Файл: ПСИХОЛОГИЯ КОНФЛИКТА_Гришина.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.08.2024

Просмотров: 592

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Успешное разрешение конфликта требует учета интересов всех участников кон­фликта. В этой связи важно иметь в виду не только его непосредственных участни­ков — тех, между кем собственно и развивается конфликтное взаимодействие, но и других лиц, чьи интересы могут быть затронуты данной ситуацией и чья позиция может иметь влияние на исход конфликта. В сущности, они могут рассматриваться как пассивные участники данной конфликтной ситуации.

Условия конфликта

Под условиями явления обычно понимают обстоятельства или факторы, опреде­ляющие его характеристики и возможность его возникновения (в случае необходи­мых и достаточных условий). Условия конфликта, входящие в число его структур­ных характеристик, включают в себя условия его возникновения и условия его про­текания.

Обычно под условиями возникновения понимают объективные особенности внеш­ней ситуации, которые считаются существенными для возникновения конфликта. Например, Р. Дарендорф, описывая причины социальных конфликтов, пишет о «технических» (появление руководящих лиц в подгруппах), «политических» (воз­можность организации противоположных интересов) и «социальных» (возможнос­ти общения и увеличение числа членов подгрупп) условиях возникновения конф­ликтов (Тернер, 1985). В возникновении социальных явлений, как правило, суще­ственную роль играют субъективные факторы, связанные с людьми. И в этом слу­чае очень трудно или даже невозможно определить те факторы, которые могут рассматриваться как необходимые или достаточные для возникновения конфликта.

Применительно к межличностным ситуациям можно говорить об общем харак­тере их отношений (вспомним схему Дойча с 16 типами социального взаимодей­ствия), который может быть описан, исходя из параметров кооперативности—кон­курентности, равенства — неравенства партнеров, их ориентации на задачу и взаимоотношения и т. д. Ситуация нзаимодействия людей, независимо от их отношения к ней, занимаемой ими субъективной позиции, оценки своих отношений и т. д., мо­жет быть объективно охарактеризована как ситуация позитивной взаимозависимо­сти людей (кооперативная ситуация) или их противоречивой или негативной взаи­мозависимости (конкурентная ситуация). Сами люди могут не рассматривать свои отношения как противоречивые или конкурентные, однако считается, что объек­тивно конкурентные отношения являются одним из условий, которые, при прочих равных, способствуют возникновению конфликтов.

Как правило, тесные контакты между людьми (например, супружеские отноше­ния) потенциально содержат в себе и множественные виды кооперативных связей, и одновременно — в явном или скрытом виде — противоречия в целях и интересах. Тогда в качестве условий возникновения конфликта будут выступать факторы, спо­собствующие переходу их взаимодействия в конфликтные формы.


Причины возникновения конфликта связаны с какими-то конкретными действи­ями участников ситуации или возникшими обстоятельствами. Какие бы проблемы в их общении ни существовали, какие бы объективные ситуации ни возникали, вступают в конфликт, в конечном счете, конкретные люди. Выявить причину конф­ликта — это значит понять, что именно в действиях или поведении участников при­вело к переходу их взаимодействия в конфликтные формы.

К условиям протекания конфликта относят факторы, оказывающие влияние на его развитие. Обычно конфликтологи говорят о факторах ситуации — социокуль­турном контексте конфликта (включающем культурные нормы протекания и разре­шения конфликтов), непосредственном ситуационном фоне развития данной конф­ликтной ситуации (который может выступать как фактор ужесточения конфликта), наличии третьих сил, заинтересованных в смягчении или обострении конфликта и др. (Эти факторы будут рассмотрены в связи с проблемами разрешения конфликтов.)

