ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.09.2024

Просмотров: 2989

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Пондопуло г.К.

I. Ведическая традиция

6. Кто же ведает? Кто поведает здесь?

Для миров

5. Для ритуала и обряда

II. Период упанишад

28 Видов неспособностей Девять видов удовлетворения

Учение о Брахмане-Атмане

Санкхья (создание идеальной модели ведического космоса)

Ведический образец и классическая культура индии

Часть 1 (главы 1,4,9,13)

Часть2(глава 23)

Часть 3(главы 1-5),15,18,19)

Часть 7( главы1-15,25,26)

Глава6. О месте пребывания разума

_____________________________________________________________________________

Объяснения к самхитам

Смрити («запоминаемое») - устная передача традиции,включает тексты ритуального,,законодательного,научного,эстетического характера

Итихасы - исторические предания о прошедших событиях, примыкают к ведам

Лучшее для смертных- здоровье-

Исходный принцип и доминанта античной культуры

В. Татаркевич . Античная эстетика

Притоком грязным, свежей не испить воды

Такой завет навеки положила я

Пайдейя

Приложения

Часть 1 (главы 1,4,9,13)

Часть2(глава 23)

Часть 3(главы 1-5),15,18,19)

Часть 7( главы1-15,25,26)

Айтарейя упанишада

Атман как начало всего сущего

Космические силы человека

Пища

Три рождения

Атман как источник жизни

Майтри- упанишада

О бренности земной жизни

Праджапати

Прашна упанишада

Материя и жизнь

Мундака- упанишада

Два вида знания

Пуруша

Брахман

Пути познания Атмана

О перевоплощениях

Шветашватара кпанишада

О первопричине сущего

Практика йоги

Пути постижения брахмана(3-7)

Тайттирия упанишада

Глава6. О месте пребывания разума

Глава9 О знании и воспитании

Бхагавад-гита

Главы 2,3,6,,7,8,14,18

Дхамапада.Самара 1998

Классическая йога Патанджали.М.1992

Глава 2

Артхашастра или наука политики М.1992

Раздел I.. Определение наук. Главы.2-4

Раздел 2. Общение с учеными. Гл.5

Раздел 3.Победа над чувствами Гл.6

Законы Ману. М.1990

Сутта- Нипата. Буддийская каноническая книга.М.2001

ЛИТЕРАТУРА

1. Джавхарлал Неру.Открытие Индии Книги первая и вторая. М.1989

2. Антонова К.А.Бонгард-ЛевинГ.ГМ.Котовскин Г.Г. История Индии.М.1973

3.К.А.Бонгард-Левин. Древнеиндийская цивилизация.М.1993

4.А.БэшемЧудо,которым была Индия.М.200


5.М.Эдвардс. Древняя Индия. Быт.Религия. Культура.М.2005

6.Индийская мифология.Энциклопедия.М.2005

7.Древняя Индия. Три великих сказания Т.1-2.Литературное изложение.Спб.1995

8. Н.Р.Лидова.Драма и ритуал в Древней Индии.М.1992

9. Свами Вивекананда Практическая Веданта.М.1992

10.Мирча Элиаде .Йога: бессмертие и свобода.Спб.1999

11.Пондопуло Г.К. Веды и классическая культура Индии.// в кн. Формирование

культурной традиции. М..2001 ВГИК,.с.18-130

Все указанные тексты и фрагменты и книги имеются

вбиблиотеке ВГИК и кабине текстов в 320 аудитория

ДИАФИЛЬМЫ

Древние цивилизации.Древняя Индия. ВВС

Питнр Брук. МАХАБХАРАТА

ТАБЛИЦА

СТРУКТУРА И КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ВЕДИЧЕСКИХ ТЕКСТОВ

-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

ШРУТИ («услышанное») - тексты шрути считают откровением,

______________________________________________________________________________________

Ядро вед САМХИТЫ (собрание гимнов)


_____________________________________________________________________________

РИГВЕДА - веда гимнов.

Древнейшая из вед (ХV-VIII вв. до н.э.). Первоначально существовала в устной традиции. Впервые была записана в Ш в. до н.э. при царе Ашоке. Многие гимны РВ являются руководством к ритуалу и связаны с функциями верховного жреца хотара. Некоторые использовались как заклинания. Создание вед приписывалось по традиции божественным риши.

Состав и содержание ригведийских гимнов. РВ включает 1028 гимнов, разделенных на 10 мандал («мандала», бук. круг, колесо, диск - один из основныз сакральных символов ведийской мифологии, выражающий архаические представления о мире в его целостности и единстве его частей). Ключевую роль в гимнах РВ занимают космогонические мотивы. Они нашли отражение как в гимнах, повествующих о самом акте «творения мира» («О сотворении мира», Х, 128), так и в гимнах, посвященных богам, выступающим в роли творцов-демиургов, хранителей и устроителей мироздания (Гимн «К Индре и Варуне», IV, 42, 1-7-10; гимн «К Агни», I, I; гимн «Какого бога почтим возлиянием?» Х, 121,1-10). В гимнах, посвященных двойным богам неба и земли (гимны «К небу и Земле», I, 159, 1, 160), а также в гимнах жертвенному коню и космическому человеку Пуруше, с которым связан ритуал жертвоприношения, символизировавший акт творения мироздания (гимн «Жертвенному коню», I, 162; I, 163 и гимн «Пуруше» Х, 903). Целый цикл гимнов РВ посвящен рибху мастерам, получившим за свое мастерство, которому "завидуют даже боги", бессмертие (III, 60). Ригведа - «великое начало», оно традиционно считается источником всего ведического знания.

