Файл: КУЛЬТУРА ОБРАЗЦА.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.09.2024

Просмотров: 694

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Г.К. Пондопуло

Формирование культурной традиции востока и запада.

Культура образца

Материалы к лекциям

Словарь 98

Классические культуры древнего востока

I. Эпоха неолита и бронзы (5000-3000 лет до н.Э.)

II. Эпоха трех древнейших городских цивилизаций китая

III. Культура китая в период древних империй

Формирование китайской парадигмы культуры

Теогония

Космогония и космология

Культурологический миф

Конфуцианство. Жэнь и ли

Даосизм. Дао и дэ

Чжуан цзы

Приложение

Классическая культура древней индии. Культура ом

I. Ведическая традиция

Для миров

Пространство, время, закон в системе ведического знания

II. Период упанишад

28 Видов неспособностей Девять видов удовлетворения

Учение о Брахмане-Атмане

Санкхья-йога

Санкхья. (Создание идеальной модели ведического космоса)

Ведический образец и классическая культура индии

Приложения словарь а

Часть 1 (главы 1,4,9,13)

Часть2( глава 23)

Часть 3 (главы 1-5,15,18,19)

Часть 7 (главы1-15,25,26)

Глава 6. О месте пребывания разума

__________________________________________________________________________________________

Итихасы - исторические предания о прошедших событиях, примыкают к ведам

III античная культура логоса и греческая пайдейя

Греческая цивилизации и основные этапы эллинской культуры

Греческий полис и античный идеал

Ранние формы калокагатии. Арете

Лучшее для смертных – здоровье –

Греческая мифология и античная культура

Главная типологическая особенность античной культуры. Античный космос

Основные смыслообразующие элементы античной культуры

Исходный принцип и доминанта античной культуры

В. Татаркевич. Античная эстетика.

Притоком грязным, свежей не испить воды.

Такой завет навеки положила я

Пайдейя

Приложения

В послеклассический период интерес к проблеме калокагатии не только не утра­чивается, но находит повсеместное распространение в античном мире и выходит далеко за пределы собственно Греции. Так называемая эллинистическая калокагатияоказывается в этот период связанной с «греческой образован­ностью», к которой приобщается в эту эпоху вся античнаяойкумена(обитаемый мир), начиная с греческих колоний и кончая Римом и Византией. Сохраняя значениеобразца, эллинская культурная традиция интегрируется в весьма различные цивилизационные структуры. В результате она, приспосабливаясь к местным традициям и обычаям, в ходе этих мутаций претерпевает определенные изменения. Из представлений об античном идеале уходят в прошлое как элемен­ты традиционного аристократизма, так и приоритетная роль при оценке калокагатийных качеств индивида его физического совершенства, прирожденного благородства и бескорыстного стремления к славе. Все эти качества в эпоху заката классической античности и упадка греческого полиса воспринимаются скорее как экзотика, а не норма жизни. Воспоминания же о классической арете постепенно окутываются ореолом ностальгии. Не к физическому здоровью, красоте и совершенствованиюгражданских добродетелейстремится теперь человек, а кэнциклопедическойобразованностии развитию интеллектуальных способностейиндивида, пробуждается интерес к своей личной жизни. Калокагатийность человека определя­ется отныне не развитием у неголюбви к мудростив том значении, в котором употребляли этот термин натурфилософы и Платон, а в его интересе к различным нау­кам и искусствам, ккнижной мудрости и литературе. Каждая форма калокагатии соотносилась с разработкой соответствующей ей системы воспитания и образования (с пайдейей).


Греческая мифология и античная культура

Подобно тому, что ученые говорят, что радуга есть отражение солнца, представляющееся разноцветным из-за того, что взгляд обращается на облако, так и миф является выражением некоторого смысла, направляющего разум на инобытие

Плутарх

На всем протяжении истории античной культуры мифология остается в ней постоянно действующим, «античная культура начинается с мифологии и заканчивается ей», - пишет А. Лосев.

Греки традиционно считали, что богов «им дали» Гомер и Гесиод – два великих аэда, сказители, создатели четырех знаменитых поэм – «Илиады» и «Одиссеи», «Теогонии» и «Трудов и дней». Из них только одна, «Теогония» Гесиода, целиком посвящена проблемам происхождения космоса и богов. В трех других процессы теокосмологии связаны с тем или иным основным сюжетом: в «Илиаде» - с событиями Троянской войны, в «Одиссее» - с приключениями одного из ее героев во время его возвращения на родину. В «Земледельческой поэме» Гесиода «Труды и дни» обращение к мифологическим мотивам связано с моральной проповедью образцового хозяина-земледельца. Главное место в поэме занимает не вопрос о происхождении космоса и богов, а вопрос о создании богами нескольких поколений людей, об обязанностях и законах, которые они предписали им соблюдать, и о тех наказаниях и бедах, которые они навлекли на людей за несоблюдение своих заветов.

