Файл: 3_культура образца.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.09.2024

Просмотров: 555

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Г.К. Пондопуло

Словарь 101-119

Формирование образца

II. Смысловое единство, разнообразие и структура

Классические культуры древнего востока

I. Эпоха неолита и бронзы (5000-3000 лет до н.Э.)

II. Эпоха трех древнейших городских цивилизаций китая

III. Культура китая в период древних империй

Теогония

Космогония и космология

Чжуан цзы

Приложения

12. Книга о сотворении мира.Александрийская библиотека. «Амфоа».СПб.

2008,С.103-199

32. Пондопуло.Г.К Древний Китай. Формирование культурной традиции.М

Классическая культура древней индии. Культура ом (аум)

I. Ведическая традиция

Для миров "Тот мир» (сакральное обозначение - свар)

Пространство, время, закон в системе ведического знания

Девять видов удовлетворения

Учение о Брахмане-Атмане

Санкхья-йога

Санкхья.

Учение о таттвах и гунах

Проявления пракрити

Практика йоги и ее эволюция

Философия йоги

Йога и проблема человека в этике упанишад

Ведический образец и классическая культура индии

Приложения

Часть2( глава 23)

Часть 3 (главы 1-5,15,18,19)

Часть 7 (главы1-15,25,26)

Глава 9. О знании и воспитании)

___________________________________________________________________ Структура и краткое содержание ведических текстов

___________________________________________________________________

Итихасы - исторические предания о прошедших событиях, примыкают к ведам

Античная культура логоса и греческая пайдейя

Лучшее для смертных – здоровье –

Исходный принцип и доминанта античной культуры

В. Татаркевич .

Притоком грязным, свежей не испить воды

Такой завет навеки положила я

Пайдейя

Древнегреческая мифология

Уран - гея

Понт – гея

Зевс (Дий)

Посейдон

Аид (Гадес)

Культурно-исторические термины и хронология эгейской, элладской, эллинской, эллинистической, античной культуры и культуры Византии

67

Элиаде М., Кулиано И. Словарь религий, обрядов и верований. М., СПб., 1997. С. 156.

68

Философские тексты МАХАБХАРАТЫ. БХАГАВАДГИТА. Изд. 3. Перевод, предисловие и примечания акад. Б. Л. Смирнова. Akademia. 1994, с. 80.

69

Мандала,»круг».»диск». Символическое изображение мироздания,своего рода карта мира. Ей придается Универсальное космологическое и сакральное значение в индуистской и буддиской мифологии и ритуалистике.

70

Элиаде М. Йога: бессмертие и свобода. М., 1999. С. 88, 323.

71

(Философские тексты МАХАБХАРАТЫ. БХАГАВАДГИТА. Третье издание. М., 1994. С. 38.)

72

Тексты МАХАБХАРАТЫ. БХАГАВАДГИТА. М., 1994, с. 542.

73

Здесь имеется в виду эволюция йогической практики в постведический период, которая приводит душу к Брахману и одновременно наделяет ее многочисленными сверхспособностями. Столь широкое истолкование практики йоги способствовало ее триумфальному распространению в различных областях духовной деятельности: философской, религиозной, эстетической, этической. (М. Элиаде. Йога: бессмертие и свобода. СПб., 1999, с.201-207.)

74

Элиаде М. Йога: бессмертие и свобода. С. 136.

75

Философские тексты Махабхараты. БХАГАВАДГИТА. «A-cad», 1994, с. 3.

76

Махабхарата. Адипарва кн. 1. Литературныепамятники. 1950, 1992, с. 591.

77

Махабхарата. Адипарва кн. 1. Литературные памятники. 1992. С. 591.

78

Цит. Мастера искусства об искусстве. Т. I. М., 1965, с. 16.

79

Там же, с. 338-352.

80

Столепестковый лотос. Антология древнеиндийской литературы. М., 1996. С. 360, 363, 364.

81

Невиль П. Ритм и мелодия в камне/ «Индия.Перспективы». Нью Дели. 1999. Декабрь, с. 27.

82

Артхашастра, или Наука политики. М., 1992. С. 16-17.

