ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.09.2024
Просмотров: 525
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
II. Смысловое единство, разнообразие и структура
Классические культуры древнего востока
I. Эпоха неолита и бронзы (5000-3000 лет до н.Э.)
II. Эпоха трех древнейших городских цивилизаций китая
III. Культура китая в период древних империй
12. Книга о сотворении мира.Александрийская библиотека. «Амфоа».СПб.
32. Пондопуло.Г.К Древний Китай. Формирование культурной традиции.М
Классическая культура древней индии. Культура ом (аум)
Для миров "Тот мир» (сакральное обозначение - свар)
Пространство, время, закон в системе ведического знания
Йога и проблема человека в этике упанишад
Ведический образец и классическая культура индии
Глава 9. О знании и воспитании)
___________________________________________________________________
Итихасы - исторические предания о прошедших событиях, примыкают к ведам
Античная культура логоса и греческая пайдейя
Лучшее для смертных – здоровье –
Исходный принцип и доминанта античной культуры
1 Древнекитайская философия. Собр. текстов в 2-х тт.Т. 1. М., 1972, с. 178-179.
2 Мы воспользовались здесь идеей С.С. Аверинцева, данной им при характеристике античнойпарадигмы культуры: «Греки не только создали свою культуру – конкретную, исторически неповторимую со своими специфическими характеристиками и локальными ограничениями; одновременно в двуедином творческом процессе они создали парадигму культуры вообще. Парадигма эта, отрешившись от греческой «почвы» еще в эпоху эллинизма, а от обязательной связи с греческим языком – в Риме, осталась значимой и для Средневековья,и для Ренессанса и далее, вплоть до эпохи индустриальной революции»// См. Античное наследие в культуре Возрождения. М., 1984. С. 145.
3 Лоренц К. Оборотная сторона зеркала. М., 1998, с. 460.
4 Флоренский П.А. Соч. в 4 тт. Т. 3\2. С. 22.
5 Определение человека как «совершенного деяния» содержится в древнем ведическом тексте «Айтарейе араньяке» II (1.3,3,3).
6 Лауэнштайн Д. Элевсинские мистерии М., 1996. С. 16.
7 О ней говорится в древнейшей эпической поэме «О все видавшем» («Поэма о Гильгамеше»). Избытком этой способности наделены создатели индийских Вед, совершенномудрые Риши. Проблема различия «зрения» и «видения» является центральной в знаменитой индийской «Йога-сутре». В текстах Древнего Китая способность «видения» характеризуется как путь к познанию «истинной реальности» и источник «всех искусств». В Древней Греции важнейшей из способностей, которой наделяет людей Прометей, является именно «способность видения». Особое место занимает проблема видения в учении Платона. Благодаря этой способности философспособен осуществить «перелет» из мира вещей в мир идей, являющийся, по его мнению, «истинной реальностью».
8 «Культурность» - качество, определяющее способность человека «возвысится над самим собой». В культурах Индии, Греции и Китая оно не дано обычному человеку от рождения, а является результатом определенной системы воспитания (санкхья-йога, пайдейя, вэнь-жень).
9 См. Флоренский П.А. Термин. Собр. соч. в 4-х томах. Т. 3 (1), X-XI.
10 Это связано с тем, что человеческое зрение, которое греки считали «источником величайшей пользы» (Платон), воспринимает мир в трех измерениях, т.е. «скульптурно». В диалоге «Тимей» Платон говорит, что из «орудий промыслительной способности души» важнейшими являются глаза, ибо они «несут с собой свет», что только благодаря зрению становятся видимыми результаты деятельности рассудка и ума – способностей, которыми обладает невидимая душа. Благодаря зрению они «сопрягаются» с видимыми телами: огнем, водой, землей и воздухом. Способность видения – признак мудрости, т.к. дает возможность представить все существующее и мыслимое в их единстве («как одно»). Поэтому «зрение для нас – источник величайшей пользы» («Тимей» 46 d-e, 47a).
11Характеризуя решение этой задачи Платоном, А.Ф Лосев пишет: «…вся эта детальнейшим образом разработанная космология является только идеальным образцом для теории идеального человека и идеального общества» (Платон. Соб соч. в трех томах. Т. 3 (1). М., 1971, с. 659). В равной степени такая же характеристика подобных текстов классической Индии и классического Китая является вполне правомерной.
12 Следует различать тот смысл, который вкладывали в этот термин «откровение» люди Древнего мира и человек Средневековья. Для древних этот термин обозначал особое знание. Оно дано только мудрецам, которые обладают способностью «видения», позволяющей им представить истину в ее незамутненном виде. Обычные же люди могут получить это знание только как авторитетное свидетельство об истине, полученное непосредственно от мудрых и зафиксированное в «священных книгах».
13 Конрад Н. И. История всемирной литературы. (макет) М., 1967, с.145-148.
14 Согласно преданию, он получил власть из рук мудрого и добродетельного правителя Шуня (XXIII в. до н. э.), которому ранее вручил ее мифический герой древности Яо, правивший Китаем в течение ста лет.
