ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 01.09.2024
Просмотров: 676
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Формирование культурной традиции востока и запада.
Классические культуры древнего востока
I. Эпоха неолита и бронзы (5000-3000 лет до н.Э.)
II. Эпоха трех древнейших городских цивилизаций китая
III. Культура китая в период древних империй
Формирование китайской парадигмы культуры
Классическая культура древней индии. Культура ом
Пространство, время, закон в системе ведического знания
28 Видов неспособностей Девять видов удовлетворения
Санкхья. (Создание идеальной модели ведического космоса)
Ведический образец и классическая культура индии
Глава 6. О месте пребывания разума
__________________________________________________________________________________________
Итихасы - исторические предания о прошедших событиях, примыкают к ведам
III античная культура логоса и греческая пайдейя
Греческая цивилизации и основные этапы эллинской культуры
Греческий полис и античный идеал
Ранние формы калокагатии. Арете
Лучшее для смертных – здоровье –
Греческая мифология и античная культура
Главная типологическая особенность античной культуры. Античный космос
Основные смыслообразующие элементы античной культуры
Исходный принцип и доминанта античной культуры
В. Татаркевич. Античная эстетика.
у дэ - пять добродетелей: человечность - жэнь; чувство долга, справедливости- и; благопристойность - ли; искренность - синь; воля, стремление, желание - чжи (конф.)
у ди – пять мифических вождей (правителей), правивших Китаем в III тыс. до н.э. Хуан Ди, Ку,Чжуан сюй, Яо, Шунь.
у гу - пять злаков: рис, просо, ячмень, пшеница, бобы
у гуань - пять высших чиновников: глав пяти ведомств (просвещения, армии, общественных работ, внутренних дел, этикета)
у жэнь - воин
у лунь - пять отношений между людьми (отцом и сыном, правителем и подданными,мужем и женой, старшими и младшими, между друзьями)
у мин - не названное, безымянное (синоним дао)
у син -1. Пять движений. выражение статических и динамических состояний инь и ян 2. пять элементов (стихий): небо, ветер, огонь, вода, земля. 3. пять начал: вода, огонь, дерево, металл,земля. Из них состоит не только природа, но и человек. 4. пять стран света: север, юг, запад, восток, центр также соответствуют «у син». Термин «У-син» («пять движений) впервые появляется, согласно традиции, в XX в. до н.э. , но «первое подлинно аутентичное упоминание об «У-син» содержится только в тексте «Шудзин» в главе «Хун-фань» («Великий План»,образец, закон»), которую ученые относят к IV-III вв. до н. э.». В «Шудзин» система «У син» рассматривается во взаимосвязи с «Ба гуа» - восьми триграммами, символизирующими мировой космос. Согласно традиции, создав учение (У-син) «совершенномудрые правители» придали учению о переменах универсальный характер и определи тем самым «всеобщий закон природы». Знание «У син» - всеобщего закона природы - дало людям надежду, что «небо не лишит Поднебесную поддержки».
у син сян - сущность
у сэ - пять цветов (зеленый, желтый, красный, белый,черный)
у сы - пять духов хранителей (дымохода, ворот, дверей, очага, дороги)
у цзы – беспредельное (даос.)
у ю - небытие
у юэ - свободный от условностей-философ (даос.)
у фан - первичный хаос
у ши - безначальное
Ф
фа – закон. У даосов различяются: всеобщий закон – дао (его манифестация у-син) и ли (закон развития отдельных вещей). Конфуцианцы (следуя традиции «Ши цзин») принимают в качестве единого всеобщего закона - «тай -и» (великое единое), в котором дао неба, земли и человека образуют изначальную, всеобщую целостность.
фа и - подражание образцу. (В качестве образца с древнейших времен почитался путь дао, основу которого составляет ритмическое взаимодействие космических первочастиц инь и ян. Следование образцу - это прежде всего неукоснительное соблюдение этого пути. Вместе с тем понимание «пути дао» было различным у представителей многочисленных философских школ Древнего Китая. Для даосов следование «пути дао» предполагало отрицание, какое бы то ни было вмешательство в ход «естественного дао». Конфуцианцы, напротив, считали, что человек не просто следует пути «естественного дао», но путем своей культурной деятельности «расширяет этот путь», в результате постижения «закона неба» и использование этого знания для организации жизни путем просвещения народа и приобщения его к знанию «тай и» - великого начала, в котором едины «хэ» (гармония), порожденная ритмическим движением инь и ян и все пять высших нравственных принципов: «жэнь» (человеколюбие), «и» (долг, справедливость), «ли» (благопристойность), «синь» (искренность), «чжи» (воля, стремление). Законники исходили из необходимости использовать для приобщения жителей Поднебесной к «образцу» всю силу государственного закона, а не только просвещение народа и формирования у него нравственных добродетелей)
фань - букв. «перевертывание», «выворачивание наизнанку» - характерный для китайской традиции термин, который используется для обозначения двойственности всех явлений действительности, расположения бытия на грани противоположности.
