Файл: КУЛЬТУРА ОБРАЗЦА.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.09.2024

Просмотров: 697

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Г.К. Пондопуло

Формирование культурной традиции востока и запада.

Культура образца

Материалы к лекциям

Словарь 98

Классические культуры древнего востока

I. Эпоха неолита и бронзы (5000-3000 лет до н.Э.)

II. Эпоха трех древнейших городских цивилизаций китая

III. Культура китая в период древних империй

Формирование китайской парадигмы культуры

Теогония

Космогония и космология

Культурологический миф

Конфуцианство. Жэнь и ли

Даосизм. Дао и дэ

Чжуан цзы

Приложение

Классическая культура древней индии. Культура ом

I. Ведическая традиция

Для миров

Пространство, время, закон в системе ведического знания

II. Период упанишад

28 Видов неспособностей Девять видов удовлетворения

Учение о Брахмане-Атмане

Санкхья-йога

Санкхья. (Создание идеальной модели ведического космоса)

Ведический образец и классическая культура индии

Приложения словарь а

Часть 1 (главы 1,4,9,13)

Часть2( глава 23)

Часть 3 (главы 1-5,15,18,19)

Часть 7 (главы1-15,25,26)

Глава 6. О месте пребывания разума

__________________________________________________________________________________________

Итихасы - исторические предания о прошедших событиях, примыкают к ведам

III античная культура логоса и греческая пайдейя

Греческая цивилизации и основные этапы эллинской культуры

Греческий полис и античный идеал

Ранние формы калокагатии. Арете

Лучшее для смертных – здоровье –

Греческая мифология и античная культура

Главная типологическая особенность античной культуры. Античный космос

Основные смыслообразующие элементы античной культуры

Исходный принцип и доминанта античной культуры

В. Татаркевич. Античная эстетика.

Притоком грязным, свежей не испить воды.

Такой завет навеки положила я

Пайдейя

Приложения

Анализ начинается с характеристики жизненного дыхания (здесь оно обозначает не жизнь вообще, а «познающее индивидуальное начало», которое «проникает во все тела» и дает возможность постичь все многообразие имен и форм). В нем «как спицы укреплены в ступице колеса, все укреплено». Далее характеризуются: речь, вера, мысль, действие, счастье. Речь превосходна лишь у того, кто стремится к истине, а познает ее лишь тот, кто правильно мыслит. Верят лишь те, кто стойки в своих мыслях. Стойкие в мыслях стремятся к действию, но действие истинно лишь тогда, когда испытывают счастье. Счастье же в стремлении к «бесконечному», главным признаком которого является бессмертие.

В двух заключительных главах поучения содержится рассуждение о едином бесконечном мире (имеется в виду умопостигаемый мир Брахмана-Атмана), в котором приобщившийся к знанию упанишад субъект осознает свое тождество с этим бесконечным миром, символом которого является Брахман-Атман:

«Это бесконечное – внизу, оно наверху, оно позади, оно спереди, оно справа, оно слева, оно – весь этот мир. А теперь наставление о самом себе, я внизу, я наверху, я позади, я спереди, я справа, я слева, я – весь этот мир. А теперь – наставление об Атмане: Атман внизу, Атман наверху, Атман позади, Атман спереди Атман справа, Атман слева, Атман-весь этот мир… Поистине, тот кто видит так, мыслит так, познает так… сам становится владыкой во всех мирах он способен действовать, как пожелает…»

Чхандогья упанишада. М., 1992. С. 130-131.

Вся эта новая смысловая структура остается вместе с тем генетически связанной с символикой звучащего образа (слогом Ом). Здесь, в упанишадах, он символизирует «высший Атман» (параматму), который постигается размышлением и йогой, прекращением деятельности чувств и полным слиянием с «высшим Брахманом» (абсолютной реальностью). «Лишь познав его, идет человек за пределы смерти» (Шветашватара уп-да 6. 15.).

