ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.08.2024
Просмотров: 570
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 2. Конфуций: этика ритуала
Глава 3. Будда: победить самого себя
Глава 4. Моисей: десять заповедей
Глава 5. Иисус христос: любите врагов ваших
Глава 6. Мухаммед: нет бога кроме аллаха
Глава 7. Сократ: я знаю, что ничего не знаю
Глава 8. Эпикур: живи незаметно
Глава 9. Л. Н. Толстой: непротивление злу насилием
Глава 2. Конфуций: этика ритуала
Нормативную программу Конфуция кратко можно определить как этику ритуала.
Согласно этой модели раздирающие человеческое существование противоречия между
выгодой и добродетелью, природным бытием и моральным долженствованием
преодолеваются через ритуал.
Особая ценность этого жизнеучения заключается в том, что за ним стоит многовековой
социальный и нра-вствекный опыт великого народа. Две с половиной тысячи лет
Конфуций является духовным наставником, Учителем китайской нации, воплощением
ее культурной самобытности. И сегодня каждый образованный китаец знает его
учение, большинством из них оно воспринимается как жизненная установка.
(Шанхайские социологи пропели опрос горожан с целью выяснить их отношение к
одному из основоположений конфуцианского образа жизни — принципу "сяо" —
"сыновней почтительности" и установили, что 65,9% поддерживают его, 27,7% считают
необходимым конкретизировать применительно К современным условиям и только
6,4% выступают против .) Конфуций оказал также сильное воздействие на духовную
жизнь японцев, корейцев, других дальневосточных народов; в последние два века его
философия стала достоянием всего культурного человечества.
Жизнь
Мыслитель, известный в европейской культурной традиции как Конфуций (латинское
Конфуциус является искаженной записью китайского Кун Фу-цзы, то есть учитель
Кун), а на родине как Кун-цзы, родился в 551 году до н.э.
'См.: Переломов Л. С. Конфуций: жизнь, учение, судьба. М., 1993. С. 397—398.
22
в небольшом древнекитайском царстве Лу (современная провинция Шаньдун). Его
назвали Цю и дали прозвище Чжун-ни; в странах с иероглифической
письменностью он более известен как Кум Цю или Чжун-ни.
Он родился в аристократической семье, хотя и бедной, но с богатой родословной.
Сведения о предках Конфуция и его собственной жизни собрал и систематизировал
живший на триста лет позже знаменитый древнекитайский историк Сыма Цянь.
Основателем рода был Вэй-цзы, который служил у Чжоуского правителя Чэн-вана
(1024—1004 гг. до н.э.) и за выдающиеся воинские подвиги получил от него в удел
царство Сун. Фо-фу Хэ — предок Конфуция в десятом поколении — уступил
предназначавшийся ему по традиции троп своему младшему брату и
довольствовался почетным аристократическим титулом дай фу. Семья потеряла
право на царский престол и должна была искать другие формы общественного
самоутверждения. Уже правнук Фо-фу Хэ, которого звали Чжэн Као-фу, просла-
вился в качестве ученого и сановника, служившего попеременно трем сунским
правителям; он отличался большой скромностью и знанием древней литературы.
Внук Чжэна Као-фу, предок Конфуция в четвертом поколении, из-за опасных для
жизни раздоров был вынужден оставить царство Сун и бежать в соседнее
государство — царство Лу, где семье пришлось все начинать заново. Отец
Конфуция Шулян Хэ стал известным человеком уже в новом царстве; он
прославился храбростью, воинскими доблестями; управлял небольшой
территорией, однако должность свою не мог передавать по наследству; по
социальному статусу он являлся аристократом самого низкого ранга и скромного
достатка.
