Файл: 3_культура образца.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.09.2024

Просмотров: 549

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Г.К. Пондопуло

Словарь 101-119

Формирование образца

II. Смысловое единство, разнообразие и структура

Классические культуры древнего востока

I. Эпоха неолита и бронзы (5000-3000 лет до н.Э.)

II. Эпоха трех древнейших городских цивилизаций китая

III. Культура китая в период древних империй

Теогония

Космогония и космология

Чжуан цзы

Приложения

12. Книга о сотворении мира.Александрийская библиотека. «Амфоа».СПб.

2008,С.103-199

32. Пондопуло.Г.К Древний Китай. Формирование культурной традиции.М

Классическая культура древней индии. Культура ом (аум)

I. Ведическая традиция

Для миров "Тот мир» (сакральное обозначение - свар)

Пространство, время, закон в системе ведического знания

Девять видов удовлетворения

Учение о Брахмане-Атмане

Санкхья-йога

Санкхья.

Учение о таттвах и гунах

Проявления пракрити

Практика йоги и ее эволюция

Философия йоги

Йога и проблема человека в этике упанишад

Ведический образец и классическая культура индии

Приложения

Часть2( глава 23)

Часть 3 (главы 1-5,15,18,19)

Часть 7 (главы1-15,25,26)

Глава 9. О знании и воспитании)

___________________________________________________________________ Структура и краткое содержание ведических текстов

___________________________________________________________________

Итихасы - исторические предания о прошедших событиях, примыкают к ведам

Античная культура логоса и греческая пайдейя

Лучшее для смертных – здоровье –

Исходный принцип и доминанта античной культуры

В. Татаркевич .

Притоком грязным, свежей не испить воды

Такой завет навеки положила я

Пайдейя

Древнегреческая мифология

Уран - гея

Понт – гея

Зевс (Дий)

Посейдон

Аид (Гадес)

Культурно-исторические термины и хронология эгейской, элладской, эллинской, эллинистической, античной культуры и культуры Византии

Проявления пракрити

Учение санкхьи о проявлениях пракрити, с одной стороны, отрицает идею «бога творца», с другой, утверждает идею принципиального тождества мира и человека. Основными формами проявления материи (пракрити) является: манат (букв. «великий») – мировой разум буддхи (букв. «ум», «разум», «мнение», «воззрение», «интеллект», то с чем связан процесс рефлексии) – эманация пракрити, первая «татва» природы, сознательная основа деятельности, творящая личность. Она не носит самостоятельного характера, а только отражает сознание Пуруши. Аханкара – способность «Я» примысливать себя к любому опыту, самость. Аханкара отражает сознание пуруши. Синоним термина манас (разум), манас - ум (свойство микрокосмоса).

5 бхутов (букв. «сущностей», «сутей») – материальных элементов, стихий, из которых строится мир (пространство, ветер, огонь, вода, земля).

Сочетание их – тело. Оно зависит от свойств пракрити – трех гун.

10 индрий – органов чувств (5) и телесных способностей (5): зрение, слух, осязание, вкус, запах. Артикуляция, манипуляция, передвижение, испражнение,

3 гуны (букв. «нити») – три реалии, пронизывающие все тело пракрити, три ее базовых состояния, никак не связанные с духовным субъектом. Реализуются гуны в ощущениях: саттва (ясность, гуна добродетели), раджас (стремление, гуна действия), тамас (тьма, гуна невежества). Гуны реализуются не только в ощущениях, но и в трех типах индивидов. Здесь характерными чертами гун являются: озарение, деятельность, заблуждение. «Гуны вращаются и как волны в океане, возникают в пракрити и исчезают в ней, будучи от нее неотделимы. Человек подвергается действию одной из них и поступает по мотивам, рожденных гунами»72.

Учение о гунах, намеченное в упанишадах, было подробно разработано в «Бхагавадгите» (гл. XIV).

