Файл: КУЛЬТУРА ОБРАЗЦА.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.09.2024

Просмотров: 676

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Г.К. Пондопуло

Формирование культурной традиции востока и запада.

Культура образца

Материалы к лекциям

Словарь 98

Классические культуры древнего востока

I. Эпоха неолита и бронзы (5000-3000 лет до н.Э.)

II. Эпоха трех древнейших городских цивилизаций китая

III. Культура китая в период древних империй

Формирование китайской парадигмы культуры

Теогония

Космогония и космология

Культурологический миф

Конфуцианство. Жэнь и ли

Даосизм. Дао и дэ

Чжуан цзы

Приложение

Классическая культура древней индии. Культура ом

I. Ведическая традиция

Для миров

Пространство, время, закон в системе ведического знания

II. Период упанишад

28 Видов неспособностей Девять видов удовлетворения

Учение о Брахмане-Атмане

Санкхья-йога

Санкхья. (Создание идеальной модели ведического космоса)

Ведический образец и классическая культура индии

Приложения словарь а

Часть 1 (главы 1,4,9,13)

Часть2( глава 23)

Часть 3 (главы 1-5,15,18,19)

Часть 7 (главы1-15,25,26)

Глава 6. О месте пребывания разума

__________________________________________________________________________________________

Итихасы - исторические предания о прошедших событиях, примыкают к ведам

III античная культура логоса и греческая пайдейя

Греческая цивилизации и основные этапы эллинской культуры

Греческий полис и античный идеал

Ранние формы калокагатии. Арете

Лучшее для смертных – здоровье –

Греческая мифология и античная культура

Главная типологическая особенность античной культуры. Античный космос

Основные смыслообразующие элементы античной культуры

Исходный принцип и доминанта античной культуры

В. Татаркевич. Античная эстетика.

Притоком грязным, свежей не испить воды.

Такой завет навеки положила я

Пайдейя

Приложения

у дэ - пять добродетелей: человечность - жэнь; чувство долга, справедливости- и; благопристойность - ли; искренность - синь; воля, стремление, желание - чжи (конф.)

у ди – пять мифических вождей (правителей), правивших Китаем в III тыс. до н.э. Хуан Ди, Ку,Чжуан сюй, Яо, Шунь.

у гу - пять злаков: рис, просо, ячмень, пшеница, бобы

у гуань - пять высших чиновников: глав пяти ведомств (просвещения, армии, общественных работ, внутренних дел, этикета)

у жэнь - воин

у лунь - пять отношений между людьми (отцом и сыном, правителем и подданными,мужем и женой, старшими и младшими, между друзьями)

у мин - не названное, безымянное (синоним дао)

у син -1. Пять движений. выражение статических и динамических состояний инь и ян 2. пять элементов (стихий): небо, ветер, огонь, вода, земля. 3. пять начал: вода, огонь, дерево, металл,земля. Из них состоит не только природа, но и человек. 4. пять стран света: север, юг, запад, восток, центр также соответствуют «у син». Термин «У-син» («пять движений) впервые появляется, согласно традиции, в XX в. до н.э. , но «первое подлинно аутентичное упоминание об «У-син» содержится только в тексте «Шудзин» в главе «Хун-фань» («Великий План»,образец, закон»), которую ученые относят к IV-III вв. до н. э.». В «Шудзин» система «У син» рассматривается во взаимосвязи с «Ба гуа» - восьми триграммами, символизирующими мировой космос. Согласно традиции, создав учение (У-син) «совершенномудрые правители» придали учению о переменах универсальный характер и определи тем самым «всеобщий закон природы». Знание «У син» - всеобщего закона природы - дало людям надежду, что «небо не лишит Поднебесную поддержки».

у син сян - сущность

у сэ - пять цветов (зеленый, желтый, красный, белый,черный)

у сы - пять духов хранителей (дымохода, ворот, дверей, очага, дороги)

у цзы – беспредельное (даос.)

у ю - небытие

у юэ - свободный от условностей-философ (даос.)

у фан - первичный хаос

у ши - безначальное

Ф

фа закон. У даосов различяются: всеобщий закон – дао (его манифестация у-син) и ли (закон развития отдельных вещей). Конфуцианцы (следуя традиции «Ши цзин») принимают в качестве единого всеобщего закона - «тай -и» (великое единое), в котором дао неба, земли и человека образуют изначальную, всеобщую целостность.


