Файл: 3_культура образца.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.09.2024

Просмотров: 550

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Г.К. Пондопуло

Словарь 101-119

Формирование образца

II. Смысловое единство, разнообразие и структура

Классические культуры древнего востока

I. Эпоха неолита и бронзы (5000-3000 лет до н.Э.)

II. Эпоха трех древнейших городских цивилизаций китая

III. Культура китая в период древних империй

Теогония

Космогония и космология

Чжуан цзы

Приложения

12. Книга о сотворении мира.Александрийская библиотека. «Амфоа».СПб.

2008,С.103-199

32. Пондопуло.Г.К Древний Китай. Формирование культурной традиции.М

Классическая культура древней индии. Культура ом (аум)

I. Ведическая традиция

Для миров "Тот мир» (сакральное обозначение - свар)

Пространство, время, закон в системе ведического знания

Девять видов удовлетворения

Учение о Брахмане-Атмане

Санкхья-йога

Санкхья.

Учение о таттвах и гунах

Проявления пракрити

Практика йоги и ее эволюция

Философия йоги

Йога и проблема человека в этике упанишад

Ведический образец и классическая культура индии

Приложения

Часть2( глава 23)

Часть 3 (главы 1-5,15,18,19)

Часть 7 (главы1-15,25,26)

Глава 9. О знании и воспитании)

___________________________________________________________________ Структура и краткое содержание ведических текстов

___________________________________________________________________

Итихасы - исторические предания о прошедших событиях, примыкают к ведам

Античная культура логоса и греческая пайдейя

Лучшее для смертных – здоровье –

Исходный принцип и доминанта античной культуры

В. Татаркевич .

Притоком грязным, свежей не испить воды

Такой завет навеки положила я

Пайдейя

Древнегреческая мифология

Уран - гея

Понт – гея

Зевс (Дий)

Посейдон

Аид (Гадес)

Культурно-исторические термины и хронология эгейской, элладской, эллинской, эллинистической, античной культуры и культуры Византии

В процессе формирования культурных образцов сложились древнейшие формы культурной деятельности, которыми стали

культура разума, предполагавшая знание астрономии, геометрии и диалектики,

культура умения, предполагавшая владение навыками, необходимыми для ведения хозяйственных дел, и законами, необходимыми для ведения дел политических,

культура знания, предполагавшая владение письмом, числом и словом,

культура воспитания, предполагавшая знание древних преданий и ритуалов и владение искусством очищения от дурных страстей, способными помочь человеку «возвысится над самим собой» («выдавить» из себя звериное начало).

В период высокой классики на их основе сформировались традиционные институты культуры: философия и риторика, право и этика, наука и искусство, - получившие определенную автономию от технологических процессов, непосредственная связь с которыми еще сохранялась в раннеклассический период.

Важнейшую роль в этой трансформации древнейших форм культурной деятельности в традиционные институты культуры сыграло повсеместное распространение в Древнем мире новых знаковых форм письменности, принципиально отличавшихся от ее древнейших форм, которые были связаны не со словом, а с материальными объектами (предметами, узелками, рисунками). Это определяло становление культуры как особой – духовной формы человеческого бытия, связанной не только с «опытом» практической деятельности, но прежде всего с творческой работой духа, с мыслью, разумом, познанием, с миром не вещей, а смыслов. Первыми литературными памятниками, в которых история культуры предстает перед нами не в образах, а в письменном слове, были тексты, представлявшие собой не «написанную», а «записанную» литературу, т.к. создавались она на основе уже существовавшей ранее в течение длительного времени устной традиции, уходившей своими корнями в глубь веков и освященной памятью многих поколений. Создание ее приписывалось, как правило, мифологическим персонажам (богам, героям – первопредкам, мудрецам), наделенным особой способностью –«видением», даром божественным. Соответственно, содержание священных книг изначально воспринималось как откровение12.

Процесс формирования таких текстов осуществлялся в течение длительного времени и проходил ряд этапов. На первом, самом раннем этапе, в корпус «священных книг» входили две основные группы текстов. Первая была непосредственно связана с ритуалом, в котором они использовались в качестве сценарной основы. Вторая объединяла «предания», первоначально существовавшие в устной форме, а позднее были письменно оформлены в качестве песен и эпических поэм, таких как китайская «Книга песен» («Шицзин»), индийская «Махабхарата», греческие «Илиада» и «Одиссея», положившие начало древнейшему институту культуры – литературе.


