ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.09.2024
Просмотров: 528
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
II. Смысловое единство, разнообразие и структура
Классические культуры древнего востока
I. Эпоха неолита и бронзы (5000-3000 лет до н.Э.)
II. Эпоха трех древнейших городских цивилизаций китая
III. Культура китая в период древних империй
12. Книга о сотворении мира.Александрийская библиотека. «Амфоа».СПб.
32. Пондопуло.Г.К Древний Китай. Формирование культурной традиции.М
Классическая культура древней индии. Культура ом (аум)
Для миров "Тот мир» (сакральное обозначение - свар)
Пространство, время, закон в системе ведического знания
Йога и проблема человека в этике упанишад
Ведический образец и классическая культура индии
Глава 9. О знании и воспитании)
___________________________________________________________________
Итихасы - исторические предания о прошедших событиях, примыкают к ведам
Античная культура логоса и греческая пайдейя
Лучшее для смертных – здоровье –
Исходный принцип и доминанта античной культуры
Притоком грязным, свежей не испить воды
Пускай безвластья избегают граждане
И самовластья. И еще советую
Не изгонять из города священный страх:
Кто из земных людей без страха праведен?
Ревнуя о стыде и благочестии
Спасительный оплот стране и городу
Вы обретете. Нет ему подобного
Ни в Скифских землях, ни в Пелоповых.
Пусть неподкупный, верный справедливости,
Достопочтенный, бдительною стражею
Над городом уснувшим этот суд стоит,
Такой завет навеки положила я
Своей державе..
Эсхил.Орестейя.
Исчерпывающая характеристика эстетического и культурного значения
античной трагедии была дана Аристотелем в его знаменитом трактате
«Поэтика». Определяя сущность трагедии Аристотель пишет: «Трагедия есть подражание действию важному и законченному имеющему определенный объем, производимое речью, услащенной по- разному и в различных ее частях, производимое в действии ,а не в повествовании и совершающее посредством сострадания и страха очищение(katharsis) подобных страстей.157Трагедия сыграла важную роль в формировании норм античного идеала и вочищении греческого «характера» от тех страстей, которые разрушали в человеке основу его добродетели – стремление к благой жизни. Тем самым термин «очищение»
употребляется Аристотелем в неразрывной связи его трех смысловых значений космологическом(связанном с мировым Умом), художественно-творческое(связанное с подражанием природе) и этическим(связанным с очищением души и гармонизацией ее с телом).
Категории МЕРЫ.ГАРМОИНИИ,МИМЕЗИСА и КАТАРСИСА,являются важнейшими смыслообразующими элементами пайдейи -системы воспитания,образования и духовного формирования «культурного» человека античной эпохи,а позднее фундаментальной основой культурной традиции европейского человечества
Пайдейя
Воспитание для всего, что считается
главным в жизни, служит прекрасным
объединяющим началом. Ибо то, что
другие считают своими достижениями
порождено на самом деле воспитанием.
Пифагор
Свое классическое завершение процесс формирования античной культурной традиции нашел в пайдейе - системе воспитания лучшего человека и образцового гражданина.. По существу, все институты античной культуры сформировались в борьбе за пайдейю. Об этом писал автор наиболее авторитетного труда об античном воспитании Вернер Йегер: «Философия, наука и постоянно находившаяся с ними во вражде риторика, оказались теми носителями, которые передали духовное наследство греков остальным народам ...наследие в том виде и с такими основаниями, которые возникли в борьбе за Пайдейю...а это значит, что передали всю совокупность греческой культуры и образования. Таким путем Эллада добилась духовной победы в мире»158
Идея воспитания утвердилась в сознании греческих мыслителей , как важнейший принцип культуры уже в период ранней классики, что было связано с особым отношением эллинов к своей мифологии образы, которой они всегда воспринимали, как образец для подражания.
