ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.08.2024

Просмотров: 564

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

бессмысленна, то разум не имеет предмета для рассмотрения, и он в лучшем случае

может указать на эту беспредметность.

214

Понятия бога, свободы и добра не придают жизни смысл, а выражают его. Они

являются формами бытий-ствующего сознания, сознания жизни; их назначение -

практическое, нравственное. Однако возникает вопрос: "Если нельзя знать, что

такое бесконечное и соответственно бог, свобода, добро, то .как можно быть

бесконечным, божественным, свободным, добрым?" Задача соединения конечного с

бесконечным в практическом плане, так же как и в теоретическом, не имеет

позитивного решения. Бесконечное потому и является бесконечным, что его нельзя

ни теоретически определить, ни практически воспроизвести. Л. Н. Толстой в

послесловий к "Крей-церовой сонате" говорит о двух способах ориентации в пути:

в одном случае ориентирами правильного направления могут быть конкретные

предметы, которые последовательно должны встретиться на пути, DO втором случае

верность пути контролируется компасом. Точно так же существует два разных

способа нравственного руководства: первый состоит в том, что дается точное

описание поступков, которые человек должен делать или которых он должен

избегать (например, соблюдай субботу, не кради и т. д.), второй способ заключается

в том, что руководством для нравственно ищущего человека является

недостижимое совершенство идеала. Подобно тому как по компасу можно

определить только степень отклонения от пути, точно так же идеал может стать

лишь точкой отсчета человеческого несовершенства. Понятия бога, свободы, добра,

раскрывающие бесконечный смысл нашей конечной жизни, и есть тот самый идеал,

практическое назначение которого - быть укором человеку, указывать ему на то,

чем он не является. Человек, руководствующийся нравственным идеалом, не

замечает пути, который остался позади, ибо каким бы значительным этот путь ни

был, он по сравнению с тем, что находится впереди, является бесконечно малой

величиной. Моральный человек, добрый человек весь устремлен вперед, к идеалу, в

этой устремленности и состоит его моральность, его доброта. И так как впереди

перед ним бесконечность, то он не может осознать свои нравственные обязанности

по отношению к этой бесконечности иначе, как в негативной форме. Человек не

может соответствовать идеалу, и чем он лучше, тем менее он ему соответствует.


Несоответствие идеалу, несовершенство - удел человека.

215

Пять заповедей христианства

Суть нравственного идеала и своеобразие его роли в жизни человека наиболее

полно выражены в учении Иисуса Христа. Так считает Л. Н. Толстой. При этом для

Толстого Иисус Христос не является богом или сыном бога ("кто верит в бога, для

того Христос не может быть бог" - 23, 174); он считает его реформатором,

разрушающим старые и дающим новые основы жизни. Толстой, далее, видит

принципиальную разницу между подлинными взглядами Иисуса, изложенными в

Евангелиях, и их извращением в догмах православия и других христианских

церквей. Все учение Иисуса Христа, по мнению Толстого, является метафизикой и

этикой любви.

"То, что любовь есть необходимое и благое условие жизни человеческой, было

признаваемо всеми религиозными учениями древности. Во всех учениях:

египетских мудрецов, браминов, стоиков, буддистов, таосистов и др., дружелюбие,

жалость, милосердие, благотворительность и вообще любовь признавались одною

из главных добродетелей" (37, 166). Однако только Христос возвысил любовь до

уровня основополагающего, высшего закона жизни, дал этому закону адекватное

метафизическое обоснование, суть которого состоит в том, что в любви и через

любовь в человеке обнаруживается божественное начало: "Бог есть любовь, и

пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем" (1 Ин. 4:16).

Как высший, основополагающий закон жизни, любовь является единственным

нравственным законом. Для нравственного мира закон любви столь же обязателен,

безусловен, как для физического мира - закон тяготения. И тот и другой не знают

никаких исключений. Мы не можем выпустить камень из руки, чтобы он не упал на

землю, точно так же мы не можем отступить от закона любви, чтоб не

деградировать в нравственную порочность. Закон любви - не заповедь, а

выражение самой сущности христианства. Это - вечный идеал, к которому люди

будут бесконечно стремиться. Иисус Христос не ограничивается прокламацией

идеала, который, впрочем, как отмечалось выше, был сформулирован до него, в ча-

стности, в Ветхом завете. Наряду с этим он дает заповеди.

В толстовской интерпретации таких заповедей пять. Сформулированы они в той

части Нагорной проповеди, по Евангелию от Матфея (Мф. 5:21-48), в которой

гово-

216

рится вам сказано, а я говорю вам , то есть идет прямая полемика с древним


законом (две ссылки о прелюбодеянии считаются за одну). Этими заповедями

Иисус отменяет закон Моисея и провозглашает свое учение. Вот они:

1) Не гневайся: "Вы слышали, что сказано древним: не убивай... А Я говорю вам,

что всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду";

2) Не оставляй жену: "Вы слышали, что сказано древним: не прелюбодействуй... А

Я говорю вам, кто разводится с женою своею, кроме вины любодеяния, тот подает

ей повод прелюбодействовать";

3) Не присягай никогда никому и ни в чем: "Еще слышали вы, что сказано

древним: не преступай клятвы... А Я говорю вам: не клянись вовсе";

4) Не противься злому силой: "Вы слышали, что сказано: око за, око и зуб за зуб.

А Я говорю вам: не противься злому";

5) Не считай людей других народов своими врагами: "Вы слышали, что сказано:

люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего. А Я говорю вам: любите врагов

ваших".

