ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.09.2024

Просмотров: 3009

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Пондопуло г.К.

I. Ведическая традиция

6. Кто же ведает? Кто поведает здесь?

Для миров

5. Для ритуала и обряда

II. Период упанишад

28 Видов неспособностей Девять видов удовлетворения

Учение о Брахмане-Атмане

Санкхья (создание идеальной модели ведического космоса)

Ведический образец и классическая культура индии

Часть 1 (главы 1,4,9,13)

Часть2(глава 23)

Часть 3(главы 1-5),15,18,19)

Часть 7( главы1-15,25,26)

Глава6. О месте пребывания разума

_____________________________________________________________________________

Объяснения к самхитам

Смрити («запоминаемое») - устная передача традиции,включает тексты ритуального,,законодательного,научного,эстетического характера

Итихасы - исторические предания о прошедших событиях, примыкают к ведам

Лучшее для смертных- здоровье-

Исходный принцип и доминанта античной культуры

В. Татаркевич . Античная эстетика

Притоком грязным, свежей не испить воды

Такой завет навеки положила я

Пайдейя

Приложения

ВЕДИЧЕСКАЯ КОСМОГОНИЯ И ЕЕ ЭВОЛЮЦИЯ И КУЛЬТУРНОЕ ЗНАЧЕНИЕ

Космолоческий миф…служит в качестве архетипической модели всех случаев творения, на каком бы уровне они не имели бы место биологическом, психологическом, духовном

М.Элиаде

В древнейших вариантах космологического мифа сохранившихся в текстах некоторых ведийских гимнов, как сам акт творения, так и его итог выглядят неопределенно. Неясен и облик действующих»лиц»космического действа.

Характеризуя космогонию самхит можно назвать следующие варианты мифа творения:

1 . Началом мира были воды(«глубокая бездна», »скрытая мраком неразличимая пучина») в которой «нечто дышало не колебля воздуха по своему закону» . Это нечто было порождено «силою жара». Это нечто было первым »семенем мысли», открывшейся мудрецам, которые размышляли» вопрошая свое сердце». В древнейшем варианте ригведийского космогонического» Гимна о сотворении мира», больше вопросов, чем ответов:


6. Кто же ведает? Кто поведает здесь?

Откуда взялось, откуда творенье?

Боги затем, из того сотворенья...

Кто же ведает-то? Откуда возникло?

7. Это творение откуда возникло?

Само по себе? Или все ж не само?

Кто сверху взирает, на высшем небе-

Он, может, знает. А может не знает.

Ригведа. »Кто скажет откуда взялось это?» Х. 129

Таким было, начало рефлексии архаического ведического мифа творения. Все другие варианты истолкования этого мифа, как в РВ так и в других текстах» смрити» :брахманах, араньяках и упанишадах, так или иначе, пытаются ответить на вопросы, столь четко, сформулированные в этом ригведийском гимне. Разумеется, ответы были различны, часто противоречили друг другу. но в ходе размышления, столкновения мнений, диалога в поисках ответа на этот, поистине судьбоносный для начала процесса самосознания человечества вопрос,постепенно вырабатывалось представление о миропорядке -космосе и о месте в нем человека. Древнейший и весьма туманное представление о происхождении мира и его организации уточнялось и» расширялось», прежде всего за счет мифов о происхождении богов, природных феноменов(гор.,морей,рек,живых существ) и людей. Все они. обретали при этом образ и имя и занимали свое место в системе миропорядка. Одновременно, в силу связи этого процесса с ритуалом, все боги, явления природы, человек(во всех своих проявлениях физическом, психическом, интеллектуальном, социальном), соотносились с основными элементами ведического ритуала

1 Древнейший вариант мифа творения представлен в РВ

говорит о его рождении из «хаоса первобытных вод».

Точкой отсчета с которой начинается процесс творения является находящийся в водах « золотой зародыш- Хираньябаргха (первоначальное семя ) . В мрачной бездне вод он сверкает в свете яркого огня- Агни . Они символизируют те первоначала мира, благодаря которым, появившийся вслед за ними бог-демиург Праджапати, «обозрив своей мощью все воды», создает небо и землю, богов, жертвоприношение и все сущее. Согласно этоиу варианту мифа творения мир возникает самопроизвольно

1... Златой Зародыш, возник в начале

Ставший единым владыкой творенья,


Поддержал он землю и это небо. .

7... Как ярые воды пошли, вмещая

Зародыш всего, Агни порождая-

Тут возникла богов святая сила

Какого бога почтим возлияньем?

8.Кто мощью своей обозрел те воды

Давшие дакшу (жертвоприношение Г. П. ), родившие жертву?

Какого бога почтим возлияньем?

9.Да не вредит нам земли родитель,

Кто небо родил по истинной дхарме,

Кто ярые воды родил и лдуны!Какого бога почтим возлияньем?

10. Праджапати!Ты не имея равных,

Все рожденное собою объемлешь. . .

( РВ. «Какого бога почтим возлияньем»Х. 1-1О )

2. Еще один вариант мифа творения связан в РВ, с идеей создания мира иэ членов тела космического первочеловека- Пуруши, принесшего самого себя в жертву во имя создания всего сущего( Ригведа Гимн Пуруше. Х. 90 ).

3.Одним из популярных мотивов этого мифа связан с творением мира из частей тела жертвенного коня, рожденного в лоне вод. ( Ригведа. Гимн жертвенному коню 163.)

