ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.09.2024
Просмотров: 544
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
II. Смысловое единство, разнообразие и структура
Классические культуры древнего востока
I. Эпоха неолита и бронзы (5000-3000 лет до н.Э.)
II. Эпоха трех древнейших городских цивилизаций китая
III. Культура китая в период древних империй
12. Книга о сотворении мира.Александрийская библиотека. «Амфоа».СПб.
32. Пондопуло.Г.К Древний Китай. Формирование культурной традиции.М
Классическая культура древней индии. Культура ом (аум)
Для миров "Тот мир» (сакральное обозначение - свар)
Пространство, время, закон в системе ведического знания
Йога и проблема человека в этике упанишад
Ведический образец и классическая культура индии
Глава 9. О знании и воспитании)
___________________________________________________________________
Итихасы - исторические предания о прошедших событиях, примыкают к ведам
Античная культура логоса и греческая пайдейя
Лучшее для смертных – здоровье –
Исходный принцип и доминанта античной культуры
Западная Хань (206 вв. до н.э.- 9 г. н.э.)
Ее ранний период отличался экономической и политической стабильностью и значительными культурными достижениями. В это время в результате успешных войн императора У-ди с кочевниками и освоением западных районов получает развитие торговля на Великом шелковом пути. Через посредников налаживаются торговые контакты между Римом и Чанъянем – столицей Западной Хань. Развитие торговли способствовало процветанию городов, расцвету ремесел. Столица империи поражала современников своим великолепием. Недавние археологические раскопки обнаружили богатейшие погребения, в которых содержались великолепные произведения прикладного искусства, поражающие своим мастерством. Это время и интенсивной духовной жизни, когда идет активный процесс восстановления культурной традиции, в значительной мере утраченной в период правления Ши Хуанди. В этот период работал выдающийся историк Древнего Китая -«китайский Геродот» Сыма Цзянь (145-86 гг. до н. э), создатель первой всеобщей истории Китая «Ши цзы». В заключительной 19-й главе этого обширного сочинения он цитирует «Сици чжуань» - самый авторитетный комментарий к «Книге перемен»: «Поднебесная стремится к единой цели, но для достижения ее существуют сотни планов, все они стремятся к одному и тому же, но ведут к этому разные пути» и, опираясь на этот текст, перечисляет шесть главных философских школ. Называет школы: «темного и светлого начала», конфуцианцев, моистов, номиналистов, законников и даосов. Здесь же он дает характеристику «важнейших черт» каждой из них и описывает состав конфуцианского канона24.
В 136 г. до н.э. У-ди основывает высшую школу «Тай сюэ» и учреждает в нем экзамен по канону «Пятикнижья» и государственную должность «Доктора «Пятикнижья». В эпоху Хань, когда ведущую роль в жизни Поднебесной играло чиновничество, происходит своеобразная «бюрократизация» философской мысли, имевшая целью поставить развитие философской мысли на службу делу «окультуривания» чиновничьего аппарата китайской империи. Первоначально в качестве официальной идеологии выступает легизм.
Рубеж I в. до. н. э. и I в. н. э. отмечен кризисными явлениями. В это время происходит смена династий. Новые властители Хань переносят столицу на Восток в Лоян (Хэнань), наступает новый династический период.
Восточная Хань (25-220 гг. н.э.). Начало этого периода было отмечено восстановлением экономической и политической стабильности, возрождением былого могущества империи. Восстанавливаются разрушенные ирригационные системы, что привело к росту сельскохозяйственного производства. Успехи в борьбе с кочевниками привели к оживлению внешней торговли. В 166 году в столицу империи прибывает посольство из Рима. Оживленная торговля Китая изделиями из шелка, керамики, железа и лака, позднее бумаги (она была изобретена в Китае в I в.) ведется по Великому шелковому пути со Средней Азией и Римом25. Состояние стабильности в это время предопределило новый культурный подъем. Изобретение туши и бумаги и их широкое использование способствовало распространению образованности. В этот период продолжалось и совершенствование письменности. Появляются первые трактаты, посвященные теории письменности, толковые словари. На рубеже нашей эры был составлен древнейший словарь иероглифов «Эр я». К концу династии Хань китайские иероглифы приобрели законченную форму, сохранившуюся в почти неизменном виде до наших дней. Императоры «младшей династии» покровительствовали развитию философии, поэзии и литературы, знанию и изобретательству. В I в. н.э. китайский астроном Чжан Хэн на основе постоянных наблюдений создал первый в мире небесный глобус, изобрел сейсмограф. Высокого уровня достигла медицина. В этом веке был составлен первый каталог медицинских книг, включающий 36 трактатов26. Продолжилась и систематизация философской мысли, что находит выражение в создании первой системы китайских канонических книг «Ли и» (шести искусств). В империи Хань процесс централизации власти достиг своего апогея, что наложило свой отпечаток и на культурный процесс. Происходит своеобразная идеологизация и «бюрократизация» философской мысли, имевшая целью использовать ее достижения для укрепления власти и подготовки образованных чиновников, воспитанных в духе верности власти имперских правителей.