Характеризуя культурное значение появления феномена письменного слова, академик Н.И. Конрад писал: «Старый Древний мир своими разными сторонами и в каждой зоне по-своему как бы врос в «новый» и многое в нем предопределил. Однако для литературы самым важным из всего, что дал старый Древний мир новому, было письмо… Важность письма для литературы не требует объяснений. Достаточно одного только, что европейское слово «литература» идет от слова «литера» - «письменный знак»: в древнем же китайском языке понятие «литература» просто отождествлялось с понятием ее письменного выражения, что и проявилось в обозначении того и другого одним и тем же словом «вень». Так что появление в старом Древнем мире письма создало почву, на которой зародилась и развилась литература как особое явление жизни и культуры…Уже одно это может оправдать отношение к старому Древнему миру как прологу нового: прологу в смысле создания «начал», от которых потом развилась огромная творческая работа человеческого духа, воплощаемая в литературе… Старый Древний мир дал первый материал для литературы нового; иначе говоря, «завязка» произошла еще тогда, последующая же история этого материала, вылившаяся в конечном счете в создание известных литературных памятников, - творческая разработка этой первоначальной завязки»13.

В процессе этой «творческой разработки» была осуществлена трансформация «культурных образов» космологической мифологии в образцы-парадигмы классических культур Востока и Запада. Каждая из них имеет свое символическое обозначение: древнекитайская – ДАО, древнеиндийская – ОМ, древнегреческая – ЛОГОС.


Классические культуры древнего востока

Классические культуры Востока и Запада при всей их специфике имеют между собой и нечто общее – этим общим является то, что все они представляют собой системы воспитания совершенного человека. Их создатели были убеждены, что стремление к совершенству заложено в самой природе человеа, который является микрокосмосом –аналогом большого мирового космоса, который для людей классической эпохи был символом совершенства.

I

ДРЕВНИЙ КИТАЙ – КУЛЬТУРА ДАО

Когда небо и земля рождают совершенного человека, он приводит в порядок все, что находится между небом и землей, совершенный человек правильно понимает свое отношение к небу и земле, он является повелителем вещей, отцом и матерью народа. Когда нет совершенного человека, все, что находится между небом и землей, не упорядочено, ритуал и долг не систематизированы, наверху не существует ни правителя ни наставника, внизу не существует ни отца ни сына, - вот что называется крайней степенью беспорядка

Сюнь цзы

I. Эпоха неолита и бронзы (5000-3000 лет до н.Э.)

Раннеземледельческие культуры – центры

Яншао. Ранний неолит (4800-3600 гг. до н.э.)

Культура расписной керамики. Поселения, окруженные рвом, разведение риса, проса, сельскохозяйственных животных, посуды со сложными геометрическими узорами и стилизованными изображениями рыб, птиц, масок, символизировавших духов предков.

Луншань. Поздний неолит (2500-1700 гг. до н.э.)

Культура черной тонкостенной керамики. Широкое распространение обработки нефрита – камня, которому приписывались магические свойства. В этот период искусство расписной керамики переживает свой «золотой век», т.н. «культура мацзацо». Появляются первые деревянные постройки – начало китайской архитектуры.

Эрлитоу

Эпоха бронзы (1600-1200 гг. до н. э)

Саньсиндуй

В Эрлитоу древнейшие изделия из бронзы (1600 г. до н.э.). Это время появления первых поселений городского типа. Широкое распространение изделий из бронзы, символизировавших царскую власть и ценившихся выше золота (ритуальные сосуды, детали колесниц, украшения. В Саньсиндуе, находящемся от Эрлитоу на расстоянии 1000 км, были обнаружены более полусотни огромных масок стилизованных человеческих голов) и громадная (2,6 м) человеческая статуя из бронзы, датируемые 1200 г. до н.э., по-видимому также связанных с поклонением культу предков.


II. Эпоха трех древнейших городских цивилизаций китая

Исторически, эпоха трех династий: СЯ, ШАН-ИНЬ и ЧЖОУ, совпадает с формированием и укреплением земледелия как ведущей технологической и экономической основы жизни китайского этноса, с возникновением и ростом количества городов, созданием монументальных строений (дворцов, крепостных укреплений, культовых сооружений и захоронений), расцветом ремесел (литья бронзы, производства шелка, лакового покрытия для изделий из дерева, изделий из нефрита), изобретением письменности. В религии это время формирования единого культа Неба и связанной с ним единой формы ритуала. В области знания – с возникновением многочисленных философских школ. В области творчества – с расцветом прикладного искусства, музыки, живописи (на шелке). Все эти достижения создали условия для формирования китайской культурной парадигмы и создания на ее основе великой культуры Древнего Китая. В этот период произошло объединение чрезвычайно многоликого по своему этническому составу населения Поднебесной в единое целое, которому были присущи общая духовная настроенность, относительная целостность мыслей и верований, общность представлений о мироздании и месте в нем человека, т.е. всего того, что принято обозначать термином ментальность и что придает неповторимость и своеобразие культурной традиции того или иного этноса. Разумеется, вклад каждой из трех названных «династий» в создание культурной классики Китая был различен.

