ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 01.09.2024
Просмотров: 709
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Формирование культурной традиции востока и запада.
Классические культуры древнего востока
I. Эпоха неолита и бронзы (5000-3000 лет до н.Э.)
II. Эпоха трех древнейших городских цивилизаций китая
III. Культура китая в период древних империй
Формирование китайской парадигмы культуры
Классическая культура древней индии. Культура ом
Пространство, время, закон в системе ведического знания
28 Видов неспособностей Девять видов удовлетворения
Санкхья. (Создание идеальной модели ведического космоса)
Ведический образец и классическая культура индии
Глава 6. О месте пребывания разума
__________________________________________________________________________________________
Итихасы - исторические предания о прошедших событиях, примыкают к ведам
III античная культура логоса и греческая пайдейя
Греческая цивилизации и основные этапы эллинской культуры
Греческий полис и античный идеал
Ранние формы калокагатии. Арете
Лучшее для смертных – здоровье –
Греческая мифология и античная культура
Главная типологическая особенность античной культуры. Античный космос
Основные смыслообразующие элементы античной культуры
Исходный принцип и доминанта античной культуры
В. Татаркевич. Античная эстетика.
Согласно тексту «Натья веда» была создана Брахмой с целью исправления поколения людей эпохи критаюги, погрязших в стремлении к чувственным удовольствиям и алчности. Создание этой шастры имело целью приблизить к ведическому знанию представителей тех Варн (шудры), которые были недостойны, чтобы веды «достигали их слуха». Натья – это «пятая веда», посредством которой они могли бы «видеть и слышать» ведическую мудрость. Натью создал великий Брахма, «соединив ее с итихасами, которые должны были соответствовать дхарме и артхе, содействовать славе, содержать добрые советы и мудрые изречения, давать наставления будущим поколениям и обогатиться учениями всех шастр и охватить все искусства и ремесла»… В драме нет предпочтения демонам и богам, ибо драма есть представление состояния трех миров. В ней упоминаются долг, охота, деньги, смех, борьба, любовь, убийство. Она учит долгу тех, кто пренебрегает им, любви – тех, кто стремится к ней, очищает тех, кто невоспитан или непокорен, поддерживает сдержанность в тех, кто дисциплинирован, рождает мужество в трусе, энергию в герое, просвещает неразумных, дает мудрость ученику. Она дает развлечение царям, твердость души тем, кого одолела печаль, надежду на богатство тому, кто стремится к нему, приносит спокойствие тем, кто возбужден… Она рассказывает о действиях людей добрых, злых и безразличных и дает всем им мужество, развлечение и счастье, а ровно и совет… Драма,таким образом, будет поучительна для всех благодаря действиям и состояниям, изображенным в ней»78. Музыка и танец составляют основу не только индийской драмы. В композиции и скульптуре храмовых построек, как древней, так и средневековой Индии, явственно ощутимы музыкальная ритмика и пластика поз индийского
В трактате «Натьяшастра», создание которого приписывается мудрецу Бахрате, анализируется не только проблема связи музыки и танца с драматическим действом, составляющим основу древнего (внешнего) ведического ритуала, но и значение каждого движения в танце. Выполняя ритмические движения, танцор использует язык жестов и движений рук, глаз, головы и ног, а также выражений лица для передачи настроений, эмоций, чувств, акций и идей. «Танцор создает окружение, где тема, песня и ритм вместе порождают специфическую эмоцию или чувство (расу). Индийские храмы по всей стране украшены панелями с изображениями грациозных танцующих фигур в роскошном великолепии и музыкантов, играющих на своих инструментах. В Натьяшастре танец является одной из высочайших форм представления божественной (и космической Г.П.) силы в индийском искусстве, и это видно в передаче роли бога Шивы как Натараджи, бога танца»79. (П. Невиль «Ритм и мелодия в камне».)