Определяющую роль в греческой системе воспитания играли две основных категории: парадигма (образец, который воспринимался одновременно , как идеал и образ) и мимезис (подражание). Соответственно этому различние формы пайдейи,появившиеся в период греческой классики могут быть рассмотрены в качестве основных институтов античной культуры ,формировавшихся в процессе истории античного полиса и эволюции греческого идеала(калокагатии)
В ранний период приоритетную роль в воспитании гражданина полиса играли проблемы и методы телесного, физического совершенствования человека, позднее в V-IV вв. до н. э. в центре внимания идеологов греческого воспитания оказываются вопросы, связанные, прежде всего, с культивированием у него высоких духовных качеств. Вместе с тем, на всем протяжении классического периода для греческого воспитания было характерно и стремление к гармоническому сочетанию в нем средств физического и духовного совершенствования гражданина полиса, что было определено органической связью древнегреческой культуры с земледельческой цивилизацией. Занятие земледелием было для эллинов главным признаком отличавшим их от варваров, а участок обработанной земли рассматривался ими, соответственно, как «територия» культуры и считался священным. Одной из важнейших функций воспитания ,при этом, являлось воспитание у гражданина полиса не только почитание земледельческого труда, но и обязанности защищитить обработанный участок земли и ,тем самым выступить в роли охранителя границы культуры159
Наиболее ранней формой пайдейи была т.н. земледельческая пайдейя. В ней воспитание человека уподоблялось процессу обработки земли. При этом, арете истолковывалось прежде всего как добротность и прекрасная организованность, человеческой жизни, которая предполагала ее соотнесенность с процессом и циклами земледельческого труда. Программным текстом в котором дана развернутая характеристика этой формы пайдейи считалась в Элладе поэма Гесиода «Труды и дни»(земледельческая поэма). Ее содержание, в своей значительной степени, составляют своеобразный свод поучений о том, каким образом должна быть организована жизнь человека занимающегося земледелием и характеристике той системы ценностей, которой он должен при этом руководствоваться. Традиция, связанная с этой древнейшей формой пайдейи сохранилась и в классический период , в том виде, в каком она представлена, учеником Сократа Ксенофонтом, в его знаменитом сочинении «Домострой».160
Ведущая роль, в это время, принадлежала эпической поэзии Гомера и Гесиода. Их произведения на протяжении веков исполнялись бродячими певцами аэдами. Не менее важную воспитательную роль играла и поэзия орфиков, тесно связанная культом Диониса и Элевсинскими мистериями. По свидетельству Фемистия, древнегреческого ритора, жившего в IV веке до. н. э., обряды Орфея не были чужды земледелию. Миф, по которому он околдовывал и завораживал все, аллегорически намекает на то, что благодаря одомашненным плодам, которые доставляло земледелие, он одомашнил всю при роду и образ жизни диких зверей, а так же укротил и искорени заключенное в душах звериное начало. Так верили, что он завораживал диких зверей пением и совершал жертвоприношения и обряды используя в качестве жертвенных даров плоды земледелия. Слава о нем обошла людей, и все приняли земледелие. Пифагор, которого греки традиционно считали первым воспитателем , идейно был достаточно тесно связан с орфизмом. Он первым попытался придать греческому воспитанию характер системы т.к. , считал, что «…лишь одним воспитанием отличаются люди от животных, эллины от варваров, свободнорожденные от рабов, философы от профанов».161Уже в древнем мире имя этого мудреца-философа и ученого было овеяно легендами. Великий историк античности Геродот утверждал, что те обряды, установление которых приписывалось Орфею на самом деле являются египетскими и пифагорейскими.