Поздний период империи Хань отмечен чертами нарастающего кризиса и упадка. Во II в. (184 г. н.э.) происходит грандиозное восстание зависимых земледельцев и рабов под руководством основателя одной из даоских мистических сект Чжан Лин, жестоко подавленное только спустя 11 лет (в 205 г.). Оно ввергло страну в состояние полного хаоса. В результате бесконечных междоусобиц в 220 г. пала династия Хань, а затем империя распалась на три самостоятельных царства. В 311 г. конница кочевников захватила и разграбила столицу циньской династии г. Лоян. Этот эпизод стал символом конца Древнего Китая. Историки сравнивают эту постигшую Китай катастрофу с гибелью Римской империи.
ФОРМИРОВАНИЕ КИТАЙСКОЙ ПАРАДИГМЫ КУЛЬТУРЫ
Мифология и культурная традиция Древнего Китая
Оформление китайской мифологии – XII в. до н.э.
Особенности:
1. Доминирующая роль в китайской теогонии идеи отождествления мифологических образов и персонажей с образами исторической памяти образов.
2. В космологии использование в качестве обозначения исходных элементов космической организации (частиц ИНЬ и ЯН) графических символов.
3. Использование в качестве универсального символа (образа единого) – ДАО («прародителя множества вещей» и «перемен»).
Теогония
Древнейшая триада богов (Божества стихий): Шу – бог южного моря, Ху – бог северного моря, Хун-Тунь – серединный бог.
Духи: повелители ветра, дождя, гор. Мировой дух – Цзюйлин.
Первоначала (то инь, то ян – это и есть ДАО) – биочастицы, творяшее начало.
Первопредки: Пань гу.
Прародители: Нью Ва.
Первоправители: Фу Си.
ПАНТЕОН богов: Шан-ди: гл. бог – сила неба, Ян-ди – бог солнца.
КУЛЬТЫ –
Главный культ Тянь (Неба)
Культ 5 небесных императоров:
1. Хуанди – главный среди богов, владыка центра, желтый император, покровитель племени мяо.
2. Фу Си – повелитель востока, первый властитель людей, получивший мандат на правление от самого Неба, синий император.
3. Ян-ди – повелитель Юга, бог солнца, красный император.
4. Шао-хао – владыка Запада, белый император.
5. Чжан-сюй – владыка Севера, черный император.
Космогония и космология
Частицы – инь и ян (то инь, то ян – это и есть ДАО)
Перемены - И
Три варианта китайского мифа творения
1. Даоский. Из мирового хаоса (Хуньтунь) самопроизвольно рождаются две мировых частицы (инь и ян), в результате взаимодействия которых происходит все сущее.
2. Мировой дух Дзюйлин, появившийся одновременно с первоначальной субстанцией (юньцзы), силой своей энергии выделяет первоначальные частицы – инь и ян. Одновременно он является «матерью» пяти начал (стихий – грома, ветра, огня, воды, горы), а также гор и долин, больших и малых рек.
3. Происхождение мироздания из космического яйца. Из него родился великий первопредок Паньгу, из членов его тела произошло все сущее.
Культурологический миф
Происхождение людей и создание первой модели космоса «БА ГУА»
1. НЬЮ-ВА. Миф о сотворении людей.
Наиболее почитаемыми из древних богов были прародительница людей Нью-ва и ее брат и супруг, первый данный Небом правитель людей Фу-си. В развитой мифологии они предстают в качестве обожествленных первопредков и культурных героев. Иконография представляет их в виде мужчины и женщины, соединенных друг с другом змеевидными хвостами, что свидетельствует об их древнейшем, архаическом происхождении. Мать-прародительница Нью-ва выступает не только как создательница людей, но и как охранительница космического миропорядка. Когда в результате столкновения духов огня и вод гора, подпиравшая небо, обрушилась, земля изменила свою первоначальную форму, и миру стало угрожать великое бедствие. Нью-ва не только наказала зачинщиков раздора, но и, убив огромную черепаху, отрубила ее огромные ноги и подперла ими грозившее обрушится небо и тем спасла мир от разрушения и гибели. Нью-ва почиталась как прародительница людей. Согласно одному из мифов она создала людей, вылепив их фигурки из глины и вдохнув в них жизнь. Затем создала семью, чтобы люди смогли сами продолжать свой род и обязала родителей воспитывать детей. В качестве символа появления людей на свет она изобрела музыку. Все это способствовало сохранению и умножению человеческого рода. Вместе с тем Нью-ва не выставляла напоказ свои заслуги перед людьми, не возвышала свой голос, но таила и таит в себе путь совершенных людей, соответствующий естественному закону неба и земли27.
