ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.09.2024

Просмотров: 3008

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Пондопуло г.К.

I. Ведическая традиция

6. Кто же ведает? Кто поведает здесь?

Для миров

5. Для ритуала и обряда

II. Период упанишад

28 Видов неспособностей Девять видов удовлетворения

Учение о Брахмане-Атмане

Санкхья (создание идеальной модели ведического космоса)

Ведический образец и классическая культура индии

Часть 1 (главы 1,4,9,13)

Часть2(глава 23)

Часть 3(главы 1-5),15,18,19)

Часть 7( главы1-15,25,26)

Глава6. О месте пребывания разума

_____________________________________________________________________________

Объяснения к самхитам

Смрити («запоминаемое») - устная передача традиции,включает тексты ритуального,,законодательного,научного,эстетического характера

Итихасы - исторические предания о прошедших событиях, примыкают к ведам

Лучшее для смертных- здоровье-

Исходный принцип и доминанта античной культуры

В. Татаркевич . Античная эстетика

Притоком грязным, свежей не испить воды

Такой завет навеки положила я

Пайдейя

Приложения

.Утрата нормы родовой этики, вызвала к жизни появление систем воспитания «совершенного человека « и «образцового гражданина», которые приобретали значение государственного закона .В итоге родовые формы этики были заменены «культурой воспитания»,приобщение к которой являлось обязанностью всех граждан города государства. В основе культуры воспитания лежал принцип «выдавливания» из человека «варварского» начала и формирования соврершенного человека в котором следование естественному закону-закону неба сочеталось с верностью общественному долгу гражданина требованиями полиса- «города –государства».Его главными чертами были физическое здоровье и добродетели-духовные качества, возвышавшее его над обычными людьми Совершенный человек, представлялся в качестве своеобразного микрокосма в котором гармонически сочетались телесные и духовные качества.

Культура знания была связана с возникновением философии и риторики, и их функционированием в качестве важнейших институтов культуры В классических культурах Древнего мира ,для которых было характерно уже сознательное осуществляет акт целеполагания, и знание цели, определялось как высшее знание, насущной необходимостью было разграничение «высшего» и «низшего» знания. В этом качестве и выступили философия и риторика

.Философии, рассматриваемой, как «любовь к мудрости, как средство(путь) достижения истинного ,«высшего знания»,отдавалась приоритетная роль, как важнейшего института культуры на всем протяжении классической древности. Риторика-искусство слова, как средство «научения» мудрости, считалась, важной, но служебная, по отношению к философии, дисциплиной. Главная задача философии состояла- в трансформации традиционных(мифологических) моделей мироздания в философские модели, что достигалось путем рационалистической рефлексии буквальной мифологии ,разработки культурных парадигм и построении на их основе универсальных систем воспитания жителей городов-государств, задача риторики, в придании философии и сопутствующим ей дисциплинам статуса определенной системы образования ,что делало философское знание достоянием не только мудрецов философов ,но становилось доступным для всех граждан полиса. Таким образом главной функцией философии было целеполагани ,а функцией риторики- просвещение то главной функцией риторики - просвещение. В завершающий период классической древности роль риторики возрастает . В риторских школах Древнего Рима она становится, наряду с философией , логикой и этикой, одним из основных элементов образования.


Вместе с тем, не во всех цивилизациях классической древности формирование культуры осуществлялось на основе идеальных моделей космоса, а в соответствие этому, не были созданы и культурные парадигмы, как правило это было связано с отсутствием в этих цивилизациях достаточно развитых форм философского мышления. К таким цивилизациям можно отнести цивилизации Месопотамии Египта, Эгеиды, Мезоамерики в которых культурные структуры формировались на основе не парадигм, а канонов

Если культурные парадигмы, имевшие всеобщее значение, сохраняли его при любых изменениях в культурной жизни, то каноны такого значение не имели. Они выступали в роли не «хранителей границ культуры»,а «хранителями» незыблемости тех или иных ее форм и тем самым способствовали «омертвению» зарождавшейся культурной традиции и превращении ее в систему незыблемых догм и предписаний ,что неизбежно вело к увязанию, а затем и гибели всей культурной системы. Примером может служить история культур Месопотамии, Египта, Эгеиды Месопотамии и Мезоамерики и возвышение культур классических культур Индии, Греции и Китая. Как правило, стремление к канонизации тех или иных культурных форм было связано с влиянием религиозных культов и ,связанной с ними ритуалистики. Слишком тесная связь зарождавшихся культурных форм с ними локализовала весь культурный процесс в достаточно узких региональных и этнических границах. Напротив, для великих культур древности , их связь с традиционными и верованиями и культами хотя и была. постоянно-действующим фактором, никогда не имела характера подчинения . В центре внимания великих культур древности всегда оставался интерес к проблеме «возвышения» человека до уровня его единства мировым космосом, при этом в человеке интересовало не «частное»-индивидуальное, а общее, что позволяло говорить о его «тождестве» с мировым космосом.

