ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.09.2024
Просмотров: 534
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
II. Смысловое единство, разнообразие и структура
Классические культуры древнего востока
I. Эпоха неолита и бронзы (5000-3000 лет до н.Э.)
II. Эпоха трех древнейших городских цивилизаций китая
III. Культура китая в период древних империй
12. Книга о сотворении мира.Александрийская библиотека. «Амфоа».СПб.
32. Пондопуло.Г.К Древний Китай. Формирование культурной традиции.М
Классическая культура древней индии. Культура ом (аум)
Для миров "Тот мир» (сакральное обозначение - свар)
Пространство, время, закон в системе ведического знания
Йога и проблема человека в этике упанишад
Ведический образец и классическая культура индии
Глава 9. О знании и воспитании)
___________________________________________________________________
Итихасы - исторические предания о прошедших событиях, примыкают к ведам
Античная культура логоса и греческая пайдейя
Лучшее для смертных – здоровье –
Исходный принцип и доминанта античной культуры
1. Предметный обозначался символом (знаком) вещи и был связан с землей.
2. Духовный соотносился с – речью и был связан со знаком неба.
3. Идеальный – с человеком, занимающим серединное место между землей и небом, и с его «совершенным деянием», в котором едины земное и небесное, телесное и духовное, вещь и ее смысл (слово), речь и разум (мысль). Человек «середины» - это и есть «классический» человек, пришедший на смену «естественному» (родовому) человеку. Именно в таком типе человека, стремящемся «к возвышению над самим собой», культурная парадигма находит свое наивысшее выражение. Все культурные системы классической древности представляют собой системы, главной задачей которых является формирование классического типа человека.
Идеальные модели космоса и парадигмы (образцы) культуры
Единым (да будет) ваш замысел,
Едиными – ваши сердца!
Единой да будет ваша мысль,
Чтобы было у вас доброе согласие!
Ригведа. Гимн единению
То, что принято определять как культурные образцы или парадигмы культуры, имеет своей основой идеальные модели космоса. Вместе с тем между моделью и образцом имеется существенное различие.
Идеальная модель мироздания создается на базе знания некоего объективного исходного первоначала, лежащего в основе организации миропорядка (макрокосмоса). В этой роли в космогонии древнеиндийских вед выступает – рита, в древнегреческой – логос, в древнекитайской – дао. Знание о них считалось высшим знанием и не могло быть получено обычным путем, с помощью чувств и разума. Согласно традиции, оно дается людям как откровение и только тем из них, кто обладает особой способностью-способностью видения7.Соответственно этому культура, а точнее «культурность»8- это не столько социальный феномен, а качество, присущее избранным «совершенно- мудрым», «дваждырожденным», «божественным» мудрецам, пророкам, героям. Не случайно, слово «культурность» появляется гораздо раньше термина «культура». Латинский термин «kultura» появился лишь в заключительный период истории античного мира.
Культурные образцы (парадигмы) оформлялись в процессе приведения всех без исключения сфер человеческой жизни и деятельности в соответствие с той или иной идеальной моделью микрокосмоса. Создание подобных образцов было осуществлено в Древней Индии, Древней Греции и Древнем Китае в классический период их существования. В Индии он нашел наиболее полное воплощение в учении Упанишад (санкхья-йога). В Греции в «пайдейе» - системе воспитания, детально разработанной многими поколениями античных философов, следовавших традиции, рожденной образами, созданными великими эпическими поэтами Эллады Гомером и Гесиодом. В Китае материалы древних канонических текстов, таких как древнейшая «Книга песен» («Шицзин»), «Книга перемен» («Ицзин» с комментариями) и «Книга истории» («Шуцзин»), «Книга ритуала и установлений» («Лицзы») и ряд других, стали той основой, на которой Конфуций создал свое знаменитое учение о «жэнь» («человеколюбии», «культуре»), «жэнь» рассматривалось как главное качество «цюнь- цзы» («благородного», совершенного, культурного человека и правителя).
Создание культурных образцов (парадигм) сопровождалось появлением новых форм человеческой деятельности, в которых решение жизненно важных – практических задач оказывается связано с совершенствованием самого человека, его умений, знаний, воли. Такими формами стали «культура умения», «культура знания» и «культура воспитания». Не являясь в полном смысле слова институтами культуры, эти формы отличались от прежних, «технологических» в своей основе, форм человеческой деятельности большей, если можно так выразится, культуроемкостью.
Свое наиболее полное выражение «культура умения» первоначально нашла в создании агрокультуры, которая играла доминирующую роль по отношению к другим культурным формам на всем протяжении истории классической древности. Не случайно, возникновение имени «культура» своим происхождением обязано земледелию9.
Создание культуры земледелия сыграло решающую роль в переходе человечества к цивилизованным формам жизни. В процессе формирования интенсивных форм земледелия возникли первые агрогорода, сформировались новые формы письменности, получили развитие такие формы знания, как математика и астрономия, новые формы гражданской этики, пришедшие на смену ее родовым формам. Жизнь в городах, которые со временем становились городами-государствами и центрами духовной жизни, стимулировала новые идеи, приходившие на смену традиционным мифологическим представлениям о мире и человеке, древним верованиям и культам.
Утрата нормы родовой этики вызвала к жизни появление систем воспитания «совершенного человека» и «образцового гражданина», которые приобретали значение государственного закона. В итоге родовые формы этики были заменены «культурой воспитания», приобщение к которой являлось обязанностью всех граждан города государства. В основе культуры воспитания лежал принцип «выдавливания» из человека «варварского» начала и формирования совершенного человека, в котором следование естественному закону – закону неба сочеталось с верностью общественному долгу гражданина, требованиями полиса – «города-государства». Его главными чертами были физическое здоровье и добродетели – духовные качества, возвышавшее его над обычными людьми. Совершенный человек представлялся в качестве своеобразного микрокосма, в котором гармонически сочетались телесные и духовные качества.