83

Фрагменты ранних греческих философов. Часть 1.М., 1989, с. 172.

84

Там же, Гераклит. 13, 71, 90, 112.

85

Софокл. Антигона. 791-800.

86

Ж.-П. Вернан .Происхождение древнегреческой мысли. М.,1962. С. 15-16.

87

Это рассуждение С.С. Аверинцева дает возможность представить форму, в которую облекался античный идеал в искусстве. Так, например, в античной трагедии – важнейшем институте культуры древнегреческого полиса – значительную функцию выполняла маска, прикрывавшая лицо актера: посредством смены масок передавалась игра страстей, в которую с неизбежностью втягивался зритель. Маски символизировали вечное, непреходящее, космическое. Благодаря их использованию в трагедии сюжеты, рассказывающие о непреходящих противоречиях человеческой жизни, обретали мировой масштаб, потрясая и ужасая зрителя своими гибельными последствиями и «очищая» его душу посредством страха перед неотвратимостью возмездия за нарушение закона и правды, являющихся причиной всех человеческих бед.//Типология и взаимосвязь литератур древнего мира.М.!971,с.217


88

Зайцев А. И. Культурный переворот в Древней Греции VIII-V вв. до н. э. СпбГУ. 2001.

89

Там же,с. 67.

90

Там же. С. 87-86.

91

Наиболее значительным исследованием на эту тему является работа Йохана Хейзинги «Homo ludens»(Человек играющий). М., 1992.

92

Jager W . Paideia . Bd I. 1933. S. 29.

93

Зайцев А.И. Культурный переворот в Древней Греции VIII-V вв. до н. э., с. 115.

94

Тронский И.М. История античной литературы. М.,1988, с. 151.

95

Реализовать себя как личность может только индивид, прошедший «школу» самосознания в качестве свободного, «просвещенного» человека. Для этого в античную эпоху не было необходимых предпосылок в силу отсутствия у эллинов приоритетного интереса к индивидуальным сторонам человеческой жизни. В тех же случаях, когда такой интерес возникал, как это было, например, в эпоху Греческого Просвещения и софистов, он вызывал у ревнителей традиционных ценностей полиса решительное неприятие. Свидетельством его может служить критика софистов Платоном (см. «Протагор»).

96

Характеристика форм античной «калокагати» дается по фундаментальному исследованию А.Ф.Лосева История античной эстетики.I-VIII т.

97

Гесиод. Труды и дни. Земледельческая поэма, 311.

98

Фрагменты ранних греческих философов. Часть1. М.,1989, с. 42.

99

Павсаний. Описание Эллады в двух томах.Т.2. М., 1994, с. 28-29.

100

Античная литература. Греция. Антология. Часть1. М., 1989, с. 93, 95, 124.

101

Там же.

102

Античная литература. Греция. Антология. Часть 2. С. 185-186.

103

Ксенофонт. Воспоминания о Сократе. М., 1993. Домострой, гл. 5, 1-17.

104

Там же, гл. 6, 4-10.

105

Там же, гл. 11, 1-23.

106

С. С. Аверинцев. Поэтика ранневизантийской литературы.М.1977,с.204-205

107

Эта система воспитания и ее культурное значение будет рассмотрено в заключительном раздел данной работы

108

См.: Фукидид.История.Кн.2, 40

109

Платон. Государство. Гл.VII. 519 c.

110

А.Ф. Лосев. Мифология греков и римлян. М.1996,с.305

111

См. в приложениях таблицы: Греческая мифология .1.Космология и теогония. 2. Олимпийцы- - третье поколение богов

112

Лосев А.Ф. История античной эстетики. Т.VIII. Кн. 1. С. 407-408.

113

Типология и взаимосвязь литератур древнего мира. М., 1971, с. 210.

114

А.Ф.Лосев ИАЭ.Т.VIII.Кн.2,с.407-408

115

Фрагменты ранних греческих философов. Часть1. М.Наука.1989,с.147.


116

Диоген Лаэртский. О жизни учениях и изречениях знаменитых философов.М.1979.11.3, 6.

