ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 24.08.2024
Просмотров: 13062
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Московский государственный университет
Введение § 1. Программа и цели преподавания римского права
§ 2. Источники по истории римского государства и римского права
§ 3. Периодизация при изложении римского права
Книга первая. Общественно-экономические отношения, политическое устройство и источники права
§ 8. Разложение родового устройства
Раздел второй. Становление римского государства § 9. Период военной демократии
§ 10. Органы власти военной демократии царского периода
§ 12. Трибы — деление жителей по территориальному принципу
§ 13. Разложение военной демократии
§ 15. Завоевательные войны и новые категории граждан
Раздел четвертый. Государственное устройство во времена ранней республики
§ 17. Сенат в ранней республике
Глава вторая. Магистраты в ранней республике
§ 18. Деление римских магистратур и магистратов
§ 19. Ординарные патрицианские (патрициано-плебейские) магистраты
§ 20. Экстраординарные патрицианские (патрициано-плебейские) магистраты
Раздел пятый Глава первая. Период неписанных правил поведения —jusnonscriptum
§ 22. Период обычных норм поведения
Глава вторая. Период писанного права —jusscriptum
§ 26. Решения concilia plebis. Plebiscita
§ 28.Interpretatio. Начало юридической науки
§ 29. Общие принципы древнеримского права
Глава первая. Экономические и политические отношения в классический период
§ 30. Период классического рабовладельческого хозяйства
§ 32. Общественное устройство в классическом рабовладельческом Риме
Глава вторая. Внешняя политика и внутренние отношения § 33. Завоевательные войны
§ 34. Внутренние отношения в римском государстве
Раздел второй. Государственное устройство классического рабовладельческого государства
Глава первая. Государственное устройство во времена олигархии § 35. Сенат — основной орган олигархии
§ 36. Собрания во времена олигархии
§ 37. Магистратуры во времена олигархии
Глава вторая. Принципат § 38. Возникновение принципата
§ 39. Отмирание республиканских органов
§ 41. Вспомогательные органы и учреждения при принцепсе
§ 42. Управление городом Римом, Италией и провинциями
§ 43. Юридическая наука —jurisprudencia
§ 45. Сабинианцы и прокулеанцы
Глава вторая. Источники права в классическом риме
§ 49. Эдикты магистратов —jushonorarium
§ 50. Senatus consulta и orationes principum
§ 53. Общие черты классического римского права
Раздел первый. Общественно-экономические отношения в постклассический период
Глава первая. Экономические и политические отношения — колонат
§ 54. Упадок рабовладельческого хозяйства
§ 56. Общественное устройство в постклассическом Риме
§ 58. Прекращение завоеваний и нападение варваров
Раздел второй. Государственное управление рима во времена домината
Глава первая. Организация централизованной государственной власти § 59. Император —dominusасdeus
§ 61. Центральные государственные органы
§ 63. Местная автономия и автономия крупных земельных владений
§ 65. Преподавание римского права
Глава вторая. Источники права в постклассический период
§ 68. Общие черты постклассического римского права
Раздел четвертый. Кодификация римского права
§ 69. Римские кодификации до Юстиниана
§ 70. Варварские кодификации римского права
§ 73. История Юстиниановой кодификации на Западе
Часть первая. Частное право (jus quod ad personas pertinet)
Раздел первый. Статусное право
§ 74. Понятие статусного права
Глава первая. Правоспособность физических лиц
§ 75. Правоспособность римских граждан (statuscivitatis)
§ 76. Правоспособность латинов и перегринов (statuslibertatis)
§ 77. Правовое положение рабов (Servi)
§ 78. Правовое положение вольноотпущенников.Libertini
§ 79. Статусные суды. Quaestiones status
Глава вторая. Дееспособность физических лиц
§ 80. Дееспособность малолетних
§ 81. Дееспособность совершеннолетних женщин
§ 82. Дееспособность лиц с психическими, моральными и физическими недостатками
§ 83. Дееспособность лиц моложе 25 лет
Глава третья. Право- и дееспособность юридических лиц
§ 84. Юридические лица в древнем праве
§ 85. Юридические лица в классическом праве
§ 86. Юридические лица в постклассическом праве
§ 88. Лица sui juris и лица alieni juris
§ 89. Агнатическое и когнатическое право
Глава вторая. Брачное право § 91. Понятие брака
§ 92. Условия заключения брака
§ 97. Приданое и свадебный дар
§ 99. Связи между мужчиной и женщиной, сходные с браком
