Файл: КУЛЬТУРА ОБРАЗЦА.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.09.2024

Просмотров: 685

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Г.К. Пондопуло

Формирование культурной традиции востока и запада.

Культура образца

Материалы к лекциям

Словарь 98

Классические культуры древнего востока

I. Эпоха неолита и бронзы (5000-3000 лет до н.Э.)

II. Эпоха трех древнейших городских цивилизаций китая

III. Культура китая в период древних империй

Формирование китайской парадигмы культуры

Теогония

Космогония и космология

Культурологический миф

Конфуцианство. Жэнь и ли

Даосизм. Дао и дэ

Чжуан цзы

Приложение

Классическая культура древней индии. Культура ом

I. Ведическая традиция

Для миров

Пространство, время, закон в системе ведического знания

II. Период упанишад

28 Видов неспособностей Девять видов удовлетворения

Учение о Брахмане-Атмане

Санкхья-йога

Санкхья. (Создание идеальной модели ведического космоса)

Ведический образец и классическая культура индии

Приложения словарь а

Часть 1 (главы 1,4,9,13)

Часть2( глава 23)

Часть 3 (главы 1-5,15,18,19)

Часть 7 (главы1-15,25,26)

Глава 6. О месте пребывания разума

__________________________________________________________________________________________

Итихасы - исторические предания о прошедших событиях, примыкают к ведам

III античная культура логоса и греческая пайдейя

Греческая цивилизации и основные этапы эллинской культуры

Греческий полис и античный идеал

Ранние формы калокагатии. Арете

Лучшее для смертных – здоровье –

Греческая мифология и античная культура

Главная типологическая особенность античной культуры. Античный космос

Основные смыслообразующие элементы античной культуры

Исходный принцип и доминанта античной культуры

В. Татаркевич. Античная эстетика.

Притоком грязным, свежей не испить воды.

Такой завет навеки положила я

Пайдейя

Приложения

Из этого рассуждения следует, что все подлинно «человеческое» в человеке (т.е. относящееся собственно к культуре), по мнению даоского мыслителя, связано не с внешними проявлениями человеческого, а с «внутренним» духовным совершенствованием человека, сохранением в качестве величайшей ценности его изначальной связи с мировой жизнью. Она понимается, выражаясь современным языком, как «процесс органического становления, в ходе которого неупорядоченное и более вероятное превращается в упорядоченное и менее вероятное»56. Идея единства в жизни человека «мгновенного» и «вечного», «мирового» (естественного) и индивидуального (человеческого) воплощена в тексте «Чжуан цзы» в великолепной образной форме: «…жизнь – это нечто, образованное скоплением жизненной силы, и хотя существует долговечность и смерть в юности, то каково же между ними расстояние? Мгновение и не более…

Жизнь человека между небом и землей (так же) мимолетна, как белый жеребенок, промелькнувший мимо щели (скользнувший по щели солнечный луч)»57.

Принцип мудрого человека – созерцать Небо, но не помогать ему, совершенствовать ся в добродетелях, но не отягощать их, исходить из пути, но не вносить в него своих замыслов– таково кредо Чжуан цзы.

Подвергая критике идеи конфуцианцев, абсолютизировавших в формировании «добродетельного» человека роль «учения» и «ритуалов», и идеи других представителей «ста школ» Чжуан-цзы утверждает, что с их появлением в «Поднебесной началась великая смута, утратилась ясность достойных и мудрых, не стало единства в понимании пути и основных свойств… В учении Поднебесной произошел раскол… многие пришли к пристрастности во имя самовосхваления».


Приложение

ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНЫ

Б

ба гуа – 8 триграмм. Согласно преданию были составлены мифическим первопредком и первым правителем людей Фу си. Каждая триграмма представляла собой сочетание графических знаков (образованных в результате трех различных сочетаний двух черт, символизировавших космические первочастицы ИНЬ и ЯН. Одновременно, каждой триграмме соответствовали имена, свойства и образы, символически обозначавшие основные элементы структуры мироздания и процесс его возникновения и гибели. В древности система триграмм воспринималась как «слепок» («чертеж») мироздания.

бай цзя – «сто школ» - термин, обозначавший множество школ китайской мысли, возникших в VI-III вв. до н.э.

бай синь – чистое сердце (ум, разум, чувство)

баи хуа – разговорный язык

бо – управитель земель

би – заблуждение (освобождение от заблуждения – цзе би)

бушань - зло

буддизм - в Китае получил распространение в I-III вв. н.э. В IV в. н.э. приобрел статус одной из официальных религий наряду с религиозными доктринами конфуцианства и даосизма.

Бэнь - начало, корень, основа

В

Ван - правитель

вань у - «тьма вещей» (все вещи)

вэй - деяние

вэй янь - слово. Появляется в процессе одухотворения «тьмы вещей» духом шэнь («И цзын». Комментарий «Шогуа чжуань»).