Пифагор «первым ввел в Элладе философию вообще» и познакомил греком с теми математическими знаниями, которые заимствовал у египтян, халдеев и финикийцев. Он выступал с «поучениями» перед детьми, юношами, женщинами и государственными деятелями . Идея космоса-порядка была исходной в той системе воспитания, которую разработал он и его последователи. В основе пифагорейской системы воспитания лежала идея калокагатии- предполагавшей гармоническое развитие телесных и духовных качеств путем организации человеческой жизни в соответствии с музык5ально-гармоническим строем мирового космоса и выражавшая высшее достоинство человека. Считалось, что в результате обретения человеком калокагатийных качеств его жизнь становились моделью космического миропорядка, а он сам приобретал качество микрокосма. Телесное совершенство, согласно Пифагору, достигается путем «должной пропорции питья, еды, отдыха».162Для исправления души используется чтение поэм Гомера и Гесиода. При этом, особое внимание уделяется развитиюпамяти, так как «нет ничего важнее для знания чем память». Пифагорейцы, учитывая символический характер языка мифа, считали необходимым способ «обучения через символы», так как только умение толковать символы способно сделать «ясными темные места» в мифах и сочинениях древних философов, а так же в толкованиях пророчеств оракулов, благодаря чему в них обнаруживается «изумительный смысл»,а философам при этом «внушается божественное наитие».163Следуя этим предписаниям человек наилучшим образом научается «следовать богу» то есть космосу т.к. античные боги являются ни чем иным, как персонификацией космоса. Важное место в пифагорейской системе воспитания занимали этические аспекты. Пифагорейцы учили, что основой отношений между людьми должна быть дружба ,исключающая соперничество и борьбу. Дружеские отношения должны регламентироваться строгими правилами. К хорошим нравам принадлежат любовь и забота. Любовь и добролюбие являются, по мнению сторонников пифагорейства, высшими качествами истинно человеческой жизни. По свидетельству Аристотеля, Пифагор был первым, кто попытался дать определениедобродетели- важнейшей категории античной пайдейи, но сделал это неверно так, как «возводил добродетели к числам» и тем самым не исследовал добродетели как таковые164Принципы и нормы пифагорейской системы воспитания были позднее, когда древняя пифагорейская школу уже прекратила свое существование(IVв. до н. э.) были обобщены и интерпретированы в мистическом духе философомГиероклом в «Пифагорейских Золотых Стихах»(III в. до н. э.).165
С традиционным истолкованием арете, как доблести и благородства была связана и древняя система воспитания т.н. аристократическая пайдейя. Она опиралась на мифологическую традицию и практику Олимпийских игр. До V века воспитание эллина не замыкалось в специальных школах, а осуществлялось путем воздействия на граждан полиса практически музыкой, танцами, физическими упражнениями во время праздников и спортивных состязаний, которые поддерживались аристократической верхушкой полиса. Ведущая роль в нем принадлежала гимнастическим упражнениям(а в самый ранний период и военной подготовке), для них создавались особые сооружения гимнасии. В них, имелись залы и площадки для спортивных занятий, бега, бассейн; портики, окруженные колоннадами, предназначенные для прогулок и отдыха .Гимнастика была близка врачебному и мусическому искусству, связанному с музыкой, танцем, пением. При гимнасиях появились первые школы . В них обучали письму, счету, музыке . Учителями , как правило, были преподаватели гимнастики. В период высокой классики, на базе гимнасий сложились высшие учебные заведения-академии, первой из которых была Платоновская академия в Афинах .Ее члены, которые постоянно жили при гимнасии, сочетали занятия философией с гимнастическими тренировками. При них появились и первые школы .Система ценностей на которую ориентировалась эта форма пайдейи нашла отражение в лирике и Каллина и Тиртея и олимпийских одах Пиндара ,а так же в античной драматургии, изобразительном искусств. Приэтом античные поэты и художники опирались не только на практику олимпийских игр, но и на сюжеты из античной мифологии в которых повествовалось об участии в Олимпийских состязаниях богов и героев Олимпа. К этому времени относится появление и самого термина «пайдейя», который впервые упоминается в трагедии Эсхила «Семеро против Фив» и обозначает доблесть, достоинство -качества, присущие «всадникам» воинам- выходцам из аристократических родов. 166