Глава третья. Отцовская власть.Patriapotestas § 100. Отцовское и родительское право
§ 101. Начало установления отцовской власти
§ 102. Личное положение лицalienijuris
§ 103. Имущественное положение лицalienijuris
§ 104. Прекращение отцовской власти
§ 105. Положение внебрачных детей
Глава четвертая. Опека и попечительство § 106. Понятие опеки и попечительства
§ 109. Попечительство над безумными
§ 110. Попечительство над расточителями
§ 111. Попечительство над лицами моложе 25 лет
§ 112. Другие виды попечительства
§ 114. Вещно-правовые отношения
Глава первая. Вещи § 115. Понятие вещи
§ 116. Движимые и недвижимые вещи
§ 117. Заменимые и незаменимые вещи
§ 118. Единые и составные (сложные) вещи
§ 119. Делимые и неделимые вещи
§ 120. Главные вещи и принадлежности
§ 121. Плодоприносящие вещи и плоды
§ 122. Телесные и бестелесные вещи
§ 123. Вещи в частной собственности и вещи вне частной собственности
§ 124. Вещи в обороте и вещи вне оборота
§ 125. Res mancipi и res nee mancipi
Глава вторая. Понятие и виды собственности § 126. Происхождение права частной собственности
§ 127. Понятие частной собственности
§ 128. Ограничение прав частных собственников
§ 129. Виды частной собственности
§ 130. Квиритская собственность
§ 131. Бонитарная собственность
§ 133. Провинциальная собственность
§ 134. Совместная собственность (condominium)
А) Публичные способы приобретения собственности § 136.Venditio sub hasta или venditio sub corona
§ 138. Решение споров по разделу
§ 139. Приобретение собственности на основании закона
Б) Частные способы приобретения собственности поjuscivile § 140.Mancipatio
§ 142. Приобретательная давность. (Usucapio)
§ 143. Погасительная давность (praescriptio)
В) Способы приобретения собственности поjusgentium § 144.Traditio
§ 147. Принадлежность. (Accessio)
§ 148. Переделка. (Specificatio)
Глава четвертая. Защита и прекращение права собственности § 151. Защита собственности
§ 152. Средства защиты квиритского собственника
§ 153. Средства защиты бонитарного собственника
§ 154. Особые средства защиты собственников
§ 155. Прекращение права собственности
Глава пятая. Владение § 156. Понятие и виды владения
Глава шестая. Имущественные права на чужие вещи § 160. Понятие и виды права на чужие вещи
А) Сервитуты § 161. Понятие сервитутов
А) Способы установления и виды сервитутов § 162. Способы установления сервитутов
Б) Земельные сервитуты § 164. Сельские земельные сервитуты
§ 165. Городские земельные сервитуты
В) Личные сервитуты § 166. Пользование плодами.Ususfructus
§ 168. Право проживания.Habitatio
§ 169. Ореrае servorum vel animalium
Г) Защита и прекращение сервитутов § 170. Защита сервитутного права
Б) Долгосрочная аренда земли (jusperpetuum) § 172. Понятие долгосрочного договора об аренде земли
В) Договор о залоге § 176. Понятие договора о залоге
§ 181. Обязательственные отношения
Глава вторая. Субъекты обязательственных отношений § 182. Обязательственная право- и дееспособность
А) Действие обязательств по отношению к лицамalienijurisи рабам § 183.Actionesadiectiaequalitatis
§ 185. Естественные обязательства
§ 187. Исполнение в обязательственных отношениях
§ 188. Замена субъектов обязательственных отношений
В) Совокупные обязательственные отношения § 189. Раздельные совокупные обязательственные отношения
§ 190. Солидарные обязательства
Глава третья. Содержание обязательственных отношений § 191. Предмет обязательственной престации
§ 192. Делимые и неделимые обязательства
§ 193. Индивидуально и генетически определенные обязательства
§ 194. Разовые, постоянные и сукцессивные обязательства
§ 195. Альтернативные обязательства иfacultasalternativa
§ 196. Obligationes stricti juris и obligationes bonae fidei
Глава четвертая. Источники обязательств § 200. Деление источников обязательственных отношений
§ 202. Элементы обязательственных договоров
А) Существенные элементы договоров § 203. Виды существенных элементов обязательственных договоров
§ 204. Право- и дееспособность субъектов
§ 205. Согласованное волеизъявление субъектов договора
§ 206. Расхождения между выраженной и внутренней волей сторон
§ 207. Reservatio mentalis и simulatio
Б) Естественные элементы договоров § 215. Понятие естественных элементов договоров
В) Несущественные элементы договоров § 216. Понятие несущественных элементов договоров
Г) Недействительность договоров § 220. Недействительность договоров
§ 221. Признание юридической силы недействительных договоров