117

Фрагменты ранних греческих философов.Часть1,с.148.Пифагор 26

118

Антология мировой философии в 4-х томах.Т.1,часть1.М.1969,с.335-337. Денмокрит,48-62

119

А.Ф. Лосев. ИАЭ.Т.VIII.Кн.1, с.492

120

Платон. Собр соч. в трех томах.Т.3/1.А.А. Тахо-Годи Критические замечания к диалогу «Тимей».М. 1971 , с.659

121

Платон.Горгий 503e –504a

122

Платон. Государство.IV.433e,430.

123

Платон.Тимей. 78a- b

124

Платон.Федон.110 b-c

125

Аристотель. Соч. в 4-х томах. Т.IV,с.379

126

Фрагменты ранних греческих философов,с.7

127

там же,с.239.Гераклит (85)

128

там же,с.217.Гераклит (51)

129

там же,с.181. Гераклит(1)

130

А.Ф. Лосев. Гомер.М.1960,с.33, 237-341

131

Аристотель. Политика. Кн.1.a 10-110

132

А. Ф. Лосев. ИАЭ .Т.VIII.Кн.2,.216

133

Фрагменты ранних греческих философов. Пифагор. 58,b.4

134

там же.Филолай.13.11.4

135

там же. Филолай 58 В 12

136

Досократики.Минск.1999,с.362.Эпихарм 56

137

А.Ф.Лосев. ИАЭ.Т.VIII.Кн.1, 512

138

Платон.Послезаконие,976c-979e

139

там же,977a-b

140

Платон.Послезаконие.990-992

141

там же, 980 a –986a

142

А.Ф.Лосев. ИАЭ.Т.1.М.1963, с.92

143

Типология и взаимосвязь литератур древнего мира.М.1971,с.210

144

там же. Секст, с.316.

145

А. Ф. Лосев. ИАЭ.Т.II,с.74

146

Ксенофонт. Воспоминания о Сократе.М.1993.IV 6, 9.III 13,12,6.IV7.II 4,5,6.

147

А. Ф. Лосев. ИАЭ.Т.II,с.667

148

Аристотель. Никомахова этика .II,2 1104 a 26

149

там же.Кн.2(В)110 b a 30-35.110 a 5

150

А.Ф.Лосев ИАЭ.Т.I,с.996

151

Демокрит в его фрагментах и свидетельствах древности.М.1935,с.234, 154

152

Платон. Федр. 244 a, 244 е-245а

153

Аристотель .Никомахова этика. Кн . (В), 110 6 . 10

154

«Музыка есть, искусство и числа ,и времени. Она дает не только идеальное число,но и реальное воплощение времени, и не только воплощение числа во времени , но и качественное овеществление этого воплощенного во времени числа, т. е. движение» ,пишет А.Ф.Лосев в работе «Музыка как предмет логики»//Лосев А.Ф. Из ранних произведений. М. 1990,с.331

155

Ямвлих Халкидский. Жизнь Пифагора.М.1976. с.22

156

Лауэнштайн Д. Элевсинские мистерии. М.1966. В этой книге была предпринята попытка реконструкции элевсинского ритуала


157

Аристотель.Поэтика.1449, 6.22-29

158

В.Йегер. Пайдейя. С.11

159

Детальный анализ этой связи определения культуры и занятия земледелием был дан П.А. Флоренским в его статье «Термин».(См.: Флоренский П.А. Т. 2. У водоразделов мысли.М.Правда.1990.С.221-222

160

Анализ содержания поэмы Гесиода и «Домостроя» Ксенофонта был дан в разделе «Греческий полис и античный идеал».

161

Ямвлих Халкидский. Жизнь Пифагора. М.1997, с.35

162

там же, с.492-493(1в)

163

там же,с.491(7).Эта идея будет впоследствии развита Платоном в его учении о «способности видения истины, путем восприятия тела, как «знака души»(См.: диалоги: «Кратил» 399с-400с,

«Государство» .Кн.6.518с-519)

164

Аристотель. Сочинения в 5 т. Т.4. М.1974.С.296

165

Пифагорейские Золотые Стихи с коментариями философа Гиерокла. М.1996.

166

Выдержки из литературного наследия Каллина, Тиртея, Пиндара, Эсхила и Аристофана , которые могут дать представление об особенностях «аристократической пайдейи»,

приведены в разделе данной работы, посвященном характери- стике античного идеала.

