ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.09.2024
Просмотров: 2989
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
6. Кто же ведает? Кто поведает здесь?
28 Видов неспособностей Девять видов удовлетворения
Санкхья (создание идеальной модели ведического космоса)
Ведический образец и классическая культура индии
Глава6. О месте пребывания разума
_____________________________________________________________________________
Итихасы - исторические предания о прошедших событиях, примыкают к ведам
Лучшее для смертных- здоровье-
Исходный принцип и доминанта античной культуры
В. Татаркевич . Античная эстетика
Часть 1 (главы 1,4,9,13)
Часть2(глава 23)
Часть 3(главы 1-5),15,18,19)
Часть 7( главы1-15,25,26)
Айтарейя упанишада
Атман как начало всего сущего
Космические силы человека
Пища
Три рождения
Атман как источник жизни
Майтри- упанишада
О бренности земной жизни
Праджапати
Прашна упанишада
Материя и жизнь
Мундака- упанишада
Два вида знания
Пуруша
Брахман
Пути познания Атмана
О перевоплощениях
Шветашватара кпанишада
О первопричине сущего
Практика йоги
Пути постижения брахмана(3-7)
Тайттирия упанишада
Глава6. О месте пребывания разума
Глава9 О знании и воспитании
Бхагавад-гита
Главы 2,3,6,,7,8,14,18
Дхамапада.Самара 1998
Классическая йога Патанджали.М.1992
Глава 2
Артхашастра или наука политики М.1992
Раздел I.. Определение наук. Главы.2-4
Раздел 2. Общение с учеными. Гл.5
Раздел 3.Победа над чувствами Гл.6
Законы Ману. М.1990
Сутта- Нипата. Буддийская каноническая книга.М.2001
ЛИТЕРАТУРА
1. Джавхарлал Неру.Открытие Индии Книги первая и вторая. М.1989
2. Антонова К.А.Бонгард-ЛевинГ.ГМ.Котовскин Г.Г. История Индии.М.1973
3.К.А.Бонгард-Левин. Древнеиндийская цивилизация.М.1993
4.А.БэшемЧудо,которым была Индия.М.200
5.М.Эдвардс. Древняя Индия. Быт.Религия. Культура.М.2005
6.Индийская мифология.Энциклопедия.М.2005
7.Древняя Индия. Три великих сказания Т.1-2.Литературное изложение.Спб.1995
8. Н.Р.Лидова.Драма и ритуал в Древней Индии.М.1992
9. Свами Вивекананда Практическая Веданта.М.1992
10.Мирча Элиаде .Йога: бессмертие и свобода.Спб.1999
11.Пондопуло Г.К. Веды и классическая культура Индии.// в кн. Формирование
культурной традиции. М..2001 ВГИК,.с.18-130
Все указанные тексты и фрагменты и книги имеются
вбиблиотеке ВГИК и кабине текстов в 320 аудитория
ДИАФИЛЬМЫ
Древние цивилизации.Древняя Индия. ВВС
Питнр Брук. МАХАБХАРАТА
ТАБЛИЦА
СТРУКТУРА И КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ВЕДИЧЕСКИХ ТЕКСТОВ
-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
ШРУТИ («услышанное») - тексты шрути считают откровением,
______________________________________________________________________________________
Ядро вед САМХИТЫ (собрание гимнов)
_____________________________________________________________________________
РИГВЕДА - веда гимнов.
Древнейшая из вед (ХV-VIII вв. до н.э.). Первоначально существовала в устной традиции. Впервые была записана в Ш в. до н.э. при царе Ашоке. Многие гимны РВ являются руководством к ритуалу и связаны с функциями верховного жреца хотара. Некоторые использовались как заклинания. Создание вед приписывалось по традиции божественным риши.
Состав и содержание ригведийских гимнов. РВ включает 1028 гимнов, разделенных на 10 мандал («мандала», бук. круг, колесо, диск - один из основныз сакральных символов ведийской мифологии, выражающий архаические представления о мире в его целостности и единстве его частей). Ключевую роль в гимнах РВ занимают космогонические мотивы. Они нашли отражение как в гимнах, повествующих о самом акте «творения мира» («О сотворении мира», Х, 128), так и в гимнах, посвященных богам, выступающим в роли творцов-демиургов, хранителей и устроителей мироздания (Гимн «К Индре и Варуне», IV, 42, 1-7-10; гимн «К Агни», I, I; гимн «Какого бога почтим возлиянием?» Х, 121,1-10). В гимнах, посвященных двойным богам неба и земли (гимны «К небу и Земле», I, 159, 1, 160), а также в гимнах жертвенному коню и космическому человеку Пуруше, с которым связан ритуал жертвоприношения, символизировавший акт творения мироздания (гимн «Жертвенному коню», I, 162; I, 163 и гимн «Пуруше» Х, 903). Целый цикл гимнов РВ посвящен рибху мастерам, получившим за свое мастерство, которому "завидуют даже боги", бессмертие (III, 60). Ригведа - «великое начало», оно традиционно считается источником всего ведического знания.
_________________________________________________________________________________________
САМАВЕДА - веда мелодий.
Включает 1549 гимнов, снабженных нотацией (соответствующей мелодией). Большинство гимнов СВ, за исключением 75, повторяют гимны РВ. СВ связана с функциями жреца удгатара.