У Гесиода, который, по-видимому, был младшим современником Гомера, античная мифология приобрела систематический и организованный вид, поэтому ее обычно излагают по Гесиоду. Она включает три основных уровня.

Первый из них связан с мифологическими образами и сюжетами, имеющими отношение к архаическому, т.н. «хтоническому» периоду развития греческого мифа. Второй – с мифами о титанах. Третий – с собственно «олимпийской мифологией, включающей в себя мифы об олимпийских богах и о героях, каким-либо образом с ними связанными. Древние боги выступают в греческой мифологии в качестве символов природных стихий, а олимпийские первоначально символизируют принципы разумного миропорядка, а позднее – в классический период – обретают атрибутивные функции, указывающие на их связь с организацией не только макрокосмической, но и микрокосмической (человеческой) жизни. Данное обстоятельство сыграло определяющую роль в том, что в классический период античная мифология достаточно быстро утратила свое буквальное значение, но при этом сохранила значение в качестве той почвы и арсенала, на которых «выросли» античная мысль и античное искусство.


Греческая мифология уходит своими корнями в глубокую древность. Особенно тесной была ее связь с мифологией Крита, Микен и Ближнего Востока. Большинство главных греческих богов критского происхождения. Критские корни имеет культ Зевса – верховного бога Олимпа. Культ бога Аполлона, который, по выражению А.Ф. Лосева, «всегда считался наиболее греческим богом, типичной фигурой греческой мифологии»107, пришел в Грецию из Малой Азии. Подобным образом появилось в Олимпийском пантеоне и большинство других богов.

Древнейшим пластом греческой мифологии является, как уже говорилось выше, «подземная», т.н. хтоническая мифология. Ее основными персонажами являются божества, символизирующие первичные космические потенции. Они не имеют определенного облика, чудовищны и безразличны к человеку, а поэтому вызывают у него страх. Они ничем не напоминают прекрасных, разумных, подобных людям богов Олимпа. Их сменяют титаны – божества, в которых противоречиво сочетаются присущие хтоническим божествам чудовищные и стихийные силы с попытками преодолеть мировой хаос, упорядочить мироздание. В жестоких деяниях и битвах это поколение греческих божеств вводит в русло разумной организации стихийный, яростный, неукротимый в проявлении своей жизненной энергии поток сталкивающихся между собой жизненных первопотенций. Венцом упорядочения этого потока первородной жизни явилось утверждение власти олимпийских богов и создание ими человека, способного к самосовершенствованию. Они дают жизнь нескольким поколениям людей, наделяя каждое из них различными качествами. Каждое из последующих поколений оказывается хуже предыдущих, т.к. боги не могут «дать людям всего». Создав новое поколение людей, мудрый Зевс дает им знание закона и правды, следуя которому они могут стать совершеннее, «лучше». Благодаря этому дару он заложил в людях изначальное стремление к совершенствованию. Такова глубинная историческая динамика греческой мифологии, которая в «гомеровы времена» была развернута в строгую, структурно и иерархически организованную систему образов и сюжетов, нашедшую, как было сказано выше, наиболее законченное выражение в поэме Гесиода «Теогония». Ее основными элементами являются:

  1. Повествование о возникновении космоса в результате взаимодействия стихийно действующих космических первопотенций:

Хаоса, олицетворяющего первичное, пустое, бесконечное во времени пространство (хаос порождает из себя Эреба-мрак, Никту-ночь, Эфир-верхний лучезарный слой воздуха-жилище богов),


Тартара - пространства, находящегося в самой глубине хаоса (от Аида - подземного царства - оно отстоит так же далеко, как земля от неба, Хаос - «великая бездна», которой боятся сами боги, в нее были низвергнуты Зевсом те братья-титаны, которые не поддержали его в борьбе за власть против их отца Крона),

Эроса - олицетворения любви, выступающего в качестве перворожденного существа, имеющего несколько имен (Протагон, Фанет, Фаэтон), Эрос является владыкой ключей эфира, неба, земли, моря, подземного царства и Тартара,

Никс - богини ночи, олицетворения дисгармонических сил природы, без которых так же, как и без гармонии, не может существовать космос (она хранит тайну жизни и смерти, сильней богов и людей, она порождает из себя – Танатоса-смерть, Гипноса-сон, трех Мойр (Клото, Лахезис, Антропу) – богинь судьбы, Гесперид - хранительниц золотых яблок,Эриду - богиню раздора, Немесиду – богиню возмездия, Мома - бога злословия, Кер или Эриний - демонов, олицетворяющих зло, старость и печаль. Жилище Ночи находится на дне бездны Тартара),