Мироздание, организованное в соответствии с учением санкхьи о двух первоэлементах и двадцати трех первоначалах, представляло собой идеальную модель космоса, в которой были объединены все основные его проявления: «абсолютная реальность» и мир индивидуального «Я», познающего эту реальность, три слога (образующие звуковой образ), три веды, три начала (телесное, духовное, индивидуальное), три категории (имя, образ, деяние), три мира и три существа, три предмета знания и три характеристики (для индивида и для ритуала). Все вместе это рождало у человека той эпохи потребность при восприятии действительности исходить не только из традиционных (теокосмических) взглядов, но рассматривать их в контексте новых, антропологических, в своей основе, представлений о ней.


С созданием подобной космологической модели окончательно утверждается и новое представление о человеке, в центре внимания которого оказывается проблема нравственного долга и должного действия

Идеальная модель ведического космоса, согласно традиции, была организована по триадическому принципу и выглядела следующим образом:

мир ПУРУШИ

(абсолютная реальность)

три звука - ( а-о-ум)

три веды - РВ. СВ. ЯВ.

три начала - Пуруша. Брахман. Атман

три категории - имя, образ, деяние

МИР БРАХМАНА

(мир явлений)

три мира – земля, небо, воздушное пространство (бхус, свар, бхувас)

три существа – боги, предки, люди

три тела – земля, небо, вода

три бога – Пуруша, Брахман, Атман

три родича – отец, мать, потомство

три качества – саттва, раджас, тамас (благо, страсть, невежество)

три образа света – огонь, солнце, луна

МИР АТМАНА

(истины)

три предмета знания – известное; то, что станет известным;

неизвестное

три характеристики для индивида – речь (для имени), глаз (для образа), тело (для деяния)

три характеристики для ритуала – удгитха (для РВ), саман (для СВ), Брахман (для ЯВ): едины в Атмане

ЙОГА

Мудрый, изучивший по книгам сущность высшего знания и мирского распознавания, оставляет полностью книги, как ищущий зерна солому.

Брахмабинду упанишада

Йогу, насытившемуся нектаром высшего знания –НЕЧЕГО делать.

Пангала упанишада

Йога (букв. «соединение», «участие», «порядок», «размышление, «созерцание») – обряд, истоки которого уходят в глубокую древность. В гимнах Ригведы и Брахманах еще не упоминается термин «йога», но есть описания деяний отшельников-муни, действия которых напоминают поведение йогина. Муни совершают чудеса, летают подобно божественным персонажам – гандхарвам, «узнавют мысли», пьют с Рудрой из чаши с ядом и т.п. (РВ. Х. 136).

Главный жрец ведического ритуала – хотар, ритмично раскачиваясь, исполнял три вида дыхания – прану, вьяну и апану, напоминающую четвертую ступень йоги (пранаяму), которая использовалась для накопления и циркуляции дыхания в теле. В Ведах и Брахманах проводится мысль о том, что боги обрели бессмертие не только благодаря жертвоприношению, но и через аскезу – путем «топаса» (внутреннего напряжения, страстного желания). В упанишадах говорится: истинная жертва – это «приношение дыхания». Она связана не с внешним ритуалом (шраута), а с «внутренним ритуалом» (упасана). Описание этого ритуала занимает в упанишадах основное место (Чхандогья уп-да V, 10-24 ). Главная особенность упасаны состоит в том, что совершающий его получает возможность «видеть» предмет познания не «по частям», а как «целое». В практике йоги это достигается путем «космизации» тела, что предполагает ритмизацию его дыхания (вдоха и выдоха) в соответствии с ритмами космоса, при одновременном подавлении всех остальных чувств и разума. «Твердое владение чувствами и «обуздание разума» -цель йогической практики, которая открывает перед йогином невиданные возможности.


Мысль об отождествлении, посредством особой практики, своего тела с космосом, а своего дыхания с «космическими ветрами» содержится уже в Ригведе.


Практика йоги и ее эволюция

Первое упоминание о йоге, как о едином обряде, встречается в древнейшей «Брихадараньяке упанишаде»:

Пусть. . . человек исполняет лишь один обряд.

Пусть он вдыхает и выдыхает, желая: «да не овладеет

мной зло смерти. И когда он исполнит обряд, то пусть

завершит его. Таким путем он соединится с этим

Божеством и приобретет с ним один и тот же мир»

Брихадараньяка уп- да 1. 5. 23.