__________________________________________________________________________________________
ЯДЖУРВЕДА - веда жертвенных формул.
Связана с особым обрядом, яджной, и функциями совершающего его жреца адхварью. Яджурведа делится на «черную» и «белую». «Черная» ЯВ включает кропе жертвенных формул (яджус) и прозаические комментарии к ритуалу. В «Белую» ЯВ входят 200 гимнов и жертвенные формулы, разделенные на 40 глав. Эта веда целиком связана с ритуальным действием.
Обряд ведического жертвоприношения яджна предполагал три вида жертвоприношений: Сома-яджна (возлияние напитка «сома»). Он считался наиболее значительным и мог совершаться только «дважды рожденным», жрецом-брахманом, при этом совершивший жертвоприношение приобщался к миру богов. Хавир-яджна, предполагала сжигание на огне молока, масла, злаков и позволяла жертвователю приобщится к миру предков. Пака-яджна, простейшее жертвоприношение на огне. Его мог совершать каждый домохозяин. Благодаря ему жертвователь приобщался к миру людей - «тем, кто спускается вниз». Смысл действий жреца ЯВ описан в древнейшей Брихадараньяке упанишаде (3.1.8.).
__________________________________________________________________________________________
АТХАРВАВЕДА - веда заклинаний и заговоров.
Связана с функциями жреца огня ахтарвана. В более поздний период они выполнялись «царским жрецом» пурохитой или брахманом, следившими за точным исполнением ритуала. В целом АВ вошла в «ядро вед» и была канонизирована значительно позднее трех более ранних самхит (РВ, ЯВ, СВ).
АВ - частично заимствует тексты РВ, но значительно уступает ей в культовом значении. Она имеет ряд собственных космогонических и философских гимнов, не уступающих по выразительности гимнам РВ. Наряду с гимнами в АВ входят фрагменты народной магической поэзии, вероятно, заимствованной из культуры аборигенов Индостана. Таковы, например, гимны заклинания от болезней, злых демонов, любовные заговоры. АВ содержит около 700 подобных заговоров и заклинанийданным свыше божественным мудрецам-поэтам РИШИ
___________________________________________________________________________
Объяснения к самхитам
____________________________________________________________________________ БРАХМАНЫ («Поучение Брахмана») - время формирования IХ-VIII - Х-VII вв. до н.э. Прозаические тексты - мифологические, ритуальные объяснения к самхитам. Каждая веда имеет свои брахманы.
В Брахманах различаются собственно объяснения и предписания, имеющие отношение к ведическому ритуалу. Вместе с тем в Брахманы входит и следующая за ними группа текстов - т.н. Араньяки, не имеющие прямого отношения к ритуальным действиям, а так же мифы, легенды и сказания, имеющие фольклорное происхождение. Примером могут служить, входящие в Шатападху брахману миф о потопе и сказание о Пурвасе и Урваши (1.1.1., XI.5.1).
В Брахманах содержатся зачатки того мировоззрения, которое было позднее сфомулировано в Упанишадах, и развито в многочисленных даршанах (философских учениях), трактующих о происхождении мира и человека, первоосновах бытия, функциях мышления и речи и их связи с процессом жизни. В них намечается учение о об основах человеческой жизни: дхарме (законе), артхе (смысле), каме (страсти), мокше (освобождении). Одной из наиболее значительных является относящаяся к ЯВ «Шатападха-брахмана». К старейшей из вед РВ относятся Айтарейя и Каушитака брахманы, имеют свои брахманы и СВ и АВ.
______________________________________________________________________________________________
АРАНЬЯКИ («Лесные книги») - тексты, которые предназначались для лесных отшельников, стремившихся путем отрешения от семейной и общественной жизни целиком предатся углубленному изучению вед, постижению их сокровенного смысла.
Тексты Араньяк близки по форме к философским размышлениям о мире и человеке и тесно связаны с последующей группой ведических текстов - Упанишадами, от которых, порой, трудноотличимы. Тексты относящейся к РВ Айтарейи-араньяки содержат подлинный гимн величию человека, который характеризуется в них, как «совершенное творение» бога-творца Праджапати._______________________________________________________________
УПАНИШАДЫ (букв. «сидеть около») - группа ведических текстов, которая завершает собой цикл текстов, входящих в цикл СМРИТИ. Они содержат учение, в котором излагается "тайное знание", которое рассматривается в качестве "конца вед". К нему переходят, после создания Упанишад, функции высшего знания. Приобщение к нему требует обращения к учителю (духовному наставнику). К изучению Упанишад допускаются лишь прошедшие путь духовного очищения (ашрамы). Без упанишад знание 3-х вед "ничто", так как это лишь знание их "по имени" и не дает "освобождения". Традиция насчитывает 108 Упанишад, которые делятся на «старшие» и «младшие». Основных Упанишад – 13. Древнейшими и авторитетнейшими считаются Брихадараньяка и Чхандохья упанишады (УШ-УП вв. до н.э.). Младшие: Айтарейя, Каушитака, Кена, Таттирия, Катха, Иша, Мундака, - создавались в У1-1У вв. до н.э. Позднейшими были Шветшватара, Майтри, Прашна, Мандукья (Ш-П вв. до н.э.). Многие тексты упанишад анонимны, но известны и имена мудрецов, которым приписывается участие в их создании: Шандилья, Удалака и Снуткамара и др.