фа цзя - название философской школы легистов» (законников)
Легисты были одними из наиболее активных критиков конфуцианства. Крупнейшими представителями легизма являлись Гуан цзы и Шан Ян.
Фу-гу - древность, рассматриваемая как совершенный образец, к которому стремится человек, пытающийся достичь совершенства.
Фу си (Баоси). Величайший культурный герой китайской мифологии, обучивший людей многочисленным искусствам (умениям). Создатель знаменитой «Ба гуа» - системы триграмм («чертежа мироздания»). Первый правитель людей, получивший согласно традиции «мандат» на правление от самого Неба. Время правления Фу си традиционно отождествлялось с эпохой «золотого века» («Хуайсюевы времена»).
фу цзы - учитель
фын - нравы (го фын - нравы царств)
фэн - ветры
Х
Хай - моря. Согласно традиции, Поднебесную окружают пять морей. На Западе функцию одного из них выполняет Великая пустыня. Богатства морей - это жемчуг и нефрит (миф.)
Хоу цзы - «князь зерно», покровитель земледельцев, считался предком племени Чжоу (миф.)
«Хуайнаньцзы» («Философы из Хуайнани») - даоский трактат, созданный представителями т.н. «позднего даосизма» в Ханьскую эпоху (II в. до н.э. - II в. н.э.) в княжестве Хуайнань при дворе правителя Лю Аня (179-122 гг. до н.э.)
Трактат является произведением, которое подводит итог развитию философии даосизма в классический и постклассический периоды древнекитайской культуры.
Хуан Ди (Желтый император).Один из пяти мифических государей. Родоначальник китайского этноса, совершенный правитель. Согласно даоской традиции, легендарный основатель даосизма. Маг и волшебник, прибывший на землю из созвездия льва (миф.).
Хуан Ди «Иэи цзын» - «Внутренний канон Желтого владыки» - медицинский трактат» I в. до н.э.
Хуайсюши - Страна всеобщего процветания» - «золотой век» (миф.)
Хуан цзы - центр, центральный дворец
Хунмэн - изначапльный хаос, одно из олицетворений природы (даос.)
Хунь -1.парящий дух. По размерам уподоблялся небу и земле (миф). 2.небесная разумная душа. После смерти человека покидает его тело и переселяется в мир предков.
Хунь (хунь дунь) - хаос (даос.)
Хэ - 1. гармония. Великий путь для Поднебесной. В философии Древнего Китая рассматривается как упорядочивающее начало. 2. Благородный человек, сердце которого лишено строптивости (конф.)
хэ-ту - расположение «крест накрест» времен года, стран света, чисел, нотных знаков для получения единого образа мироздания, благодаря чему его «стройность и упорядоченность проступает с особой выразительностью и авторитетностью».
Ху фань - великий закон (план, образец). Согласно преданию, которое свидетельствует о древнем происхождении этого текста, был ниспослан Юю великому небом59 и изначально включал в себя 9 разделов. Каждый из этих Разделов характеризовался определенным числом, что свидетельствует о том, что он предстает как результат размышления о структуре вселенной и вселенском миропорядке. (См. М. Гране. Китайская мысль. М., 2004, с. 113.) Приблизительно в VIII в. до н.э. текст был включен в виде отдельной главы в канон «Шу цзын».
Ц
цзао у - создание вещей (даос.)
цзао у чжэ - «то, что творит вещи» - процесс спонтанного творчества вещей природой (даос.)
Цан Се - легендарный изобретатель китайской письменности
Цзе - (букв. сустав) -1. частота, мера. 2. Термин, обозначавший сроки, придающие определенный ритм смене времен года, ритмику музыкальных образов, представление об отдельном человеке («один»)
Цзо - технотворчество людей (отлично от спонтанного творчества дао-шао)
цзинь жань - первоначальная, естественная природа (даос.)
цзин шэнь - жизненная сила, душа, энергия (даос.). Имела, как и тело, материальный характер, но с несколько иными свойствами
цзу - предок
цзюан шэнь - целостность жизни, совершенный , «целостный человек» (даос.)
«Цзися сюэ гун» - «Дворец наук у западных ворот», т.н. «Академия Цзися». Главный центр учености Китая, находившийся в царстве Ци. Созданная в начале IV в. до н.э. она просуществовала 100 лет, привлекая к себе многих выдающихся мыслителей. С академией Цзися была связана деятельность Мэн цзы и Сюнь цзы.
