ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.09.2024
Просмотров: 555
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
II. Смысловое единство, разнообразие и структура
Классические культуры древнего востока
I. Эпоха неолита и бронзы (5000-3000 лет до н.Э.)
II. Эпоха трех древнейших городских цивилизаций китая
III. Культура китая в период древних империй
12. Книга о сотворении мира.Александрийская библиотека. «Амфоа».СПб.
32. Пондопуло.Г.К Древний Китай. Формирование культурной традиции.М
Классическая культура древней индии. Культура ом (аум)
Для миров "Тот мир» (сакральное обозначение - свар)
Пространство, время, закон в системе ведического знания
Йога и проблема человека в этике упанишад
Ведический образец и классическая культура индии
Глава 9. О знании и воспитании)
___________________________________________________________________
Итихасы - исторические предания о прошедших событиях, примыкают к ведам
Античная культура логоса и греческая пайдейя
Лучшее для смертных – здоровье –
Исходный принцип и доминанта античной культуры
67
Элиаде М., Кулиано И. Словарь религий, обрядов и верований. М., СПб., 1997. С. 156.
68
Философские тексты МАХАБХАРАТЫ. БХАГАВАДГИТА. Изд. 3. Перевод, предисловие и примечания акад. Б. Л. Смирнова. Akademia. 1994, с. 80.
69
Мандала,»круг».»диск». Символическое изображение мироздания,своего рода карта мира. Ей придается Универсальное космологическое и сакральное значение в индуистской и буддиской мифологии и ритуалистике.
70
Элиаде М. Йога: бессмертие и свобода. М., 1999. С. 88, 323.
71
(Философские тексты МАХАБХАРАТЫ. БХАГАВАДГИТА. Третье издание. М., 1994. С. 38.)
72
Тексты МАХАБХАРАТЫ. БХАГАВАДГИТА. М., 1994, с. 542.
73
Здесь имеется в виду эволюция йогической практики в постведический период, которая приводит душу к Брахману и одновременно наделяет ее многочисленными сверхспособностями. Столь широкое истолкование практики йоги способствовало ее триумфальному распространению в различных областях духовной деятельности: философской, религиозной, эстетической, этической. (М. Элиаде. Йога: бессмертие и свобода. СПб., 1999, с.201-207.)
74
Элиаде М. Йога: бессмертие и свобода. С. 136.
75
Философские тексты Махабхараты. БХАГАВАДГИТА. «A-cad», 1994, с. 3.
76
Махабхарата. Адипарва кн. 1. Литературныепамятники. 1950, 1992, с. 591.
77
Махабхарата. Адипарва кн. 1. Литературные памятники. 1992. С. 591.
78
Цит. Мастера искусства об искусстве. Т. I. М., 1965, с. 16.
79
Там же, с. 338-352.
80
Столепестковый лотос. Антология древнеиндийской литературы. М., 1996. С. 360, 363, 364.
81
Невиль П. Ритм и мелодия в камне/ «Индия.Перспективы». Нью Дели. 1999. Декабрь, с. 27.
82
Артхашастра, или Наука политики. М., 1992. С. 16-17.
83
Фрагменты ранних греческих философов. Часть 1.М., 1989, с. 172.
84
Там же, Гераклит. 13, 71, 90, 112.
85
Софокл. Антигона. 791-800.
86
Ж.-П. Вернан .Происхождение древнегреческой мысли. М.,1962. С. 15-16.
87
Это рассуждение С.С. Аверинцева дает возможность представить форму, в которую облекался античный идеал в искусстве. Так, например, в античной трагедии – важнейшем институте культуры древнегреческого полиса – значительную функцию выполняла маска, прикрывавшая лицо актера: посредством смены масок передавалась игра страстей, в которую с неизбежностью втягивался зритель. Маски символизировали вечное, непреходящее, космическое. Благодаря их использованию в трагедии сюжеты, рассказывающие о непреходящих противоречиях человеческой жизни, обретали мировой масштаб, потрясая и ужасая зрителя своими гибельными последствиями и «очищая» его душу посредством страха перед неотвратимостью возмездия за нарушение закона и правды, являющихся причиной всех человеческих бед.//Типология и взаимосвязь литератур древнего мира.М.!971,с.217
88
Зайцев А. И. Культурный переворот в Древней Греции VIII-V вв. до н. э. СпбГУ. 2001.
