ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.08.2024

Просмотров: 570

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Глава 2. Конфуций: этика ритуала

Нормативную программу Конфуция кратко можно определить как этику ритуала.

Согласно этой модели раздирающие человеческое существование противоречия между

выгодой и добродетелью, природным бытием и моральным долженствованием

преодолеваются через ритуал.

Особая ценность этого жизнеучения заключается в том, что за ним стоит многовековой

социальный и нра-вствекный опыт великого народа. Две с половиной тысячи лет

Конфуций является духовным наставником, Учителем китайской нации, воплощением

ее культурной самобытности. И сегодня каждый образованный китаец знает его

учение, большинством из них оно воспринимается как жизненная установка.

(Шанхайские социологи пропели опрос горожан с целью выяснить их отношение к

одному из основоположений конфуцианского образа жизни — принципу "сяо" —

"сыновней почтительности" и установили, что 65,9% поддерживают его, 27,7% считают

необходимым конкретизировать применительно К современным условиям и только

6,4% выступают против .) Конфуций оказал также сильное воздействие на духовную

жизнь японцев, корейцев, других дальневосточных народов; в последние два века его

философия стала достоянием всего культурного человечества.

Жизнь

Мыслитель, известный в европейской культурной традиции как Конфуций (латинское

Конфуциус является искаженной записью китайского Кун Фу-цзы, то есть учитель

Кун), а на родине как Кун-цзы, родился в 551 году до н.э.

'См.: Переломов Л. С. Конфуций: жизнь, учение, судьба. М., 1993. С. 397—398.

22

в небольшом древнекитайском царстве Лу (современная провинция Шаньдун). Его

назвали Цю и дали прозвище Чжун-ни; в странах с иероглифической

письменностью он более известен как Кум Цю или Чжун-ни.

Он родился в аристократической семье, хотя и бедной, но с богатой родословной.

Сведения о предках Конфуция и его собственной жизни собрал и систематизировал

живший на триста лет позже знаменитый древнекитайский историк Сыма Цянь.

Основателем рода был Вэй-цзы, который служил у Чжоуского правителя Чэн-вана

(1024—1004 гг. до н.э.) и за выдающиеся воинские подвиги получил от него в удел

царство Сун. Фо-фу Хэ — предок Конфуция в десятом поколении — уступил

предназначавшийся ему по традиции троп своему младшему брату и

довольствовался почетным аристократическим титулом дай фу. Семья потеряла


право на царский престол и должна была искать другие формы общественного

самоутверждения. Уже правнук Фо-фу Хэ, которого звали Чжэн Као-фу, просла-

вился в качестве ученого и сановника, служившего попеременно трем сунским

правителям; он отличался большой скромностью и знанием древней литературы.

Внук Чжэна Као-фу, предок Конфуция в четвертом поколении, из-за опасных для

жизни раздоров был вынужден оставить царство Сун и бежать в соседнее

государство — царство Лу, где семье пришлось все начинать заново. Отец

Конфуция Шулян Хэ стал известным человеком уже в новом царстве; он

прославился храбростью, воинскими доблестями; управлял небольшой

территорией, однако должность свою не мог передавать по наследству; по

социальному статусу он являлся аристократом самого низкого ранга и скромного

достатка.

Семейная жизнь Шулян Хэ по представлениям того времени сложилась неудачно,

так как все его дети были девочками. Когда и девятый ребенок оказался девочкой,

он взял наложницу, которая родила долгожданного сына, названного Бонн;

мальчик, однако, родился хромоножкой и вообще был болезненным. Тогда старый

прославленный воин решил жениться еще раз, ему было уже 66 лет, а молодой

жене — не более 20 лет. Брак этот был оценен современниками как "варварский",

нарушающий правила (по-видимому, из-за разницы в возрасте между супругами,

которая по традиции не должна была превышать 10 лет, а также из-за преклонного

возраста самого Шулян Хэ — жениться после 64 лет считалось неэтич-

23

ным). Но тем не менее он оказался счастливым: 27 августа 551 года до н.э. родился

здоровый мальчик, это и был Конфуций; родился он в пещере глинистого холма,

обладавшего, по преданиям, магической силой, куда муж отвел жену, как только та

почувствовала приближение родов. Эта пещера, точнее, небольшой грот,

существует и поныне, являясь священным для всех китайцев местом.