Значение йоги, как единого обряда, определялось той ролью, которую отводили веды дыханию (прана) в системе мироздания:

Боги дышат в соответствии с дыханием,

Также – люди и животные

Ибо дыхание – жизнь существ,

Поэтому его зовут всеобщей жизнью.

Полного срока жизни достигают те,

Которые почитают дыхание, как Брахмана,

Ибо дыхание – жизнь существ,

Поэтому его зовут всеобщей жизнью

Тайттирия уп-да. Раздел блаженства Брахмана. 3. 1.

В этой же упанишаде определяются и элементы т. н. пятеричной йоги, которые ассоциируются здесь с телом, органами чувств и сознанием человека:

Дыхание в легких, дыхание, разлитое по телу, дыхание,

идущее вниз, дыхание, идущее вверх, общее дыхание,

Зрение, слух, разум, речь, осязание.

Кожа, мясо, жилы, кости, мозг.

Распределив это таким образом, риши сказал: «Поистине, все это

пятерично. Благодаря пятеричному достигают пятеричного».

Тайттирия уп-да. Раздел наставления VII, 7. 1.

В более поздней, «Майтри упанишаде», говорится уже о шестиричной йоге.

«Тот, кто идет к единению с единым», должен соблюдать определенные правила:Вот правила для достижения этого единства: сдерживание дыхания, прекращение деятельности чувств, размышление, сосредоточенность, созерцательное исследование и полное слияние – это называется шестичастной йогой».

Майтри уп-да VI, 18.

Все эти упражнения йоги дают «терпеливость», «успокоенность» перед парами противоположностей (Майтри уп-да VI, 29). Практика йоги в упанишадах рассматривается в неразрывной связи со знанием «самосущей божественной силы» - колеса самсары и, как способ достижения «абсолютного знания», которое является атрибутом ишвары - «желанного божества», к которому страстно стремится йог. (Шветашватара уп-да. I. 1-4.)


Ишвара – это Пуруша (дух), не затронутый аффектами, кармой и созреванием ее плодов, бессознательными впечатлениями прошлых рождений. Выше присущего ему «абсолютного знания», ничего нет:

Разум выше чувств, Сущность выше разума.

Великий Атман над сущностью. Непроявленное выше Атмана.

Пуруша - выше непроявленного, всепроникающий и лишенный признаков.

Узнав его, существо освобождается и достигает бессмертия.

Образ его незрим, никто не видит его глазом.

Он постигнут сердцем, мыслью, разумом, те кто знает его, становятся бессмертным

Катха уп-да. З. 7.

Учение о йоге как о особом знании, неотделимом от практики йоги, получило дальнейшее развитие в «Йога-сутре» (т.н. «Классической йоге»), автором которой считается Патанджали (II в. до н.э.). В ней йога трактуется как «начало и конец мира» (т.е. как знание, дающее целостное представление о мироздании). Подобное знание не может быть получено с помощью лишь книг, чувственных впечатлений и деятельности разума. Для этого необходима особая способность – способность видения, которая формируется в процессе взаимодействия знания (Брахмана-Атмана) и йогической практики. Характеристике этой способности посвящена вторая центральной главе «Йога-сутры»:

2.1.Видимое предстает в качестве деятельности Пуруши (т. е. как предмет духовной деятельности – Г. П.), которая проявляется как способность видения, таким образом, сущность видимого состоит в том, чтобы служить цели Пуруши. В этом и есть его (то есть видимого) внутренная сущность – таков смысл сутры.

( Йога сутра. О способах существования, 21.)

В этом тексте способность видения трактуется как способ постижения глубинного смысла, скрытого в явлениях видимого мира. Результатом постижения йогом «высшего знания» и его добродетельного поведения является получение им возможности проникать как в «тонкие объекы», которыми являются, например, «мельчайшие частицы» (атомы), так и в «грубые объекты», сколь бы велики они ни были. Достигается это в момент бессознательного сосредоточения и прекращения деятельности ума (манаса). При этом, слово, объект, понятие нераздельны. Они различаются только как определенные ступени сосредоточения. «Видимое перестает существовать для мудрого Пуруши, но не для лишенных мудрости субъектов, которые еще не реализовали свою цель (не постигли высшего знания и не овладели йогой).