Ом трактуется в упанишадах двояко: традиционно, как сакральное обозначение «мирового созвучия всех уровней сущности», и нетрадиционно, как символ «абсолютного знания», что наполняет этот символ новым философским значением. Ом ставился в начале каждого текста упанишад, являясь знаком истинности его содержания. При этом он не утрачивает и своего ритуального значения и сакрального смысла. Так, в молитвенном песнопении (удгитха), которым начинается ритуальное действие, три части, образующие слог ОМ (а-оу-ом), ассоциируются с тремя частями удгитхи (уд-ги-тха), которые следует почитать, т. к. они символизируют, как и звук Ом, три стихии, (солнце, ветер, огонь), три веды (РВ, СВ, ЯВ), три мира (небо, воздушное пространство, землю), три жизненных силы (уд - дыхание, ги - речь, тха - пища). Эта связь между знанием и ритуалом в учении упанишад основывается на сохранении (особенно в древних и средних упанишадах) космогонической ориентации.


Почти каждый текст упанишад содержит толкование того или иного смысла этого звука:

I.1. ОМ – как почитают этот слог, так следует почитать и УДГИТХУ, ибо начиная со слога Ом поют УДГИТХУ. Вот объяснение этого:

2. Сущность этих существ - земля. Сущность земли - вода. Сущность воды -растения. Сущность растений - человек. Сущность человека - речь. Сущность речи - РИЧ. Сущность рича - САМАН. Сушность самана - УДГИТХА.

5. РИЧ - это речь, САМАН - дыхание, УДГИТХА - слог Ом.

Речь и дыхание - рич и саман - образуют пару.

6. Эта пара соединена в слоге Ом...

8. Поистине эта пара выражает согласие... А согласие есть удовлетворение желаний.

9. С него начинается тройное знание…

10. Оба совершают действия с его помощью - и тот, кто его так знает, и тот, кто не знает. Однако знание и незнание различны. Ибо то, что совершают со знанием, верой, размышлением, бывает

более сильным. Поистине, вот разъяснение этого слога.

(Чхандогья уп-да I. 1., 1-10)

Звук Ом называется в упанишадах «бессмертным» и «бесстрашным». Проникновение в бесконечно глубокий смысл этого звукообраза делает «бессмертными и бесстрашными» и богов и людей, т. к. благодаря ему они приобщаются к истине, правде, абсолюту.

В «Майтри упанишаде» Ом, с одной стороны, это «звучащий Брахман и Атман в отношении к звукам», с другой, «звучащий образ» всего существующего. Согласно этой упанишаде образами Ом являются: женское, мужское и среднее: огонь, ветер и солнце; Брахман, Рудра, Вишну; ричь, яджус, саман; земля, воздушное пространство, небо; пища, вода, луна; разум, самосознание, мышление; три праны (дыхания), характеризующие жизнедеятельность мира и человека (Майтри упанишада. 6. 1-5). В Мандукье упанишаде утверждается: «Тот, кто знает этот звук», способен творить чудеса и даже стать бессмертным, как боги, а тот, кто знает истинное безмолвное звучание Ом (т.е. заключенный в нем истинный смысл мировой и человеческой жизни - Г.П.), тот достигнет истинного освобождения. «Ом - это весь мир... прошлое, настоящее и будущее… все, что превосходит время… это Ом».

Мандукья уп-да. 1.

Звуковой образ выступает в упанишадах в качестве того главного, связующего звена, которое объединяет в единое целое все три основных смыслообразующих элемента (речь, дыхание, мысль) учения упанишад и вместе с тем синхронизирует ведические представления о мироздании и человеческой жизни. Глобальное значение символики Ом в яркой поэтической форме выражена в «Майтри упанишаде»: «…Тело - лук, АУМ - стрела, разум ее острие, мрак цель. Проникнув через мрак, человек идет к тому, что не объято мраком. Далее, проникнув через объятое мраком, он видит Брахмана, словно пылающее колесо…. И поистине, видя его, он идет к бессмертию».


