ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.09.2024
Просмотров: 2992
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
6. Кто же ведает? Кто поведает здесь?
28 Видов неспособностей Девять видов удовлетворения
Санкхья (создание идеальной модели ведического космоса)
Ведический образец и классическая культура индии
Глава6. О месте пребывания разума
_____________________________________________________________________________
Итихасы - исторические предания о прошедших событиях, примыкают к ведам
Лучшее для смертных- здоровье-
Исходный принцип и доминанта античной культуры
В. Татаркевич . Античная эстетика
Лучшее для смертных- здоровье-
затем пленительная красота,
хорошо когда есть богатство, нажитое честно,
когда ты молод и среди друзей99
Наиболее полное представление о традиционных формах античного идеала может дать обращение к текстам античной драматургии прежде всего к трагедиям Эсхила и Софокла и комедиям Аристофана. В трагедии Эсхила «Семеро против Фив», прославляются, главным образом, такие качества человека, как воинская доблесть и патриотизм. Комедиограф Аристофан, в трактовке античного идеала был последователем Эсхила, которого считал величайшим драматургом Эллады. В своей знаменитой комедии "Лягушки" о отводит одно из центральных мест эпизоду, основным содержанием, которого является спор между Эсхилом и Эврипидом, отстаивающими различные взгляды на проблему идеала и роль трагедии в формировании «лучших граждан».Аристофан полностью поддерживает в этом споре Эсхила ,который говорит:
Боевую одну драму я написал.. "Семеро в Фивах".
Всякий, кто ее видел, любой гражданин загорался
воинственным пылом…
Затем уже "Персов" поставил, и в них я учил
чтобы граждане наши
Все горели желаньем врагов побеждать, этим я
свою драму украсил...
Из поэтов полезны бывали всегда благородные
сердцем поэты
Совершение таинств открыл Орфей, запрещая
пролитие крови
Исцеленью недугов, пророчествам нас ведь Мусей научил
Гесиод же
Обработке земли и уборке плодов, и посевам, Гомер
богоравный
Удостоился чести и славы за то, что учил он полезному
делу
И отваге в строю и оружью бойцов.100
Как видно из приведенных текстов, античные поэты, драматурги, философы не только провозглашали нормы эллинского идеала, но и считали своей первейшей обязанностью воспитывать граждан в духе этих норм.
В период высокой классики, предпринимаются первые попытки систематизировать представления об античном идеале, объединив традиционные представления о нем и новую систему ценностей, связанную о демократическими формами правления, в результате чего он приобретает свое, законченное классическое выражение. В сочинении, историка и философа Ксенофонта Домострой, дается не только обобщенная характеристика традиционных представлений об античном идеала (ее Ксенофонт приписывает Сократу),но создается и конкретный образ «прекрасного и хорошего» человека.
В полном соответствии с традицией, Ксенофонт заявляет, что одними из самых благородный и нужных занятий являются земледелие и военное искусство: «…от занятия земледелием не могут удержаться даже очень благородные люди. Как видно, занятие им это вместе и какое-то удовольствие и обогащение и гимнастика, дающая организму силу для исполнения всякого труда приличествующего свободному человеку...затем если хочешь защищать свое отечество на коне, земледелие дает больше всего воз- можнось содержать и коня, если хочешь служить в пехоте оно, делает тело крепким...прекрасное изречение, что эемледелие кормилица всех профессий».101 , «...земледелию легко научиться, и очень приятно работать при нем... такой образ жизни пользуется величайшим почетом у городов, -потому, что признаю, что оно делает людей самыми лучшими гражданами любящими отечество». 102
В 11 главе «Домостроя» Ксенофонт рисует образ прекрасного и хорошего человека по имени Исхомах. Он отличный семьянин, его отличает не внешняя красота, а внутреннее достоинство. Затем, описываются занятия прекрасного и хорошего человека. Он почитает богов и вступил на путь добродетели. Исхомах занят трудом, который дает ему возможность сохранить здоровье и силу. Он занимается и военными упражнениями, чтобы уцелеть на войне. Он не ленится и стремится увеличить свое состояние. Он ест столько, чтобы весь день быть, ни голодным, ни слишком сытым. Он всегда готов к защите и никому не делает зла- ни гражданам, ни государству. Исхомах- этот прекрасный и хороший человек- один из самых искусных наездников и богатых людей».103 Законченное выражение представление о таком человеке находит в античной калокагатии.
Термин «калокагатия» состоит из двух греческих слов: calos (прекрасный) и agatthos (хороший ,добрый).Он начал употребляться еще в глубокой древности в «эпоху семи мудрецов» (первых натурфилософов)и древних пифагорейцев(VI в. до н. э,). Первоначально, он обозначал такое единство телесного и духовного начал, в человеке, которое делает его «совершенным». В дальнейшем, термину калокагатия, который использовался на протяжении всей античной эпохи , придавались различные значения, отражавшие те изменения, которые происходили во взглядах на проблему идеала в античном обществе. .А.Ф.Лосев, в своем капитальном труде, «История античной эстетики» насчитывает семь типов калакагатии:
Исторически первой из них была аристократическая калокагатия. К ней относились люди обладающие «старинным родовым благородством». Как правило это были т.н. всадники, состоятельные землевладельцы, составлявшие в период военных действий конницу, элитную часть защитников полиса. Их традиционно называли лучшими гражданами - благородными. В монархический период из них числа выбирались верховные правители. В этом значении термин калокагатия употребляли историки Геродот и Ксенофонт, комедиограф Аристофан (в комедии «Всадники»),и Платон, когда он говорит о традиционных представлениях о «лучших гражданах».