Вэнь-Ван - полумифический добродетельный правитель, основатель династии Чжоу.

Вэнь - термин, имеющий древнейшее происхождение и множество значений. Впервые появился в иньских надписях XIV- XII вв. до н.э. 1. В древности обозначал человеческое тело, расписанное узорами. 2. Позднее – узоры неба и земли, метаморфозы дао. В узорах вещей небесных и земных проступает единство мира и жизни во всей их полноте («И цзин). 3. Культура, имеющая своей основой соблюдение ритуала – «ли» и следование нравственному долгу – «и» (конф.). 4. Культура, заключенная в слове «живого языка». 5. Письменность, литература. Письменность появилась в Китае во II тыс. до н.э. Традиция приписывает ее изобретение Цан Сэ – помощнику мифического основоположника китайской цивилизации Хуан ди. Особенностью китайской письменности является использование иероглифов, которые одновременно обозначали конкретные предметы и абстрактные понятия. В VIII в. до н.э. в Чжоу был составлен список иероглифов т.н. «Великая печать», который содержал нормативные начертания иероглифов. Ко времени возникновения Первой китайской империи, созданной императором Цинь Ши Хуан ди, количество постоянно использовавшихся иероглифов достигло 3300. В течении двух первых веков новой эры были созданы классические словари китайского языка. Понимание природы письменного слова органически связано в китайской культуре с мотивами древней космогонии и философии: «Хотя письмена имеют зримый образ, корень письмен – в недеянии, их строй – в движении инь и ян, их формы объемлют всю тьму вещей. Природа письмен - в неисчерпаемых переменах… формы письмен проистекают из сердца»58.


вэнь янь - слова языка, «живой язык». Возникает в процессе одухотворения «тьмы вещей» путем использования символов и имен. Имена «живого» (знаково-символического) языка рассматривались в Древнем Китае как средство, помогающее регламентировать общественное устройство и отношения между людьми. Выполняя эти функции, вэнь ян выступает в качестве языка культуры.

Г

гань – букв. «семь труб», иероглиф символизирующий группу десятизначных чисел.

гуйцзюй – порядок (термин составлен из двух слов «гуй» - циркуль и «цзюй» -угольник, которые были символами прародительницы людей Нью ва и первого властителя людей Фу си)

ган цзян- стойкость, упорство, твердость духа (конф.)

гуй - душа умершего

гуан цэнцзы - всеобъемлющий, совершенный. Герой даоской мифологии, затем религии

гун тянь - общественное поле

сы тянь - частное поле

Д

да жэнь - 1. «большие люди» («И цзын») 2. «великий человек», знающий тайны своего могущества (даос.) 3. «десять обязанностей», соответствующие «пяти отношениям» («Ли цзы»)

да вэнь - великая основа, «корень жизни», синоним дао (конф.)

да мин - «великие светила» (солнце и луна)

Дао - древнейшая ,исходная категория культурного сознания в Древнем Китае. Первоначально интуиция китайской космогонии, символизирующая вечное, непознаваемое начало – основу всех вещей и явлений. Позднее, в философии «И цзин», важнейший смыслообразующий элемент китайской культурной традиции, в котором фиксируется единство всех трех уровней (пределов) мироздания: неба (дао неба), земли (дао земли) и человека (дао человека). В китайской философии дао рассматривается: в комментариях к И цзин: «дао - множество, оно порождает все вещи и все их изменения». У даосов как то, что порождает «естественный путь вещей и людей», и как «основа всех вещей», как «то», что «порождает вещи, что создает жизнь человека». Оно не имеет облика и имени. У конфуцианцев: дао – это «то, что даровано Небом, а зовется природой. Следовать природе, значит идти по пути Дао – этот путь зовется духовной просветленностью. «Дао – это то, без чего человек не может обойтись ни секунды».То, без чего человек может обойтись, не есть Дао».

«Дао-дэ цзын» (« Книга пути и благодати») – важнейший канонический текст философской школы даосов, создание которого приписывается Лао цзы (VI в. до н.э.) На самом деле он был записан гораздо позднее (между 300 и 250 годами до н.э.). Текст состоит из двух книг: «Дао цзина» («Книги о дао») и «Дэ цзина»(«Книги о дэ»), и включает 81 главу.


да фу - чиновник. В Китае различались три категории чиновников: цин - высшая, дафу (средняя), ши (низшая).

да цзын - великая чистота, великая пустота - «завязь жизни»

да мин - великие светила (солнце и луна)

даосизм - идейно-философское течение Древнего Китая. Его основание приписывалось мифическому совершенномудрому государю Хуан ди (Желтому императору). Основателем же философской школы даосов считался мудрец Лао цзы, живший в VI в. до н.э. Философский даосизм (дао цзя) следует отличать от религиозного даосизма (дао цзан).