Семейная жизнь Шулян Хэ по представлениям того времени сложилась неудачно,
так как все его дети были девочками. Когда и девятый ребенок оказался девочкой,
он взял наложницу, которая родила долгожданного сына, названного Бонн;
мальчик, однако, родился хромоножкой и вообще был болезненным. Тогда старый
прославленный воин решил жениться еще раз, ему было уже 66 лет, а молодой
жене — не более 20 лет. Брак этот был оценен современниками как "варварский",
нарушающий правила (по-видимому, из-за разницы в возрасте между супругами,
которая по традиции не должна была превышать 10 лет, а также из-за преклонного
возраста самого Шулян Хэ — жениться после 64 лет считалось неэтич-
23
ным). Но тем не менее он оказался счастливым: 27 августа 551 года до н.э. родился
здоровый мальчик, это и был Конфуций; родился он в пещере глинистого холма,
обладавшего, по преданиям, магической силой, куда муж отвел жену, как только та
почувствовала приближение родов. Эта пещера, точнее, небольшой грот,
существует и поныне, являясь священным для всех китайцев местом.
Когда мальчику исполнилось два года и три месяца (китайцы считают возраст с
момента зачатия), умер его отец. Лишенные защиты мать с сыном стали объектом
травли со стороны первых двух жен Шулян Хэ; тогда молодая вдова решила
вернуться вместе с мальчиком в родной город Цюйфу, но вынуждена была жить
отдельно от родителей. Их материальное положение было тяжелым, и, как
впоследствии признавался Конфуций, в детстве он был беден, ему приходилось
заниматься "многими презренными делами" (носить тяжелые бадьи с водой, пасти
чужих овец и коров, наниматься трубачом в небольшие оркестры, игравшие на
похоронах и свадьбах, а после смерти матери готовить еду, стирать).
Янь Чжи — мать Конфуция — оказалась добродетельной вдовой; она ежедневно
молилась по усопшему мужу, приучала мальчика к традициям, рассказывала ему о
ратных подвигах отца, основателе рода и других великих предках. Однако и она
умерла рано, когда сыну не было еще 17 лет. Конфуций, преодолев ряд трудностей,
похоронил ее с соблюдением всех правил ритуала рядом с отцом. В 19 лет он
женился на девушке из царства его предков Сун, через год у них родился сын.
Жизнь юного Конфуция содержала и поучение, и вызов. Что получил on в
наследство? Прославленный род, знаменитых и обязывающих предков. Трудную
жизнь в одиночестве с матерью — свидетельство того, что семейные, родовые
связи разъедаются жаждой богатства и другими земными страстями. Тяжелейшие
личные потери, не дававшие оснований надеяться на благосклонность судьбы.
Положение бедного аристократа боковой ветви, принадлежность к тому самому
социальному слою ши, который поставлял обществу "книжников", интеллектуалов,
людей, профессионально занятых духовной культурой (хотя, разумеется, и не
только их). Конфуций сделал выбор, который вытекал из его жизненной ситуации и
был вполне достойным: как он говорил впоследствии, "в пятнадцать лет я обратил
свои помыслы к учебе"
24
(2, 4)1. Он избрал удел книжника, учено-чиновничью стезю. Это соответствовало его
статусу, позволяло надеяться на свои способности, давало возможность бороться за то,
чтобы выправить человеческие отношения в духе идеала предков.
Образование во времена Конфуция имело вполне конкретное и строгое содержание.
Образованный человек должен был уметь выполнять ритуалы, понимать музыку,
стрелять из лука, управлять колесницей, читать, считать. Конфуций в совершенстве
овладел всеми шестью учениями, в том числе теми, которые требовали физической
силы и сноровки (он был человеком, одаренным не только духовно, но и телесно, в
частности, его рост равнялся 1,91 метра). Образование он завершает к тридцати годам,
именно в этом возрасте он, по его словам, становится на собственные ноги —
окончательно формируется как личность, обретает идейную зрелость. Он открывает
частную школу, в которой разрабатывает свое учение. Плата за обучение была
невысокой, ибо, как считал Конфуций, доступ к знаниям не должно ограничивать
имущественными различиями. Основной формой занятий было свободное обсуждение,
предполагавшее высокую степень активности слушателей. Конфуций, как пишет Сыма
Цянь, учил четырем вещам: "вэнь" — письменным памятникам; "син" — действиям в
жизни; "чжун" — преданности (учению); "синь" — правдивости.