Проблемы воспитания занимают значительное место в учении Демокрита, последнего из великих натурфилософов греческой античности, который создал учение о взаимосвязи «неосознанной пайдейи природы» и «второй природы» или культуры Подражая природе(фюзис) 167,, человек, , приобщается к деятельности мировогоума (Нус), который правит миром, человек получает возможность научится многим умениями (искусствам) и создать «вторую природу». Оба эти процесса взаимосвязаны и открывают человеку путь к добродетели и духовному совершенствованию. который, Греки под термином «фюзис»(природа) понимали знание о том, что человек получает в процессе практической деятельности (техне).К наилучшим образом осуществленной техне эллины относили и сам космос. В силу чего он воспринимался ими, как эстетический объект и парадигма(образец), с которым должна была соотносится вся человеческая жизнь и деятельность. Сохранившиеся свидетельства о учении Демокрита содержат его рассуждения о происхождении культуры, которое он связывает с переходом людей от первобытного -дикого состояния к цивилизованным формам жизни. Основу этого перехода предопределило, по мнению философа ,то обстоятельство, что в борьбе за существования у людей сформировалась способность подражать природе. Подражая природе люди научились различным умениям (искусствам): ткачеству, шитью одежды, строительству жилищ, наконец, «главнейшему из искусств»-земледелию; «даже боги, по мнению Демокрита, существуют, не по природе, а вследствие искусства и в силу некоторых законов…» 168Однако, «хорошими», «лучшими» люди становятся «больше от упражнений, чем от природы. Отсюда та огромная роль ,которую играет в жизни людей воспитание(пайдейя). «Природа и воспитание подобны» , что означает, что и у природы есть своя прайдейя. Воспитание же человека имеет целью, коренную перестройку природы, которая дана человеку изначально. В человеке как и в природе существуют вещи, которые управляются разумным, божественным началом и неразумным- животным. Подобно тому как мир движется от хаоса к космосу, так и человек должен постепенно выдавливать из себя дикое ,звериное начало и организовывать себя по законам гармонии. В результате он создает «вторую природу»(культуру).169По мнениюДемокрита, основой воспитания «лучшего» человека должно стать не следование нормам традиционно понятой арете, а стремление к мудрости, которая предполагает соотнесение всех его решений, рассуждений и действий с некоей парадигмой(образцом), в качестве, которой выступает у него Нус (божественный ум»,Разум ).170Мудрость, которую Демокрит именует «Афиной-Тритогенеей» достигается путем воспитания. Из нее вытекают три способности: «выносить прекрасные решения ,безошибочно говорить и делать то, что следует».171Мудрость основа добродетели, т.к. лучшим, с точки зрения добродетели, будет тот, кто побуждается к ней «внутренним влечением и словесным убеждением, чем тот, кто –законом и силой».Мудрец должен повиноваться не законам, а жить свободно. Мудрому человеку вся земля открыта. Ибо для хорошей души отечество-весь мир. Приведенные суждения Демокрита свидетельствуют о том, что благодаря своей гениальной интуиции он , уже в эпоху когда процесс духовного самосознания человека делал свои первые шаги , уловил необходимую связь между духовным развитием личности и человеческой свободой и с удивительной прозорливостью отметил, что в понимании этой связи и состоит та высшая мудрость благодаря, которой человек способен обрести единство с миром. Введение Демокритом в учении о воспитании «лучшего человека»разумного начала не следует рассматривать, как стремление к его рационализации, как это иногда истолковывается, на всех этапах развития античного общества продолжает доминировать эстетический, а не рационалистический тип мышления, сохраняется он и у Демокрита. В капитальном труде французского ученого А.