способен ставить цели, которые не может
осуществить, и формулировать вопросы, на которые не может ответить. Но разве
эти цели и вопросы ставятся не тем же самым человеком? И если у него нет сил
реализовать их, то откуда у него взялись силы поставить их? В принципиальном
плане, поскольку речь идет об одной и той же реальности - человеке и границах
его разума, в целях заключена возможность осуществления, . в вопросах -
возможность ответа. Логично предполагать: кто замахнулся, тот может и ударить.
Не менее убедительно психологическое возражение Толстого: если жизнь
бессмысленна, то как же жили и живут миллионы и миллионы людей, все
человечество? И раз они живут, радуются жизни, в трудах и стараниях продолжают
ее, значит, они находят в ней какой-то важный смысл? Какой?
Не удовлетворенный отрицательным решением вопроса о смысле жизни, Л. Н.
Толстой обратился к духовному опыту простых людей, живущих собственным тру-
дом, опыту народа, что позволило ему прорвать кругозор себялюбивой суетности
высших классов. Одновременно он предложил новую интерпретацию самого воп-
роса, что дало возможность раскрыть ограниченность умозрительных ответов на
него.
Простые люди, крестьяне (хотя и не обязательно крестьяне, так, носительница
толстовского идеала Пашенька из повести "Отец Сергий" вышла из
привилегированных кругов; существенный признак связан не с происхождением, а
с реальным социальным статусом - с тем, является ли человек трудящимся или
паразитом) хорошо знакомы с вопросом о смысле жизни, в котором для них нет
никакой трудности, никакой загадки. Они знают, что надо жить по закону божьему
и жить так, чтобы не погубить свою душу. Они знают о своем материальном
ничтожестве, но оно их не пугает, ибо остается душа, связанная с богом.
Малообразованность этих людей, отсутствие у них философских и научных
познаний не препятствует пониманию истины жизни, скорее наоборот, помогает.
Для них признание смысла жизни является самоочевидной истиной, делающей
возможным самое их человеческое существование, это - не результат размыш-
лений, а его предпосылка и основа. Странным образом
207
оказалось, что невежественные, по-детски наивные, полные предрассудков
крестьяне сознают всю драматическую глубину вопроса о смысле жизни; они
понимают, что их спрашивают о вечном, неумирающем значении их жизни и о том,
не боятся ли они предстоящей смерти. И они спокойно принимают вызов,
заключенный в этом для человека самом первом и самом основном вопросе о том,
для чего жить. Вслушиваясь в слова простых людей, вглядываясь в их жизнь,
Толстой пришел к заключению, что их позиция - позиция ребенка, устами кото-
рого глаголет истина. Они поняли вопрос о смысле жизни глубже, точнее, чем все
Соломоны и Шопенгауэры.
Вопрос о смысле жизни есть вопрос о соотношении конечного и бесконечного в
ней, то есть о том, имеет ли моя бренная жизнь вечное, неуничтожимое значение и
если да, то в чем оно состоит? Есть ли в ней что-либо бессмертное? Если бы
конечная жизнь человека заключала свой смысл в себе, то не было бы самого этого
вопроса. Поэтому философы, говорящие о суетности жизни, ее бессмысленности,
мучительности, впадают в тавтологию, они не отвечают на вопрос, а лишь повто-
ряют его. "Для решения этого вопроса одинаково недостаточно приравнивать
конечное к конечному и бесконечное к бесконечному" (23, 36), надо выявить
отношение одного к другому. Следовательно, вопрос о смысле жизни шире
компетенции логического знания, он требует выхода за рамки той плоскости,
которая освещена светом разума. "Нельзя было искать в разумном знании ответа на
мой вопрос" (23, 34), - пишет Толстой. Приходилось признать, что "у всего
живущего человечества есть еще какое-то другое знание, неразумное - вера,
дающая возможность жить" (23,35).
И наблюдения над жизненным опытом простых людей, которым свойственно
осмысленное отношение к собственной жизни при ясном понимании ее
ничтожности, и правильно понятая логика самого вопроса о смысле жизни
подводят Толстого к одному и тому же выводу о том, что вопрос о смысле жизни
есть вопрос веры, а не рационально аргументированного знания. В философии
Толстого понятие веры имеет особое содержание, не совпадающее с
традиционным. Это - не осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом,
как полагал апостол Павел. "Вера есть сознание человеком такого своего
положения в мире, которое обязывает его к известным поступкам" (35, 170). "Вера
есть знание смысла
208
человеческой жизни, вследствие которого человек не уничтожает себя, а живет.
Вера есть сила жизни" (23, 35). Из этих определений становится понятным, что для
Толстого жизнь, имеющая смысл, и жизнь, основанная на вере, есть одно и то же.
Осмысленная жизнь тождественна у-вере-нной (точнее: у-вера-нной) жизни.
Вера обозначает границу разума, но такую границу, которая устанавливается самим
разумом и которую мы можем воспринять только с этой стороны, со стороны
разума. Это понятие в толстовской интерпретации совершенно не связано с
непостижимыми тайнами, неправдоподобно чудесными превращениями и иными
предрассудками. Более того, оно вовсе не означает, будто человеческое познание
имеет какой-либо иной инструментарий, помимо разума, основанного на опыте и
подчиненного строгим законам логики. Характеризуя особенность знания веры,
Толстой пишет: "Я не буду искать объяснения всего. Я знаю, что объяснение всего
должно скрываться, как начало всего, в бесконечности. Но я хочу понять так, чтобы
быть приведенным к неизбежно-необъяснимому; я хочу, чтобы все то, что
необъяснимо, было таково не потому, что требования моего ума неправильны (они
правильны, и вне их я ничего понять не могу), но потому, что я вижу пределы
своего ума. Я хочу понять так, чтобы всякое необъяснимое положение
представлялось мне как необходимость разума же, а не как обязательство поверить"
(23, 57). Толстой был удивительно последовательным рационалистом в том
отношении, что он не признавал бездоказательного знания. Он не принимал ничего
на веру, кроме самой веры. Вера как сила жизни выходит за пределы компетенции
разума в той мере, в какой это обосновывается самим разумом. В этом смысле
понятие веры есть удостоверение честности разума, который не хочет брать на себя
больше того, что может.
Из такого понимания веры в ее соотнесенности с разумом вытекает, что за
вопросом о смысле жизни скрыто сомнение и смятение. Смысл жизни становится