Когда мальчику исполнилось два года и три месяца (китайцы считают возраст с

момента зачатия), умер его отец. Лишенные защиты мать с сыном стали объектом

травли со стороны первых двух жен Шулян Хэ; тогда молодая вдова решила

вернуться вместе с мальчиком в родной город Цюйфу, но вынуждена была жить

отдельно от родителей. Их материальное положение было тяжелым, и, как

впоследствии признавался Конфуций, в детстве он был беден, ему приходилось

заниматься "многими презренными делами" (носить тяжелые бадьи с водой, пасти


чужих овец и коров, наниматься трубачом в небольшие оркестры, игравшие на

похоронах и свадьбах, а после смерти матери готовить еду, стирать).

Янь Чжи — мать Конфуция — оказалась добродетельной вдовой; она ежедневно

молилась по усопшему мужу, приучала мальчика к традициям, рассказывала ему о

ратных подвигах отца, основателе рода и других великих предках. Однако и она

умерла рано, когда сыну не было еще 17 лет. Конфуций, преодолев ряд трудностей,

похоронил ее с соблюдением всех правил ритуала рядом с отцом. В 19 лет он

женился на девушке из царства его предков Сун, через год у них родился сын.

Жизнь юного Конфуция содержала и поучение, и вызов. Что получил on в

наследство? Прославленный род, знаменитых и обязывающих предков. Трудную

жизнь в одиночестве с матерью — свидетельство того, что семейные, родовые

связи разъедаются жаждой богатства и другими земными страстями. Тяжелейшие

личные потери, не дававшие оснований надеяться на благосклонность судьбы.

Положение бедного аристократа боковой ветви, принадлежность к тому самому

социальному слою ши, который поставлял обществу "книжников", интеллектуалов,

людей, профессионально занятых духовной культурой (хотя, разумеется, и не

только их). Конфуций сделал выбор, который вытекал из его жизненной ситуации и

был вполне достойным: как он говорил впоследствии, "в пятнадцать лет я обратил

свои помыслы к учебе"

24

(2, 4)1. Он избрал удел книжника, учено-чиновничью стезю. Это соответствовало его

статусу, позволяло надеяться на свои способности, давало возможность бороться за то,

чтобы выправить человеческие отношения в духе идеала предков.

Образование во времена Конфуция имело вполне конкретное и строгое содержание.

Образованный человек должен был уметь выполнять ритуалы, понимать музыку,

стрелять из лука, управлять колесницей, читать, считать. Конфуций в совершенстве

овладел всеми шестью учениями, в том числе теми, которые требовали физической

силы и сноровки (он был человеком, одаренным не только духовно, но и телесно, в

частности, его рост равнялся 1,91 метра). Образование он завершает к тридцати годам,

именно в этом возрасте он, по его словам, становится на собственные ноги —

окончательно формируется как личность, обретает идейную зрелость. Он открывает

частную школу, в которой разрабатывает свое учение. Плата за обучение была

невысокой, ибо, как считал Конфуций, доступ к знаниям не должно ограничивать


имущественными различиями. Основной формой занятий было свободное обсуждение,

предполагавшее высокую степень активности слушателей. Конфуций, как пишет Сыма

Цянь, учил четырем вещам: "вэнь" — письменным памятникам; "син" — действиям в

жизни; "чжун" — преданности (учению); "синь" — правдивости.

Конфуций совершил путешествие, своего рода паломничество в город Лои (столица

чжоуского правителя, ныне Лояи), который являлся в то время духовным центром,

хранителем архивов и традиций. Там, по свидетельству Сыма Цяня, он встретился со

своим старшим современником — великим мудрецом Лао-цзы, автором знаменитого

трактата о дао и дэ "Дао дэ цзин". Прощаясь, Лао-цзы оставил Конфуцию в дар

наставление, суть которого состояла в требовании быть скромным, не осуждать других,

а в делах не помышлять только о себе. Факт этой встречи оспаривается. Но если это

даже и легенда, то очень многозначительная. Факт может быть случайным. Легенда

запечатлевает существенную связь: древность в лице Лао-цзы благословляет

Конфуция.