4 . Роль творца мира. попеременно приписывалась многим богам. Наряду с Праджапати в качестве демиургов выступали:Бог вод и олицетворение неба Варуна, »Творец всего, бог-плотник и кузнец Вишвакарман, Бог Тшватар - искусный мастер, породивший первого бога - жреца Брихаспати. Особое место в ряду богов-демиургов занимает»царь богов» Индра. Этот бог, громовержец главное действующее лицо»второго творения»-спасения мира от демона Вритры, вознамерившегося уничтожить мироздание. В этом варианте мифа творения, в образно -символической форме противопоставлялись силы природного хаоса и мирового порядка. Для эпохи, характерной чертой которой был переход человека к цивилизованным формам жизни, связанным с занятием земледелием, символом такого порядка было поле-обработанный участок земли, не случайно в ведических текстах широко используются термины: «поле», которым обозначается «мир людей» и «познающий поле» обозначающий познающего его человека.

Конечным результатом этих процессов, связанных с рефлексией космогонического мифа явилось определение некоего общего закона.В соответствии с которым организуется мироздание В РВ(Х.90)-это рита (космический закон обязательный для . богов и людей мира и ритуала.).В брахманах и упанишадах, как дхарма(непреложный закон жизни-ему подчиняется все сущее.


Брихадараньяка упанишада.1.4.14.

Все, приведенные выше, варианты космогонического мифа, воссоздают процесс организации» большого космоса». Космический акт в них осуществляется на предметном и биологическом уровне. Это ощутимо даже и тогда когда рассмотрение его переводится в сферу сакрального, что неизбежно происходит благодаря изначальной связи, в сознании ведийцев, акта творения и ритуала. Cакрализации, в древнейших вариантах мифа творения подвергаются, по преимуцществу, занятия теми или иными технологиями, ремеслом, а боги-демиурги выступают в роли «культурных героев»: плотников, кузнецов, строителей, гончаров(в этом отношении показателен цикл гимнов РВ. , посвященный»божественным мастерам» рибху, мастерству которых боги «завидуют» ( Ригведа, III. 60 ). Позднее, с миром сакрального оказываются связаны и жизненные процессы :рождение и смерть, смена времен года различные возрастные состояния, которые, заняв свое место в системе ритуала, обретают и свое место в системе мирового универсума. ( см: Элиаде М. Очерки сравнительного религоведения. М. 1999. с. 27 ). В объяснениях к самхитам:брахманах, араньяках, упанишадах, практически все названные варианты космогонического мифа, в той или иной степени сохраняются, но при этом подвергаются кардинальному переосмыслению. Если попытаться определить общую направленность этого процесса, то можно утверждать, что постепенно приоритетную роль в нем приобретает интерес к осмыслению микрокосмоса- человека. Начало этому, завершаюшему этапу рефлексии космологического мифа вед было положено в авторитетнейшей « Шатападхе брахмане » . В космогонии этой брахманы были объединены идеи нескольких вариантов ригведийского мифа творения. Основой этого объединения стала аналогия процесса творения с рождением живого существа:

1. Водами поистине было это вначале, лишь морем. Эти воды размышляли: « Как Могли бы мы размножиться?»Они предавались усилию, они предавались топасу(желанию). После того как они предались топасу, возникло золотое яйцо. нерожденным был тогда год. Это золотое яйцо плавало столько времени, сколько длится год.

2. Из него через год возник человек. Это был Праджапати(бог-творец)

Поэтому именно через год рожает женщина, или корова, или лошадь, ибо через год родился Праджапати. Он пробил золотое яйцо. Не было тогда ни какой опоры, и плавало это золотое яйцо, пока длилось время одного года, пока несло его.


3. Через год он пожелал говорить. Он сказал:»бхух»-и возникла земля.. Он сказал:»бхувах»-и возникло воздушное пространство.

Он сказал:»свах -возникло небо

Поэтому ровно через год ребенок поистине испытывает желание говорить, ибо через год пожелал говорить Праджапати

4. Он, Праджапати, впервые заговорив, поистине произносил лишь односложные и двусложные слова. Поэтому ребенок, впервые заговорив. произносит лишь односложные и двусложные слова.

5. Поистине они, эти три слова, состоят из пяти слогов. Он сделал их пятью временами года. Они -это пять времен года. Он, Праджапати, через год поднялся над этими мирами, возникшими таким образом. Поэтому ребенок поистине стремится выпрямиться через год, ибо через год поднялся Праджапати.

6. Он родился имеющим тысячелетную жизнь

Подобно тому как взирают на противоположный берег реки, он взирал на противоположный берег своей жизни (т. е. охватил, подобно человеку мысленным взором»всю свою жизнь» Г. П. )

7. Он странствовал повсюду, желая иметь потомство, распевая хвалебные песни, прилагая усилия. Поистине в самого себя он вложил семя зарождения. Поистине создал он богов своим ртом(т. е. речью Г. П. ). В том божественность богов, что они были созданы, когда он достиг неба. Для него - создателя, это было словно день . Поистине в том божественность богов, что для него, создателя, это было словно день

8. Далее, дыханием, идущим вниз, создал он асуров (злых духов, демонов). Поистине он их создал, когда достиг этой земли. Для него, создателя. Это было словно мрак.

14. Они, эти божества были поистине созданны из Праджапати:Агни, Индра. Сома, Парамештхи(Названы три божества ведического пантеона, относящихся к высшему уровню :бог огня, царь богов, бог луны, потомок Праджапати ).

Далее следует повествование о том как эти боги-сыновья Праджапати "узрели» жертвоприношение и совершив его в честь отца обрели новое жизненное качество:Парамештхи «стал дыханием», »Индра стал речью», »Агни - поглотителем пищи», »Сома стал пищей» .

Шатападха брахмана XI. 1-21

Таким образом, »божественность богов» состоит, согласно этому космогоническому мифу в том, что они выступают в качестве жизненных сил - пран и тем самым символизируют собой высший принцип жизнедеятельности.

Праны возникли из мысли (ибо они были порождены в результате размышления Праджапати). В брахмане говорится: