ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.09.2024
Просмотров: 546
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
II. Смысловое единство, разнообразие и структура
Классические культуры древнего востока
I. Эпоха неолита и бронзы (5000-3000 лет до н.Э.)
II. Эпоха трех древнейших городских цивилизаций китая
III. Культура китая в период древних империй
12. Книга о сотворении мира.Александрийская библиотека. «Амфоа».СПб.
32. Пондопуло.Г.К Древний Китай. Формирование культурной традиции.М
Классическая культура древней индии. Культура ом (аум)
Для миров "Тот мир» (сакральное обозначение - свар)
Пространство, время, закон в системе ведического знания
Йога и проблема человека в этике упанишад
Ведический образец и классическая культура индии
Глава 9. О знании и воспитании)
___________________________________________________________________
Итихасы - исторические предания о прошедших событиях, примыкают к ведам
Античная культура логоса и греческая пайдейя
Лучшее для смертных – здоровье –
Исходный принцип и доминанта античной культуры
Ом трактуется в упанишадах двояко: традиционно, как сакральное обозначение «мирового созвучия всех уровней сущности», и нетрадиционно, как символ «абсолютного знания», что наполняет этот символ новым философским значением. Ом ставился в начале каждого текста упанишад, являясь знаком истинности его содержания. При этом он не утрачивает и своего ритуального значения и сакрального смысла. Так, в молитвенном песнопении (удгитха), которым начинается ритуальное действие, три части, образующие слог ОМ (а-оу-м), ассоциируются с тремя частями удгитхи (уд-ги-тха), которые следует почитать, т. к. они символизируют, как и звук ОМ, три стихии (солнце, ветер, огонь), три веды (РВ, СВ, ЯВ), три мира (небо, воздушное пространство, землю), три жизненных силы (уд - дыхание, ги - речь, тха - пища). Эта связь между знанием и ритуалом в учении упанишад основывается на сохранении (особенно в древних и средних упанишадах) космогонической ориентации.
Почти каждый текст упанишад содержит толкование того или иного смысла этого звука:
I.1. ОМ – как почитают этот слог, так следует почитать и УДГИТХУ, ибо начиная со сло
га ОМ поют УДГИТХУ. Вот объяснение этого:
2. Сущность этих существ - земля. Сущность земли - вода. Сущность воды -растения.
Сущность растений - человек. Сущность человека - речь. Сущность речи - РИЧ.
Сущность рича - САМАН. Сушность самана - УДГИТХА.
5. РИЧ - это речь, САМАН - дыхание, УДГИТХА - слог ОМ
Речь и дыхание - рич и саман - образуют пару.
6. Эта пара соединена в слоге Ом...
8. Поистине эта пара выражает согласие... А согласие есть удовлетворение желаний.
9. С него начинается тройное знание…
10.Оба совершают действия с его помощью - и тот, кто его так знает, и тот, кто не зна
ет. Однако знание и незнание различны. Ибо то, что совершают со знанием, верой,
размышлением, бывает более сильным. Поистине, вот разъяснение этого слога.
(Чхандогья уп-да I. 1., 1-10)
Звук ОМ называется в упанишадах «бессмертным» и «бесстрашным». Проникновение в бесконечно глубокий смысл этого звукообраза делает «бессмертными и бесстрашными» и богов и людей, т. к. благодаря ему они приобщаются к истине, правде, абсолюту.
В «Майтри упанишаде» ОМ, с одной стороны, это «звучащий Брахман и Атман в отношении к звукам», с другой, «звучащий образ» всего существующего. Согласно этой упанишаде образами ОМ являются: женское, мужское и среднее: огонь, ветер и солнце; Брахман, Рудра, Вишну; ричь, яджус, саман; земля, воздушное пространство, небо; пища, вода, луна; разум, самосознание, мышление; три праны (дыхания), характеризующие жизнедеятельность мира и человека (Майтри упанишада. 6. 1-5).
В Мандукье упанишаде утверждается: «Тот, кто знает этот звук», способен творить чудеса и даже стать бессмертным, как боги, а тот, кто знает истинное безмолвное звучание ОМ (т.е. заключенный в нем истинный смысл мировой и человеческой жизни - Г.П.), тот достигнет истинного освобождения. «Ом - это весь мир... прошлое, настоящее и будущее… все, что превосходит время… это ОМ».
(Мандукья уп-да. 1.)