О династии Ся (2000-1600 гг. до н.э.) до настоящего времени существует больше легенд и мифов, чем достоверных археологических свидетельств. Ее Основателем, согласно традиции, был легендарный правитель «Юй Великий»14, по преданию он усмирил потоп, устроив дамбы и укротив реки, обучил людей поливному земледелию, применению удобрений и плавки металла.

О династии Шан-Инь (1700-1050 гг. до н.э.) сведений сохранилось больше. Ее основателем был, согласно традиции, Чэн Тан. Основные археологические свидетельства об этой эпохе связаны с изучением многочисленных гадательных костей и бронзовых сосудов, на которых сохранились надписи на языке, являющемся предшественником современного китайского языка. Раскопки в последней столице Династии Шан – городе Аньяне, которые продолжаются до настоящего времени, дали богатый материал. Он свидетельствует о том, что это было время повсеместного распространения продуктивных форм рисоводства и проса. Эпоха Шан – время расцвета китайского бронзового века. Шанцы обладали высокой культурой обработки бронзы задолго, почти за тысячу лет, до бронзовой культуры в Греции. Бронза использовалась при создании ритуальных сосудов, оружия, боевых колесниц. Только в одном из богатых захоронений было обнаружено до 200 разнообразных и богато орнаментированных бронзовых сосудов различного назначения. Изготовлялись из бронзы и предметы пластики (статуэтки, головы). В Шанский период в Китае появляются первые поселения городского типа. Город Эрлиган (провинция Хэбей) стал древней столицей Шанского царства, которую вскоре сменил Эрлитоу. Последней столицей Шан-Инь был (с 1300 по 1050 гг. до н.э.) город Аньян, который принято считать колыбелью китайской цивилизации. Во время раскопок этого города были обнаружены крупные сооружения дворца или храма, в которых просматриваются черты «закрытого города», доступного только правителю и жрецам. Он был отгорожен земляным валом от других построек ремесленного, торгового, жилого характера. Исследователи усматривают в такой планировке городской застройки начало традиции, которая сохранится затем в градостроительстве Китая на многие века. Эпоха Шан-Инь, время изобретения китайской письменности, которая, как свидетельствуют поздние источники, проделала путь от древнейшего «узелкового письма» и пиктограмм к иероглифической форме письма.15


Гибель эпохи Шан-Инь овеяна легендами. Одна из них гласит, что последний 29 правитель Ди Синь был лишен «мандата неба» за порочный образ жизни. В 1045 г. до н. э. он потерпел жестокое поражение от династии Чжоу и был свергнут. С этого момента, как утверждает сложившаяся в Древнем Китае историографическая традиция, уходит в прошлое Эпоха Шан – «время охотников», и ее сменяет эпоха Чжоу – «время земледельцев». Одновременно завершается и переход Китая от эпохи родового строя к цивилизованным формам социальной жизни16.

История династии Чжоу (1050-221 гг. до н. э.)17 восходит к XIII в. до н.э., тогда это было всего лишь племя, обитавшее на северо-западе Китая. Утверждение Чжоу в качестве ведущей державы Поднебесной произошло в 1050 г. до н.э. после завоевания бывших земель Шан, находившихся на территории нынешней провинции Шэнси. Правитель Чжоу Вэнь ван, получивший имя «просвещенный», был признан «образцом» добродетели и мудрости, а его сын и преемник У ван («воинственный») подчинил себе Китай и стал основателем династии Чжоу. Просуществовавшая восемь веков чжоуская держава пережила за время своего существования две эпохи.

Западная Чжоу (1050-771 гг. до н.э.). В этот, ранний, период большая часть территории Чжоу находилась в провинции Шэнси. Столицей Западного Чжоу стал г. Сиань. Это было время окончательного утверждения в качестве приоритетной технологии земледелия, пришедшего на смену господствовавшим в экономике эпохи Шан охотничьим хозяйствам. Одновременно произошло и утверждение связанного с земледелием единого культа неба (Тянь). Распространение культа неба и связанного с ним ритуала стимулировало процесс рационализации традиционной мифологии, в которой все более отчетливо обнаруживались натурфилософские мотивы и стремление к отождествлению ее персонажей с образами исторической памяти. Примером здесь может послужить эволюция текста древней «Книги Перемен». Первоначально она использовалась в качестве гадательной книги, что указывает на ее связь с древнейшей традицией, уходящей своими корнями в эпоху первых династий. В Чжоуский период в текст книги вносятся дополнения, в результате которых осуществляется замена в тексте книги гадания на суждение, благодаря чему он обретает новый философский смысл. В 771 году столица Чжоу была перенесена на Восток в город Хэнань. С этого момента начинается второй период развития Чжоу, получивший название – восточная.