Заповеди Христа - "все отрицательные и показывают только то, чего на известной

степени развития человечества люди могут уже не делать. Заповеди эти суть как бы

заметки на бесконечном пути совершенства..." (28, 80). Они не могут не быть

отрицательными, поскольку речь идет об осознании степени несовершенства. По

этой же причине они не могут исчерпать суть учения, совпадающего с законом

любви. Они - не более чем ступень, шаг на пути к совершенству. Но это - та

очередная ступень, на которую предстоит ступить человеку и человечеству, тот

ближайший шаг, который им предстоит сделать в своих нравственных усилиях.

Они, эти заповеди, составляют в совокупности такие истины, которые как истины

не вызывают сомнений, но еще не освоены практически, то есть истины, по

отношению к которым выявляется свобода современного человека. Для людей

времен Ветхого завета они еще не были истинами во всей ясности и очевидности,

для людей грядущих постхристианских эпох они, надо полагать, станут вполне

привычными автоматизмами поведения. Для человека современного, человека

христианской эры, которая длится две тысячи лет, они уже являются истинами, но

еще не стали повседневной привычкой. Человек уже смеет так думать.

217

но еще не способен так поступать. Поэтому они, эти возвещенные Иисусом

Христом истины, являются испытанием свободы человека.

Непротивление как проявление закона любви

По мнению Толстого, центром христианского пяти-словия является четвертая


заповедь: "Не противься злому", налагающая запрет на насилие. Осознание того,

что в этих трех простых словах заключена суть евангельского учения, вернувшее в

свое время Толстому утерянный смысл жизни, вывело его одновременно и из

мировоззренческого тупика. Древний закон, осуждавший зло и насилие в делом,

допускал, что в определенных случаях они могут быть использованы по благо -

как справедливое возмездие по формуле "око за око". Иисус Христос отменяет этот

закон. Он считает, что насилие не может быть благом никогда, ни при каких

обстоятельствах, к помощи насилия нельзя прибегать даже тогда, когда тебя бьют и

обижают ("кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую" - Мф.

5:39). Запрет на насилие является абсолютным. Не только на добро надо отвечать

добром. И на зло надо отвечать добром. Понятые именно в таком прямом,

буквальном смысле слова Иисуса о не-насилии, не-противлении злу силой

являются меткой правильного направления, той высотой, перед которой стоит

современный человек на бесконечном пути его нравственного восхождения.

Почему именно не-на-силие?

Насилие является противоположностью любви. У Толстого есть по крайней мере

три последовательно сцепленных между собой определения насилия. Во-первых, он

отождествляет насилие с убийством или угрозой убийства. Необходимость

применения штыков, тюрем, виселиц и других средств физического разрушения

возникает тогда, когда стоит задача внешнего принуждения человека к чему-либо.

Отсюда - второе определение насилия как внешнего воздействия. Необходимость

внешнего воздействия, в свою очередь, появляется тогда, когда между людьми нет

внутреннего согласия. Так мы подходим к третьему, самому важному определению

насилия: "Насиловать значит делать то, чего не хочет тот, над которым совершается

насилие" (28, 190-191). В таком пони-

218

мании насилие совпадает со злом и оно прямо противоположно любви. Любить -

значит делать так, как хочет другой, подчинять свою волю воле другого. Насиловать -

значить делать так, как я хочу, подчинять чужую волю моей. Центральный статус

заповеди не-наси-лия, не-противления связан с тем, что она очерчивает границу

царства зла, тьмы, как бы запечатывает дверь в это царство. В этом смысле заповедь

непротивления является негативной формулой закона любви. "Не противься злому -

значит не противься злому никогда, т. е. никогда не делай насилия, т. е. такого


поступка, который всегда противоположен любви" (23,313).

Непротивление - больше чем отказ от закона насилия. Оно имеет также позитивный

нравственный смысл. "Признание жизни каждого человека священной есть первое и

единственное основание всякой нравственности" (28, 246). Непротивление злу как раз и

означает признание изначальной, безусловной святости человеческой жизни. Жизнь

человека священна не бренным телом, а бессмертной душой. Отказ от насилия

переводит конфликт в ту единственную сферу, сферу духа, где он только и может

получить конструктивное решение - быть преодолен во взаимном согласии.

Непротивление переносит конфликт не просто в сферу духа, а более узко - в глубь

души самого непротивленца. Основное произведение Толстого, в котором излагается

его концепция ненасилия, совсем не случайно называется "Царство божие внутри вас".

Через непротивление человек признает, что вопросы жизни и смерти находятся за

пределами его компетенции, что это дело хозяина, а не работника. Он одновременно

вообще отказывается от того, чтобы быть судьей по отношению к другому. Человеку не

дано судить человека. И не только потому, что он всегда несовершенен. Он просто

лишен такой способности, точно так же, например, как он лишен способности летать. В

тех же случаях, когда мы как будто бы судим других людей, называя одних добрыми,

других злыми, то мы или обманываем себя и окружающих, или в лучшем случае

обнаруживаем свою нравственную незрелость, уподобляясь маленьким детям, которые,

размахивая руками, бегают по комнате, полагая, что они летают по воздуху. Душа

самозаконодательна. Это значит, что человек властен только над собой. "Все, что не

твоя душа, все это не твое дело" (23, 303), - говорит Толстой. Этика непротивления -

это, по сути, и есть требование, соглас-

219

но которому каждый человек обязан думать о спасении собственной души. Называя

кого-то преступником и подвергая его насилию, мы отнимаем у него это

человеческое право; мы как бы говорим ему: "ты не в состоянии думать о своей

душе, это мы позаботимся о ней". Тем самым мы обманываем и его и себя. Можно

властвовать над чужим телом, но нельзя властвовать и не нужно властвовать над

чужой душой. Отказываясь сопротивляться злу насилием, человек признает эту

истину; он отказывается судить другого, ибо не считает себя лучше его. Не других

людей надо исправлять, а самого себя. Непротивление переводит человеческую