Предмет конфликта

Предмет конфликта (иногда его также называют объектом) — это то, что стано­вится объектом противоречащих друг другу или несовместимых притязаний сто­рон. Предметом конфликта может быть конкретный объект (например, материаль­ный предмет — одна книга на двоих), конкретная возможность (одна должность, на которую претендуют два человека, или одна путевка в санаторий на весь отдел), или некое ценностное утверждение, исключающее мнение другого, или соблюде­ние/несоблюдение каких-то правил и т. д. Предмет конфликта — это именно то, из-за чего спорят, что становится объектом переговоров или борьбы участников взаимодействия. Предмет конфликта, как правило, связан с целями конфликтую­щих сторон (или, по меньшей мере, с целью одной из них), однако не все их цели в конфликте связаны с предметом конфликта.

Действия участников конфликта

Структурным компонентом конфликта, без которого он бы просто не мог суще­ствовать, являются также действия его участников. В совокупности они образуют то, что называется конфликтным взаимодействием. Взаимонаправленность и взаимообусловленность действий участников вынуждает говорить не столько о действиях отдельных людей, сколько об их взаимодействии. Вспомним классическое (описание развития противоречия, принадлежащее Гегелю: «Действие начинается, (собственно говоря, лишь тогда, когда выступила наружу противоположность, со­державшаяся в ситуации. Но так как сталкивающееся действие нарушает некото­рую противостоящую сторону, то этим разладом оно вызывает против себя проти­воположную силу, на которую оно нападает, и вследствие этого с акцией непосред­ственно связана реакция» (Гегель, 1968, с. 37). Конфликтное взаимодействие, в сущности, и является основным содержанием процесса конфликта.


Исход конфликта

Исход конфликта как структурный элемент представляет собой не столько ре­зультат, завершающую стадию развития конфликта, сколько идеальный образ это-|го результата, имеющийся у участников конфликтного взаимодействия и, в конеч-Jhom счете, определяющий его направленность.

В конфликтном взаимодействии участники преследуют цели, связанные с предметом конфликта, воздействием друг на друга, «сохранением лица» и т. д. Далеко не всегда они полностью осознаются участниками ситуации и тем более формули­руются в терминах достижения конкретных результатов. Вместе с тем образ жела­тельного исхода конфликта становится регулятором конкретных действий участни­ков ситуации.

Структурные характеристики конфликта, являясь его необходимым компонен­том, в то же время не дают возможности прогнозировать развитие конфликта. С практической точки зрения поэтому более существенным представляется рас­смотрение действий участников и исхода конфликта в контексте динамических ха­рактеристик.

Динамические характеристики конфликтов

К динамическим характеристикам конфликта относят стадии развития конф­ликта и процессы, возникающие на различных его стадиях. Описание данных ха­рактеристик предполагает рассмотрение регуляторов динамики конфликта, опре­деляющих его возникновение и развитие. Безусловно, различение структурных и динамических параметров конфликта иногда бывает недостаточно четким. Напри­мер, цели участников конфликта выступают, с одной стороны, в роли регуляторов взаимодействия, с другой же — являются характеристиками сторон конфликта, его структурных элементов.

Динамическим характеристикам конфликта уделяется основное внимание в ра­ботах по конфликтологии. Очевидно, это связано с тем, что именно происходящее в конфликте оказывает решающее влияние на его конструктивный или деструктив­ный исход, на разрешение конфликта и на его последствия. Во всяком случае, воп­росы, связанные с динамикой конфликта, рассматриваются в конфликтологичес­кой литературе значительно чаще, чем его структурные характеристики.

Описание динамических характеристик конфликта предполагает внимание к развитию конфликта и требует ответа на два ключевых вопроса: что происходит в конфликте (процессы, возникающие на разных стадиях) и как это происходит

(регуляторы этих процессов).

Обычно считается, что конфликт проходит через следующие этапы развития:

1) возникновение объективной конфликтной ситуации (или предконфликтной ситуации);


2) осознание ситуации как конфликтной;

3) конфликтное взаимодействие (или собственно конфликт);

4) разрешение конфликта.