фа и - подражание образцу. (В качестве образца с древнейших времен почитался путь дао, основу которого составляет ритмическое взаимодействие космических первочастиц инь и ян. Следование образцу - это прежде всего неукоснительное соблюдение этого пути. Вместе с тем понимание «пути дао» было различным у представителей многочисленных философских школ Древнего Китая. Для даосов следование «пути дао» предполагало отрицание, какое бы то ни было вмешательство в ход «естественного дао». Конфуцианцы, напротив, считали, что человек не просто следует пути «естественного дао», но путем своей культурной деятельности «расширяет этот путь», в результате постижения «закона неба» и использование этого знания для организации жизни путем просвещения народа и приобщения его к знанию «тай и» - великого начала, в котором едины «хэ» (гармония), порожденная ритмическим движением инь и ян и все пять высших нравственных принципов: «жэнь» (человеколюбие), «и» (долг, справедливость), «ли» (благопристойность), «синь» (искренность), «чжи» (воля, стремление). Законники исходили из необходимости использовать для приобщения жителей Поднебесной к «образцу» всю силу государственного закона, а не только просвещение народа и формирования у него нравственных добродетелей)

фань - букв. «перевертывание», «выворачивание наизнанку» - характерный для китайской традиции термин, который используется для обозначения двойственности всех явлений действительности, расположения бытия на грани противоположности.

фа цзя - название философской школы легистов» (законников)

Легисты были одними из наиболее активных критиков конфуцианства. Крупнейшими представителями легизма являлись Гуан цзы и Шан Ян.

Фу-гу - древность, рассматриваемая как совершенный образец, к которому стремится человек, пытающийся достичь совершенства.

Фу си (Баоси). Величайший культурный герой китайской мифологии, обучивший людей многочисленным искусствам (умениям). Создатель знаменитой «Ба гуа» - системы триграмм («чертежа мироздания»). Первый правитель людей, получивший согласно традиции «мандат» на правление от самого Неба. Время правления Фу си традиционно отождествлялось с эпохой «золотого века» («Хуайсюевы времена»).

фу цзы - учитель

фын - нравы (го фын - нравы царств)

фэн - ветры

Х

Хай - моря. Согласно традиции, Поднебесную окружают пять морей. На Западе функцию одного из них выполняет Великая пустыня. Богатства морей - это жемчуг и нефрит (миф.)


Хоу цзы - «князь зерно», покровитель земледельцев, считался предком племени Чжоу (миф.)

«Хуайнаньцзы» («Философы из Хуайнани») - даоский трактат, созданный представителями т.н. «позднего даосизма» в Ханьскую эпоху (II в. до н.э. - II в. н.э.) в княжестве Хуайнань при дворе правителя Лю Аня (179-122 гг. до н.э.)

Трактат является произведением, которое подводит итог развитию философии даосизма в классический и постклассический периоды древнекитайской культуры.

Хуан Ди (Желтый император).Один из пяти мифических государей. Родоначальник китайского этноса, совершенный правитель. Согласно даоской традиции, легендарный основатель даосизма. Маг и волшебник, прибывший на землю из созвездия льва (миф.).

Хуан Ди «Иэи цзын» - «Внутренний канон Желтого владыки» - медицинский трактат» I в. до н.э.

Хуайсюши - Страна всеобщего процветания» - «золотой век» (миф.)

Хуан цзы - центр, центральный дворец

Хунмэн - изначапльный хаос, одно из олицетворений природы (даос.)

Хунь -1.парящий дух. По размерам уподоблялся небу и земле (миф). 2.небесная разумная душа. После смерти человека покидает его тело и переселяется в мир предков.

Хунь (хунь дунь) - хаос (даос.)

Хэ - 1. гармония. Великий путь для Поднебесной. В философии Древнего Китая рассматривается как упорядочивающее начало. 2. Благородный человек, сердце которого лишено строптивости (конф.)

хэ-ту - расположение «крест накрест» времен года, стран света, чисел, нотных знаков для получения единого образа мироздания, благодаря чему его «стройность и упорядоченность проступает с особой выразительностью и авторитетностью».

Ху фань - великий закон (план, образец). Согласно преданию, которое свидетельствует о древнем происхождении этого текста, был ниспослан Юю великому небом59 и изначально включал в себя 9 разделов. Каждый из этих Разделов характеризовался определенным числом, что свидетельствует о том, что он предстает как результат размышления о структуре вселенной и вселенском миропорядке. (См. М. Гране. Китайская мысль. М., 2004, с. 113.) Приблизительно в VIII в. до н.э. текст был включен в виде отдельной главы в канон «Шу цзын».

Ц

цзао у - создание вещей (даос.)

цзао у чжэ - «то, что творит вещи» - процесс спонтанного творчества вещей природой (даос.)

Цан Се - легендарный изобретатель китайской письменности

Цзе - (букв. сустав) -1. частота, мера. 2. Термин, обозначавший сроки, придающие определенный ритм смене времен года, ритмику музыкальных образов, представление об отдельном человеке («один»)


Цзо - технотворчество людей (отлично от спонтанного творчества дао-шао)

цзинь жань - первоначальная, естественная природа (даос.)

цзин шэнь - жизненная сила, душа, энергия (даос.). Имела, как и тело, материальный характер, но с несколько иными свойствами

цзу - предок

цзюан шэнь - целостность жизни, совершенный , «целостный человек» (даос.)