_________________________________________________________________________________________

САМАВЕДА - веда мелодий.

Включает 1549 гимнов, снабженных нотацией (соответствующей мелодией). Большинство гимнов СВ, за исключением 75, повторяют гимны РВ. СВ связана с функциями жреца удгатара.

__________________________________________________________________________________________

ЯДЖУРВЕДА - веда жертвенных формул.

Связана с особым обрядом, яджной, и функциями совершающего его жреца адхварью. Яджурведа делится на «черную» и «белую». «Черная» ЯВ включает кропе жертвенных формул (яджус) и прозаические комментарии к ритуалу. В «Белую» ЯВ входят 200 гимнов и жертвенные формулы, разделенные на 40 глав. Эта веда целиком связана с ритуальным действием.

Обряд ведического жертвоприношения яджна предполагал три вида жертвоприношений: Сома-яджна (возлияние напитка «сома»). Он считался наиболее значительным и мог совершаться только «дважды рожденным», жрецом-брахманом, при этом совершивший жертвоприношение приобщался к миру богов. Хавир-яджна, предполагала сжигание на огне молока, масла, злаков и позволяла жертвователю приобщится к миру предков. Пака-яджна, простейшее жертвоприношение на огне. Его мог совершать каждый домохозяин. Благодаря ему жертвователь приобщался к миру людей - «тем, кто спускается вниз». Смысл действий жреца ЯВ описан в древнейшей Брихадараньяке упанишаде (3.1.8.).


__________________________________________________________________________________________

АТХАРВАВЕДА - веда заклинаний и заговоров.

Связана с функциями жреца огня ахтарвана. В более поздний период они выполнялись «царским жрецом» пурохитой или брахманом, следившими за точным исполнением ритуала. В целом АВ вошла в «ядро вед» и была канонизирована значительно позднее трех более ранних самхит (РВ, ЯВ, СВ).

АВ - частично заимствует тексты РВ, но значительно уступает ей в культовом значении. Она имеет ряд собственных космогонических и философских гимнов, не уступающих по выразительности гимнам РВ. Наряду с гимнами в АВ входят фрагменты народной магической поэзии, вероятно, заимствованной из культуры аборигенов Индостана. Таковы, например, гимны заклинания от болезней, злых демонов, любовные заговоры. АВ содержит около 700 подобных заговоров и заклинанийданным свыше божественным мудрецам-поэтам РИШИ

___________________________________________________________________________


Объяснения к самхитам

____________________________________________________________________________ БРАХМАНЫ («Поучение Брахмана») - время формирования IХ-VIII - Х-VII вв. до н.э. Прозаические тексты - мифологические, ритуальные объяснения к самхитам. Каждая веда имеет свои брахманы.

В Брахманах различаются собственно объяснения и предписания, имеющие отношение к ведическому ритуалу. Вместе с тем в Брахманы входит и следующая за ними группа текстов - т.н. Араньяки, не имеющие прямого отношения к ритуальным действиям, а так же мифы, легенды и сказания, имеющие фольклорное происхождение. Примером могут служить, входящие в Шатападху брахману миф о потопе и сказание о Пурвасе и Урваши (1.1.1., XI.5.1).

В Брахманах содержатся зачатки того мировоззрения, которое было позднее сфомулировано в Упанишадах, и развито в многочисленных даршанах (философских учениях), трактующих о происхождении мира и человека, первоосновах бытия, функциях мышления и речи и их связи с процессом жизни. В них намечается учение о об основах человеческой жизни: дхарме (законе), артхе (смысле), каме (страсти), мокше (освобождении). Одной из наиболее значительных является относящаяся к ЯВ «Шатападха-брахмана». К старейшей из вед РВ относятся Айтарейя и Каушитака брахманы, имеют свои брахманы и СВ и АВ.

______________________________________________________________________________________________

АРАНЬЯКИ («Лесные книги») - тексты, которые предназначались для лесных отшельников, стремившихся путем отрешения от семейной и общественной жизни целиком предатся углубленному изучению вед, постижению их сокровенного смысла.

Тексты Араньяк близки по форме к философским размышлениям о мире и человеке и тесно связаны с последующей группой ведических текстов - Упанишадами, от которых, порой, трудноотличимы. Тексты относящейся к РВ Айтарейи-араньяки содержат подлинный гимн величию человека, который характеризуется в них, как «совершенное творение» бога-творца Праджапати._______________________________________________________________

УПАНИШАДЫ (букв. «сидеть около») - группа ведических текстов, которая завершает собой цикл текстов, входящих в цикл СМРИТИ. Они содержат учение, в котором излагается "тайное знание", которое рассматривается в качестве "конца вед". К нему переходят, после создания Упанишад, функции высшего знания. Приобщение к нему требует обращения к учителю (духовному наставнику). К изучению Упанишад допускаются лишь прошедшие путь духовного очищения (ашрамы). Без упанишад знание 3-х вед "ничто", так как это лишь знание их "по имени" и не дает "освобождения". Традиция насчитывает 108 Упанишад, которые делятся на «старшие» и «младшие». Основных Упанишад – 13. Древнейшими и авторитетнейшими считаются Брихадараньяка и Чхандохья упанишады (УШ-УП вв. до н.э.). Младшие: Айтарейя, Каушитака, Кена, Таттирия, Катха, Иша, Мундака, - создавались в У1-1У вв. до н.э. Позднейшими были Шветшватара, Майтри, Прашна, Мандукья (Ш-П вв. до н.э.). Многие тексты упанишад анонимны, но известны и имена мудрецов, которым приписывается участие в их создании: Шандилья, Удалака и Снуткамара и др.