Не менее значителен и образ Фу-си. Он восходит к мифу о древнем первопредке Пань-гу (Пан-ване), с которым были связаны архаические представления о происхождении мироздания и человека и с которым Фу-си иногда отождествляется. Являясь первым властителем людей, Фу-си совершил, согласно мифологической традиции, множество культурных деяний. Он научил людей добывать огонь и варить на нем пищу. Он обучил их охотиться и ловить рыбу. Ему приписывается изобретение иероглифической письменности, которое пришло на смену архаическому узелковому письму. Важнейшим из культурных деяний Фу-си было начертание 8 триграмм («ба-гуа»), представляющих собой графическую модель – «чертеж» вселенной.
Система триграмм представляет собой 8 комбинаций трех различных сочетаний двух линий – прерывистой, символизирующей женское начало (инь), и непрерывной – мужское начало (ян). В свою очередь каждая триграмма символизировала одну из стихий (небо, землю, огонь, ветер, воду, гром, гору, водоем); одного из членов родового коллектива (отца, мать, старших и младших сыновей и дочерей); одно из географических направлений (юг, север, восток, запад, юго-восток, юго-запад, северо-восток, юго-восток). «Чертеж» (Ди-ли), созданный Фу-си с помощью образов (сян) и узоров (вэнь) из размещенных по кругу 8 символов (ба-гуа) явился не чем иным, как первой в истории Древнего Китая попыткой представить мироздание как целое в неразрывном единстве дао неба, дао земли и дао человека.
В системе триграмм были объединены созданные на мифологической основе в процессе эволюции родовой жизни модели мироздания (предметной, духовной, идеальной). В триграммах они были объединены в результате ориентации в географическом пространстве и путем приведения каждой из них в соответствие с одной из стихий.
цинь
небо
отец
дуй юг сюнь
водоем ветер
младшая дочь старшая дочь
восток запад
ли кань
огонь вода
средняя дочь средний сын
восток запад
чень гень
гром гора
старший сын младший сын
северо-восток юго-восток
север
мать
земля
кунь
Система триграмм по Фу-си (Ди-ли – чертеж мироздания )
Тем самым была выражена вся полнота свойств мироздания (дэ)28. Фу-си, согласно традиции, был не только создателем системы триграмм, но и письмен («ло»).
Согласно мифологической традиции, созерцая узоры неба и сравнивая их с линиями земли (в качестве примера « линий земли» в мифе выступают узоры на панцире черепахи и коже змеи), он начертал первые простейшие письмена29. С помощью «чертежа» (Ди ли) и «письмён» (ло) Фу-си смог передать людям знание о мире как о едином целом и выступил соответственно этому в роли культурного героя, давшего людям возможность представить мироздание как единое целое. Вместе с тем в системе «Ба-гуа» подобное представление о мире выражено не в форме отчетливо очерченных понятий, а в образно-поэтических формах, имеющих своим истоком древний космогонический миф:
Восемь триграмм друг на друге качаются,
Возбуждаются они громовыми раскатами,
Солнце и Луна по кругу движутся, то холод, то жар.
Дао Цинь (Неба) вершит мужское.
Дао Кунь (Земли) вершит женское
Цинь (Небо) знает великое начало,
Кунь (Земля) творит и завершает вещи,
Цянь (небо) посредством перемен знает (великое начало),
Увлажняются они разносимым ветром дождем30.
Согласно традиции, деяния совершенномудрых не ограничились созданием триграмм, которые позволили выработать представление о мироздании как о «трехуровневой системе», в которой Небо, Земля и Человек предстают как единое и нерасторжимое целое, являя собой своего рода «слепок» мироздания. В полном соответствии с исходным для китайской космогонии принципом перемен они разработали, путем удвоения триграмм, систему символов «гуа-мин» - 64 гексаграммы, которые была призваны дать представление о мире не только в качестве великого объективного «первоединства» (тай-ди), но и как совокупности бесконечно-разнообразных превращений и метаморфоз, возникающих в процессе взаимодействия космических, природных и духовных сил, пронизывающих всю систему мироздания. Постижение этого потока перемен было невозможно путем пассивного созерцания, но требовало от человека активного духовного творчества - перехода от созерцания к размышлению, когда человек, оперируя имеющимися символами триграмм, использует их не только для обозначения стихий мироздания, а и с целью осмысления происходящих в мироздании творческих, созидательных процессов, в которых он стремится принимать участие не только в качестве объекта, но и субъекта. По существу, создание системы гексаграмм (гуа-мин) символизировало начало выхода человека за пределы чисто мифологического сознания в сферу философского дискурса (размышления).