Майтри уп-да. (6. 24)

ФИЛОСОФИЯ УПАНИШАД

То, что прозревает йогин, постигает

и последователь санкхьи. Санкхья и Йога – одно. Мудр, кто это видит.

Мокшадхарма

В основе философии упанишад лежит новое, отличное от традиционного, представление о мире. Он уже не рассматривается как раз и навсегда данный результат «творения», но предстает как проявление  изначального, высшего объективного начала, скрытого в своих внешних проявлениях. Способность творить иллюзию (майя), изначально присущая этому первоначалу, сочетается в нем со способностью самопознания, которая реализуется в обретении им атрибутов, которых оно вначале лишено – этим первоначалом является бессмертный Брахман, выступающий в своем индивидуальном проявлении, как Атман:

Брахман, он зовется бессмертным

В нем утверждены все миры, никто не выходит

за его пределы. Поистине, это – То,

Как единый огонь, проникнув в мир

уподобляется каждому образу.

Так же единый Атман во всех существах

уподобляется каждому образу, оставаясь вне их. . .

"Это-То»- так полагают о невыразимом, высшем блаженстве

(Катха упанишада)


Учение о Брахмане-Атмане

Учение о Брахмане-Атмане играет в философии упанишад ключевую роль, составляя идейную основу двух «предвечных философий» - санкхьи и йоги. Различаются «высший» и «низший» Брахман. Первый лишен атрибутов. Он не рожден, непреходящ, изначален, не имеет облика и цвета, в нем «умирает звук». В высшем Брахмане сосредоточены начало и конец вселенной, даже лишенный частей он «видим за пределами трех времен». Низший Брахман, напротив, наделен атрибутами и реализует себя в индивидуальных проявлениях, т. е. как Атман. Важнейшими атрибутами низшего Брахмана являются пространство и время. Он выступает как многообразно проявляющая себя творческая сила, порождающая «все миры, всех богов, все небесные светила, все воды». В нем скрыты «знание» и «незнание», он наделен колдовской силой майи (мировой иллюзии). Под его властью развертывается действие всех стихий. В процессе этой творческой деятельности он вступает в соединении с «сущностью сущностей», с тем, что составляет «начало и конец всего», т. е. высшим Брахманом. До соединения с Атманом, высший Брахман скрыт под покровом двух первоначал, автономных по отношению друг к другу: пракрити (букв. «производящая») – материи, природы, и пуруши (букв. «муж», «человек») – духа, одушевляющего природу и все существа (богов, людей, животных, насекомых, растения). В этом качестве он отождествляется с творящим все живое Атманом (дживатман). Соответственно различению «высшего» и «низшего» Брахмана определяются и «два образа» Брахмана. В учении о пракрити и пуруши содержится намек на древнейшее представление о двух первоначалах мира: «производящем» - женском и «жизнетворящем» - мужском. Эта древнейшая интуиция, уходящая своими корнями в архаические пласты мифа творения, приобретает в философии упанишад характер философски обоснованной доктрины.

Учение о Брахмане-Атмане, символизирующее представление о «высшей реальности», рассматривается в упанишадах как «высшее» знание. Без этого знания жизнь человека превращается в страдание, так как подлинный источник всех людских бед и несвободы коренится в незнании «истинных путей Духа, скрытого своими проявлениями».

Первый шаг к постижению «высшего знания» - это усвоение учения упанишад о подлинных первопричинах и первоосновах всего сущего. Оно заключено в первой из «предвечных философий» - санкхье. Вместе с тем постижение мудрости, заключенной в ней, не является самоцелью, так как полученное при этом знание, взятое само по себе, не способно избавить человека от страданий. Оно может лишь убедить его в иллюзорности мира, в котором он живет и действует, и в ложности тех представлений о нем, которые складываются у индивида в процессе его жизни. Освобождение способно дать человеку только сочетание «высшего знания» с подвижничеством, основу которого составляет прохождение четырех ступеней добродетельной жизни (ашрамов) и соблюдение единого обряда – йоги. Учение об этом обряде является содержанием второй «предвечной философии» упанишад, имеющее то же название – йога.