89
Там же,с. 67.
90
Там же. С. 87-86.
91
Наиболее значительным исследованием на эту тему является работа Йохана Хейзинги «Homo ludens»(Человек играющий). М., 1992.
92
Jager W . Paideia . Bd I. 1933. S. 29.
93
Зайцев А.И. Культурный переворот в Древней Греции VIII-V вв. до н. э., с. 115.
94
Тронский И.М. История античной литературы. М.,1988, с. 151.
95
Реализовать себя как личность может только индивид, прошедший «школу» самосознания в качестве свободного, «просвещенного» человека. Для этого в античную эпоху не было необходимых предпосылок в силу отсутствия у эллинов приоритетного интереса к индивидуальным сторонам человеческой жизни. В тех же случаях, когда такой интерес возникал, как это было, например, в эпоху Греческого Просвещения и софистов, он вызывал у ревнителей традиционных ценностей полиса решительное неприятие. Свидетельством его может служить критика софистов Платоном (см. «Протагор»).
96
Характеристика форм античной «калокагати» дается по фундаментальному исследованию А.Ф.Лосева История античной эстетики.I-VIII т.
97
Гесиод. Труды и дни. Земледельческая поэма, 311.
98
Фрагменты ранних греческих философов. Часть1. М.,1989, с. 42.
99
Павсаний. Описание Эллады в двух томах.Т.2. М., 1994, с. 28-29.
100
Античная литература. Греция. Антология. Часть1. М., 1989, с. 93, 95, 124.
101
Там же.
102
Античная литература. Греция. Антология. Часть 2. С. 185-186.
103
Ксенофонт. Воспоминания о Сократе. М., 1993. Домострой, гл. 5, 1-17.
104
Там же, гл. 6, 4-10.
105
Там же, гл. 11, 1-23.
106
С. С. Аверинцев. Поэтика ранневизантийской литературы.М.1977,с.204-205
107
Эта система воспитания и ее культурное значение будет рассмотрено в заключительном раздел данной работы
108
См.: Фукидид.История.Кн.2, 40
109
Платон. Государство. Гл.VII. 519 c.
110
А.Ф. Лосев. Мифология греков и римлян. М.1996,с.305
111
См. в приложениях таблицы: Греческая мифология .1.Космология и теогония. 2. Олимпийцы- - третье поколение богов
112
Лосев А.Ф. История античной эстетики. Т.VIII. Кн. 1. С. 407-408.
113
Типология и взаимосвязь литератур древнего мира. М., 1971, с. 210.
114
А.Ф.Лосев ИАЭ.Т.VIII.Кн.2,с.407-408
115
Фрагменты ранних греческих философов. Часть1. М.Наука.1989,с.147.
116
Диоген Лаэртский. О жизни учениях и изречениях знаменитых философов.М.1979.11.3, 6.
117
Фрагменты ранних греческих философов.Часть1,с.148.Пифагор 26
118
Антология мировой философии в 4-х томах.Т.1,часть1.М.1969,с.335-337. Денмокрит,48-62
119
А.Ф. Лосев. ИАЭ.Т.VIII.Кн.1, с.492
120
Платон. Собр соч. в трех томах.Т.3/1.А.А. Тахо-Годи Критические замечания к диалогу «Тимей».М. 1971 , с.659
121
Платон.Горгий 503e –504a
122
Платон. Государство.IV.433e,430.
