ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 01.09.2024
Просмотров: 677
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Формирование культурной традиции востока и запада.
Классические культуры древнего востока
I. Эпоха неолита и бронзы (5000-3000 лет до н.Э.)
II. Эпоха трех древнейших городских цивилизаций китая
III. Культура китая в период древних империй
Формирование китайской парадигмы культуры
Классическая культура древней индии. Культура ом
Пространство, время, закон в системе ведического знания
28 Видов неспособностей Девять видов удовлетворения
Санкхья. (Создание идеальной модели ведического космоса)
Ведический образец и классическая культура индии
Глава 6. О месте пребывания разума
__________________________________________________________________________________________
Итихасы - исторические предания о прошедших событиях, примыкают к ведам
III античная культура логоса и греческая пайдейя
Греческая цивилизации и основные этапы эллинской культуры
Греческий полис и античный идеал
Ранние формы калокагатии. Арете
Лучшее для смертных – здоровье –
Греческая мифология и античная культура
Главная типологическая особенность античной культуры. Античный космос
Основные смыслообразующие элементы античной культуры
Исходный принцип и доминанта античной культуры
В. Татаркевич. Античная эстетика.
Процесс символизации ведического знания, который был осуществлен в упанишадах, прошел три этапа, в ходе которых определились «три уровня» в текстах упанишад. Для первого характерно использование в качестве символического обозначения «высшего принципа», объединяющего человека и мир, термина «прана» (жизнь). Для второго – термина «Брахман» (высшее объективное начало, «универсум»). В нем «все возникает и все прекращается», «все дышит». На последнем, третьем этапе вводится термин «Атман» (букв. «Я», «себя», «тело») – обозначение субъективного, психического начала, индивидуального бытия, души, которое употребляется как в универсальном, так и в личном значении. Атман един с Брахманом (первичной, объективной реальностью) и выступает как его коррелят. В упанишадах говорится: «Лишь Атмана следует почитать как мир… поистине Атман – мир всех существ». Атман «сделал для себя разум, речь, дыхание». (Шветашватара упанишада. 5. 6.)
ПРОБЛЕМА ЖИЗНИ В УПАНИШАДАХ
Дыхание – это жизнь существ.
Тайттирия уп-да
Учение о жизни (прана) занимает в упанишадах одно из главных мест. Жизнь рассматривается как неотъемлемая часть общемирового процесса, а на микроуровне как жизненный принцип тела (Брихадараньяка упанишада. 1. 2. 3.)
Термин «прана» обозначает и одну из жизненных сил и одну из форм жизнедеятельности, а также познающее индивидуальное начало – параматму (Чхандогья уп-да VII. 15. 1.).
Соответственно этому понятия «жизнь» и «дыхание» воспринимаются в упанишадах как синонимы:
Сообразно с дыханием дышат боги, а также люди и животные. Ибо дыхание это жизнь - это жизнь существ. Поэтому оно называется жизнью всего. Глубокой старости достигают те, кто почитает Брахмана как дыхание. Ибо дыхание - это жизнь существ…
Тайттирия уп-да II. 3. 1.
Источником жизни, согласно учению упанишад, является пища (ана).
Поистине из пищи возникают существа - те, которые пребывают на земле. Затем пищей они и живут, и в нее же они входят под конец.
Майтри упанишада. 6. 11.
Процессы жизни, рассматриваются в упанишадах в неразрывном единстве с космическими силами и неодушевленной природой. Яркий образ этого единства содержится в «Брихадараньяке» и «Чхандогье» упанишадах. В них создан символический образ мира – улья, в котором живые существа (боги, люди), подобно пчелам творят мед (мадху) и им же питаются. Солнце, цветок, воды, участвующие в этом творении меда, символизируют три веды и все сущее, началом которого они являются. Мед выступает здесь как образный символ единства в мироздании живой и неживой материи, природы и духа.
1.1.Поистине, то солнце – мед богов, небо – его улей,
воздушное пространство – соты, частицы света – пчелиное потомство.
1.2. Его восточные лучи – это его восточные сотовые ячейки, РИЧИ – пчелы,
РИГВЕДА – цветок, эти воды – нектар…
2.1. И его южные лучи – это его южные сотовые ячейки. ЯДЖУСЫ – пчелы,
ЯДЖУРВЕДА – цветок, эти воды нектар...
3.1. И его западные лучи – это западные сотовые ячейки, САМАНЫ - пчелы,
САМАВЕДА - цветок, эти воды нектар…
4.1. И его северные лучи - это северные сотовые ячейки…
ИТИХАСЫ и ПУРАНЫ - цветок, эти воды нектар...