датун - всеохватывающий (синоним дао)

ди - земля, божественный первопредок

ди - император. Первоначально применялся только для обозначения 5 «небесных владык». С созданием первой империи Китая ее создатель Ши Хуанди, стал именовать себя императором Поднебесной.

ди - ли- «чертеж» (мироздания)

ду - смотреть, рассматривать

дэ вторая, по значимости, после дао и неразрывно связанная с ним категория древнекитайской культурной традиции. Для даосов термин дэ имеет два значения: 1. Благо. 2. Постоянные свойства, атрибуты, качества вещей, которые обнаруживаются в процессе «естественного хода вещей» (естественного дао). Дэ совершенного человека связано с его пребыванием в состоянии «недеяния», которое предполагает непременное и постоянное следование человека пути естественного дао и отказ от какого-либо вмешательства в естественный ход вещей. Согласно конфуцианской докртрине, дэ - это высшая добродетель. Источником дэ «благородного мужа» является не только следование пути «естественного дао», но и культура. Постигая в процессе культурной деятельности единство «трех дао» (неба, земли и человека), он «расширяет путь» и достигает при этом высшей добродетели.

Ж

жан - вежливость, уступчивость, важный элемент конфуцианского ритуала.

жэнь - термин имеет много значений: 1. Люди, человек. 2. Человеческое начало. 3. «Человеколюбие», «человечность», милосердие». 4. Культура. 5. Высшая добродетель), гуманность, «человеколюбие». (Важнейшая, наряду с ритуалом - ли, категория социально-этического учения Конфуция. В различных высказываниях Конфуция термин трактуется различно. В одном случае предельно широко, как «любовь к людям» вообще, как «знание людей», как «поддержание людей прямых и отстранение ложных». Конфуцианское учение о культуре включало в себя в качестве главных принципов верность «воле неба» и заветам предков, человеколюбие, неукоснительное соблюдение правил ритуала, постоянное совершенствование своих духовных нравственных качеств путем углубленного изучения канонических текстов древних авторов, занятия музыкой и овладение культурой политического управления государством. Стремление к культурному совершенствованию - непременное качество «благородного человек» (цюньцзы). Представители даосизма относились к этому учению Конфуция крайне негативно, считая, что культурная доктрина Конфуция разрушает в человеке ту гармонию, которая изначально заложена в нем природой и может быть сохранена только путем следования им естественному ходу вещей.


жэнь дао - ритм жизни вселенной

жэнь и - милосердие, справедливость. Синоним учения Конфуция. Оно категорически отрицалось даосами («Когда дела пошли плохо, прежнего не вернешь игрой в справедливость», говорится в 38 параграфе «Дао дэ цзына»).

жень лунь - нормы отношения между людьми. Их пять: любовь между отцом и сыном, долг справедливости между правителем и подданными, согласие между мужем и женой, уважение старших младшими, верность и искренность между друзьями («Ли цзы»).

жу - ученый, образованный человек, учитель, чиновник. Этот термин использовался также для обозначения принадлежности человека к философской школе, основанной Конфуцием.

жу сюэ - название философского учения Конфуция

И

и – термин, имеющий ряд значений.1. Перемены, метаморфозы («И цзин»). 2. Чувство долга (конф.), справедливость, одно из 5 постоянств изначальной природы - син. В основе чувства долга лежит заложенное в природе человека стремление следовать «закону неба» (тянь гень). Малейшее отклонение от него является нарушением долга. Как и все остальные этические добродетели (человеколюбие, ритуал), чувство долга хотя и является врожденным, требует постоянного совершенствования (конф.). 3. Единое (даос.). Представители даосизма не признавали конфуцианского учения о «законе неба».

инь – одна из двух космических первоначальных частиц. В китайской системе мироздания символизировала темное, женское начало. В графической модели вселенной, созданной по преданию совершенномудрым правителем Фуси, она представлена в виде горизонтальной черты, разорванной посередине

и жэнь - горожане

К

кунь – земля, одна из пяти стихий, взаимодействие которых лежит в основе существования мироздания

Куй – мифический музыкант, Орфей китайской мифологии

Кунь лунь – одна из пяти священных гор Древнего Китая – «гора союза старших братьев», мифическая обитель предков и богов, за ней скрываются Солнце и Луна. Пантеон богов на этой горе возглавляет мать богов Сиванму

Кунь У – согласно традиции, изобретатель гончарного искусства («Каталог гор и морей»)

кэ цзы – преодоление себя (конф.)

Л

Лао-цзы (Лао Дань, Ли Эр) 579-499 гг. до н. э. - основатель философской школы даосизма, которому традиция приписывала создание канонического текста даосов «Дао дэ цзын».