-И Марру, посвященном проблеме воспитания в античности,(за послевоенный период он выдержал уже шесть переизданий, седьмое вышло на русском языке), дается следующая характеристика античной культуры: «Классическая культура есть по преимуществу эстетическое образование, художественное, литературное, но не научное. Гомер остался «воспитателем Греции, философам не удалось изгнать его за пределы Государства, они даже не стали пытаться, Евклид не смог занять его места. Посвящение в высшую ступень духовной жизни осуществляется поэзией, этим чудесным органом, чарующим души людей и тайными путями сообщающим их сердцу определенное интуитивное понятие о красоте, истине и благе, бесконечно тонкий опыт, запутанный и сложный, далеко оставляющий за собой строгие доказательства и чистые понятия геометра: дух тонкости для гуманизма значит больше, чем дух геометрии.»172
Ранний период развития греческой пайдейи завершается в V веке до н. э , В этот период получает развитие т.н. медицинская пайдейя , виднейшим представителем, которой был выдающийся античный врач Гиппократ. Процесс ее формирования начинается в V в. до н.э. «В своей тогдашней форме медицина вышла за границы простого ремесла и превратилась в ведущую культурную силу греческого народа …в это время: она становилась постоянно необходимой частью общего образования.(т.н.энциклопедической пайдейи )».173Интерес к проблемам медицины в Греции существовал всегда т.к. культ физического здоровья существовавший в Элладе и постоянные занятия спортом способствовали ее распространению. Йегер приводит свидетельства о том, что в большинстве греческих городов имелись общественные врачи, выбиравшиеся народным собранием, которые снабжались лекарствами, хирургическими инструментами., которые поставляло им государство и получали от него вознаграждение. Лечили же они больных бесплатно. Были частные врачи. Имелись общественные лечебницы в них больных держали 20 дней. О большом значении, которое предавалось в Элладе медицине говорит и Платон. Так, в трактатах «Горгий» и «Государство» он соотносит врачебное и политическое искусства т.к. оба они «определяются как познание Блага»,.хотя и подчинены ему. Философ отличаетискусство медицины от простой «сноровки» врачевания , которая носит чисто практический характер. В отличие от гимнастики вопросы медицины стали освящаться в специальной литературе, в которой важное место отводилось ее связям с натурфилософией. Их объединяла, как пишет В. Йегер, общая для природы и человека идея природы ( «фюзис»). Это было связано с тем ,что особенностью греческой медицины было то, что все болезни и их лечение она связывала с природой человека, т. е. с его телом, которое представлялось греческим медикам, аналогом мирового тела. «Когда речь идет о природе в целом (фюзис),то приоритет натурфилософии не вызывает сомнений». 174В трактате «Закон», Гиппократ сравнивает медицину с земледелием и характеризует ее воспитательное значение : «…зрелище того, что рождается из земли, показывает то же, что изучение медицины. Действительно, природа наша это есть поле, а наставления учителей- семена. Обучение, начатое с детства, , соответствует благовременному сеянию, а место, приспособленное для учения ,- окружающему воздуху, из которого обыкновенно заимствует себе пищу все, что рождается из земли. Трудолюбие – это есть земледелие. Время же все это укрепляет для полной зрелости.»175В трактате «О воздухах, водах и местностях», врач-философ, говорит о неразрывной связи «природы» человека и и земной природы. Земной природе присуща гармония .Нарушение ее человеком является причиной всех поражающих его болезней. Сохранение ее – залог его здоровья.176С этими представлениями Гиппократа связано его учение оисомойрии- равном и справедливом соотношении между основными элементами в организме человека и во всей природе, что обеспечивает здоровье и нормальное состояние организма».177Невозможно постигнуть природу души и тела не постигнув целого, утверждает Гиппократ.Отдавая должное глубине взглядов Гиппократа, Платон в диалоге «Федр», характеризовал его , как врача с широким философским уклоном. Медицинская пайдейя явилась переходной формой к так называемой «великой пайдейе»,которая стала классическим образцом древнегреческой системы воспитания «образцового гражданина».Она была создана Сократом и Платоном в борьбе с софистами и развита Аристотелем.