Эстетические идеи и художественный канон, сформулированные в таких известных трактатах, как Натьяшастра и Читрасутра, получили отражение и в более поздних текстах – Шильпашастра (трактат о ремеслах V в. н.э., в котором был раздел, посвященный архитектуре), Манасара шильпашастра (трактат об архитектуре), Васу шастра (трактат о скульптуре).
Артхашастра (« Наука политики», III в. н.э.) – трактат представляет собой выдающийся образец философской, социально-правовой и социально-экономической мысли. Идейной основой этого текста является философия упанишад. В нем впервые дается определение санкхьи и йоги как самостоятельных направлений философской мысли, устанавливается место философии в системе наук. В первом отделе этого трактата в Разделе I. Главе. Установление места философии говорится:
« Философия, учение о трех ведах, учение о хозяйстве, учение о государственном управлении – это науки… Философия – это санкхья, йога и локаята. Философия занимается тем, что исследует при помощи логических доказательств: в учении о трех ведах – законное и незаконное, в учении о хозяйстве – пользу и вред, в учении о государственном управлении – верную и не верную политику, и исследует при этом сильные и слабые стороны этих на наук, приносит пользу людям. укрепляет дух в бедствии и в счастье и дает умение рассуждать, говорить и действовать.
Философия всегда считается светильником всех наук, средством для совершения всякого дела, опорою всех установлений…»
В следующей Главе 3. Установление места учению о трех ведах говорится о той роли, которую играет ведическая традиция в организации традиционных (связанных с ритуалом жертвоприношения) наук, и о ее роли в организации социальной структуры общества и духовной жизни индивида:
«Сама-, Риг-, Яджур-веды составляют троицу вед. Атхарваведа и Итихасаведа тоже веды. Учение о произношении, обрядовый ритуал, грамматика, этимология, метрика, астрономия – это вспомогательные науки.
Этот закон троицы вед полезен тем, что устанавливает свои законы для каждой из четырех каст и для каждой из четырех ступеней жизни»80.
Данный отрывок из текста «Артхашастры» является яркой характеристикой того культурного итога, к которому привел процесс внедрения созданного философией упанишад образца в практику древнеиндийской цивилизации.
С этого момента культура Древней Индии приобрела то единство, ту целостность, которая дала последующим поколением право считать ее одним из образцов классической культуры Древнего мира.
При всей значительности содержащихся в шастрах идей сами они не рассматривались в качестве «кодексов законов», а являлись для них лишь основой. Возникновение текстов смрити, которые содержат, по существу, объем знания, охватывающий все сферы жизни и деятельности индийского общества, свидетельствует о той решающей роли, которую сыграли веды в становлении культуры одной из великих цивилизаций Древнего мира. Но этим не исчерпывается их культурное значение. Культурный потенциал ведического знания, по мере его использования в различных культурных ареалах как Востока, так и Запада, все в большей степени обнаруживает свое универсальное значение. Становится очевидным тот факт, что обращение к мудрости вед открывает человеку уникальную возможность приобщиться к одному из великих образцов общечеловеческой культуры.
Приложения словарь а
абхава - небытие, пустота
Авеста - главная священная книга зароастрийской религии VIIв. до н. э. Впервые записана в I - II вв н. э. До этого длительное время существовала в устной традиции, которая восходит к эпохе индоиранской общности. Отсюда, многочисленные параллели между "Ведами" и "Авестой, которые, как считают, происходят из единого источника.
авьякта - непроявленное, "непостижимый" (синоним Великого Брахмана).
автара - "воплощение", в индуистской мифологии нисхождение божества на землю и воплощение его в смертное существо ради спасения мира и защиты закона и добродетели
авидья – незнание, заблуждение
Адити - "бесконечность", "несвязность" мать главных богов ведического пантеона адитьев.
Адитьи - 12 сыновей Адити, составляющих особый класс небесных богов.
Адитья - одно из имен бога солнца
Агни - бог огня
агни - огонь. Его эпитеты: "павана" (очищающий" и "явана" (пламенный). Один из пяти материальных (грубых) элементов пракрити (материи) из которых создается мир (Санкхья). Особенно почитается, как Вайшванара (общечеловеческий) .