Общественно-демонстрационная калокагатия. Этот тип калокагатии Лосев определяет , как классический . .Ярче всего он проявился в практике Олимпийских игр и нашел отражение в поэзии Пиндара (518-440 г. до н.э.),который слагал оды в честь их победителей, при этом наличие у человека калокагатийных качеств связывалось у него с такими атрибутами, как слава, богатство, жизненная энергия, здоровье, сила, удача. С о стремлением человека знать и во всем соблюдать свою меру и добыть доблесть, совершая прекрасные дела.В эпоху расцвета демократических Афин в т.н. «золотой век» Перикла, получила распространение политическая калокагатия.
Ранние формы калокагатийности носили вполне традиционный характер т. к в основном опирались в своих представлениях об идеале, с одной стороны, на «мудрость мифа»,с другой, на ту систему ценностей, которая сложилась в эпоху становления греческого полиса. Благодаря этому, в этот период, нормы античного идеала в жизни человека, понимаемого, как микрокосм. Новая ,политическая форма античного идеала, явилась результатом роса гражданского самосознания эллинов и духовного потенциала греческого этноса. Это требовало систематизации всей жизни греческого полиса, на новой политической, гражданской основе. Решить эту задачу было невозможно без создания системы воспитания ,которая бы охватывала собой все слои полисного коллектива и носила бы характер государственного закона. Для создания такого рода закона было необходимо разработать и теоретически и юридически обосновать главные цели, формы и методы такого воспитания и определить его главные приоритеты. Решение этой задачи было необходимым образом связано с переоценкой традиционной системы культурных ценностей. Первая попытка такой переоценки была предпринята уже натурфилосфами, в частности Гераклитом и Демокритом, попытав- шимися поставить во главу угла воспитания «лучшего человека» идею формирования у него такой добродетели, как мудрость . Но они лишь декларировали эту идею, не связывая свои рассуждения с решением каких бы то ни было практических и социально-политических проблем полисной жизни. Первыми, кто это сделал были софисты-представители т.н. Греческого просвещения . помогут стать им сторонниками интеллигентско - софистической калокагатии. Софисты приписывали себе калокагатийные качества на том основании, что в силу своей универсальной образованности в различных техне (искусствах и науках) они могут дать людям те знания, которые Софисты приписывали себе калокагатийные качества на том основании, что в силу своей универсальной образованности в различных техне (искусствах и науках) они могут дать людям те знания, которые помогут стать им лучшими и добрыми, т.к. путь к истиной арете лежит через знание. Эту свою точку зрения они противопоставили традиционному взгляду согласно, которому арете считалось врожденным качеством, дарованное людям богами и являющееся признаком благородного человека.
.Основатель софистики Протагор, создавший «искусство красноречия»-риторику отличался от большинства своих соратников, которые превращали «сокровища древней мудрости в общедоступные школярские максимы» тем, что приоритетную роль в обучении отдавал изучению не свободных, а «гражданских искусств» надеясь, при этом, сделать своих учеников не только образованными людьми, но и «хорошими гражданами». В этом он был близок к таким представителям политической калокагатии, которыми были его оппоненты Сократ и Платон.
Софистическое истолкование калокагатийности в котором приоритетная роль отводилась образованности и красноречию, которые они ставили в один ряд с мудростью, не могло не вызвать критического отношения у сторонников древней арете.
«Для грека классической эпохи представление о лучшем человеке и гражданине традиционно было связано, не столько с образованностью, книжной ученостью ,сколько с требованием от каждого свободного человека быть «гражданином среди граждан, воином среди воинов, мужем среди мужей» . Дары эллинских богов, вокально-ораторская и физическая культура, хорошая постановка голоса и тренировка мышц»-главные символы классической калокагатии. Грамотность была необходимым подспорьем этой калокагатии, но не могла войти в ряд ее символов. Ее не причисляли к дарам богов.».104 .
Первым критиком софистической калокагатии был Сократ. В диалоге «Протагор», Платон рассматривает, те аргументы, которые Сократ, выступающий в этом диалоге оппонентом Протагора, противопоставляет софистическому пониманию знания, как основы калокагатии. По мнению Сократа, никакое знание конкретных искусств, каким бы полным и всеохватывающим оно ни было, не может приблизить нас к постижению истинной арете. Решить эту задачу может только знание той высшей цели к которой должен стремится человек. Таким знанием, является знание Блага. Вне этого знания все человеческие достоинства оказываются лишенными добродетели. Знание Блага и следование добродетели- главная цель и обязанность гражданина полиса. Наличие добродетели- основное сущностное качество «лучшего» гражданина. Учение Сократа о благе и добродетели, детально разработанное его учеником Платоном, стало философским обонованием политической калокагатии ,как высшей ,классической форме калокагатийности и стало основой, созданной им государственной системы воспитания и образования. 105 В диалогах Платона, Сократ, называется наилучшим представителем политической калокагатии. По его мнению, афиняне осудившие Сократа на смерть лишили себя лучшего политического вождя. Он был единственным, кто имел истинное представление о той высшей цели к которой должны стремиться люди во всей своей жизни и деятельности. Такой целью, по мысли Сократа, а вслед за ним и Платона, является- Благо (полезное),причем наиболее полезным для человека является счастье жизни. Оно включает: хорошее здоровье и телесные силы. Духовное здоровье(умственные способности и другие способности души). Искусство и науки, в той части и мере, в какой они полезны для счастья и хорошей жизни. Дружеские отношения с близкими людьми. Согласие между членами семьи. Наконец, государство-полис если он благоустроен. Причем главными благами являются те, которые имеют отношение к душе.