1 Конфуций. Лунь юй. Гл. 2, 4. Перевод В. А. Кривцова // Древнекитайская философия. М., 1972. Т. I.

В дальнейшем ссылки на это произведение будут даваться в тексте с указанием на соответствующую

главу (первая цифра) и фрагмент (вторая цифра).

25

Согласно Конфуцию, этика неразрывно связана с политикой, реальным образом

жизни, а образование — с практическим мироустройством, прежде всего со

служением государству, сановной деятельностью. Развивая свое учение, он искал

возможности практического приложения знаний. Ждать ему пришлось долго.

Только на 51-м году жизни он был призван на службу луским правителем и в

течение четырех лет сделал карьеру от начальника уезда до дасыкоу, ведавшего

всеми уголовными делами и политическими преступлениями, стал ближайшим

советником правителя, фактически третьим лицом в государстве. Сановная

деятельность Конфуция была успешной, способствовала процветанию царства, что

стало беспокоить соседние государства. Кроме того, строго следящий за ритуалом

и очень авторитетный советник стал обузой для правителя, не лишенного порочных

наклонностей. Правители соседнего царства Ци, боясь возвышения царства Лу,

решили поссорить его правителя Дин-гуна с мудрым сановником Кун-цзы и в этих

целях послали в подарок первому табор из восьмидесяти красивых обученных


девушек в тридцати повозках, запряженных четверками отменных лошадей. Тем

было известно о склонности луского правителя к юным красавицам и породистым

лошадям. Дин-гун поддался соблазну, но на его пути стоял блюститель правил

Конфуций. И тогда он во время торжественного жертвоприношения грубо

нарушает одну из ритуальных норм и делает это намеренно, ставя своего советника

в трудную ситуацию, когда тот должен или оставить свой вожделенный пост, или

смириться со своеволием правителя. Для Конфуция здесь не было выбора — он в

знак протеста оставляет свою должность и вместе с несколькими десятками

учеников покидает государство.

Так 55-летний Конфуций фактически оказывается в изгнании и начинается долгий,

четырнадцатилетний, период его странствий по различным китайским

государствам в попытках найти приложение своим силам и знаниям. Везде его

встречают с уважением, почетом, но к государственной деятельности не

призывают. Однажды как будто бы счастье улыбнулось ему. 64-летний Конфуций

получает приглашение на самый высокий чиновничий пост от Чу-гуна — государя

довольно крупного царства Вэй. Именно должность первого сановника является

самым достойным поприщем "Цзюнь цзы" ("благородного му-

26

жа") — высшего воплощения конфуцианского идеала. Однако Кун-цзы отверг это

лестное предложение, так как сделавший его правитель Чу-гун занял свой трон неза-

конно, в обход своего отца. Философ еще раз доказал, что сановная деятельность ценна

для него не сама по себе, не сопряженными с ней личными благами, а как способ

служения народу и государству, как возможность наполнения общественно-

политической жизни этически достойным смыслом. После этого он оставил надежду

создать хорошо управляемое государство с совершенными нравами, целиком ушел в

преподавание и систематизацию древних книг. В 484 году он вернулся в родное

царство Лу, где продолжал учительствовать, пользуясь в этом качестве всеобщим

уважением и непререкаемым авторитетом.

Жизнь продолжала наносить удары Конфуцию. Он похоронил жену, сына (остался

внук). Тяжело пережил он также смерть любимого ученика Янь Хуэя. Конфуций умер в

479 году до и. э. на 73-м году жизни. Ученики похоронили его, в соответствии с

освященным учителем ритуалом три года жили около его могилы, совершая траурные

церемонии, а один из них, Цзы гун, прожил в хижине у могилы учителя шесть лет. Его