Файл: КУЛЬТУРА ОБРАЗЦА.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.09.2024

Просмотров: 706

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Г.К. Пондопуло

Формирование культурной традиции востока и запада.

Культура образца

Материалы к лекциям

Словарь 98

Классические культуры древнего востока

I. Эпоха неолита и бронзы (5000-3000 лет до н.Э.)

II. Эпоха трех древнейших городских цивилизаций китая

III. Культура китая в период древних империй

Формирование китайской парадигмы культуры

Теогония

Космогония и космология

Культурологический миф

Конфуцианство. Жэнь и ли

Даосизм. Дао и дэ

Чжуан цзы

Приложение

Классическая культура древней индии. Культура ом

I. Ведическая традиция

Для миров

Пространство, время, закон в системе ведического знания

II. Период упанишад

28 Видов неспособностей Девять видов удовлетворения

Учение о Брахмане-Атмане

Санкхья-йога

Санкхья. (Создание идеальной модели ведического космоса)

Ведический образец и классическая культура индии

Приложения словарь а

Часть 1 (главы 1,4,9,13)

Часть2( глава 23)

Часть 3 (главы 1-5,15,18,19)

Часть 7 (главы1-15,25,26)

Глава 6. О месте пребывания разума

__________________________________________________________________________________________

Итихасы - исторические предания о прошедших событиях, примыкают к ведам

III античная культура логоса и греческая пайдейя

Греческая цивилизации и основные этапы эллинской культуры

Греческий полис и античный идеал

Ранние формы калокагатии. Арете

Лучшее для смертных – здоровье –

Греческая мифология и античная культура

Главная типологическая особенность античной культуры. Античный космос

Основные смыслообразующие элементы античной культуры

Исходный принцип и доминанта античной культуры

В. Татаркевич. Античная эстетика.

Притоком грязным, свежей не испить воды.

Такой завет навеки положила я

Пайдейя

Приложения

Бхагавадгита. XIII. 8-12

В понимании целей и задач йоги позиция Гиты и «Йога-сутры» существенно отличаются, это отличие связано с особенностями философии йоги, ее этикой.

ФИЛОСОФИЯ ЙОГИ

Восприятие внешних объектов ведет к заблуждению, самоуглубление к познанию истины.

Катха упанишада

Органическая связь двух предвечных философий «не означала тождества их философских позиций. Йога – вполне самостоятельная философская доктрина, своеобразие которой определяется не только ее практическим характером, но и тем, что, в отличие от санкхьи она признает наличие божественного абсолюта, личностного бога йога (ишвара) .

Вся йогическая практика (а йога, прежде всего, praksis – практика) имеет главной своей целью не знание первопричин и первоначал бытия (хотя необходимость такого знания йога не отрицает), а освобождение человека от всякой связи с внешним миром и его переход на «другой берег жизни», где он обретет бессмертие и свободу. Йога «придает телу вечную молодость» и является «средством освобождения от всех уз», гласит текст одной из авторитетных упанишад (Шветашватара уп-да. II. 12, VI. 13).

Йог «видит» Брахмана в момент высшей сосредоточенности и стремится к слиянию с ним.

Лишившись собственного существа, он мыслим как неизмеримый, лишенный источника. Это знак освобождения, высшее таинство

Майтри уп-да VI. 20

Тщательно разработанная во всех деталях йогическая техника целиком связана с достижением этого таинства освобождения.

Она предполагает прохождение йогом нескольких ступеней «сосредоточенности», в результате чего достигается «прекращение деятельности сознания» (Йога-сутра. 1. 2). Этими ступенями являются:

экаграта – предполагает концентрацию на одной точке или предмете, в результате чего ставятся под контроль два основных источника психической деятельности –ощущение и подсознание,

асана – йогические позы, благодаря которым достигается «устойчивая неподвижность» тела и сводятся к минимуму физические усилия,

пранаяма – связана с приданием дыханию максимально-замедленного ритма, облегчает йогу путь к максимальной сосредоточенности сознания на определенной точке,


самадхи – это состояние характеризует переход йога от концентрации к медитации. Представляет собой высшее выражение духовной энергии и характеризуется-«единством», «целостностью», «поглощенностью», полной концентрацией ума и стремлением к высшей реальности, слиянию с абсолютом и освобождению. В этом состоянии йог становится «автономным» по отношению к космосу и неуязвимым от воздействия внешних кармических сил.