123
Платон.Тимей. 78a- b
124
Платон.Федон.110 b-c
125
Аристотель. Соч. в 4-х томах. Т.IV,с.379
126
Фрагменты ранних греческих философов,с.7
127
там же,с.239.Гераклит (85)
128
там же,с.217.Гераклит (51)
129
там же,с.181. Гераклит(1)
130
А.Ф. Лосев. Гомер.М.1960,с.33, 237-341
131
Аристотель. Политика. Кн.1.a 10-110
132
А. Ф. Лосев. ИАЭ .Т.VIII.Кн.2,.216
133
Фрагменты ранних греческих философов. Пифагор. 58,b.4
134
там же.Филолай.13.11.4
135
там же. Филолай 58 В 12
136
Досократики.Минск.1999,с.362.Эпихарм 56
137
А.Ф.Лосев. ИАЭ.Т.VIII.Кн.1, 512
138
Платон.Послезаконие,976c-979e
139
там же,977a-b
140
Платон.Послезаконие.990-992
141
там же, 980 a –986a
142
А.Ф.Лосев. ИАЭ.Т.1.М.1963, с.92
143
Типология и взаимосвязь литератур древнего мира.М.1971,с.210
144
там же. Секст, с.316.
145
А. Ф. Лосев. ИАЭ.Т.II,с.74
146
Ксенофонт. Воспоминания о Сократе.М.1993.IV 6, 9.III 13,12,6.IV7.II 4,5,6.
147
А. Ф. Лосев. ИАЭ.Т.II,с.667
148
Аристотель. Никомахова этика .II,2 1104 a 26
149
там же.Кн.2(В)110 b a 30-35.110 a 5
150
А.Ф.Лосев ИАЭ.Т.I,с.996
151
Демокрит в его фрагментах и свидетельствах древности.М.1935,с.234, 154
152
Платон. Федр. 244 a, 244 е-245а
153
Аристотель .Никомахова этика. Кн . (В), 110 6 . 10
154
«Музыка есть, искусство и числа ,и времени. Она дает не только идеальное число,но и реальное воплощение времени, и не только воплощение числа во времени , но и качественное овеществление этого воплощенного во времени числа, т. е. движение» ,пишет А.Ф.Лосев в работе «Музыка как предмет логики»//Лосев А.Ф. Из ранних произведений. М. 1990,с.331
155
Ямвлих Халкидский. Жизнь Пифагора.М.1976. с.22
156
Лауэнштайн Д. Элевсинские мистерии. М.1966. В этой книге была предпринята попытка реконструкции элевсинского ритуала
157
Аристотель.Поэтика.1449, 6.22-29
158
В.Йегер. Пайдейя. С.11
159
Детальный анализ этой связи определения культуры и занятия земледелием был дан П.А. Флоренским в его статье «Термин».(См.: Флоренский П.А. Т. 2. У водоразделов мысли.М.Правда.1990.С.221-222
160
Анализ содержания поэмы Гесиода и «Домостроя» Ксенофонта был дан в разделе «Греческий полис и античный идеал».
161
Ямвлих Халкидский. Жизнь Пифагора. М.1997, с.35
162
там же, с.492-493(1в)
163
там же,с.491(7).Эта идея будет впоследствии развита Платоном в его учении о «способности видения истины, путем восприятия тела, как «знака души»(См.: диалоги: «Кратил» 399с-400с,
«Государство» .Кн.6.518с-519)
164
Аристотель. Сочинения в 5 т. Т.4. М.1974.С.296
165
Пифагорейские Золотые Стихи с коментариями философа Гиерокла. М.1996.
166
Выдержки из литературного наследия Каллина, Тиртея, Пиндара, Эсхила и Аристофана , которые могут дать представление об особенностях «аристократической пайдейи»,
приведены в разделе данной работы, посвященном характери- стике античного идеала.