5.1. И его верхние лучи - это верхние сотовые ячейки,
тайные наставления - пчелы, БРАХМАН - цветок, эти воды нектар.
(Далее в тексте следует рассуждение о том, каким из этих пяти «нектаров» живут (питаются), различные роды - куклы богов).
Чхандогья упанишада III. 1-5
В более ранней, «Брихадараньяке упанишаде» содержится подобная образная характеристика «этого» (земного) мира:
5.1. Эта земля - мед для всех существ, все существа - мед для этой земли.
И этот блистающий, бессмертный ПУРУША, который в этой земле, и этот относящийся к телу блистающий, бессмертный ПУРУША, который существует как тело, - он и есть Атман. Это -бессмертный, это – Брахман, это – все.
Брихадараньяка упанишада II. 5. 1.
Данный текст с полной ясностью свидетельствует о том, что в основе учения упанишад о мироздании лежит идея изначального единства земного и небесного, телесного и духовного, всеобщего и индивидуального, объекта и субъекта познания. В учении упанишад дается подробная характеристика «жизненных сил» и «органов жизнедеятельности». В состав 5 жизненных сил (пранас) входят: речь (вач), обоняние (прана), глаз (чакус), ухо (шрота), разум (манас). Важнейшей жизненной силой считается жизненное дыхание во рту (асана). Оно «старейшее» и «наилучшее, так как появляется тогда, когда существо находится еще в зародышевом состоянии». (Чхандогья уп-да V. 1. 1.) Наряду с жизненными силами, которым придается не только индивидуальное, но и космическое значение, называются и 5 видов жизнедеятельности: дыхание через рот и нос (прана), дыхание, равномерно распространяющееся до пупа (самана), дыхание, направленное вниз и идущее до ступней (апана), дыхание, направленное вверх, идущее до головы (удана), дыхание, пронизывающее все тело (вьяна). Контроль над дыханием способен дать человеку власть не только над своим телом, но и синхронизировать всю свою жизнедеятельность с действием всеобщего космического закона, который един для всех живых существ. Таким законом является закон «переселения душ» - сансара (букв. «блуждание», «круговорот», переход через различные состояния). Не зная «истинного характера духа», индивидуальное «Я» человека блуждает в сетях сансары, не в силах вырваться из ее оков, и испытывает при этом страдание. Поэтому, главное, что следует знать человеку – это истинный путь спасения от этого страдания.
«Ничего не следует знать, кроме спасения» (Шветашватара уп-да 10. 12.) Есть три пути жизни: дхарма (добродетельный путь), адхарма (противоположный дхарме), вьяна (путь знания). Только два из них ведут к освобождению (мокша) - первый и третий. Когда человек следует путем знания и добродетели, то находящийся между ними путь «адхармы» (лжи, неправды) ему не страшен. В этом случае он способен преодолеть страдания мирской жизни и «переправиться на другой берег своей жизни», где он обретет свободу и блаженство в «мирах Брахмана».
Образ мира как «колеса сансары» получил широкое распространение не только в текстах упанишад, но и в литературе и искусстве ведического периода. Он является в них наряду с «Ом» и «мандалой» (одним из наиболее популярных и и часто употребляемых символом). Смысл, который вкладывается в него учением упанишад, заключается в следующем:
Обод – творческая, космическая, божественная сила (ишвара).
Три части, свойства природы – пракрити (гуны)
Шестнадцать спиц: 5 элементов (бхутов) вода, огонь, земля, ветер, пространство, 5 органов восприятия (пранас), 5 органов действия (крти), разум (манас).
Пятьдесят концов – различные силы, движущие колесо:
Пять «противящихся сил»
28 Видов неспособностей Девять видов удовлетворения
Восемь достижений
Двадцать противоположных спиц (двадцать органов и предметов восприятия )
Шесть восмерок (пракрити, имеющая 5 элементов и разум) действия с соответствующими объектами
Восемь частей тела
Восемь видов господства (айшвара)
Восемь условий (бхава)
Восемь разновидностей богов (дева)
Восемь добродетелей (атма-гуна)
Узы - любовное желание (кама)
Три пути – добродетель (дхарма ), не-добродетель (адхарма), знание (вьяна) (согласно другому толкованию: путь богов, путь предков, заблуждения).
См. Брихадараньяка упанишада II. 5. 15. , Чхандогья упанишада VII. 15. 1. , Шветашватара упанишада I.
СМЫСЛООБРАЗУЮЩИЕ ЭЛЕМЕНТЫ УЧЕНИЯ УПАНИШАД
ОМ. С него начинается это тройное знание. . .
Подобно солнцу, жизненное дыхание во рту произносит Ом, давая тем самым позволение действовать речи и другим органам чувств.