Тем самым он оказывается в непосредственной близости к божеству (ишваре).

Вместе с тем Бог йоги – Ишвара весьма своеобычен. Он отличен и от богов ведического пантеона, и от их преемников, богов индийских религий.

«Этот Бог, разумеется, не творец (ибо космос, жизнь и человек, как мы отмечали, «созданы» пракрити, они все происходят из первозданной субстанции). Но в случае с людьми Ишвара может ускорить процесс освобождения, он помогает им более быстрыми темпами двигаться к самадхи.

Этот бог, к которому апеллирует Патанджали, больше похож на бога йогинов. Он приходит только на помощь йогину, т.е. к тому, кто уже вступил на этот путь»72.

Йога упанишад считает, что свобода и бессмертие могут быт получены человеком только после смерти, однако более поздние ее варианты (например, тантрический) утверждают, что это возможно и при жизни. Наиболее существенным результатом эволюции как практики, так и философии йоги, было усиление в ней не только религиозных, но и этических элементов. Уже в упанишадах йогический обряд был связан не только с ритуальными и философскими идеями, но и с идеей нравственного долга (дхарма – скандха ).

В постведический период религиозно-нравственные аспекты приобретают в практике йоги приоритетное значение.

ЙОГА И ЭТИКА УПАНИШАД

В основе этики упанишад лежит идея подвижничества и соблюдения определенных заповедей. Подвижничество – это следование закону-дхарме (он понимается как служение традиции, знанию, общественному благу).

Дхарма выступает как одна (причем главная) из четырех основных ценностей (факторов) жизни (чатурварги), наряду с артхой (накоплением богатства), камой (исканием чувственных наслаждений – любви), мокшей (индивидуальным освобождением, спасением души).

Соответственно этому определяются и три пути спасения: религиозный (дхарма), нерелигиозный (адхарма) и знание (джняна). Все они как бы объединяются в процессе прохождения человеком четырех ступеней добродетельной жизни (ашрама). Проходя ступени ашрамы, человек получает «должное знание» и исполняет четыре ветви долга :


Долг ученика (брахмачария), предполагающий воздержание и изучение вед.

Долг домохозяина (грихастха), отца семейства, требующий от человека ежедневно приносит жерты богам, мудрецам, предкам, всем живым существам.

Долг лесного отшельника, предполагающий полное воздержание, сон на земле, ношение грубой одежды и углубленное изучение вед (саньяса).

Долг странствующего аскета, совершающего обряды очищения и ищущего освобождения и связи с божеством (ванапрастха). Требует полного отказа от кармической деятельности и ее плодов. Учение о ашрамах или «законах возраста» упоминается уже в древних упанишадах. Так, в заключительных строках «Чхандогьи упанишады» говорится о том, что последовательное прохождение ашрамов – идеал благочестивой, добродетельной жизни (Чхандогья уп-да. 8. 15). В поздних упанишадах это учение оформляется окончательно и соотносится с практикой йоги, а в эпический период, в «Бхагавадгите» находит отражение в иерархии различных видов йогической практики. В одной из «йогических упанишад» говорится:

«Исполнив до конца долг ученика, пусть человек становится домохозяином. Побыв домохозяином, пусть становится лесным отшельником. Побыв лесным отшельником, пусть отправляется странствовать как аскет… - пусть он отправляется странствовать в тот самый день, в который освободился от страстей».

Джабала уп-да.