Геи - матери земли - древнейшего божества, игравшего важнейшую роль в космогоническом процессе (родилась вместе с Хаосом, сама из себя породила горы, Урана – небо и Понта - бесплодное море, соединившись с Ураном, породила гекатонхейров, киклопов и титанов, от соединения Геи и Понта произошли древнейшие морские божества – Нерей и Дорида, Нимфы (богини речных вод, гор, деревьев и лугов), Фрокий, Кето, Геката. В свою очередь, от их соединения появились демоны-горгоны, грайи (богини старости) и мифические чудовища (Скилла, Ехидна, Пифон, Офр, Цербер, Гидра, Свинга /Сфинкс/).

  1. Вторым, важнейшим структурным элементом греческой мифологии являются мифы о титанах и двух поколениях богов уранидов и кронидов, появившихся в результате союза титанов и титанид.

К первому поколению богов относятся потомки Океана и Тефиды, Коя и Фебы, Крия и Евробии, Гипериона и Теи, Тавманта и Электры, Иапета и Климены. От Океана и Тефиды произошли нимфы моря –океаниды, богиня Метида (мудрость), от Коя и Фебы – Лето, которая станет в свою очередь матерью Артемиды (богини лесов, зверей и охоты) и Аполлона (бога света, хранителя миропорядка, музыки, искусств, врачевания, покровителя гимнастов), Крий и Евробия породили Гекату (владычицу земли, моря, неба, ночи, человеческих дел, волшебницу), от Гипериона и Теи произошли Гелиос (бог солнечного света, сияния и тепла), Селена (луна), Эос (заря). Эти боги в свою очередь породили Астры (звезды) и Анемы (ветры). Тавмант и Электра породили Ириду (богиню радуги), посредницу между богами и людьми. Иапет и Климена произвели второе поколение титанов – Атланта (сильного), Эпиметея (слабого умом), Менетия (дерзкого), Прометея (промыслителя), бога человеческих качеств, создателя первой пары людей Девкалиона и Пиры, от которых произошли прародители трех основных племен эллинов Ахей, Эол, Дор.


Первое поколение богов-титанов символизировало рождение основных элементов античного космоса, причем для многих из них характерно сочетание в их нраве и деяниях не только гармонических, но и дисгармонических черт-рудиментов, доставшихся от хтонических божеств. В полной мере они проявились, когда произошла грандиозная битва между старым и новым поколением богов уранидами и кронидами.

Появление второго поколения богов символизировало завершение первого этапа формирования античного космоса, когда в нем действовали главным образом стихийные, неподвластные разуму силы, символом которых был Уран. Его необузданная жизненная сила, выражавшаяся в непрерывном порождении все новых и новых живых существ, входила в противоречие с набиравшим силу процессом космической организации. Оскопление Урана его младшим сыном Кроном положило конец этому неуправляемому процессу производства жизни и привело к разделению земли и неба и определению основных структурных элементов мирового космоса, символами которого и стали дети Крона и его сестер – титанид Реи и Филиры. Потомками Крона и Реи были Деметра (богиня земледелия, древнейшее божество критско-микенского происхождения), Гестия (богиня домашнего очага), Посейдон (бог морей), Аид (владыка подземного царства и царства мертвых), Зевс (бог неба, грома и молний), Гера (старшая дочь Крона и Реи, сестра и супруга Зевса, повелительница туч, бури и дождя, оплодотворяющего землю, древнее догреческое божество микенского происхождения). Сыном Крона и нимфы Филиры был демон-кентавр Хирон, который считался наставником и воспитателем многих героев – Асклепия (врачевателя), Ахилла, Ясона, Кастора и Полидевка. В отличие от других кентавров - диких и враждебных людям демонов - Хирон был, как и его брат Фрол, спрведлив, мудр и благожелателен к людям.

3. Третьим важнейшим структурным элементом греческой мифологии является повествование о борьбе богов и титанов и утверждении нового олимпийского поколения богов во главе с Зевсом. Боги этого поколения символизируют окончательное утверждение в организации греческого космоса разумного начала и нового принципа организации пантеона богов, аналогичному тому, который лежал в основе полисной организации и был отличен от принципа родовой организации. Важное место в системе олимпийской мифологии играют герои, которые наряду с богами участвуют в установлении нового разумного миропорядка. Появление героического мифа, персонажи которого, будучи смертными людьми, совершают подвиги, достойные богов, принимают активное участие в очищении мира от остатков хтонических чудовищ и демонов, нарушающих его гармонию, и получают за это бессмертие и право (как, например, Геракл) непосредственно общаться с богами.