Формирование культуры воспитания было связано с процессом замены норм родовой этики, правовыми нормами, определяемыми законами, регулирующими отношения между людьми, как гражданами города-государства. Главным результатом создания культурных парадигм было то, что, с их созданием процесс формирования нового классического типа человека приобрел характер целенаправленной деятельности и обрел, благодаря деятельности выдающихся философов древности, статус государственного закона.


II .СМЫСЛОВОЕ ЕДИНСТВО ,РАЗНООБРАЗИЕ И СТРУКТУРА

КУЛЬТУРНЫХ ПАРАДИГМ ВОСТОКА И ЗАПАДА

Основу всех культурных парадигм древности, которые сложились примерно в одно и то же время( первая половина 1 тысячелетия до н.э.)составляли философские модели космоса , что определяет их смысловое единство. Оно состоит в приоритетном интересе к единому. Эта проблема доминировала, в равной степени, в сознании идейных вдохновителей классических культур Востока и Запада и это стало определяющим в том, что разработанные ими культурные образцы предопределили не только расцвет культурной деятельности современных им эпох, но и их общечеловеческое значение, как тех начал с которых начинается собственная история культуры, начал к которым последующие поколения людей будут постоянно обращаться .в переломные моменты своего исторического бытия. Смысловое единство древних парадигм культуры не исключало их разнообразия. Оно было связано с тем, что те идеальные модели космоса на .которые они опирались создавались на материале отличных друг от друга мифологических систем. В основе этого отличия лежало различное понимание того базового принципа на ,котором формировалось в них представление о мире ,как о едином целом. Причиной этих различия было то обстаятельство, что интуиции космологического мифа ,выражавшие представление о единстве мироздания воплощались в различных системах образов восприятия традиционных для менталитета тех или иных этнических групп. Так ,для древних ведийцев ,основой подобной системы был звуковой образ. Его приоритетная роль в восприятии действительности определялась, , характером ведического ритуала, в котором изначально, приоритетная роль в духовном акте отводилась гимну-песнопению, носившему ритмический характер(гимны исполнялись в соответствии с музыкальными нотациями. Для древних греков , для которых духовный акт был связан не с ритуалом, а с созерцанием, приоритетную роль в системе образов восприятия играл пластический образ11. Древние китайцы, согласно их мифологической традиции, воспринимали единство мира, сквозь призму перемен. Дао- единое, продукт этих перемен, которые они символически обозначали в виде двух линий непрерывной(Ян) и прерывистой(Инь). Шесть триграмм, каждая из которых состоит из трех различных сочетаний этих линий образовывали «Ба-гуа»- план-чертеж мироздания в форме графического образа представлявший структуру китайского космоса. Приоритетная роль графической символики в китайской космогонии была связана с особенностями китайской иероглифической письменности в которой каждый иероглиф обозначал особое понятие.Культура образца представляла собой единство действия , знания и воспитания. Создание культурных парадигм главной своей задачей имело приобщение к мудрости, символом которой был единство Мирового Ума и Мировой Души С этой целью разрабатывались идеальные модели космоса ,государственного устройства и воспитания идеального человека12.Свою значимость парадигмы культуры, созданные классической древностью сохраняли в течении многих веков, пока в ходе индустриальных революций не начинается процесс формирования нового типа человека, главным устремлением которого становится не «возвышение над самим собой»,а «погружение в самого себя». В процессе формирования культурных образцов сложились древнейшие формы культурной деятельности, которыми стали. Культура Разума, предполагавшая знание астрономии, геометрии и диалектики ) . Культура умения ,предполагавшая владение необходимыми навыками для ведения хозяйственных дел, и законами) необходимыми для ведения дел политических).Культура знания (предполагавшая владение письмом ,числом и словом). Культура воспитания,(предполагавшая знание древних преданий и ритуалов и владение искусством очищения» от «дурных страстей»,способными помочь человеку « возвысится над самим собой» ( «выдавить» из себя звериное начало). В период высокой классики на их основе сформировались традиционные институты культуры: философия и риторика, право и этика, наука и искусство; получившие определенную автономию от технологических процессов, непосредственная связь с .которыми еще сохранялась в раннеклассический период. Важнейшую роль в этой трансформации древнейших форм культурной деятельности в традиционные институты культуры сыграло повсеместное распространение, в Древнем мире новых знаковых форм письменности принципиально отличавшихся от ее древнейших форм, которые были связаны не со словом, а с материальными объектами (предметами, узелками, рисунками) сыграло важнейшую роль в становлении культуры как особой- духовной формы человеческого бытия, связанной не только с «опытом» практической деятельности, но прежде всего с творческой работой духа, с мыслью ,разумом, познанием, с миром не вещей, а смыслов. Первыми литературными памятниками, в которых история культуры предстает перед нами не в образах, а в письменном слове были тексты представлявшие собой не «написанную»,а «записанную» литературу т.к. создавались она на основе уже существовавшей ранее в течение длительного времени устной традиции, уходившей своими корнями в глубь веков и освященной памятью многих поколений. Создание ее приписывалось, как правило, мифологическим персонажам (богам ,героям- первопредкам, мудрецам)наделенным особой способностью-«видением», даром божественным Соответственно , содержание священных книг изначально воспринималось , как откровение.13