Выполняя свой долг, человек должен соблюдать шесть йогических средств, совокупность которых составляет основу этики йоги:

1. Обуздывать свои страсти (яма)

2. Не наносить вреда ничему живому (ахимса)

3. Быть правдивым в своих помыслах (сатья)

4. Не воровать (астейя)

5. Сдерживать чувства и желания (брахмачарья)

6. Не заниматься стяжательством (апариграха)

В упанишадах и в ведических текстах, связанных с этой традицией, названные этические нормы приходят на смену заповедям ранних упанишад (подавляйте, подавайте, сострадайте), уходившим своими корнями в родовую этику. ( См. Брихадараньяка уп-да. Раздел дополнительный. V. 2, 1-3).

Соответственно таким этическим нормам определяются основной принцип и цели ведического воспитания, которые соотносятся со ступенями ашрамы.

В качестве его основного принципа, выдвигается сочетание «должного с изучением и обучением». В качестве цели – стремление к блаженству:


Пусть будет юноша, добрый юноша, обученный, самый быстрый, самый стойкий, самый сильный. Пусть будет у него вся земля, полная богатств. Это однократное блаженство человека. Стократное блаженство человека – это однократное блаженство людей-гандхарвов, а также – начитаннного в ведах и не побежденного желанием.

Тайттирия уп-да. Раздел блаженство. Брахмана 8. 1.

В качестве должного в упанишадах выступают добродетели:

8.1. Правдивость и изучение с обучением

Подвижничество и изучение с обучением.

Самообуздание и изучение с обучением.

Спокойствие и изучение с обучением.

Уход за жертвенными огнями и изучение с обучением.

Агнихотра и изучение с обучением.

Прием гостей и изучение с обучением.

Человечность и изучение с обучением.

Рождение детей и изучение с обучением.

Оплодотворение и изучение с обучением.

Продолжение рода и изучение с обучением.

Нужна лишь правдивость.. . Нужно лишь подвижничество. . . Нужны лишь

изучение и обучение. . . - ибо это и есть подвижничество. . .

11.1. Обучив веде, учитель наставляет ученика: «Говори

правду, Следуй добродетели. Не пренебрегай изучением.

не пресекай нити потомства, не пренебрегай

благополучием, не пренебрегай обязанностями

перед богами и предками, не пренебрегай величием.

Чти мать и отца учителя, гостя, как бога.

Совершай те действия, что безупречны.

Тайттирия уп-да. Раздел наставления 10. 1. 11. 1-2.

В период упанишад вся эта система воспитания была связана с идеей освобождения человека от противоречий жизни и какой бы то ни было зависимости человека от законов «этого» мира. Позднее в эпический и классический периоды она выступает в качестве средства формирования нового («классического») типа человека, соединяющего в себе мудрость – знания и верность нравственному долгу. Образное воплощение он нашел в лице героя «Махабхараты» Арджуны. Что касается самой системы йоги, то свое классическое выражение она нашла в трактате «Йога сутры» (авторство ее приписывается Патанджали), которая продолжила традиции йоги упанишад.

Как уже говорилось, основу йоги упранишад составляла философия санкхьи, благодаря чему она истолковывалась как единая система («пурана-йога») психо-физических упражнений, пробуждающих у человека любовь к мудрости и стремление к постижению «высшей реальности», которая отождествлялась с истиной. Использование же в ней особых поз и контроля за дыханием (хатха-йога) трактовалась в ней, как подготовка к достижению высшей цели освобождения от воздействия на тело и сознание человека внешних факторов, физической реальности. Она служила средством, с помощью которого осуществлялось прекращение функций ума, прерывалась его направленность на внешний мир и достигалась предельная самоуглубленность, пробуждающая интуитивную способность «видеть» истину и желание «слиться» с ней. Позднее в «Бхагавадгите» учение йоги приводится в соответствие с этическими нормами касты воинов-кшатриев и религиозными принципами бхагаватизма, этот этап эволюции йоги нашел наиболее последовательное отражение в «Махабхарате» и знаменитой «Бхагавадгите», которую выдающийся индолог академик Б. Л. Смирнов назвал «одной из наиболее чтимых книг в Индии».