Файл: ПСИХОЛОГИЯ КОНФЛИКТА_Гришина.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.08.2024

Просмотров: 605

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Более малочисленные исследования связаны с прямым наблюдением конфликта партнеров, взаимодействие которых, как показали наблюдения разных авторов, включало не только прямую дискуссию по проблеме, но и разнообразные формы ухода от конфликта. Партнеры создают свой стиль преодоления, и степень их ори­ентации на столкновение или избегание зависит в том числе и от личных представ­лений и ценностей (что было получено опять-таки с помощью самоотчетов).

Совершенно очевидно, что это не просто разные методические подходы к изуче­нию конфликтных явлений, но и фактически разные явления. В случае использова­ния самоотчетов людей мы работаем с образами конфликтной ситуации, возникаю­щими у ее участников, с их интерпретациями происходящего. В случае прямого на­блюдения — сам исследователь интерпретирует происходящее (не говоря уже о необходимости учитывать вероятное влияние присутствия наблюдателя или средств фиксации на то, как люди ведут себя в этой ситуации).

Методические проблемы в первую очередь определяют недостаточность эмпи­рических данных в сфере описания феноменологии конфликтов; нежелание моло­дых ученых, ориентированных на «академическую» науку, обращаться к этому яв­лению, столь мало доступному традиционным типам исследования; преимуще­ственную ориентацию сегодняшних специалистов скорее на практику работы с кон­фликтами, чем на их изучение.

Резюме

1. Сложность явления конфликта и разнообразие подходов к его пониманию оп­ределяют и разнообразие методических подходов и приемов изучения кон­фликта.

2. Бихевиористски ориентированные подходы предложили ряд эксперимен­тальных процедур, основанных на создании внешней ситуации, которая «объективно» ставит человека в ситуацию конфликта, и предполагающих фиксирование его реакций на эту ситуацию. Наибольшую известность полу­чили игровые процедуры (в частности, «дилемма заключенного») и модели­рование Дойчем реальных конфликтов в лабораторных условиях.

3. Сомнения в релевантности лабораторного изучения конфликта его феноме­нологии в реальных естественных условиях, в действительности оказываю­щегося бесконечно богаче своей «инсценировки», а также общая критика ла­бораторных исследований сложных форм человеческого поведения привели

к снижению их популярности и доминированию интереса к поиску возмож­ностей изучения конфликтов в реальных условиях человеческого взаимодей­ствия.

4. Невозможность широкого экспериментирования по созданию конфликтов в реальных условиях человеческого существования стимулировала поиск ана­логов конфликтного взаимодействия среди других специфических форм со­циального взаимодействия, которые, по мнению сторонников подобных под­ходов, естественным образом моделируют конфликт. Тем не менее, в боль­шинстве случаев эвристичность этих приемов не выходит за пределы данных специфических ситуаций.


5. Наиболее распространенными в изучении конфликтов в психологии являют­ся сегодня опросные методы, включающие разнообразные шкалы диагности­ки наличия конфликта, тестовые процедуры, выявляющие избираемые стра­тегии поведения в конфликтах (нередко по гипотетическим ситуациям взаи­модействия, которые предлагаются испытуемым).

6. Используемые в психологии методики диагностики внутриличностных конф­ликтов по преимуществу основываются на выявлении расхождений «реаль­ного» и «идеального» «Я» человека, что подтверждает их интерсубъектный характер.

7. Нерешенные методические проблемы изучения конфликта определяют недо­статочность эмпирического материала в сфере описания феноменологии конфликта, а также доминирование ориентации скорее на практику работы с конфликтами, чем на их исследование.


Часть 2

Феноменология конфликтов

Вторая часть посвящена вопросу о том, как возникают

конфликты и как они протекают. В главе 5 «Как

описываются конфликты» рассматриваются основные

структурные и динамические характеристики конфликта

с точки зрения научного анализа этого явления, а также

его содержания в обыденном сознании. В главе 6

«Возникновение конфликтов: оценка ситуации»

анализируется процесс восприятия ситуации и ее

определения как конфликтной и перечисляются факторы,

влияющие на этот процесс. Глава 7 «Возникновение

конфликтов: выбор стратегии реагирования» продолжает

обсуждение того, как возникают конфликты, и описывает

основные возможные формы реагирования людей

на конфликтную ситуацию. Глава 8 «Конфликтное

взаимодействие» посвящена процессу взаимодействия

участников конфликта и рассматривает их мотивы и цели,

избираемые ими стратегии поведения, основные

регуляторы их взаимодействия и — как результат —

возникающие в ходе этого процесса возможные сценарии

или модели развития конфликта.

КАК ОПИСЫВАЮТСЯ КОНФЛИКТЫ

В пятой главе рассматривается, какие понятия и категории включаются в проблем­ное поле описания конфликтов с точки зрения специалистов и какие компоненты со­ставляют явление конфликта с точки зрения «простых людей».

• Категории проблемного поля описания конфликтов

• Содержание понятия конфликта в обыденном сознании

• Структурные характеристики конфликтов

• Динамические характеристики конфликтов

• Резюме

Категории проблемного поля описания конфликтов

Как показал анализ самого понятия конфликта, различных подходов к его описа­нию и методов его изучения, в категориальном аппарате, который используется ис­следователями конфликтов, остается много нерешенных вопросов. Однако обраща­ясь к схемам описания конфликта, отраженным в литературе, можно обнаружить определенное сходство в представлениях специалистов.