Цзя - хозяин
Цзы - 1. центр. 2 совершенномудрые (предки,люди). 3. Мудрецы, философы. 4. дети
Цзын - 1. почитать, уважать. 2. применительно к тексту канонический, основной, особо почитаемый.
цзы фан - естественная свобода (даос.)
Цзян - название в древних текстах реки Янцзы
Цзяо - учение
Цзяньму - священное дерево. По нему спускаются на землю и поднимаются на небо боги.
Ци - (букв. «воздух») - частицы, элементы мировой энергии, творящей метаморфозы. В китайской традиции все многообразие частиц объединяется в три основных группы. 1.Элементы мировой энергии. В эту группу входят ци (люцзин): инь, ян ветер, дождь, мрак, свет. 2. Циобразующие пять элементов, начал (у син), материальную и духовную субстанцию природы («тьмы вещей»), четырех временен года и элементы космических ритмов. 3. Применительно к человеку различаются два вида ци: «тончайшие», образующих духовное начало человека и «грубые» , выступающие в качестве субстанции, из которой состоит его тело. В роли исходных частиц образующих род людей выступают совершенномудрые предки - «поколение мудрецов» (миф.)
Цин - природное качество (даос.)
цинь ци - тоньчайшие частицы. Из них состоит «душа», они являются основой сознания во всех его проявлениях
цзю - время как длительность( моисты)
циндафу - сановник (крупный чиновник)
ци жэнь - поколение мудрецов
цюань - целое, цельность (даос.)
цюньцзы - «благородный муж» -добродетельный правитель и сын правителя. Ученый, культурный человек (конф.) (Даосы считали «цюньцзы» человеком «ничтожным» в силу того, что он предпочитает овладение знаниями и соблюдение норм ритуала подчинению человека естественному ходу вещей (естественному дао)
цюнь - способность жить сообща
цы - порядок, ряд, местоположение
Ч
Чан - неизменное - синоним дао (даос.)
ань шэнь бусы - обретение бессмертия (даос.)
чжа - «Мушиный обряд». Большая общегосударственная церемония, совершавшаяся в конце года. В это время приносилось жертвоприношение покровителю земледелия Шэн нуну и божеству зерна
Чжан го. 1. обозначение периода «сражающихся царств»(480-222г до н. э.)2.В узком смысле слова «государство».
чжоу- термин имеющий ряд значений 1.время.2.круг,
круговращение,оборот ,цикл.3.Название одной из древнейших династий и одного из древних племен и царств.
чжоу хоу - военноначальник
чжи - 1. ум, умный, мудрый. 2. свойство человеческой натуры, воля, стремление, желание (конф.)
чжэн мин - исправление имен
чжу - хозяин
Чжуан цзы (369-286 гг. до н.э.) Выдающийся представитель даоской философской школы. Автор названного его именем трактата, являющегося главным, наряду с «Дао дэ цзином» каноническим текстом даосизма
Чжуань - трактат
чжу ся - «вся СЯ», термин, обозначающий все восточные и западные царства Китая (аналог «Поднебесной»)
чжун - 1. середина. 2. честность, верность, покорность (конф.)
чжун юн - «золотая середина» (соединение дао и дэ, серединного и обычного)
чжун шу – единое (в нем слиты в единое целое: чжун, шу и жэнь)
Чжунго - «серединные царства» (Китай)
Чжэн -1. Бытие («Ицзын»). 2. Стойкость, справедливость (конф.)
чжэнь жэнь - «идеальный человек» - тот, кто познал дао и очистил свое сердце (даос.)
чжэн мин - исправление имен (способность отличать правду от лжи). Термин связан с деятельностью представителей мин цзя – «школы имен» (софистов)
Чунь цзю - «Весны и осени» - период т.н. «обособленных царств» (770-475 гг. до н.э.), сменивший эпоху древних династий
Чэнь – 1. преданность, справедливость, искренность (конф.)
чэнь жэнь – настоящий, «добродетельный человек» (конф.)
чэн - совершенное число
Ш
Шао - музыка, написанная, по преданию, правителем Шунем
Шан - верх, верхи (противоположность низ, низы ся)
Шань - горы. В Древнем Китае почитались 5 священных гор (Жиюшань – «стержень неба». Кунлунь - «Гора старших братьев», нижняя столица богов и предков. Хэшань. Дэньбо-гора, по ней поднимаются на небо и спускаются на землю боги. Тайшань - символ величия Поднебесной, на ее вершине императоры Китая совершали жертвоприношения богам. Богатством гор считались медь и золото (миф.)