15 Первые надписи на черепаховых панцирях, бронзе и камне появились в Китае в XIV-XI вв. до н.э., иероглифические надписи в XII-III вв. до н.э.
16 Начало разложения родового строя в Китае относится к ХII в. до н.э.
17 Чжоу было владением династии Чжоу (XI-III вв. до н. э.), имея титул «Сыновей Неба», они одновременно считались правителями всей Поднебесной.
18 В эпоху династии Ся существовали школы сяо, в эпоху Шан школы сюи, в эпоху Чжоу школы сян. В них помимо общеобразовательных предметов, предполагавших изучение письма, счета, ритуала включалось и обучение «военным искусствам»: стрельбе из лука и управлению боевой колесницей, а также и воспитанию нравственных качеств. Так, в период Чжоу школы были обязаны содержать пожилых людей.
19 Малявин В. Китайская цивилизация. М., 2000, с. 383.
20 Термин «Лю и» (6 искусств) позднее стал употребляться и для обозначения 6 канонических текстовконфуцианского канона, т.н. «Шестикнижья».
21 «Шицзин». Посещение школы. IV, IV, 3.
22 Более подробно идейная борьба конфуцианцев и легистов будет рассмотрена при анализе конфуцианской доктрины.
23 Административная система в империях Цинь и Хань на высшем уровне включала: 1. «Великий воевода» (тан вэй). 2. «Советник» (чэн сян). Под его началом находились 9 министров двора («дзюнцзин») и 13 ведомств.
24 Древнекитайская философия. Собр. текстов в 2-х тт. Т. 1. С. 147-149.
25 История Древнего мира. Индия. Китай. Страны Юго-Восточной Азии. Минск, 1998. С. 668.
26 Там же, с. 686-689.
27 Юань Кэ. Мифы древнего Китая. М.,1965. Гл. 2. Мифы о Нью-ва и Фу-си.
28Традиция, связанная с созданием «графического чертежа» вселенной, восходит к древнейшим временам. В 13 главе даоского текста «Чжуан цзы» сохранилось упоминание о древнем архаическом мифе: «Когда появились из [реки] Ло девять [начертаний], порядок установился совершенный, свойства обрели полноту. Предки, как зеркальное отражение, освещали все внизу на земле. Все в Поднебесной их поддерживали. Они-то и назывались высшими предками». (Цит. по: Мудрецы Китая. Ян Чжу. Лецзы. Чжуанцзы. СПб.,1994. С.212.)
29 Понятие узор – «узорочье» («вэнь») было в Древнем Китае символическим обозначением имени «культура» («культурность). В китайской традиции представление о культуре было неразрывно связано с письменным словом. Его изобретение приписывалось некоему Цан Це, помощнику мифического основателя китайской цивилизации, одному из 5 мифических императоров Хуан-Ди.
30 Шогуа чжуань. Чжан 1.
31 Щуцкий Ю. в книге «Китайская классическая «Книга перемен» приводит таблицу связи в «ба-гуа» черт, символов и свойств. С. 14.
Знак |
Название |
Свойство |
Образ |
Цин |
творчество |
крепость |
небо |
Кунь |
исполнение |
самоотдача |
земля |
Чжень |
возбуждение |
подвижность |
гром |
Кань |
погружение |
опасность |
вода |
Гэнь |
пребывание |
незыблемость |
гора |
Сунь |
утончение |
проникновенность |
ветер, дерево |
Ли |
сцепление |
ясность |
огонь |
Дуй |
разрушение |
радостность |
водоем |
32
В комментариях к «Книге перемен» эта теория найдет свое законченное выражение в учении о единстве дао и дэ.
33
Из комментария к «Книге перемен» «Шогуа Чжуань».
34
Два типа черт (сяо) делятся на: 1) целые горизонтальные черты ян («световые») и 2) прерванные в середине горизонтальные черты инь («теневые»). Из сочетания трех черт складываются 8 символов (гуа) триграмм, связанных с определенным кругом понятий; а из сочетания в самых различных комбинациях шести таких черт 64 символа гексаграмм, обозначающих действительность.
35
«Десять крыльев» делятся по на: 1. «Туань-чжуань» («Традиция суждений») в двух частях. 2. «Сянь-чжуань» («Традиция образов») в двух частях. 3. «Сицы-чжуань» или «Да-чжуань» («Традиция афоризмов», или «Великая традиция») в двух частях. 4. «Шогуа–чжуань» («Традиция объяснения триграмм). 5. «Сюйгуа-чжуань» («Традиция о последовательности гексаграмм»). 6. «Цзагуа-чжуань» («Различные традиции о гексаграммах»). 7. «Вэньян-чжуань» («Традиция о знаках и словах»).
36
«Сицы-чжуань», или «Дачжуань» («Большой комментарий») представляет собою своего рода трактат, в котором излагаются основы философской концепции «Книги перемен» (онтология, космология, гносеология).