167
.Греки не знали термина «природа».Они пользовались термином «фюзис» .Его смысл отличается от того смысла, который мы вкладываем в термин «природа». Значение термина
«фюзис» состоит в том, что он обозначает ,одновременно , «природу» каждой конкретной
вещи и мира в целом.Она проявляется в процессе их становления, но всегда ,при этом,
сама остается неизменной. Созданную Демокритом концепцию пайдейи иногда определяют,
как миметическую(подражательную) в силу той роли,которую отводится в ней
«подражанию» природе.
168
Демокрит в его фрагментах и свидетельствах древности. М.1935.С.147
169
там же,с.234
170
Демокрит в его фрагментах и свидетельствах древности.М.,1935.с.154
171
там же,с154
172
А.И.Марру. История воспитания в античности.М.1998,с.313
173
Вернер Йегер. Пайдейя. М.1977,с.13
174
там же,с.15
175
Гиппократ. Избранные книги.М.1994,с.94
176
там же с.279-305
177
там же,с.16.
178
См.М.Хайдеггер. Письмо о гуманизме.//Мартин Хайдеггер. Бытие и время.М.1993,с.192-220
179
Антология мировой философии в 4-х томах.Т.1.Часть1.Протагор,с.316
180
там ж. Секст, с.316.
181
Цит. по: А.Ф.Лосев. ИАЭ.Т.2, с. 7
182
Ф.-И. Марру. История воспитания в античности. М. 1998 , с. 120- 121.
183
Термин«энциклопедическая пайдейя»(в смысле «общее образование»), получивший рас пространение в первые два века новой эры не отражал реальной педагогической практики
этого времени и не соответствовало понятию «общее образование».Он обозначал набор
научных дисциплин изучавшихся в школах неоплатоников, перипатетиков и стоиков и счи
тавшися введением в философию.
184
Платон. Протагор. 319 а
185
Фукидид. Воспоминания о Сократе.IV. b 9 . III ,12,6. IV.7.II.4, 5 ,6. II. 2,3.III.7.III.1-5, 9,
186
Йегер В. Пайдейя,с.167
187
Платон «Государство» 518 d
188
«Образованный» человек отличается от «варвара», который является просто «вещью» и находится за пределами «ойкумены»(от «ойкос»-дом)- мира богов и людей. «Сущность пайдейи не в том,чтобы загрузить неподготовленную душу голыми знаниями,словно первый попавшийся сосуд. Подлинное образование захватывает и изменяет саму душу в целом,перемещая человека в место его существа и приручая к нему» // М. Хайдеггер. Учение Платона об истине..Бытие и время. М.1993,с.350
189
Платон «Государство»,499 d
190
В.Йегер. Пайдейя,с.244
191
Фукидид. Воспоминания о Сократе.IV. b 9 . III ,12,6. IV.7.II.4, 5 ,6. II. 2,3.III.7.III.1-5, 9,
192
Платон. Филеб b1в
193
Платон. Законы.Гл.З,697
194
т ам же,гл.5,730 c
195
Платон.Государство.Кн.7.,534 b-c
196
Платон. Послезаконие. Собр. Соч. в трех томах.Т.3(2),с.799
197
Платон. Протагор , 321-322d
198
Платон .Федон, 69b
199
Платон. Кратил 415d
200
Платон. Кратил, 400 с.
201
там же.116 Платон Законы.Кн.1. 644-645
202
203
204
Платон .Протагор.329е
205
Платон. Законы. Кн.1.631d-e
206
Платон .Государство.376е
207
Платон. Законы. 804 c-d
208
там же,656с
209
.Историческое значение этой мысли, -пишет Марру ,- трудно переоценить, ею открывается новая эпоха в истории педагогики. Ведь Платон формулирует здесь ни больше ни меньше, как идеальное понятие и специфическую программу того, что можно было бы назвать средним образованием.(А.-И. Марру. История воспитания в античности, с.111)
210
Платон .Государство. 540 a-b
211
там же
212
там же 591c-d , 592a-b
213
Аристотель. Политика.1253а.9.5