Процесс формирования таких текстов осуществлялся в течении длительного времени и проходил ряд этапов. На первом, самом раннем этапе в корпус «священных книг» входили две основных группы текстов. Первая, была непосредственно связана с ритуалом в, котором они использовались в качестве сценарной основы. Вторая, объединяла «предания»,первоначально существовавшие в устной форме, а позднее были письменно оформлены в качестве песен и эпических поэм ,таких как китайская «Книга песен»(»Шицзин»),индийская «Махабхарата»,греческие «Илиада» и «Одиссея»,положившие начало древнейшему институту культуры - литературе.

Характеризуя культурное значение появления феномена письменного слова , академик Н. И. Конрад писал: «Старый Древний мир своими разными сторонами и в каждой зоне -по-своему как бы врос в «новый» и много в нем предопределил. Однако для литературы самым важным из всего, что дал старый Древний мир новому, было письмо…Важность письма для литературы не требует объяснений. Достаточно одного только, что европейское слово «литература» идет от слова «литера»- «письменный знак»: в древнем же китайском языке понятие «литература» просто отождествлялось с понятием ее письменного выражения ,что и проявилось в обозначении того и другого одним и тем же словом «вень». Так что появление в старом Древнем мире письма создало почву, на которой зародилась и развилась литература, как особое явление жизни и культуры…Уже одно это может оправдать отношение к старому Древнему миру как прологу нового: прологу в смысле создания «начал»,от которых потом развилась огромная творческая работа человеческого духа, воплощаемая в литературе…Старый Древний мир дал первый материал для литературы нового; иначе говоря, «завязка» произошла еще тогда, последующая же история этого материала, вылившаяся в конечном счете в создание известных литературных памятников, - творческая разработка этой первоначальной завязки.»14 В процессе этой «творческой разработки»,была осуществлена трансформация «культурных образов» космологической мифологии в образцы-парадигмы классических культур Востока и Запада. Каждая из них имеет свое символическое обозначение: древнекитайская- ДАО, древнеиндийская ОМ,древнегреческая-ЛОГОС

КЛАССИЧЕСКИЕ КУЛЬТУРЫ ДРЕВНЕГО ВОСТОКА

Классические культуры Востока и Запада при всей их специфике имеют между собой и нечто общее -этим общим является то ,что все они представляют собой системы воспитания совершенного человека .их создатели были убеждены ,что стремление к совершенству заложено в самой природе человека ,который является микрокосмосом-аналогом большого мирового космоса ,который для людей классической эпохи,был символом совершенства.


I

ДРЕВНИЙ КИТАЙ – КУЛЬТУРА ДАО

Когда небо и земля рождают совершенного человека,

он приводит в порядок все, что находится между небом

и землей, совершенный человек правильно понимает

свое отношение к небу и земле, он является повелителем

вещей, отцом и матерью народа. Когда нет совершенного

человека, все что находится между небом и землей, не

упорядочено, ритуал и долг не систематизированы,

наверху не существует ни правителя ни наставника,

внизу не существует ни отца ни сына, - вот что

называется крайней степенью беспорядка

Сюнь цзы

I

ЭПОХА НЕОЛИТА И БРОНЗЫ(5000-3000 лет до н. э.)

Раннеземледельческие культуры- центры

Яншао. Ранний неолит(4800-3600 г.г. до н. э.)

Культура расписной керамики. Поселения, окруженные

рвом, разведение риса, проса, сельскохозяйственных

животных, посуды сложными геометрическими узора-

ми и стилизованными изображениями

рыб, птиц, масок, символизировавших духов предков.

Луншань. Поздний неолит (2500-1700 г.г. до н. э)

Культура черной ,тонкостенной керамики. Широкое

распространение обработки нефрита-камня, которому

приписывались магические свойства.

В этот период искусство расписной керамики пережи-

вает свой «золотой век», т.н. «культура мацзацо».

Появляются первые деревянные постройки – начало

китайской архитектуры

Эрлитоу

и Эпоха бронзы (1600-1200 гг. до н. э)

Саньсиндуй

В Эрлитоу древнейшие изделия из бронзы (1600 г. до н.э.)

Это время появления первых поселений городского типа.

Широкое распространение изделий из бронзы, символизировавших

царскую власть и ценившихся выше золота (ритуальные сосуды,детали колесниц, украшения. В Саньсиндуе, находящемся от Эрлитоу на расстоянии 1000 км, были обнаружены более полусотни огромных масок стилизованных человеческих голов) и громадная (2,6 м) человеческая статуя из бронзы, датируемые 1200 г. до н. э., повидимому также, связанных с поклонением культу предков.