Несмотря на то что данное представление является едва ли не общепринятым, оно вызывает вопрос: когда же, собственно, возникает конфликт и что считать его началом? В отечественной литературе эта проблема нашла свое отражение в раз­личении понятий конфликта и объективной конфликтной ситуации. В целом, ана­лизируя содержание, вкладываемое разными авторами в понятие конфликтной си­туации, можно сказать, что она в основном интерпретируется как совокупность объективных внешних обстоятельств и условий, способствующих возникновению конфликта. Конфликт, в свою очередь, представляет собой реальное столкновение участников ситуации, их противостояние, началом которого становится осознание ими ситуации как конфликтной и переход к конфликтному взаимодействию.

Таким образом, анализ динамических характеристик конфликта предполагает описание того, как из некоей совокупности внешних условий возникает конфликт, как происходит само конфликтное взаимодействие и как конфликт разрешается (или иным образом заканчивается).

Резюме

1. Категории проблемного поля описания конфликтов содержат его структур­ные и динамические характеристики.

2. К структурным характеристикам конфликтов относят следующие его состав­ные компоненты: участники (стороны) конфликта, его условия (возникнове­ния и протекания), предмет (объект) конфликта, действия участников, исход (результат) конфликта.

3. Описание динамических характеристик конфликта предполагает рассмотре­ние развития конфликта и требует ответа на вопросы, что происходит в кон­фликте (процессы, возникающие на разных стадиях) и как происходит (регу­ляторы этих процессов).

4. В системе «наивного», «естественного» знания прототип конфликта включа­ет в качестве составных компонентов представления об участниках конф­ликта, его контексте (внешней ситуации), его «начале» в виде исходного со­бытия, процессе конфликтного взаимодействия и его исходе.

5. Основные элементы конфликта в оценке специалистов и в оценке «простого человека» совпадают.


Глава 6

ВОЗНИКНОВЕНИЕ КОНФЛИКТОВ: ОЦЕНКА СИТУАЦИИ

В главе «Возникновение конфликтов» рассматривается, как внешние обстоятельства ситуации воспринимаются человеком, на основании чего осуществляется «определе­ние ситуации», какой процесс ведет к определению ситуации как конфликтной и ка­кие «объективные», «групповые» и «персональные» факторы ведут к восприятию си­туации как конфликтной.

• Критические жизненные ситуации

• Объективно-субъективная природа конфликтов

• Восприятие ситуации

• Определение ситуации

• Определение ситуации как конфликтной

• Факторы определения ситуации как конфликтной

— «Объективные» факторы определения ситуации

— «Групповые» факторы определения ситуации

— «Индивидуальные» факторы определения ситуации

• Синтез ситуационного и личностного подходов

• Резюме

Критические жизненные ситуации

В повседневной жизни человек переживает самые разнообразные ситуации, со­вокупность которых образует наше актуальное жизненное пространство. Если же перейти от этого «горизонтального» измерения к временному, «вертикальному» — сменяющим друг друга годам жизни, то и здесь мы увидим череду событий, обстоя­тельств, ситуаций, составляющих и образующих общий жизненный путь человека.

Понятие ситуации в психологии недостаточно определено. В своей работе по методологическим и теоретическим проблемам психологии Б. Ф. Ломов назвал разработку способов и средств описания ситуации одной из важнейших задач (Ло­мов, 1984, с. 120). Однако ситуация как самостоятельное понятие со своим опреде­ленным содержанием почти не рассматривается в психологических исследованиях. В психологическом словаре 1998 года ситуация описывается самым традиционным образом как «система внешних по отношению к субъекту условий, побуждающих и опосредующих его активность» (Краткий психологический словарь, 1998, с. 348). Вместе с тем совершенно очевидно, что подобное определение не удовлетворяет современному пониманию этого понятия. Ю.Н.. Емельянов, обсуждая социально психологические проблемы изучения ситуаций, отмечал: «Удивительно то, что пси­хологи, постоянно утверждая, что поведение человека не может быть понято вне ситуационного контекста, уделили мало внимания непосредственно самому фено­мену участия людей в ситуации как явлению, обладающему самостоятельным науч­ным статусом... Тенденция представлять ситуацию независимо от людей, в ней уча­ствующих, отводя им роль внечувственного созерцания, закрывает от социальных пси­хологов концептуальные возможности данного понятия...» (Емельянов, 1987, с. 57).