Чхандогья упанишада
Определение основных смыслообразующих элементов учения упанишад осуществлялось постепенно и было связано с тремя основными этапами его развития, которые нашли отражение в «древних», «средних» и «поздних» упанишадах. В древних упанишадах был подведен своеобразный итог развитию ведийской космогонии и теогонии, в результате чего была завершена рефлексия архаического мифа творения и оформился принципиально новый взгляд на мироздание как на структуру, имеющую своей основой единое начало – «действительное» (сатияма). Согласно учению упанишад, «действительное» должны почитать как Брахмана и боги и люди, т. к. оно есть синоним «правды» и «истинной реальности»:
«Вначале этот мир был водой. ,та вода сотворила действительное, действительное это Брахман, Брахман сотворил Праджапати, Праджапати – богов. Эти боги почитали действительное. Оно имеет три слога: са - ти - ям. Первый и последующий правда, средний неправда… неправда с обеих сторон охвачена правдой и так принимает природу правды. Неправда не вредит тому, кто знает это.
(Брихадараньяка упа-да. Раздел дополнительный V. 5. 1)
Приведенный текст дает достаточно отчетливое представление, как происходила смена приоритетов в ведическом знании. В нем архаическая тема «творения» явственно отходит на второй план и в центре внимания оказывается вопрос о «правдивом», истинном представлении о «действительном», которое необходимо очистить от «неправды» -лжи. Вопрос об отношении к действительности - вопрос мировоззренческий, философский, а проблема различения «правдивого» и «ложного» - этическая проблема. Такое истолкование вед с необходимостью требовало «дополнения» космогонии философией и этикой, что и было осуществлено в эпоху «средних» упанишад в результате создания двух «предвечных» философий упанишад – санкхьи и йоги, которые в эпоху «поздних» упанишад выглядели уже как вполне оформившиеся и самостоятельные системы. Их воздействие на культуру Древней Индии трудно переоценить, т. к. оно приобрело характер повсеместно и постоянно действующего фактора.
Как уже отмечалось выше, в учении упанишад, три веды трактуются как символическое выражение космических жизненный сил, в качестве которых выступают речь (Ригведа), дыхание (Самаведа), мысль (Яджурведа). Такая смысловая интерпретация «священного знания» определила то, что в центре внимания учения упанишад оказались проблемы жизни, знания и самопознания человека. Попытки обоснования этой новой антропологической ориентации ведического знания были предприняты уже в «старых» упанишадах. Примером может служить знаменитое поучение Сануткамары из «Чхандогьи упанишады». В нем божественный риши Санаткумара поучает бога Нараду. Суть этого поучения, которое содержится в седьмой заключительной части этой упанишады, состоит в том, каким образом можно (должно) перейти от «низшего знания» вед к «высшему знанию» упанишад. Если основу триединого знания составляло знание «частей» вед (РВ, СВ, ЯВ), то учение упанишад имеет своей основой знание «целого» (высшей реальности). Оно не только не может быть получено путем «суммирования» этих частей, а напротив, «скрыто» за ними. Проникновение в тайный смысл, заключенный в текстах вед, возможен только путем анализа смыслового содержания главных терминов ведического знания, позволяющего организовать это в стройную систему, способную дать целостное представление о мироздании и месте человека в нем.
В первой главе поучения Санаткумара объясняет Нараде, что знание трех вед «по имени» (то есть знание их как ритуальных текстов) это «низшее знание», т.к. оно учит почитать веды, но не дает возможности уяснить заключенный в них глубинный смысл. Затем следует пространное рассуждение учителя. В нем производится анализ смыслового значения традиционных терминов ведического знания и определяется «ценность» каждого из них для понимания единой основы всех важнейших сторон мировой и человеческой жизни. В итоге образуется логически обоснованная система категорий, охватывающая все основные сферы мироздания, рассматриваемого по аналогии с живым, мыслящим, познающим и действующим человеческим телом.
Первое, самое «низкое» (с точки зрения смысловой наполненности) место занимает в ней имя. За ним следуют (по степени смысловой значимости): разум, воля (понимаемая, как реализация мыслей, порожденных разумом), мысль, созерцание (под ним разумеется сосредоточение мысли на каком-либо объекте), познание, сила (под ней подразумевается способность ума постигать знание, которая зависит от должного питания), пища, вода, жар (согревающий пространство). Затем называются само пространство, память (она характеризуется как сознательная деятельность, без которой невозможно представление о чем бы то ни было, в том числе и о пространстве и времени) и надежда. На уровне этой категории осуществляется переход к анализу терминов, связанных с жизнью и областью психического.