Файл: ПСИХОЛОГИЯ КОНФЛИКТА_Гришина.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.08.2024

Просмотров: 613

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Методика рисуночного теста «Деловые ситуации» состоит из 20 рисунков, изоб­ражающих конфликтные ситуации производственного характера (рис. 4-3). Проце­дура опроса, обработки данных и интерпретации результатов аналогична тем, что используется в тесте Розенцвейга (Практическая психодиагностика, 1998).

Для решения задач изучения поведения в семейных конфликтах предназначен опросник Ю. Алешиной, JT. Гозмана, Е. Дубовской «Характер взаимодействия суп­ругов в конфликтных ситуациях» (1987). Он содержит описание 32 ситуаций взаи­модействия супругов, которые носят конфликтный характер. Эти ситуации отражают

Рис. 4-3. Фрагмент рисуночного теста «Деловые ситуации» Н. Г. Хитровой (источник- Прак­тическая психодиагностика. 1998, с. 600-601)

1) проблемы отношении с родственниками и детьми, 2) вопросы, связанные с воспитанием детей, 3) проявление автономии одним из супругов, 4) нарушение ролевых ожиданий, 5) рассогласование норм поведения, 6) доминирование одного из супругов, 7) проявления ревности, 8) разногласия в отношении к деньгам. Существуют два варианта опросника — для женщин и мужчин, основанные на одних и тех же ситуациях.

ФРАГМЕНТ ОПРОСНИКА «ХАРАКТЕР ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СУПРУГОВ В КОНФЛИКТНЫХ СИТУАЦИЯХ»

(Ю. Алешина, Л. Гозман, Е. Дубовская)

Вариант для женщин

1) Вы пригласили своих родственников в гости: муж, зная об этом, неожиданно поздно вернулся домой. Вас это огорчило, и после ухода гостей Вы высказываете мужу свое огорчение, а он не может понять причины недовольства. Вы...

16) Вы просите мужа помочь ребенку приготовить уроки, потому что сами хуже знакомы с этим предметом, а муж продолжает заниматься своими делами и отсылает ребенка к Вам, говоря, что ему некогда. Вы...

22) У Вас есть любимое увлечение, которому Вы уделяете свободное время. Муж не раз­деляет этого интереса и даже выражает открытое недовольство. Вы...

27) Муж давно просил зашить ему брюки. Сегодня он хотел надеть их, но они оказались незашитыми. Он высказывает свое недовольство, несмотря на то что знает, что Вам было некогда. Вы...

30) Приятель мужа позвонил и попросил Вас передать кое-что мужу, как только тот вер­нется домой. У Вас было много дел, и Вы вспомнили об этом только поздно вечером. Муж был очень недоволен и в резкой форме сказал, что Ваша необязательность уже не в первый раз ставит его в неловкое положение. Вы...

26) Вы собирались провести воскресенье дома, но оказалось, что муж обещал друзьям навестить их. Вам очень не хочется идти. Вы...


17) В последнее время на работе Вы много общаетесь с одним из Ваших коллег. Вы часто звоните друг другу, упоминаете о нем в разговорах с мужем. Мужу это явно неприят­но. Вы...

10) Вы начали ремонт квартиры. Неожиданно оказалось, что эта затея обойдется доро­же, чем Вы предполагали. Муж с самого начала относился скептически к Вашим пла­нам, а теперь очень сердит на Вас за непредвиденные расходы. Вы...

Заполняющим опросник предлагается выбрать один из возможных вариантов ответа, отражающих разные формы реагирования: активное выражение несогла­сия; пассивное выражение несогласия; пассивное выжидание; пассивное выраже­ние согласия; активное выражение согласия. Ответы определенным образом обра­батываются и дают возможность получить представление об уровне конфликтнос­ти в семье.

Аналогичные задачи, но в области изучения взаимодействия руководителя и его подчиненных, стратегий, избираемых руководителем в конфликтных ситуациях, решает опросник А. А. Ершова (1977). Автор выделяет у руководителей первичных коллективов четыре основные сферы ценностных ориентации, которые актуализи­руются в конфликтных ситуациях: 1) ориентация на труд и его эффективность, 2) ориентация на себя, свои взгляды, опыт, 3) ориентация на авторитет коллег и руководителей, 4) ориентация на официальную субординацию, права и обязанности. Методика состоит из 12 конфликтных ситуаций, для каждой из которых предла­гаются четыре варианта решений, соответствующих четырем возможным ориентациям.