Д) Классификация договоров § 222. Деление договоров
Глава седьмая. Вербальные договоры § 227. Понятие вербальных договоров
Глава восьмая. Реальные договоры § 231. Понятие реальных договоров
§ 236. Безымянные реальные договоры
Глава девятая. Литтеральные договоры § 237. Понятие литтеральных договоров
§ 238. Expensilatio или nomina transcriptica
§ 240. Литтеральный договор во времена Юстиниана
Глава десятая. Консенсуальные договоры § 241. Понятие консенсуальных договоров
§ 242. Купля-продажа. Emptio venditio
§ 244. Договор товарищества.Societas
§ 245. Договор поручения.Mandatum
§ 247. Дополнительные соглашения.Pactaadjecta
§ 249. Легитимные пакты.Pactalegitima
§ 251. Элементы частных деликтов
§ 252. Черты обязательств из деликтов
§ 253. Деление частных деликтов
А) Деликты по древнеримскому праву § 254.Injuria
§ 256. Другие деликты по ЗаконамXiIтаблиц
Б) Деликты по преторскому праву § 259.Dolus
§ 262. Другие деликты по преторскому праву
Глава тринадцатая. Variecausarumfigurae § 263.Variecausarumfiguraeкак источники обязательств
A)Quasicontractus. § 264. Понятие квазиконтрактов как источников обязательств
Б)Quasidelicta § 269.Quasidelictaкак источники обязательств
В) Другие источники обязательств § 270. Обязательства по односторонним обещаниям
§ 271. Обязательства собственников
§ 272. Обязательства владельцев
§ 273. Обязательства между членами семьи и между патроном и клиентом
Глава четырнадцатая. Обеспечение требований § 274. Понятие и деление способов обеспечения требований
А) Реальное обеспечение кредитора со стороны должника § 275. Договоры о залоге
Б) Персональное обеспечение кредитора со стороны должника § 277.Stipulatiopoenae
§ 278. Другие способы персонального обеспечения кредиторов со стороны должника
В) Обеспечение кредиторов со стороны третьих лиц § 279. Договоры поручительства.Adpromissio
§ 280. Другие случаи обеспечения кредиторов со стороны третьих лиц
Глава пятнадцатая. Погашение обязательств § 282. Понятие и деление способов погашения обязательств
§ 284. Исполнение обязательств
§ 288. Другие способы погашения обязательствipsojure
Б) Погашение обязательствopeexceptionis § 289.Pactum de non petendo
§ 290. Litis contenstatio и судебное решение в judicia imperio continentia
Глава шестнадцатая. Последствия неисполнения обязательств § 291. Созревание обязательств
§ 293. Просрочка кредитора.Moracreditoris
§ 294. Просрочка должника.Moradebitoris
§ 296. Наследственно-правовые отношения
§ 300. Способы наследования (основания наследования)
Глава вторая. Наследование по закону § 301. Порядок наследования по закону в древнем праве
§ 302. Порядок наследования по закону в классическом праве
§ 303. Наследование по закону в постклассическом праве
Глава третья. Наследование по завещанию § 304. Понятие завещания
А) Формы завещания § 305. Формы завещания в древнее время
§ 306. Формы завещания в классическом праве
§ 307. Формы завещания в постклассическом праве
Б) Содержание, правомочность и открытие завещания § 308. Содержание завещания
§ 309. Завещательные субституции
§ 310. Отмена, недействительность и ничтожность завещания
Глава четвертая. Необходимое наследственное право § 312. Понятие необходимого наследственного права
§ 313. Формально необходимое наследственное право
§ 314. Материально необходимое наследственное право
§ 315. Материально необходимое наследственное право при Юстиниане
Глава пятая. Принятие наследства § 316. Открытие, или деляция, наследства
§ 317. Heredes sui et necessarii
§ 322. Защита наследственных прав
Глава шестая. Сингулярная сукцессия, легаты и фидеикомиссы § 323. Понятие легата
§ 325. Правовое положение и защита легатариев
§ 327. Универсальный фидеикомисс
§ 329. Дарение в случае смерти
§ 331. Становление гражданского процесса
§ 332. Разделение гражданского процесса, на производствоinjureи производствоapudjudicem
§ 333. Исчезновение самоуправства
Глава вторая. Легисакционный процесс § 334. Черты легисакционного процесса
А) Органы легисакционного процесса § 335. Органы легисакционного процессаinjure
§ 336. Органы легисакционного процессаapudjudicem
Б) Процесс in jure и apud judicem § 337. Легисакционный процессinjure
§ 338. Легисакционный процессapudjudicem
В) Виды легисакции § 339. Деление легисакции
§ 341. Legisactio per judicis postulationem
§ 342.Legisactiopercondictionem
§ 343. Legisactio per manus injectionem
§ 344. Legisactio per pignoris capionem
Глава третья. Формулярный процесс § 346. Становление и черты формулярного процесса