агнихотра - ежедневное, совершаемое утром и вечером жертвоприношение на огне
адхьятма - путь спасения (упанишады)
Агастья - "царственный" риши. Ему приписываются многие гимны Ригведы
агри - начало
акаша - пространство
адхварью - жрец читающий тексты Яджурведы
адхарма - нечестие, беззаконие. Противоположность дхарме, добродетели
аксара - "непреходящее". Высшее начало, лишенное атрибутов, "Оно не велико и не мало" (Брх. упанишада III. . 8)
алока - то, что находится" вне мира" (лока)
алпам - "малое", "конечное"
амрита - напиток богов, дающий бессмертие
антарикша - поднебесье, промежуточное пространство между небом и землей. Его творят: "золотой зародыш" Хираньябаргха или Варуна - бог небесного свода
антахарана – духовное "Я" человека. Состоит из: разума (буддхи), эго (ахамкара), ума (манас).
антиграхи - 8 объектов восприятия (Они как бы "охватывают" органы чувств и схватывают их.
ануман - вывод, силлогизм
Ангираса - род божественных предков, жрецов, связанных с черной магией Яджурведы. Почитается как отец Агни, Брихаспати. Символизирует жизненное дыхание
ану - атом, мельчайшая частица вещества
апас - вода
Арджуна - "утренняя звезда", "светлый" - сын бога Индры, ученик бога Кришны, воплощение в человеке мудреца - риши Нары. Герой - воин в эпосе "Махабхарата"
арка - солнце (имя бога солнца)
ариец (букв. "открыватель земли") - термин использовавшийся для обозначения ведических ариев - земледельцев в отличие их от туранских кочевников
арии - индоиранские племена, проникшие на рубеже 1 и 2 тысячелетия тыс. до н. э. на территорию Индостана. Различаются индоарии и ведические арии. Последние, родоначальниками ведической культурной традиции
арья - принадлежащий к одной из высших каст
Арьяврата - "страна ариев", Индия
асад - "нереальное", то что не может быть познано чувствами
артха - смысл, цель, объект, значение, богатство
асана - дисциплина тела
Араньяки - "лесные", священные книги вед предназначавшиеся для чтения лесными отшельниками - аскетами
асамбухти - "неразличимое", "неявное"
астея - неворовство
Асуры - "лучезарные". Древнейшие божества, братья богов, ставшие затем их врагами. Обладают, подобно богам, колдовской силой иллюзии - майи
асу - "святая сила", жизненное дыхание "всех богов. Оно обнаруживается когда в момент творения, когда с прибывающими водами появляется "золотой зародыш" - семя мира.
Атман - Всеобщее индивидуальное, познающее начало. Как субъект является коррелятом, объективной первичной реальности, Брахмана
атмавата - полное самосознание
Атхарван - мифический атор "Атхарваведы"
атиграха - восемь объектов восприятия
ахоратра - "день и ночь"
ахам - "Я»
ахамкара (букв. "создание "Я", самость) - способность субъекта примысливать свое "Я" к познаваемым объектам.
ахмиса - непричинение вреда
ашва - конь
ашваттха - столб к которому привязывают коня
ашвамедха - жертвоприношение коня, особенно торжественный и дорогой обряд жертвоприношения, совершавшийся правителем один раз в год
Ашвины - боги вечерней и утренней зари
ашрама - периоды жизни или возрастные состояния, которые должен пройти, каждый последователь вед. Их четыре: состояние ученика (брахмачария), домохозяина (грихастха), лесного отшельника (вапрастха), странствующего нищего - аскета (саньяса). Высшим (с точки зрения духовного совершенства)считается состояние саньясина, достигнув которого человек полностью отрешается от "этого" мира и переходит в "миры Брахмана".
ачарья - учитель. В отличие от гуру, обучает светским наукам.