ПРИМЕР СИТУАЦИИ ДЛЯ ИССЛЕДОВАНИЯ ДЕЛОВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ (А. А. Ершов)

«Допустим, что Ваш непосредственный начальник, минуя Вас, дает задание Вашему под­чиненному, у которого уже имеется Ваше задание. Вы и Ваш начальник считаете свои задания неотложными. Выберите наиболее приемлемый для Вас вариант решения воз­никшего конфликта из предложенных:

1) буду строго придерживаться субординации и не буду оспаривать решения начальни­ка (ориентация на официальный авторитет);

2) все зависит от того, насколько авторитетен в моих глазах начальник (ориентация на личность руководителя);

3) выразив свое несогласие с решением начальника, предупрежу его о том, что впредь в таких случаях буду отменять его задание (ориентация на себя);

4) в интересах дела отменю задание начальника, приказав подчиненному сначала вы­полнить свое задание (ориентация на дело);

5) ваш вариант решения...»

Применительно к исследованию педагогического общения Э. И. Киршбаумом пред­ложены ситуации взаимодействия учителя с учениками.


Опрашиваемый в экспериментах Киршбаума учитель становится объектом на­падок и обвинений со стороны учащегося, оказывается в сложном положении во время урока и т.д. Фиксируются ответы испытуемых, которые, на основании ре­зультатов проведенных автором исследований, могут быть отнесены к одной из не­скольких категорий: «репрессивные меры», «игнорирование конфликта», «ролевое воздействие» (типа «Я — педагог, он — ученик»), «выяснение мотивов», «стимул к собственному изменению» (использование инцидента в качестве обратной связи), «рефлексивные высказывания» (о возникающих переживаниях, состоянии и т. д.).

ПРИМЕРЫ КОНФЛИКТНЫХ СИТУАЦИЙ ДЛЯ ИССЛЕДОВАНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ (Э. И. Киршбаум)

1. Вы раздаете в старшем классе контрольные работы с оценками. Один из учеников, работу которого Вы оценили на «неудовлетворительно», в Вашем присутствии и на глазах всего класса рвет работу и бросает ее на пол...

2. Вы объясняете новый материал. Один из учеников задает Вам вопрос по объясняемо­му материалу. Ваш ответ его явно не удовлетворяет. Он иронически усмехается и говорит: «Вы не знаете элементарных вещей по своему предмету. Мне на Ваших уро­ках делать нечего». Встает и выходит из класса, хлопнув дверью...

Для психологов, работающих с коллективами и организациями, важной задачей является решение проблемы диагностики потенциального уровня конфликтности в коллективе и прогнозирование возникновения реальных конфликтов. Для этих це­лей можно использовать традиционный метод социометрии, позволяющий выяв­лять отвергающих друг друга членов коллектива или лиц, имеющих низкий статус в коллективе. Специально же разработанных методических процедур, направленных на решение этой задачи, немного.

Среди них выделяется разработанная московскими исследователями методика прогнозирования межличностных конфликтов в коллективах. Предполагается, что прогнозирование может осуществляться на основе информации о сфере и уровне притязаний человека, а также на результатах оценки его активности и эмоциональ­ности, потенциально ведущих к конфликтам. Методика позволяет выделить пары, члены которых негативно оценивают друг друга, обнаруживая при этом высокую оценку уровня своих возможностей. Если при этом они отличаются повышенной эмоциональностью или агрессивностью, то ситуация столкновения их интересов или иного рассогласования создает условия для развития конфликта.

Применительно к жизнедеятельности трудовых коллективов наиболее суще­ственными параметрами взаимных оценок, по результатам исследований автора ме­тодики А. Н. Лебедева (1992), являются: уровень профессиональной подготовки, отношение к труду, уровень развития нравственных качеств, уровень способностей к руководству коллективом, уровень развития инновационных качеств. Типичными взаимными оценками в конфликтных ситуациях соответственно становятся «пло­хой специалист», «плохой работник», «плохой человек», «плохой руководитель», «работник, плохо воспринимающий новое». В предложенной процедуре работники оценивают остальных членов коллектива по основным параметрам оценок, сравни­вая их с собой (соответствующее качество развито у оцениваемого выше или ниже). Также учитывается мотивация, ориентация работника на те или иные достижения. В результате могут быть выявлены коэффициенты потенциальной конфликтности диады, коллектива, работника и др.