А) Органы формулярного процесса
§ 351. Существенные части формулы
§ 352. Несущественные части формулы
§ 353. Помощники и заместители сторон
§ 355. Формулярный процессapudjudicem
§ 357. Аннулирование судебного решения
§ 358. Исполнение судебного решения
В) Виды исков в формулярном процессе § 359. Деление исков в формулярном процессе
§ 360. Actiones civiles и actiones honorariae
§ 361. Actiones stricti juris и actiones bonae fidei
Глава пятая. Экстраординарный процесс § 372. Становление и основные черты экстраординарного процесса
§ 373. Органы экстраординарного процесса
§ 379. Исполнение судебного решения
§ 15. Завоевательные войны и новые категории граждан
Начиная с периода военной демократии, и в период республики, и в последующие периоды существования римского государства война и военная организация стали "основным занятием" римлян и основной функцией римского общества. Рим годами вел дипломатические и военные битвы, основной целью которых было порабощение соседних народов. Способы, которыми Рим вел борьбу с противником, были различными: политические и хозяйственные союзы, угрозы, но военная сила употреблялась только тогда, когда иначе нельзя было добиться выполнения своих экспансионистских целей. От своего основания и до конца первого века Рим аннексировал и завоевал всю Италию, включая Сицилию. Земля покоренных народов превращалась в ager publicus, жители, захваченные с оружием в руках, становились рабами и получали статус латинов или перегринов.
Раздел четвертый. Государственное устройство во времена ранней республики
Глава первая. НАРОДНЫЕ СОБРАНИЯ И СЕНАТ
§ 16. Народные собрания
Отличительной чертой государственного устройства ранней республики является становление и функционирование народных собраний. Собрания с периода военной демократии являлись реликтами куриатных и центуриатных комиций. В соответствии с новыми потребностями, были созданы трибутные комиций. Под комициями подразумеваются собрания патрициев и плебеев, имеющие законодательные, управленческие и судебные функции. Кроме того, существовали и собрания одних плебеев, так называемые concilia plebis. Кроме комиций и концилий существовали contiones — неформальные собрания граждан, не имеющие права принимать решения, а только ведущие политическую агитацию, рассматривающие и обсуждающие постановления магистратур.
о) Куриатные комиции. — Куриатные комиции были реликтом родо-племенного устройства. Они рассматривали прежде всего семейно-правовые и наследственно-правовые отношения, как этого требовал lex curiata de imperio, властью, данной им наивысшими магистратурами.
б) Центуриатные комиции. — Центуриатные комиции выступали как "comitiatus maximus" римского народа. Их созывали наивысшие магистраты за три недели перед собранием. С этого времени на три contiones изменялся ежедневный порядок. Проводились необходимые формальности, которые состояли в отправлении стражи на Яникум и в вопрошании воли богов по поводу созыва собрания — принятия ауспиций.
Работа собрания начиналась призывом к богам. (25) Голосование проходило так же, как и в предыдущий период. При достижении большинства по центуриям голосование прекращалось. Как главное собрание римского народа центуриатные комиции отвечали за все важные и злободневные вопросы. Решения центуриатных комиций ратифицировал сенат (patrum auctoritas), согласно Lex Publilia Philonis.
в) Трибутные комиции. — Трибутные комиции являлись собраниями римского народа, структура и деятельность которых базировались на делении Рима на управленческо-территориальные единицы или трибы. Существовало 4 городских и 31 сельская трибы. Запись в отдельную трибу зависела от того, имел или не имел субъект землю. Безземельные граждане записывались в городские трибы, а богатые слои — в сельские.
Процедура созыва были такой же, как и при созыве центуриатных комиций.
Голосование происходило по трибам. В ведении трибутных комиций были те вопросы, которые не относились к компетенции центуриатных комиций.
г) Concilia plebis tributа. — Concilia plebis tributа было собранием плебеев. В этих собраниях правом голоса обладали только плебеи. Голосование происходило по трибам, аналогично голосованию в трибутных комициях. Плебейские собрания созывались для избрания плебейских трибунов и эдилов и для нормативной деятельности. Решения concilia plebeis именовались plebiscitа и были обязательны только для плебеев, а согласно lex Hortensia — для всего римского народа.