Конфуций совершил путешествие, своего рода паломничество в город Лои (столица
чжоуского правителя, ныне Лояи), который являлся в то время духовным центром,
хранителем архивов и традиций. Там, по свидетельству Сыма Цяня, он встретился со
своим старшим современником — великим мудрецом Лао-цзы, автором знаменитого
трактата о дао и дэ "Дао дэ цзин". Прощаясь, Лао-цзы оставил Конфуцию в дар
наставление, суть которого состояла в требовании быть скромным, не осуждать других,
а в делах не помышлять только о себе. Факт этой встречи оспаривается. Но если это
даже и легенда, то очень многозначительная. Факт может быть случайным. Легенда
запечатлевает существенную связь: древность в лице Лао-цзы благословляет
Конфуция.
1 Конфуций. Лунь юй. Гл. 2, 4. Перевод В. А. Кривцова // Древнекитайская философия. М., 1972. Т. I.
В дальнейшем ссылки на это произведение будут даваться в тексте с указанием на соответствующую
главу (первая цифра) и фрагмент (вторая цифра).
25
Согласно Конфуцию, этика неразрывно связана с политикой, реальным образом
жизни, а образование — с практическим мироустройством, прежде всего со
служением государству, сановной деятельностью. Развивая свое учение, он искал
возможности практического приложения знаний. Ждать ему пришлось долго.
Только на 51-м году жизни он был призван на службу луским правителем и в
течение четырех лет сделал карьеру от начальника уезда до дасыкоу, ведавшего
всеми уголовными делами и политическими преступлениями, стал ближайшим
советником правителя, фактически третьим лицом в государстве. Сановная
деятельность Конфуция была успешной, способствовала процветанию царства, что
стало беспокоить соседние государства. Кроме того, строго следящий за ритуалом
и очень авторитетный советник стал обузой для правителя, не лишенного порочных
наклонностей. Правители соседнего царства Ци, боясь возвышения царства Лу,
решили поссорить его правителя Дин-гуна с мудрым сановником Кун-цзы и в этих
целях послали в подарок первому табор из восьмидесяти красивых обученных
девушек в тридцати повозках, запряженных четверками отменных лошадей. Тем
было известно о склонности луского правителя к юным красавицам и породистым
лошадям. Дин-гун поддался соблазну, но на его пути стоял блюститель правил
Конфуций. И тогда он во время торжественного жертвоприношения грубо
нарушает одну из ритуальных норм и делает это намеренно, ставя своего советника
в трудную ситуацию, когда тот должен или оставить свой вожделенный пост, или
смириться со своеволием правителя. Для Конфуция здесь не было выбора — он в
знак протеста оставляет свою должность и вместе с несколькими десятками
учеников покидает государство.
Так 55-летний Конфуций фактически оказывается в изгнании и начинается долгий,
четырнадцатилетний, период его странствий по различным китайским
государствам в попытках найти приложение своим силам и знаниям. Везде его
встречают с уважением, почетом, но к государственной деятельности не
призывают. Однажды как будто бы счастье улыбнулось ему. 64-летний Конфуций
получает приглашение на самый высокий чиновничий пост от Чу-гуна — государя
довольно крупного царства Вэй. Именно должность первого сановника является
самым достойным поприщем "Цзюнь цзы" ("благородного му-
26
жа") — высшего воплощения конфуцианского идеала. Однако Кун-цзы отверг это
лестное предложение, так как сделавший его правитель Чу-гун занял свой трон неза-
конно, в обход своего отца. Философ еще раз доказал, что сановная деятельность ценна
для него не сама по себе, не сопряженными с ней личными благами, а как способ
служения народу и государству, как возможность наполнения общественно-
политической жизни этически достойным смыслом. После этого он оставил надежду
создать хорошо управляемое государство с совершенными нравами, целиком ушел в
преподавание и систематизацию древних книг. В 484 году он вернулся в родное
царство Лу, где продолжал учительствовать, пользуясь в этом качестве всеобщим
уважением и непререкаемым авторитетом.
Жизнь продолжала наносить удары Конфуцию. Он похоронил жену, сына (остался
внук). Тяжело пережил он также смерть любимого ученика Янь Хуэя. Конфуций умер в
479 году до и. э. на 73-м году жизни. Ученики похоронили его, в соответствии с
освященным учителем ритуалом три года жили около его могилы, совершая траурные
церемонии, а один из них, Цзы гун, прожил в хижине у могилы учителя шесть лет. Его