Внутриличностные конфликты, по мнению ряда исследователей, могут быть ди­агностированы путем выявления внутренних противоречий между различными сто­ронами «Я», личностными мотивами, тенденциями и т. д. Например, в работе отече­ственных исследователей конфликты у больных неврозами связывались с расхожде­нием их представлений о своем «реальном» и «идеальном» «Я» (Иовлев и др., 1976). Е. Б. Фанталовой предложена методика «Уровень соотношения "ценности" и "до­ступности" в различных жизненных сферах», предлагающая приемы распознавания внутренних конфликтов как «расхождений» между «ценностью» и «доступностью». Испытуемым предлагается список из 12 понятий, каждое из которых, по мнению ав­тора, обозначает одну из общечеловеческих ценностей (например, «здоровье», «ин­тересная работа», «любовь», «наличие хороших и верных друзей»). Попарное срав­нение и оценка осуществляются сначала по принципу большей значимости, затем — доступности. «Разрыв» между «ценностью» и ее «доступностью» при более высоком показателе «ценности» рассматривается как индикатор внутреннего конфликта. Кроме того, могут быть использованы известные проективные методики, выявляю­щие соответствующие личностные особенности (например, ТАТ).

А. И. Тащева считает, что интерпретация человеком понятия «конфликт» позво­ляет уточнить особенности его восприятия конфликтной ситуации и поведения по отношению к партнерам. С этой целью ею предложена «Методика исследования межличностного восприятия в конфликтной ситуации» (1984), направленная на выявление семантического поля понятия конфликта.

ФРАГМЕНТ «МЕТОДИКИ ИССЛЕДОВАНИЯ МЕЖЛИЧНОСТНОГО ВОСПРИЯТИЯ В КОНФЛИКТНОЙ СИТУАЦИИ» (А. И. Тащева)

Уважаемый товарищ!

Просим Вашей помощи в изучении смысла термина «конфликт». Результаты исследования будут использованы только в научных целях, анонимность Вашего участия гарантируется.

Инструкция испытуемому

Перед Вами список слов, в различной степени связанных с понятием «конфликт». Слова в списке расположены в случайном порядке. Вам необходимо распределить все слова списка на отрезке прямой справа и слева от термина «конфликт» таким образом, чтобы расстояние между каждым словом и термином «конфликт» отражало их смысловую близость. Важны именно эти расстояния, справа и слева распределяются лишь для удобства, так как примерно в одной точке может быть помещено несколько слов.

Список синонимов

1. Диспут

2. Стычка


3. Раздор

4. Перебранка

5. Столкновение

6. Распря

7. Брань

8. Размолвка

9. Сражение

10. Несогласие

11. Дискуссия

12. Разлад

13. Скандал

14. Неполадки

15. Разногласие

16. Драка

17. Ссора

18. Битва

19. Нелады

20. Схватка

21. Перепалка

22. Рукопашная

23. Свалка

24. Спор

25. Потасовка

В приведенном нами кратком обзоре мы ограничились примерами классических методических процедур исследования конфликта, без упоминания которых невоз­можно было бы понять непростую историю изучения конфликтов, а также проис­хождение и характер существующих эмпирических исследований, и методик, кото­рые доступны отечественным исследователям, релевантны для нашей культуры или апробированы в ней. Понятно, что в западной практике применяется более широкий спектр методов (в частности, опросных), используемых, например, для выявления стилей взаимодействия конфликтующих сторон.

Вместе с тем и по сей день, несмотря на интенсивное развитие конфликтологии, процедуры изучения конфликта остаются «слабым местом». Анцупов и Шипилов, авторы обзора методов исследования и диагностики конфликтов, включают в него — помимо описания общенаучных методологических принципов исследования, ос­новных этапов анализа конфликтов и т. д. — и методы психологии. Однако речь в основном идет о методах, направленных на изучение взаимоотношений, психологи­ческого климата и т. д. с помощью опросных методик или социометрии. Кроме того, упоминаются разнообразные диагностические методики, с помощью которых выяв­ляются такие особенности личности, как агрессивность, тревожность и др. (Анцу­пов, Шипилов, 1999). В большинстве случаев они могут использоваться в исследо­вательских целях или быть источником информации об участниках конфликта, но, в строгом смысле, они не являются методами изучения самого конфликта.

В то же время следует отдавать себе отчет в том, что методическая процедура для изучения конфликта, в свою очередь определяет и предмет исследо­вания.

Проиллюстрируем это следующим примером. В ряде исследований, выполнен­ных на основе самоотчетов индивидов, было показано, что чаще всего они связыва­ют свою неудовлетворенность отношениями с недостаточно открытой и ясной ком­муникацией и чем эта неудовлетворенность больше, тем чаще она проявляется. Напротив, хорошо приспособленные друг к другу партнеры говорят о самораскры­тии и меньшем избегании конфликтов.