Звуковой образ выступает в упанишадах в качестве того главного, связующего звена, которое объединяет в единое целое все три основных смыслообразующих элемента (речь, дыхание, мысль) учения упанишад и вместе с тем синхронизирует ведические представления о мироздании и человеческой жизни. Глобальное значение символики ОМ в яркой поэтической форме выражена в «Майтри упанишаде»:
«…Тело - лук, АОУМ - стрела, разум ее острие, мрак цель. Проникнув через мрак, человек идет к тому, что не объято мраком. Далее, проникнув через объятое мраком, он видит Брахмана, словно пылающее колесо…И поистине, видя его, он идет к бессмертию».
( Майтри уп-да. (6. 24)
КУЛЬТУРНОЕ ЗНАЧЕНИЕ ФИЛОСОФИИ УПАНИШАД
То, что прозревает йогин, постигает
и последователь санкхьи. Санкхья и Йога
– одно. Мудр, кто это видит.
Мокшадхарма
В основе философии упанишад лежит новое, отличное от традиционного, представление о мире. Он уже не рассматривается как раз и навсегда данный результат «творения», но предстает как проявление изначального, высшего объективного начала, скрытого в своих внешних проявлениях. Способность творить иллюзию (майя), изначально присущая этому первоначалу, сочетается в нем со способностью самопознания, которая реализуется в обретении им атрибутов, которых оно вначале лишено – этим первоначалом является бессмертный Брахман, выступающий в своем индивидуальном проявлении, как Атман:
Брахман, он зовется бессмертным
В нем утверждены все миры, никто не выходит
за его пределы. Поистине, это – То,
Как единый огонь, проникнув в мир
уподобляется каждому образу.
Так же единый Атман во всех существах
уподобляется каждому образу, оставаясь вне их. . .
"Это-То»- так полагают о невыразимом, высшем блаженстве
(Катха упанишада)
Учение о Брахмане-Атмане
Учение о Брахмане-Атмане играет в философии упанишад ключевую роль, составляя идейную основу двух «предвечных философий» - санкхьи и йоги. Различаются «высший» и «низший» Брахман. Первый лишен атрибутов. Он не рожден, непреходящ, изначален, не имеет облика и цвета, в нем «умирает звук». В высшем Брахмане сосредоточены начало и конец вселенной, даже лишенный частей он «видим за пределами трех времен». Низший Брахман, напротив, наделен атрибутами и реализует себя в индивидуальных проявлениях, т. е. как Атман. Важнейшими атрибутами низшего Брахмана являются пространство и время. Он выступает как многообразно проявляющая себя творческая сила, порождающая «все миры, всех богов, все небесные светила, все воды». В нем скрыты «знание» и «незнание», он наделен колдовской силой майи (мировой иллюзии). Под его властью развертывается действие всех стихий. В процессе этой творческой деятельности он вступает в соединении с «сущностью сущностей», с тем, что составляет «начало и конец всего», т. е. высшим Брахманом. До соединения с Атманом, высший Брахман скрыт под покровом двух первоначал, автономных по отношению друг к другу: пракрити (букв. «производящая») – материи, природы, и пуруши (букв. «муж», «человек») – духа, одушевляющего природу и все существа (богов, людей, животных, насекомых, растения). В этом качестве он отождествляется с «творящим все живое» Атманом (дживатман). Соответственно различению «высшего» и «низшего» Брахмана определяются и «два образа» Брахмана. В учении о пракрити и пуруше содержится намек на древнейшее представление о двух первоначалах мира: «производящем» - женском и «жизнетворящем» - мужском. Эта древнейшая интуиция, уходящая своими корнями в архаические пласты мифа творения, приобретает в философии упанишад характер философски обоснованной доктрины.
Учение о Брахмане-Атмане, символизирующее представление о «высшей реальности», рассматривается в упанишадах как «высшее знание». Без этого знания жизнь человека превращается в страдание, так как подлинный источник всех людских бед и несвободы коренится в незнании «истинных путей Духа, скрытого своими проявлениями».
Первый шаг к постижению «высшего знания» - это усвоение учения упанишад о подлинных первопричинах и первоосновах всего сущего. Оно заключено в первой из «предвечных философий» - санкхье. Вместе с тем постижение мудрости, заключенной в ней, не является самоцелью, так как полученное при этом знание, взятое само по себе, не способно избавить человека от страданий. Оно может лишь убедить его в иллюзорности мира, в котором он живет и действует, и в ложности тех представлений о нем, которые складываются у индивида в процессе его жизни. Освобождение способно дать человеку только сочетание «высшего знания» с подвижничеством, основу которого составляет прохождение четырех ступеней добродетельной жизни (ашрамов) и соблюдение единого обряда – йоги. Учение об этом обряде является содержанием второй «предвечной философии» упанишад, имеющее то же название – йога.