Культура знания была связана с возникновением философии и риторики и их функционированием в качестве важнейших институтов культуры.
Философия рассматривалась как «любовь к мудрости», средство (путь) достижения истинного, «высшего знания», ей отдавалась приоритетная роль важнейшего института культуры на всем протяжении классической древности.
Риторика – искусство слова, средство «научения» мудрости, считалась важной, но служебной, по отношению к философии, дисциплиной.
Главная задача философии состояла в трансформации традиционных (мифологических) моделей мироздания в философские модели, что достигалось путем рационалистической рефлексии буквальной мифологии, разработки культурных парадигм и построении на их основе универсальных систем воспитания жителей городов-государств. Задача риторики заключалась в придании философии и сопутствующим ей дисциплинам статуса определенной системы образования, что делало философское знание достоянием не только мудрецов- философов, но становилось доступным для всех граждан полиса. Таким образом, главной функцией философии было целеполагание, а функцией риторики – просвещение. В завершающий период классической древности роль риторики возрастает. В риторских школах Древнего Рима она становится, наряду с философией, логикой и этикой, одним из основных элементов образования.
Вместе с тем, не во всех цивилизациях классической древности формирование культуры осуществлялось на основе идеальных моделей космоса, и соответственно не были созданы и культурные парадигмы. Как правило, это было связано с отсутствием развитых форм философского мышления. К таким цивилизациям можно отнести цивилизации Месопотамии, Египта, Эгеиды, Мезоамерики, в которых культурные структуры формировались на основе не парадигм, а канонов.
Если культурные парадигмы, имевшие всеобщее значение, сохраняли его при любых изменениях в культурной жизни, то каноны такого значение не имели. Они выступали в роли не «хранителей границ культуры», а «хранителями» незыблемости тех или иных ее форм и тем самым способствовали «омертвению» зарождавшейся культурной традиции, превращению ее в систему незыблемых догм и предписаний, что неизбежно вело к увяданию, а затем и гибели всей культурной системы. Как правило, стремление к канонизации тех или иных культурных форм было связано с влиянием религиозных культов и ритуалистики. Слишком тесная связь зарождавшихся культурных форм с ними локализовала весь культурный процесс в достаточно узких региональных и этнических границах. Напротив, для великих культур древности их связь с традиционными верованиями и культами хотя и была постоянно действующим фактором, никогда не имела характера подчинения. В центре внимания великих культур древности всегда оставался интерес к проблеме «возвышения» человека до уровня его единства с мировым космосом, при этом в человеке интересовало не «частное»-индивидуальное, а общее, что позволяло говорить о его «тождестве» с мировым космосом.
Формирование культуры воспитания было связано с процессом замены норм родовой этики, правовыми нормами, определяемыми законами, регулирующими отношения между людьми как гражданами города-государства. Главным результатом создания культурных парадигм было формирование нового – классического – типа человека.
II. Смысловое единство, разнообразие и структура
КУЛЬТУРНЫХ ПАРАДИГМ ВОСТОКА И ЗАПАДА
Основу всех культурных парадигм древности, которые сложились примерно в одно и то же время (первая половина 1 тысячелетия до н.э.) составляли философские модели космоса, что определяет их смысловое единство. Оно состоит в приоритетном интересе к единому. Проблема единого доминировала в равной степени в сознании идейных вдохновителей классических культур Востока и Запада. Именно поэтому разработанные ими культурные образцы определили расцвет культуры в эпоху нового древнего мира и ее общечеловеческое значение.
Смысловое единство древних парадигм культуры не исключало их разнообразия. Идеальные модели космоса, на которые они опирались, создавались на материале отличных друг от друга мифологических систем. Интуиции космологического мифа, выражавшие представление о единстве мироздания, воплощались в различных системах образов восприятия, традиционных для менталитета тех или иных этнических групп.
Так, для древних ведийцев основой подобной системы был звуковой образ. Его приоритетная роль в восприятии действительности определялась характером ведического ритуала, в котором изначально приоритетная роль в духовном акте отводилась гимну-песнопению, носившему ритмический характер (гимны исполнялись в соответствии с музыкальными нотациями).
Для древних греков духовный акт был связан не с ритуалом, а с созерцанием, приоритетную роль в системе образов восприятия играл пластический образ10.
Древние китайцы, согласно их мифологической традиции, воспринимали единство мира сквозь призму перемен. Дао – единое, продукт этих перемен, которые они символически обозначали в виде двух линий – непрерывной (ян) и прерывистой (инь). Восемь триграмм, каждая из которых состоит из трех различных сочетаний этих линий, образовывали «Ба-гуа» - план-чертеж мироздания в форме графического образа, представлявший структуру китайского космоса. Приоритетная роль графической символики в китайской космогонии была связана с особенностями китайской иероглифической письменности, в которой каждый иероглиф обозначал особое понятие.
Культура образца представляла собой единство действия, знания и воспитания. Создание культурных парадигм главной своей задачей имело приобщение к мудрости, символом которой было единство Мирового Ума и Мировой Души. С этой целью разрабатывались идеальные модели космоса, государственного устройства и воспитания идеального человека11. Своюзначимость парадигмы культуры, созданные классической древностью, сохраняли в течении многих веков, пока в ходе индустриальных революций не начинается процесс формирования нового типа человека, главным устремлением которого становится не «возвышение над самим собой», а «погружение в самого себя».