167

.Греки не знали термина «природа».Они пользовались термином «фюзис» .Его смысл отличается от того смысла, который мы вкладываем в термин «природа». Значение термина

«фюзис» состоит в том, что он обозначает ,одновременно , «природу» каждой конкретной

вещи и мира в целом.Она проявляется в процессе их становления, но всегда ,при этом,

сама остается неизменной. Созданную Демокритом концепцию пайдейи иногда определяют,

как миметическую(подражательную) в силу той роли,которую отводится в ней

«подражанию» природе.

168

Демокрит в его фрагментах и свидетельствах древности. М.1935.С.147

169

там же,с.234

170

Демокрит в его фрагментах и свидетельствах древности.М.,1935.с.154

171

там же,с154

172

А.И.Марру. История воспитания в античности.М.1998,с.313

173

Вернер Йегер. Пайдейя. М.1977,с.13

174

там же,с.15

175

Гиппократ. Избранные книги.М.1994,с.94

176

там же с.279-305

177

там же,с.16.

178

См.М.Хайдеггер. Письмо о гуманизме.//Мартин Хайдеггер. Бытие и время.М.1993,с.192-220

179

Антология мировой философии в 4-х томах.Т.1.Часть1.Протагор,с.316

180

там ж. Секст, с.316.

181

Цит. по: А.Ф.Лосев. ИАЭ.Т.2, с. 7


182

Ф.-И. Марру. История воспитания в античности. М. 1998 , с. 120- 121.

183

Термин«энциклопедическая пайдейя»(в смысле «общее образование»), получивший рас пространение в первые два века новой эры не отражал реальной педагогической практики

этого времени и не соответствовало понятию «общее образование».Он обозначал набор

научных дисциплин изучавшихся в школах неоплатоников, перипатетиков и стоиков и счи

тавшися введением в философию.

184

Платон. Протагор. 319 а

185

Фукидид. Воспоминания о Сократе.IV. b 9 . III ,12,6. IV.7.II.4, 5 ,6. II. 2,3.III.7.III.1-5, 9,

186

Йегер В. Пайдейя,с.167

187

Платон «Государство» 518 d

188

«Образованный» человек отличается от «варвара», который является просто «вещью» и находится за пределами «ойкумены»(от «ойкос»-дом)- мира богов и людей. «Сущность пайдейи не в том,чтобы загрузить неподготовленную душу голыми знаниями,словно первый попавшийся сосуд. Подлинное образование захватывает и изменяет саму душу в целом,перемещая человека в место его существа и приручая к нему» // М. Хайдеггер. Учение Платона об истине..Бытие и время. М.1993,с.350

189

Платон «Государство»,499 d

190

В.Йегер. Пайдейя,с.244

191

Фукидид. Воспоминания о Сократе.IV. b 9 . III ,12,6. IV.7.II.4, 5 ,6. II. 2,3.III.7.III.1-5, 9,

192

Платон. Филеб b1в

193

Платон. Законы.Гл.З,697

194

т ам же,гл.5,730 c

195

Платон.Государство.Кн.7.,534 b-c

196

Платон. Послезаконие. Собр. Соч. в трех томах.Т.3(2),с.799

197

Платон. Протагор , 321-322d

198

Платон .Федон, 69b

199

Платон. Кратил 415d

200

Платон. Кратил, 400 с.

201

там же.116 Платон Законы.Кн.1. 644-645

202

203

204

Платон .Протагор.329е

205

Платон. Законы. Кн.1.631d-e

206

Платон .Государство.376е

207

Платон. Законы. 804 c-d

208

там же,656с

209

.Историческое значение этой мысли, -пишет Марру ,- трудно переоценить, ею открывается новая эпоха в истории педагогики. Ведь Платон формулирует здесь ни больше ни меньше, как идеальное понятие и специфическую программу того, что можно было бы назвать средним образованием.(А.-И. Марру. История воспитания в античности, с.111)

210

Платон .Государство. 540 a-b

211

там же

212

там же 591c-d , 592a-b

213

Аристотель. Политика.1253а.9.5