37
В китайском языке слово отождествлялось с его письменным выражением и обозначалось одним термином «вэнь».
38
Гране М. Китайская мысль. М., 2004. С. 28.В 30-40-е годы С. Эйзенштейн, штудировавший книгу М. Гране в связи с разработкой им теории монтажа, в своей известной статье «Чет-нечет» писал : в «китайской науке… научные системы построены не по принципам отвлеченного мышления, а по нормам мышления чувственного… не по типу научных систем, а по образу и подобию художественных произведений». (Цит по: «Восток-Запад». Исследования. Переводы. Публикации. М., 1988, с. 239.)
39
Там же, с. 25.
40
Изобретение иероглифики традиция приписывала министру первого императора Хуанди.
41
«Древность, служащая изначальным идеалом для китайцев всегда и прежде всего представала перед ними в образах правителей – мудрецов», - пишет И.И. Симененко (цит. по: Гране М. Китайская мысль. С. 480.)
42
Там же, с. 191.
43
Там же, с. 202.
44
Число 3 символизировало единство – Дао неба, Дао земли и Дао человека. Число 5, близкое по своему значению как «все» символизировало пропорциональную соотносимость небесных феноменов, пространства и времени, природных стихий и человека (его прародителей и первопредков, его способностей и добродетелей). В текстах древнего Китая речь идет о 5 стихиях(элементах) -У син. О 5-ти священных горах и морях, обозначающих пространство (Поднебесной). О 5-ти основаниях времени. О 5-ти видах злаков – У-гу. О 5-ти основных цветах (У-сюэ) и звуках (тонах)-У-гу. О 5-ти небесных императорах – владыках севера, юга, запада и востока, выступающих и в роли величайших культурных героев, первоправителей и первопредков, научивших людей добывать огонь, заниматься рыболовством, обрабатывать землю, писать и считать. О 5-ти свойствах человеческой природы и пяти добродетелях, которыми он должен овладеть и им неукоснительно следовать. Число 8 использовалось для пропорционального соотнесения восьми направлений пространства и восьми главных государственных дел.
45
Числа календаря определялись термином «ли шу», они были наиболее подходящими для обозначения положений частиц «ци».
46
Гране М. Китайская мысль. С. 192.
47
«Ши цзи» цит. по: «Древнекитайская философия. Собрание текстов в двух томах. Т.2. С. 312.
48
Щуцкий Ю.К. Китайская классическая «Книга перемен». С. 152.
49
Говоря об упражнениях в искусствах, Конфуций имеет в виду не только пятерку древних искусств «Лю и», но и изучения канонических текстов.
50
«Хэсюевы времена» - это не только эпоха «золотого века», когда люди, согласно традиции, жили, следуя естественному порядку вещей, но и время перехода к цивилизованным формам жизни, зарождение которых было связано с деятельностью совершенномудрых и добродетельных правителей.
51
Дао дэ цзин. Чжан 5.
52
Чжуан-цзы. //Мудрецы Китая. Ян жу, Лецзы, Чжуан цзы. СПб., 1994, с. 157 (В дальнейшем текст «Чжуан цзы» цитируется по этому изданию).
53
Там же, с. 240, 203.
54
Там же, с. 176-177.
55
Древнекитайсуая философия. Собр. текстов в двух томах. Т.1. С. 274.
56
Лоренц К. Оборотная сторона зеркала. М., 1998, с. 460.
57
«Мудрецы Китая», с. 271. (Это место из текста даоского философа перекликается с замечательным образцом древнекитайской поэзии «Щи цзина», песней-притчей «Белый жеребенок», в которой прекрасный миг жизни, воплощенный в образе белого жеребенка, уподоблен вечности: «Светло-светло-белый жеребенок, В огороде ешь росточки, милый. Привяжу тебя, тебя стреножу. Чтобы это утро вечным было…» («Ши цзин». II, IV, 2).
58
Цит. по книге: Малявин В.В. Китайская цивилизация. М., 2000, с. 382.
59
Упоминание об этом предании содержится в тексте «Шу цзын» в главе «Великий закон»
60
(Ригведа. Мандалы. I-IV. М. 1989. с. 80)
61
Все ссылки на «Ригведу» даны по: Ригведа. Мандалы I-X. М.. Наука, 1989-1999.
62
(Атхарваведа. Избранное. М. 1989, с. 32-33).
63
Варна – каста, сословие. Традиционным считалось деление на три высших касты: брамины –жрецы, кшатрии – воины и правители, вайши – земледельцы и торговцы. Низшей считалась каста шудр – слуг. Позднее появилось множество мелких каст.
64
Впервые этот термин упоминается в «Ригведе», но для обозначения сословий используется, только начиная с периода брахман (Шатападха брахмана V. 5. 4, 9. VI.4.4., 13).
65
Брихадараньяка уп-да 111. 9. 8.
66
Здесь даны лишь некоторые основные триады