«Цзися сюэ гун» - «Дворец наук у западных ворот», т.н. «Академия Цзися». Главный центр учености Китая, находившийся в царстве Ци. Созданная в начале IV в. до н.э. она просуществовала 100 лет, привлекая к себе многих выдающихся мыслителей. С академией Цзися была связана деятельность Мэн цзы и Сюнь цзы.

Цзя - хозяин

Цзы - 1. центр. 2 совершенномудрые (предки,люди). 3. Мудрецы, философы. 4. дети

Цзын - 1. почитать, уважать. 2. применительно к тексту канонический, основной, особо почитаемый.

цзы фан - естественная свобода (даос.)

Цзян - название в древних текстах реки Янцзы

Цзяо - учение

Цзяньму - священное дерево. По нему спускаются на землю и поднимаются на небо боги.

Ци - (букв. «воздух») - частицы, элементы мировой энергии, творящей метаморфозы. В китайской традиции все многообразие частиц объединяется в три основных группы. 1.Элементы мировой энергии. В эту группу входят ци (люцзин): инь, ян ветер, дождь, мрак, свет. 2. Циобразующие пять элементов, начал (у син), материальную и духовную субстанцию природы («тьмы вещей»), четырех временен года и элементы космических ритмов. 3. Применительно к человеку различаются два вида ци: «тончайшие», образующих духовное начало человека и «грубые» , выступающие в качестве субстанции, из которой состоит его тело. В роли исходных частиц образующих род людей выступают совершенномудрые предки - «поколение мудрецов» (миф.)

Цин - природное качество (даос.)

цинь ци - тоньчайшие частицы. Из них состоит «душа», они являются основой сознания во всех его проявлениях

цзю - время как длительность( моисты)

циндафу - сановник (крупный чиновник)

ци жэнь - поколение мудрецов

цюань - целое, цельность (даос.)

цюньцзы - «благородный муж» -добродетельный правитель и сын правителя. Ученый, культурный человек (конф.) (Даосы считали «цюньцзы» человеком «ничтожным» в силу того, что он предпочитает овладение знаниями и соблюдение норм ритуала подчинению человека естественному ходу вещей (естественному дао)


цюнь - способность жить сообща

цы - порядок, ряд, местоположение

Ч

Чан - неизменное - синоним дао (даос.)

ань шэнь бусы - обретение бессмертия (даос.)

чжа - «Мушиный обряд». Большая общегосударственная церемония, совершавшаяся в конце года. В это время приносилось жертвоприношение покровителю земледелия Шэн нуну и божеству зерна

Чжан го. 1. обозначение периода «сражающихся царств»(480-222г до н. э.)2.В узком смысле слова «государство».

чжоу- термин имеющий ряд значений 1.время.2.круг,

круговращение,оборот ,цикл.3.Название одной из древнейших династий и одного из древних племен и царств.

чжоу хоу - военноначальник

чжи - 1. ум, умный, мудрый. 2. свойство человеческой натуры, воля, стремление, желание (конф.)

чжэн мин - исправление имен

чжу - хозяин

Чжуан цзы (369-286 гг. до н.э.) Выдающийся представитель даоской философской школы. Автор названного его именем трактата, являющегося главным, наряду с «Дао дэ цзином» каноническим текстом даосизма

Чжуань - трактат

чжу ся - «вся СЯ», термин, обозначающий все восточные и западные царства Китая (аналог «Поднебесной»)

чжун - 1. середина. 2. честность, верность, покорность (конф.)

чжун юн - «золотая середина» (соединение дао и дэ, серединного и обычного)

чжун шу – единое (в нем слиты в единое целое: чжун, шу и жэнь)

Чжунго - «серединные царства» (Китай)

Чжэн -1. Бытие («Ицзын»). 2. Стойкость, справедливость (конф.)

чжэнь жэнь - «идеальный человек» - тот, кто познал дао и очистил свое сердце (даос.)

чжэн мин - исправление имен (способность отличать правду от лжи). Термин связан с деятельностью представителей мин цзя – «школы имен» (софистов)

Чунь цзю - «Весны и осени» - период т.н. «обособленных царств» (770-475 гг. до н.э.), сменивший эпоху древних династий

Чэнь – 1. преданность, справедливость, искренность (конф.)

чэнь жэнь – настоящий, «добродетельный человек» (конф.)

чэн - совершенное число

Ш

Шао - музыка, написанная, по преданию, правителем Шунем

Шан - верх, верхи (противоположность низ, низы ся)

Шань - горы. В Древнем Китае почитались 5 священных гор (Жиюшань – «стержень неба». Кунлунь - «Гора старших братьев», нижняя столица богов и предков. Хэшань. Дэньбо-гора, по ней поднимаются на небо и спускаются на землю боги. Тайшань - символ величия Поднебесной, на ее вершине императоры Китая совершали жертвоприношения богам. Богатством гор считались медь и золото (миф.)