§ 17. Сенат в ранней республике
Сенат в ранней республике был государственным органом, состоящим из 300 виднейших патрициев. После успешной борьбы с патрициями плебеи также получили право входить в сенат. Таким образом, сенат стал органом виднейших патрициано-плебейских магистратов, внесенных в список сенаторов. По закону Овиния (между 318 и 312 годом до н. э.) включение в список сенаторов производили цензоры. Списки сенаторов составлялись из отслуживших магистратов, которые по моральному поведению, имущественному положению, отношению к своему и государственному имуществу признавались виднейшими римлянами. Члены сената, включенные в список сенаторов, группировались в определенном порядке: сенаторы консульского, преторского, цензорского, эдильского ранга, а все остальные были senatores pedarii (26). Старшим по рангу сенатором был princeps senatus.
Заседания сената происходили в храме. После внесения предложения сенаторы голосовали таким образом, что имевшие одно мнение занимали одну сторону, а имевшие противоположное мнение — другую сторону храма. Решения, которые выносил сенат, были senatus consulta и senatus auctoritas. Senatus auctoritas были решения, которыми сенат утверждал принятые законы и другие акты собраний или не соглашался с ними. Сенат в период республики, особенно во время Пунических войн, был доминирующим органом, важнейшим фактором римского порядка. Во внутренней политике сенат был совещательным органом магистратов, придавал направление их работе во всех сферах общественной жизни, как то в религии, морали, общественном строительстве и т. д. В случае крайней опасности для римского государства senatus consultum ultimum объявлял чрезвычайное положение для восстановления государственного порядка. Во внешних отношениях сенат проводил единую внешнюю политику, ибо магистраты должны были действовать согласно решениям сената.
Глава вторая. Магистраты в ранней республике
Кроме двух консулов были учреждены и другие государственные органы, членам которых доверялась забота об отдельных секторах государственной работы. Постоянные секторы государственной работы, совершаемой этими лицами, назывались магистратурами (27), а лица, избранные и наделенные властью для производства этих работ, назывались магистратами или гонорес.
§ 18. Деление римских магистратур и магистратов
Все магистратуры — государственные службы — имели несколько общих черт.
1. Хотя магистратуры были постоянными системами ведения государственных дел, магистраты были временными государственными служащими, избиравшимися на 1 год; в порядке исключения, в некоторых магистратурах на полгода или — максимум — на полтора года.
2. Магистраты не были неограничены в своих полномочиях, напротив, правом интерцессии более высокие или одинаковые по рангу магистратуры могли и запретить акты, в случае несогласия с их составителями. Это же относилось к актам диктаторов, так как акты цензоров и трибунов подлежали интерцессии лишь со стороны своих коллег — цензоров и трибунов.
3. Магистраты несли ответственность за исполняемую работу. Эта ответственность могла быть гражданско-правовой, уголовно-правовой или политико-правовой природы.
4. Магистраты исполняли свою должность бесплатно. Было honor (28), честью или почетом, нести государственную службу, поэтому она была доступна только богатым.
Существовали различные виды магистратур. Возможна следующая классификация магистратур:
1. Патрицианские (патрициано-плебейские) и плебейские магистратуры. — Патрицианскими были магистратуры, доступные только патрициям. В результате борьбы с патрициями плебеи добились и своего избрания в эти магистратуры, трансформировавшиеся в патрициано-плебейские. Плебейскими были магистратуры, в которые избирались только плебеи, становившиеся плебейскими трибунами и плебейскими эдилами.
2. Высшие и низшие магистратуры. — Высшие магистратуры — магистратуры cum imperio — имели в своем ведении все государственные дела в мирное (imperium domi) и военное (imperim militiae) время.
Магистраты cum potestate были органами, ведающими совершением точно определенных дел, например, принятием постановлений — эдиктов.
3. Ординарные и экстраординарные магистратуры. — Ординарные магистратуры вели постоянные и текущие государственные дела и обычно избирались на комициях или concilia plebis. Экстраординарные магистратуры совершали, дела чрезвычайного характера. Обычно они не избирались, а назначались сенатом или каким-нибудь другим магистратом в чрезвычайных обстоятельствах.
4. Коллегиальные и индивидуальные магистратуры. — В коллегиальные магистратуры избирались двое или более носителей власти, которые не действовали как коллегиальный орган, но каждый из них властвовал в определенныый период времени, например, по одному дню, месяцу, неделе, году. В индивидуальных магистратурах носителем власти было постоянно одно и то же лицо.
5. Курульные и некурулъные магистратуры. — Курульные магистратуры имели право при ведении государственных дел пользоваться священным курульным креслом (sella curulis), а некурульные этого права не имели.