Так, А. Я. Анцупов и А. И. Шипилов, авторы уже не раз упоминавшегося меж­дисциплинарного обзора по конфликтной проблематике, в результате анализа соот­ветствующей психологической литературы приходят к выводу, что описание конф­ликта может строиться на основе следующих групп основных понятий: 1) сущность конфликта; 2) его генезис; 3) эволюция конфликта; 4) классификация; 5) структура; 6) динамика; 7) функции; 8) личность в конфликте; 9) предупреждение; 10) разреше­ние; 11) методы изучения конфликта (Анцупов, Шипилов, 1996).


Л. А. Петровская, предложившая первую в отечественной литературе понятий­ную схему социально-психологического анализа конфликтов, включает в нее четы­ре основные категориальные группы: структура конфликта, его динамика, функции (конструктивные и деструктивные последствия) и типология. Помимо этих основ­ных понятий, автор указывает на практическое значение выделения и разработки тако­го понятия, как управление конфликтом, которое наряду с предотвращением, профи­лактикой, ослаблением и разрешением конфликта предполагает также его симптома­тику, диагностику, прогнозирование и контролирование (Петровская, 1977).

В процессе решения задач, касающихся выбора основных категорий описания явления, принципиальным становится вопрос об основаниях выделения тех или иных понятий в качестве необходимых и достаточных. Дело ведь не сводится к тому, чтобы обозначить наибольшее число рубрик описания или добиться максимальной дифференциации.

В качестве существенных характеристик конфликта практически всегда выде­ляются структура и динамика, что соответствует общеметодологическим принципам описания явлений.

Анцупов и Шипилов при описании структуры конфликта останавливаются на этих понятиях, как «конфликтная ситуация», «участники конфликта», «объект конфликта», «условия протекания конфликта», «образы конфликтной ситуации» и конфликтное взаимодействие». На основании выполненного анализа авторы счи­тают, что конфликт структурно состоит из конфликтной ситуации и конфликтного взаимодействия. В свою очередь, конфликтная ситуация включает в себя участни­ков, или стороны конфликта; группы поддержки (авторы описывают межличностный конфликт); объект, или предмет конфликта; условия его протекания и образы конфликтной ситуации, имеющиеся у ее участников. Конфликтное взаимодействие как структурный компонент представляет собой совокупность приемов этого взаи­модействия. Динамические характеристики конфликта авторы сводят к стадиям процесса возникновения и развития конфликта (включая и конфликтное взаимо­действие, и разрешение конфликта) (Анцупов, Шипилов, 1992, с. 76-83).

Петровская (1977) при описании структуры конфликта предлагает различать следующие составляющие: «стороны (участники) конфликта», «условия протека­ния конфликта», «образы конфликтной ситуации», «возможные действия участни­ков конфликта», «исходы конфликтных действий». Динамика конфликта представ­ляет собой процесс, описание которого включает различные стадии развития конф­ликта — от возникновения конфликтной ситуации до ее разрешения.


Мы ограничимся этими примерами, так как обращение к работам других авто­ров фактически не вносит ничего принципиально нового в понимание содержания структурно-динамических характеристик конфликта: имеющиеся в данной области представления достаточно однородны.

Содержание понятия конфликта в обыденном сознании

Приведенные выше компоненты проблемного поля конфликтных явлений выде­лены специалистами на основе теоретического анализа, а также проведенных в этой области исследований. Другой возможный путь выявления элементов конф­ликта предполагает обращение к содержанию данного понятия с точки зрения «наивного человека».

Построение концепта допускает разные подходы. Е. Смит и Д. Медин (Smith, Medin, 1981) следующим образом обобщают результаты долгой истории создания и использования концептов в психологии. Так, классический подход предполагает, что все примеры концепта разделяют общие свойства. «Экземплярный» подход, по мнению авторов, напротив, не считает возможной единую репрезентацию целого класса, или концепта, и допускает только специфические репрезентации экземпля­ров класса (в качестве примера приводится категория всех психиатрических пациентов « с суицидными тенденциями». И, наконец, «модель прототипа» исходит из того, что примеры концепта варьируют в той степени, в какой они разделяют общие свой­ства, т. е. репрезентируют общий концепт. Свойства описания верны для большин­ства, но не обязательны для всех членов данной категории. Прототип часто опреде­ляется как «типичный представитель данной группы объектов» (Андреева, 1997, с 108).

Известные исследователи в области социального познания, Н. Кантор, У. Мишел и Дж. Шварц утверждают, что именно прототипный подход обеспечивает такую стра­тегию исследований, которая может быть легко адаптирована к изучению категори­ального знания наивного наблюдателя (Cantor, Mishel, Schwartz, 1982, p. 37). Л. Хоровиц и его коллеги также считают создание прототипа лучшим инструментом, чем выделение сходных черт или характеристик; в своей работе они применяли прото­типный подход для исследования одинокой личности (Хоровиц и др., 1989). Опи­шем использовавшуюся Кантор и ее соавторами процедуру как типичную и реле­вантную для изучения прототипов.

Прежде всего, была выявлена таксономия из наиболее общих категорий,.исполь­зуемых в данной области, таких как личностные категории или категории ситуаций. Для построения таксономии исследователи обратились сначала к профессионалам (специали-стам-«персонологам», психиатрам и т. д.) и получили широко используе­мые категориальные «ярлыки». Затем они верифицировали значимость этих таксо­номии для наивного наблюдателя. Студенты, не имеющие опыта в этой области, вы­полняли задачу по сортировке карточек. Получив набор карточек, каждая из кото­рых содержала один категориальный ярлык, каждый участник должен был предло­жить свой вариант иерархической таксономии. Полученные результаты подвергались кластерному анализу на предмет совпадения обыденной и профессиональной точек зрения в отношении определенных иерархий.